Knowledge-class. С этим научным термином я впервые столкнулся более десяти лет назад. С тех пор данное направление не дает покоя. Почему у нас это не востребовано? Что и кто мешает? Ведь мы всегда были не только богаты на светлые головы, продвигающие новые идеи, но и славились людьми эти идеи воплощающие в жизнь.
Класс интеллектуалов. Примерно так в переводе называется это явление. Это новая тенденция в экономических отношениях. Похоже за ними будущее. Как это связано футболом? Да напрямую! Начнем сначала.
Каждый раз, выходя из дома по делам, я всегда бросаю взгляд на пятачок во дворе, именно там, если позволяет погода, гоняет детвора в футбол. Гоняет азартно с вдохновением. Однажды я обратил внимание на девчушку, игравшую за одну из команд. То, с каким воодушевлением она это делала, заставило меня взять ее на «карандаш». Сразу было видно, с каким мастерством и остервенением она выкладывалась в каждом эпизоде, что девчонка была просто влюблена в игру. Время показало, что я не ошибся.
Однако весь прошедший учебный год я перестал ее видеть в футбольных баталиях. И вот летом вновь заметил ее в дворовой игре. Не удержался и подошел. Аня Ткаченко, именно так зовут мою героиню, поведала мне много интересного из разряда того, какими дорогами сегодня дети двигаются в сторону футбольных вершин. Как пытаются их покорить. В каких местах пачками срываются вниз на этом пути, я уже увидел сам.
Давайте попробуем на примере моей героини обозначить опасные зоны и попробовать проложить альтернативные пути. Пути, которые с большей степенью вероятности позволят ребенку достичь максимальной высоты футбольного мастерства, опираясь на его врожденный потенциал.
Итак, три года назад, Аня огорошила родителей тем, что заявила о своей любви к футболу. Любая классическая любовь заканчивается браком, а далее самостоятельная семейная жизнь вне стен родного дома. Аня решила уехать в Чернигов. Именно там, была возможность основательно заняться футболом. До этого был, конечно «конфетно-букетный» период предшествующий серьезным отношениям. Love story Ани была классической и очень типичной для многих юных футболистов, поэтому есть смысл на ней остановиться.
Романтический период знакомства с футболом в жизни Ани возник сразу, как только ей понравилось общаться с мячом. Чтобы, как любому влюбленному, постараться продлить время общения с любимым, Аня пошла в футбольную секцию. В Николаеве это оказалась футбольная школа при команде «Торпедочка». Два раза в неделю тренировки под руководством футбольного тренера, настоящие матчи на настоящих полях, казалось, бесконечно продлевали время общения с любимой игрой. Что еще нужно для того, чтобы усилить любовь?
В какой-то момент тренер подсказал Ане, что с «Торпедочкой» связывать свою жизнь не стоит, «невеста» достойна большего. Так появился новый «избранник» в лице черниговского «Спартака». При команде работает детско-юношеская школа-интернат. По словам Ани, две эти, по сути своей, футбольные секции отличались как небо и земля. Оказалось, что есть схемы построения игры, в которых не последнюю роль играют такие амплуа футболистов как защитники, полузащитники, нападающие.
Это «откровение» для Ани пришло в четырнадцать лет. Не поздно ли? Вспоминаются слова Александра Головко, старшего тренера украинской сборной U-17. Он говорил о том, что наши дети имеют в этом возрасте не просто смутное представление о тактике и стратегии футбольного матча, они зачастую и не подозревают о том, что таковое вообще есть на белом свете. И это сборники. Что говорить о тех, кто только на них учится? В то время как испанские мальчишки, по словам того же Головко, готовы пробудившись среди ночи рассказать об индивидуальных тактических задачах на поле. Запомним этот момент. Это первый уступ вершины, с которого срываются талантливые футболисты. Мы еще к нему вернемся.
В плане «физики» разнились и тренировки в Николаеве и Чернигове. По словам Ани, николаевский период больше походил на физкультурный чем на спортивный. Опять заострим внимание на возрасте, когда пришлось столкнуться с серьезным подходом к тренировочному процессу и потерянных годах. Ведь именно в детстве закладывается школа! И чем раньше и профессиональней мы подойдем к этому вопросу, тем эффективней будет обучение. Это вторая скала, с которой откатываются вниз юные дарования.
Есть еще третьи и четвертые опасные уступы и чем дальше взбираешься к вершине, тем более они множатся. Отдельным утесом стоит коррупция, но сейчас не об этом. Вот на этих самых уступах и срываются наши юные футболисты, которые потенциально ничуть не хуже тех же Месси или Рональдо. Эти бриллианты мирового футбола тоже когда-то были маленькими, и далеко не сверкающими алмазами, а всего лишь заготовками. Но попав в руки профессиональных «ювелиров» получили свою «огранку» и засверкали ярким светом, которым щедро наградила их природа. Наши же самородки попадают в нашу систему подготовки, которая применялась лет сто назад. С помощью напильника, а не современного оборудования проходит «огранка», затем из подручной проволоки мастерится оправа и вот – наш отечественный футбольный продукт готов. Сравнивая западные образцы и наши, мы понимаем, что это небо и земля. Начинаем подводить под это оправдательную базу, рассуждая о том, что лучшего нам не добиться из-за природно-климатических условий, отсутствия финансирования, отсутствия программы и т.д. и т.п.
Вот уже два десятка лет как Украина самостоятельно осуществляет свободное плавание в неспокойном футбольном море. Срок не малый. За это время родилось и выросло целое поколение футболистов. Мы можем заметить какой-то курс в направлении которого движется футбольная лодка? Нет. Команда этой лодки выполняет ряд каких-то операций по обеспечению движения. Именно на этом и сосредоточен комплекс финансовых и организационных мер, который и выдается за основную цель плавания. У нас нет современной школы подготовки «юных моряков», потому наши футболисты и выглядят в сравнении со своими сверстниками большей частью пассажирами, а не «морскими волками». Коньков обещал принести детям компас, но даже это осталось только обещанием.
Нужна программа подготовки. Современная программа. На нее нет средств, могут ответить многие. Если подсчитать, сколько денег безвозвратно потерянно на неудачные трансферы, то наберется годовой бюджет не одной области Украины, который в разы меньше чем стоит национальная программа подготовки юных футболистов. Нет, не та, которая базируется на старых основах и принципах, а новая, современная отвечающая требованиям двадцать первого века.
Кого, кроме Шевченко, звезд мировой величины, подготовила отечественная футбольная школа за двадцать лет своей независимости? Никого. Да и Андрея я бы не стал причислять к заслугам футбольной бюрократии, ибо он все же большей частью продукт Лобановского. Почему же у нас нет людей, достойных продолжать не только идеи, но и подходы Мэтра в футболе. Думаю, что такие люди есть, но они не востребованы в междособойчиках отечественной футбольной элиты. Силы тратятся на удовлетворение собственных амбиций, привнося в жертву национальный футбол. Время течет неумолимо, ведь двадцать лет, это треть жизни. Они пролетели, а вспомнить нечего. Нет, конечно, можно притянуть за уши список «достижений», но если быть честным перед собой, то это не то, к чему приучил нас Лобановский.
Мне кажется, что верни нам сейчас Лобановского и Базилевича времен первой половины семидесятых и поставь перед ними задачу подготовки юной футбольной смены, то они обязательно предложили бы нам свой оригинальный план. Не знаю, каким бы он был, но убежден, что был бы основан на современных достижениях науки и техники, так как дуэт с самого начала опирался именно на эти принципы. В нем было бы учтено все: и отсутствие материальной базы, и не имение долговременной концепции развития детского футбола, и современные критерии оценки подготовки юных футболистов, и разработка единой методики подготовки и работы тренеров, и мотивация детворы на пути совершенствования футбольного мастерства. И базировался бы этот план на современных технологиях, которые позволяют дойти до каждого ребенка, в какой бы глубинке он не проживал. Тогда не нужно было бы разбрасывать сеть и тянуть футбольный невод в Киев, Харьков, Донецк или Днепропетровск. Все можно делать и на местах, приглашая в футбольные центры не потенциально одаренных, а безусловно талантливых ребят. На содержании академий можно было бы существенно экономить, направляя финансы в базис современных подходов.
Думается мне, что Базилевич с Лобановским постарались бы решить с помощью этого плана ряд задач, которые позволят вырастить не просто одиночных украинских звезд калибра Шевченко, а целые плеяды. Для этого надо дать вовремя возможность ребенку тренироваться не по наитию местного тренера, а расти под присмотром настоящего профессионала. Для этого совсем не обязательно множить футбольные академии по всей стране. Достаточно воспользоваться современными методиками дистанционного обучения, которые во всем мире знают как e-Learning.
Имея в своем интеллектуальном арсенале пусть и не самое первое, но входящее в мировую десятку по квалификации и численности сообщество айтишников, Украина могла бы быть лидером в разработке и внедрения современной методики подготовки юных футболистов. Важно лишь поставить задачу и обеспечить финансирование данного стартапа. Тогда, любому ребенку, имеющему соответствующий девайс, будет доступна возможность:
• в любом месте и любое время иметь доступ к национальной программе подготовки юных футболистов;
• оперативного получение уроков, курсов, консультаций, советов, оценок у удалённого тренера, преподавателя, врача, эксперта, а так же он-лайн дистанционного общения с нужными специалистами;
• ежедневной самостоятельной работы с электронными материалами доставляемыми на электронный девайс слушателя, обновляемых по мере успешного выполнения предыдущих;
• формирования по возрасту или уровню подготовки сообщества пользователей (классы, курсы) по подобию социальных сетей и активно занимающихся общим виртуальным обучением;
• прохождения он-лайн тестов по усвоенному курсу, заданию, упражнению, уроку;
• тренерскому составу освоение и популяризация инновационных педагогических технологий;
• доступа к учебной видеотеке по физической, тактической подготовке, работе с мячом;
• он-лайн контроля, документирования, архивирования физического состояния юного футболиста после выполнения упражнений и корректировки нагрузок исходя из полученных данных;
• родителям осуществлять контроль правильности следования рекомендациям специалистов, тем самым избегать перекосов и ошибок в обучении.
Перечень можно продолжать, но это не ТЗ, а всего лишь постановка вопроса. Детали должны обсуждать специалисты. Специалистов, которые могли бы осуществить технически данный проект у нас пруд пруди, главное их сорганизовать, и не важно под флагом отечественной федерации или какого-то конкретного клуба. И футбольных специалистов у нас достаточно. Если говорить о тренерском цехе, то достаточно окинуть взором и насчитать десятки отечественных звезд футбола годами ожидающих приглашения на работу. Почему бы им в период вынужденного творческого отпуска не подключиться к данному проекту. Трудно оценить счастье детворы, которая будет проходить курс подготовки от Демьяненко, Буряка, Беланова, Бессонова…
«Прежде, чем вывести на поле команду из одиннадцати игроков, мы все проанализировали», - говорит технический директор Королевской бельгийской футбольной ассоциации Мишель Саблон. Футбольных чиновников огорчало, что последним серьезным достижением «красных дьяволов» была, приснопамятная для наших болельщиков со стажем, победа над сборной СССР в 1986 году и занятое в этой связи четвертое место в мировом рейтинге. С тех пор – провал. Причины бельгийцы, вполне разумно, решили искать в качестве подготовки юных футболистов. Была проведена большая аналитическая и подготовительная работа. В частности, выяснилось, что детям на тренировках не интересно бегать без мяча, на занятиях не хватало азарта. Со временем, из-за отсутствия мотивации дети или покидали такие футбольные школы, или снижали требовательность к себе. «Поэтому мы разбили ребят до 7 лет на команды по пять человек, до 10 лет играли 8 на 8, и только затем 11 против 11» - поделился Мишель об измененных подходах. Но, главной задачей во время занятий ставилось отнюдь не усвоение и закрепление футбольного мастерства, а получение удовольствия от самого футбола.
На основании, казалось бы таких простых, но эффективных постулатов, были заложены основы подготовки юных футболистов. Была разработана единая бельгийская программа подготовки «красных дьяволят», которую взяли на вооружение спортивные школы, любительские и профессиональные клубы. Не вдаваясь в детали этой программы можно констатировать, что на сегодняшний день сборная Бельгии впервые за последние двенадцать лет выезжает на Чемпионат мира с первого места своей отборочной группы. Мало того, стоит шестой в списке претендентов на Кубок мира, опережая Англию, Италию и Францию. Не говоря уже о том, что бельгийские футболисты весьма востребованы в ведущих европейских топ-клубах. И этот путь изменений пройден со старта в 2002 году. А мы говорим о нашем двадцатилетии. Два шансы мы уже упустили.
Речь не идет о том, чтобы копировать бельгийский, португальский или немецкий опыт, хотя брать его во внимание необходимо. Мы говорим о том, чтобы идти дальше и копать глубже, создавая свою национальную программу. Кроме самой спортивной составляющей мы должны понимать, для чего готовим юных футболистов. Для чего мальчишки и девчонки посвящают годы своего самого счастливого периода, заменяя кропотливой и по большому счету черновой работой. Какую будущую жизнь мы им готовим? Ведь футбольный век короток. После этого молодой человек отработанный материал, который уже мало кому интересен. А ведь у него вся жизнь еще впереди.
Вот и перед моей героиней уже в полный рост стоят эти вопросы. Ведь Аня хочет посвятить себя профессиональному футболу. А надо еще получать образование, кроме поиска клуба. Разговаривал с родителями Ани, они на распутье. Ведь у нас в высшей женской лиге четыре команды, в то время как у немцев и остальных – все как у людей: полноценные лиги, где без малого два десятка команд вышки. Да, что там женский футбол! У нас мужской сокращается как шагреневая кожа.
О чем идет речь? Это должна быть комплексная программа, где отдельным разделом должен быть обмен опытом. Имея подробный электронный паспорт игрока, доступный европейской футбольной бюрократии, еще в юном возрасте отечественная федерация должна быть озабочена тем, чтобы хотя бы в черновую проложить карьерно-спортивный путь футболиста. Если воспитанник, по тем или иным причинам, не востребован в отечественных турнирах, то надо пристраивать его в зарубежных. Ведь мы не можем заставить запретить рожать детей, пока финансовые проблемы страны не рассосутся? Нет. И рожаем и готовим, по принципу важен процесс, а не результат.
Одним из главных разделов программы должен уделяться здоровью детей. Этот вопрос уже давно витал в воздухе, но последний трагический случай унесший жизнь шестнадцатилетнего Павла Ткаченко из молодежной команды «Севастополя» просто бьет в набат о том, что такая проблема существует. И решать ее надо. Решать с помощью современных подходов. Не буду советовать, что это должно быть: электронный напульсник, браслет или какой-либо другой сплав электронных датчиков, позволяющих не только он-лайн контролировать главные параметры основных систем жизнеобеспечения, но и рассчитывать коридор допустимых нагрузок для данного возраста, дня, часа, упражнения. Все это современная электроника позволяет делать. Причем без всяких проводов и громоздких датчиков.
Программно, такие данные должны обрабатываться и выдаваться индивидуальные рекомендации по физике. Ведь ни для кого не секрет, что детско-подростковый возраст сродни качелям. В какой-то период, идет стремительное развитие одних систем жизнедеятельности организма в ущерб другим. В какой-то, притормаживается, запуская другие процессы. И все это очень индивидуально. Мы же проводим градацию только по возрасту, как и век назад. А надо адаптировать физические программы, забыв о возрасте, исходя из объективных показателей организма юного футболиста. Программные приложения должны выдавать педагогу широкую гамму рекомендаций, вплоть до диаметра и веса мяча для данного полугодия. Попробуйте сейчас, сформировавшимся телом осуществить удар с флангового навеса по теннисному мячу. Вы будете крайне удивленны, что он пошел совсем не туда, куда вы планировали. Мало того, вас еще и назовут «буратино», не сумевшего попасть в пустые ворота. Что же мы хотим от детей? Они учатся на взрослых футбольных мячах. Это для них, то же самое, что для нас мячи для мотобола. А потом, вырастая, они сталкиваются с проблемой «теннисного мяча».
В игровой форме должен быть представлен учебный курс по тактике футбола. Скорее всего, на базе «игрушек» таких привычных для подрастающего поколения. В любом случае вопрос стратегии и тактики футбольного матча должен вводиться чуть ли не с пеленок. Помните Аню, когда она погрузилась в эти вопросы? А потом мы говорим, что мы не Бразилия, не Англия, не Франция или Италия. Да мы сами себя и приговорили к этому.
Можно долго говорить об этой программе. Там должны быть разделы психологии, мотивации, истории футбола, всего не перечислишь. Но перечислять и говорить имеет смысл тогда, когда она кому-то интересна. А она должна быть интересна тем, кто сегодня финансирует футбол. Ведь это именно продукт Knowledge-class. Создав его один раз, дальше можно бесконечно копировать. Причем копия практически ничего не стоит. Этим программно-аппаратным продуктом можно торговать в футбольном мире. Подобно тому, как завоевал мир Майкрософт своими окнами. Это, если не полное снятие вопроса с наших футбольных клубов по финансовому фейр-плей, то частичное уж точно. Почему же в нашей стране не востребован подобный продукт? Ведь это очень выгодное вложение денег. Не понимаешь, почему, к примеру, Виктория Тигипко (жена миллиардера Сергея Тигипко) финансирует на раннем этапе индийский стартап Little Eye Labs. Недавно Facebook приобрел эту тему за 15 млн $. А ведь индусы занимались всего лишь анализом эффективности мобильных приложений. Это ведь всего несколько процентов от объема обсуждаемой нами темы. Значит, наши миллиардеры не такие уж и бестолочи, как кажется некоторым, коль вкладываются в новейшие технологии. Почему же футбольная тема вечно сирота?
Все, что вы прочитали выше, это заготовка написанная прошлым летом. Осенью я планировал ее доработать и в зимнее межсезонье разместить в блог. Но сталось, не так как гадалось. Майдан, война, словом мне было не до этого. Ничего не дорабатывал. С тех пор, бельгийцы не стали чемпионами мира, но вопрос не в этом. Даже не в потенциале бельгийцев. И вопрос даже не только в Ане. Вопрос намного шире и глубже.
Вернуться к этой теме меня заставило три момента. Во-первых, Аня. Во-вторых, понимание того, что, не смотря на войну, жизнь продолжается. И, в-третьих, грядущая неизбежность переформатирования материального содержания футбольного хозяйства.
Поначалу блог я планировал озаглавить «Я люблю тебя! Футбол». Через год передумал. Почему? По двум причинам. Первое, любовь всегда подразумевает взаимность. И как бы Аня не жаждала серьезно заниматься футболом, искренние чувства с ее стороны без взаимности со стороны самого футбола, футбола как футбольной машины Украины, будут лишь влюбленностью, а не любовью. А ведь именно любовь творит чудеса.
И второе. Этим летом у нас во дворе перестали играть в футбол, а Аня вернулась домой. А могла бы играть где-нибудь в Бельгии, Швеции или Финляндии, коль Украине она не мила. Могла бы там найти свою любовь, будь у нас подобная система, о которой я говорю. Но… Словом вы все сами понимаете.
«…Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости…» - примерно так звучат слова апостола Павла. Да и смысл он вкладывал совсем не тот, на котором настаивал инженер Зотов в «ТАСС уполномочен заявить». Талант Юлина Семенова позволил апостольский текст переработать и переложить на сегодняшний день: «Иудеи знамения просят, эллины – мудрости». Точнее и не скажешь в преломлении к нашему вопросу. Два десятка лет финансовые воротилы футбола ждут чудес от заморских кудесников. Ждут, щедро оплачивая услуги этих футбольных чародеев, и, похоже, не собираются менять формат ожидания успеха. Неужели они не верят в мудрость? Или у них ее все же просто нет?
Ведь рано или поздно сдуется олигархический финансовый пузырь и Украина будет вынуждена скромнее себя вести на европейском футбольном поле. Мы окажемся без футбольных эмигрантов, во всяком случае, не в таком количестве как сегодня, и тогда уповать на чудо будет просто бессмысленно. Бессмысленно уповать на успех без влюбленных в игру футбольных козаков. Может, есть смысл рискнуть и призвать на помощь мудрость? Пока еще время есть.
Изменения в украинский футбол неизбежно придут, это объективная реальность. Вот тогда кто-то и напишет блог под ненужным сегодня названием «Я люблю тебя! Футбол».
На мой взгляд, нельзя подходить к системе подготовки квалифицированного резерва для профессионального футбола как к стартапам в сфере всё тех же IT технологий. Учиться играть в футбол посредством новомодных e-Learning... Любопытно.
Но автор, по моему мнению, затрагивает важный вопрос - как воспитать (желательно массово) конкурентоспособную футбольную молодёжь. Вопрос который решает практически вся Европа и который находится в глубокой тени у нас.
Автор прав - в отечественном футболе знания и профессионализм не востребован. Тема очень интересная - и изучать и рассматривать её нужно. Сумеет ли украинский футбол создать подобную программу, о которой рассуждает автор, вопрос отнюдь не риторический. Либо мы это сделаем и сможем побеждать, либо останемся теми, кто крупно и регулярно будет уступать лидерам мирового футбола и радоваться любым успехам на официальном уровне. Но подходить к проблеме следует максимально профессионально, а knowledge-class в отечественном футболе не востребован, а значит, практически отсутствует!
Как быть и что делать?
Думаю, на постсоветском пространстве нет чёткого понимания, что за наука есть футбол?
Точная или гуманитарная? Или - естественная?
Отсюда, например, нет пиетета перед "корочками". Например, экс футболист может руководить командой высшего дивизиона, не получив соответствующего образования. Ну как же! Он же сам играл!
Что уж говорить о детском футболе...
В принципе, у нас так в большинстве сфер деятельности. Так что удивляться не приходится.
Мне почему-то кажется, что то, о чем Вы говорите рано или поздно найдет свое разумное разрешение. Сегодня это кажется невероятным, но жизнь течет в наше время так стремительно, что мы с трудом за ней поспеваем.
Очень надеюсь дожить до времен торжества разума. Чего и Вам желаю.
Жыве Беларусь!.
Спасибо, Александр, за соавторство, но оно не заслуженное.
Позвольте узнать Ваше мнение: что, всё-таки, такое - футбол? Наука (какая?), искусство, театр?
Почему, например, вполне научный (как мне кажется) подход Гвардиолы в Барселоне даёт самый невероятный результат в виде команды, успехи которой очень сложно повторить тому же Гвардиоле в Мюнхене? Вспомните, как мучилась Бавария с Боруссией в одном из прошлогодних матчей, играя в тики-таку, пока, наконец, не перешла к стилю Хайнкеса, буквально размазав дортмундцев по полю.
Признаюсь, в такой постановке я никогда его себе не задавал. Для его формулировки нужен системный подход и глобальное ощущение процесса, ну и плюс, безусловно знания.
Но, вопрос задан и я с интересом начал формулировать свой ответ.
Как вижу я, то футбол пока не наука. Как мне представляется, мы находимся где-то в начале средних веков, когда еще не было единой системы измерения. Кто-то прибрасывал размер на локоть, кому-то нравился вершок или верста, а кто-то был влюблен в лье или милю. При всем при том, отсутствие международной системы измерений СИ нисколько не мешала уже в то время творить чудеса техники.
Кажется мне, что футбол станет наукой, когда у нас будут выработаны единые критерии спортивной работы. ТТД, которые начал считать Базилевич с Лобановским были первым шагом к этим единым стандартам. Но и они пока еще не стали эталоном работы футболиста чем для нас сегодня является см или кг. Но это всего лишь первый шаг к науке как таковой, с ее уравнениями, формулами и постулатами. Когда мы будем уметь рассчитывать вероятный коридор последствий в футболе, тогда можно говорить о науке. Ну, например тренер обматерил подростка после не забитого пеналя. Мы с большой долей вероятности можем рассчитать когда и как скажется этот эпизод на карьере игрока. Даже через пять или десять лет, хотя напрямую видимой связи может совершенно не просматриваться. Футбол, это междисциплинарный, сложный конгломерат, которым серьезно еще никто не занимался. Целину начали пахать маркетологи, рекламщики, имиджмейкеры, но это не совсем то. Даже совсем не то. Когда мы сможем рассчитать комплекс подготовки на годы для каждого ребенка, чтобы из него получился оптимальный атлет, а затем, или параллельно будем профилировать футболиста, тогда мы сможем говорить о науке. Причем исключая засилье фармакологии. Допинг должен быть вне закона. Но именно он сегодня позволяет вырывать преимущества, игнорируя науку. Он, допинг на сегодня самый короткий путь к успеху, а наука - длинный. Ну кому охота видеть плоды своего труда в следующей жизни?
Получается, что футбол искусство? На сегодня думаю, что да. И приведенный Вами пример с Гвардиолой, на мой взгляд подтверждает это по двум причинам.
Во-первых, любой художник не может продуцировать исключительно гениальные произведения. У каждого гения бывают и неудачи и периоды, морального опустошения, когда просто не хватает сил на великое.
И, второе. Мы видим Хосе, как футбольного режиссера, может даже и драматурга. Но он работает в каком-то одном жанре. А теперь представьте себе, что из драматического театра, вы попадаете в кукольный или театр оперетты. Или Жванецкий взялся за "Войну и мир". "Эй, на барже!!!...", в смысле "На поле Аустерлица!!!" Или граф решил запечатлеть собрание транспортного цеха. Хотя оба гениальных писателя.
Гвардиола пришел уже на готовые декорации со своим сценарием, несколько адаптированным к стенам театра в Мюнхене. А это не работает. Надо или жанр менять или режиссерские постулаты.
В этом плане Клоппу было легче начинать. Он играл на открытой площадке, на воздухе, на лужайке. На него не давили стены театра в виде обязательных побед последнего десятилетия. Он написал талантливую современную пьесу, ему не нужно было ее утверждать в худсовете, он донес до актеров их роли на сцене, и у него получилось.
Упрощенно, Хосе пытается играть на испанской гитаре в немецком костеле, где до него традиционно звучал орган. Хотя ноты те же.
Ох, куда меня занесло!
Дмитрий, спасибо за вопрос. Буду его помнить. И искать ответ.
По вчерашним и др. последним результатам, концепция Пепа, похоже, выглядит гораздо убедительнее в достаточно новой для него Баварии, чем у Клоппа - в родной Боруссии.
Понятно, уровень игроков. Хотя...
Если мы говорим, что футбол - это искусство, то, получается, трудно загнать всё в рамки научной подготовки?
ИМХО, на поле боя проще сражаться по науке. Но без творческого подхода, - "перехода через Альпы", - сложно стать Суворовым.
С другой стороны - более научным, чем подход Гвардиолы, лично мне трудно назвать чей либо. Моуринью? Режиссёр и актёр в одном лице. Искусство полководца.
Лобановский и Базилевич? Наука? Но как же проигрыши Стяуа, Порто, Бельгии и т.д.? Нечто антинаучное (
При этом Пеп (как мне кажется) категорически отверг один из самых научных постулатов футбола - вариативность стиля, умение подстроиться под соперника.
Да плевать он хотел на вариативность! "Команда играет так, как позволяет ей соперник"? ИМХО, Барса Гвардиолы играет в одном единственном ключе, завязанном на тотальном владении мячом, быстрой перепасовке, обездвиживающей соперника, подготовке плацдарма для входа в штрафную и несильного (а, соответственно, точного) удара из убойной позиции. К ней можно применять всевозможные сравнения. Причём в любом случае это будет сравнение с лучшим в какой-либо сфере.
"Барселона играет на отскоках. Это - баскетбол" (с). Ну, тогда это - "Чикаго Буллс" с М. Джорданом.
Но почему не гандбол С. Мироновича? Обложить зону соперника и разыгрывать до верного с врыванием в 6-метровую зону для завершающего броска!
Или - "Кружить, как бабочка, жалить, как пчела"...
Вспоминаю матчи против Реала Моура или - ещё лучше - финал ЛЧ против МЮ. Колоссальный прессинг в начале игры со стороны манкунианцев не заставил Барсу изменить стилю. При этом каталонцы пропустили. Но продолжали гнуть свою линию. И - дожали выдохшихся соперников.
Барсе нет нужды подстраиваться. Её стиль заставляет соперника либо безостановочно двигаться в защите (Рубин), либо прессинговать по всему полю (Реал). Но лишь в исключительных случаях срабатывает первое, и так же редко - второе. Поэтому, ИМХО, зачем Барсе вариативность?
Но даже такой строжайший подход Пепа не гарантировал безоговорочных побед над всеми соперниками.
Очень интересно, можно ли подогнать под футбол научную базу именно на высшем уровне? Кажется, научный подход (на западе) осваивают очень активно. Измерятся всё. И в итоге, например, непонятный мне отказ от кроссов как ненужного элемента подготовки (это научный или антинаучный подход?).
Вы совершенно правы в статье: наука просто необходима на уровне детского футбола, как средняя школа с её арифметикой, алгеброй и геометрией.
И во взрослом футболе, конечно, можно осчастливить футболистов высшей математикой и, чем там ещё - тригонометрией? Но потянут ли игроки университеты? Играл же как-то Алиев? :) И чего он бы мог достичь, не разменяйся на кабаки - одному Богу известно.
Может, всё-таки, здесь уже выходят на передний план "сценаристы и режиссёры", которые с помощью хорошо - по-научному - подготовленных актёров ставят свои спектакли на радость нам, зрителям?
И, главное, режиссёров сразу два, и имеют они прямо противоположные задачи: каждый хочет добиться победы над соперником.
Поэтому, если всё удастся свести к науке, не исключено - будем иметь на выходе скучные "0 - 0" :)
Но с необученными актёрами качественного спектакля нам не видать...
Вот, и меня понесло, даже вернулся с корректировками :)
Очень интересная тема, Александр. Спасибо!
Тему Вы подняли... Это просто глыба какая-то! Не с моим шанцевым инструментом ее лопатить. Но попробую хоть обкопать по периметру.
Часть ответа, на мой взгляд Вы заложили в последних строках своего поста. Боюсь ошибиться, но по моему Игнатьев как-то сказал, что весь предматчевый изысканный и безупречный сценарий, в виде установки на игру очень часто ломается потугами соперника. По ходу приходится верстать новый, не такой безупречный, он тоже рушится и матч доигрывается на рефлексах.
Держать в голове различные комбинации игры по ходу матча, как мне кажется даже тренеру не по силам, а что говорить про игроков. Они и один, главный сценарий не всегда до конца помнят, а потом когда пульс 200, давление заоблачное, имя папы с мамой не всегда вспомнят, что уже говорить о тактике.
Так, что если мы говорим о сценарии, то он безусловно есть до стартового свистка. А дальше... А дальше он действует до первой ошибки. И про нули Вы совершенно правильно заметили, потому как обороняться, при всем переборе физики в этом случае, все же тактически легче чем атаковать. Помнится Лобановский как-то проговорился, что матч надо делать в первые пятнадцать минут. Пока соперник не вошел в игру, пока у нас есть мотивация, силы и в голове работает установка на игру. Пару голов закатили, сели к своим воротам и держим оборону. Таким образом Мэтр пытался нейтрализовать второго режиссера, чтобы его команда реализовала им подготовленный сценарий. И по большому счету к этому и сводится футбол. Когда мы его сравниваем с театром, то подразумеваем сценарий, который подготовлен до игры. В остальном мы ничего общего с театром не имеем.
В нашем случае мы, как мне кажется, должны больше тяготеть к войне. К баталиям где идет боевое столкновение. Там тоже пишутся сценарии. Но на первый план выходит результат. Если мы хотим победу, то это битва. Когда согласны на ничью оба соперника, то позиционные бои местного значения. И вот здесь на первый план, как мне думается выходит зачастую даже не план военной операции, а степень мотивации бойцов. Мы знаем многочисленные примеры, когда отчаянное мужество, патриотизм творили чудеса. В футболе такое явление называют "Порядок бьет класс".
Таким образом мы как-то уходим от понятие творчество, если вплетаем в него такую дефиницию как битва. Ведь сложно представить какого рода творчество мы ожидаем от битвы первой скрипки симфонического оркестра, скажем с тромбоном духового. Или нелепо ждать победы от артиллериста-пацифиста. Ну и так далее.
Таким образом футболист в первую очередь воин, а во вторую прима или подтанцовка. И в связи с этим возникает острейший вопрос кадрового потенциала. Без самопожертвования на поле в большом футболе делать нечего. И на это самопожертвование должна быть готова вся команда, включая запасных. Это в идеале. Тогда написанный тренером сценарий или план военных действий сработает. Но идеал бывает не всегда. Вернее никогда. Всегда есть миллион объективных помех, которые этот идеал рушат, а равно и рушат сценарий еще до свистка.
Вы затронули Алиева. Думается он пик своего потенциала проявил без всяких "если". Это такой тип личности. Не было бы ночнушек, была бы банальная лень, которая заполняла бы освободившееся место. И вот здесь робко начинает проявляться наука. Именно она должна спрогнозировать психологический портрет будущего футболиста, дать рекомендации над чем работать. У Алиева этот период не просто пропустили, мне кажется на него просто не обращали внимание делая упор на мастерство. В результате получили футбольного пацифиста, несмотря на пендель Родриго.
Вот и получается, что для футбольного искусства мы должны привлекать кучу дополнительных дисциплин, которые сегодня не востребованы. У меня такое ощущение, что Барса нащупала правильный тренд, и если внутри руководства ничего кардинально не изменится, то она и создаст эталон современной школы. Уже сейчас видно, что начиная с детского возраста они селективно выводят сорт "правильного футболиста". Поэтому, как правильно Вы заметили, Пепу абсолютно все равно с какими планами вышел соперник. За счет комплекса выявленных, привитых, натренированных качеств, плюс разумная доля импровизации, плюс обратная связь позволяют доминировать его сценарию. Но это заслуга не команды, не тренера, а всего клуба с широкой программой подготовки.
Когда наши футбольные специалисты начинают подсчитывать количество сыгранных матчей за сезон игроками Барсы, а их без малого набирается сотня, то понимаешь, что и "военному" делу в клубе уделяется внимание. А на постсоветском пространстве игры раз в три дня и по сей день непреодолимый барьер. И дело не в физике, не в мотивации, а в детстве. Именно там забыли привить качества настоящего бойца..
Вот мы с Вами Дмитрий уже и запутались в определении, что же все-таки футбол.
Может, футбол - это джаз? )
Но, наверное, - хотя можно проводить всевозможные параллели, - это просто командный вид спорта. С повышенными требованиями (абсолютно с Вами согласен) к характеру, бойцовским качествам, научной подготовке. Кажется, Моуринью сказал: дайте мне 11 Аспиликуэт - и я выиграю всё на свете?
Продвинулись ли мы к пониманию сути?
По моему, в семидесятые была дискуссия между "физиками" и "лириками". Наши размышления о сути футбола сродни той волне "поиска истины".
У нас коли є щось невдале, незручне, неправильне чи шкідливе, чомусь завжди починають із створення ПРОГРАМИ )))
Но нііяка програма сама по собі не працює. Працюють люди. Конкретний тренер у конкретній школі.
Який може подивитись на школяра, побачити брек в його техніці і виправити цей брак дитині. Це не зробиьт програма! Програма, яка б вона фінансована не була, не підійде до хлопчини, не візьме його за ногу і не поставить ту ногу так, щоб у гравця получився точний пас.
Це може зробити тільки конкретний тренер, вчитель, батько (да!).
А може і не зробити. Якщо не знає. Не вміє. Не має бажання чи ума.
По каким критериям тренер оценивает качество удара? Правильно, по собственным ощущениям. По каким критериям подбирает ГТ состав в сборную? По тем же.
Вы приходите в магазин и говорите: "Дайте мне хороший кусок колбасы, чтобы и я , и жена, и дети, и собачка Шарик наелись". Ни один продавец не отрежет вам ровно столько, сколько задумали вы. Будет множество вариантов, пока вы не назовете желаемый вес в граммах. Хотя бы приблизительный.
Должны быть общие, понятные, а главное - объективные критерии. Они главное, а программа не самоцель, она их лишь объединяет.
Просто якщо подивитись на "діяльність" нашої влади взагалі та інших "ффу"-шок, то можна спостерігати весь час одну й ту ж картину:
зібрались, ходили з флагами, мітингували, НАПИСАЛИ врешті супер-пупер програму... І - забули.
Тобто якось так ведеться в наших краях, що всі ті програми замість бути АЛГОРИТМОМ стають МЕТОЮ.
От що мені в цьому не подобається.
Якщо ж говорити в цілому про розвиток футболу, то тут насправді багато шляхів і способів.
Одна програма, навіть сама разпрекрасна їх всіх не охопить і обовьязково будуть перекоси: проф футбол щось отримає - любительський ні, спортінтернати щось отримають - школярі ні.
Причому ці перекоси стартує сама програма. Адже це логічно - ні?
Якщо би я взявся щось додати до нашого футболу, то
1) не ставив би глобальні цілі, а обмежився би чимось КОНКРЕТНИМ, наприклад "покращення вивчення футболу в шкільній програмі"; така конкретна мета і рахується добре, і реалізується під контролем, і як спосіб вирішення наступних проблем стане зразком;
2) я би провів максимально точний АНАЛІЗ поточного стану всього "футбольного хазяйства" - від дитсадка до спортсмена-на-пенсії; причому у всіх можливих розрізах і всіх можливих порівнянням як по часу так і по простору (що було, що є, що буде; що у нас, що у них і т.д.)
3) визначив би найболючіші ТОЧКИ; імхо - це соціальна незахищеність спортсмена і слабка підготовка в дитячому спорті; но цілком можливо, що є щось значно важливіше і причина може бути навіть парадоксальною;
4) врешті проаналізував би успішний ІСНУЮЧИЙ варіант оганізації футболу і вибрав би найкращий для наших умав із врахуванням першочерговості вирішення КЛЮЧОВИХ проблем (мені подобається німецький; но цілком імовірно що аналіз покаже нам що польський - кращий на даному етапі).
Якось так.
Але за всіми цими тєлодвіженіями ніяк неможливо забути основне:
спорт - це тренування;
а тренування - це стосунки тренера і спортсмена.
Ось про що був мій попередній пост))
Дякую за вашу відповідь на нього.
Нет, я не против - но напиши СВОЕ мнение! Короче, МРАЗИ и ПОДОНКИ вы, граждане "анонимы"! " Анонимы" - "онанисты"...., что то общее прослеживается?
"Он знал, что вертиться Земля,
но у него была семья!
(Е. Евтушенко)
Хороший пост. Умный и не коньюктурный. Посыл абсолютно верный, как и слоган Ломоносова: "Россия произрастать Сибирью будет.." Украинский футбол, так же как и футбол любой страны, может расти и развиваться на основе своих воспитанников.
Что бы я добавил к серьёзной статье автора:
1. Для любого внятного инвестора, проект важен прибылью. Материальной или имиджевой. Поэтому, проект должен стоять на прочной бизнес-основе.
2. Одним виртуальным футболом в обучении детей не обойдешся. Мало того, виртуальная составляющая должна быть инструментом - одним из. Причем, не главным.
3. Наличие детских тренеров, тренеров с педагогическимм знаниями - обязательно.
4. Материальная и моральная заинтересованность коллектива воспитателей должна стоять "во главу угла".
5. Воспитание, (воспитание - а НЕ тренинг!), детей должно быть построено на игровой, соревновательной, интересной и завлекательной для детей, основе!
6. Бюджет повсеместных школ футбола должен формироваться на добровольно-принудительной основе из:
а) Обязательных взносов профессиональных футбольных клубов, фиксированных по лигах, минимальных обязательных отчислений местных советов (скажем, 10% от статьи на развитие спорта), поступлений от ПРОДАЖИ воспитанников в футбольные академии клубов или зарубежные клубы, спонсорские и меценатские взносы, взносы родителей.
7. Наличие ФФУ из профессиональных специалистов. Лучше, создание специального, независимого от ФФУ, общественного органа, контролирующего детский футбол. Наличие государственного контролирующего органа за целевым использованием средств футбольных школ. Жесточайшее уголовное наказание за воровство и коррупцию.
8. Разработка программы использования профессиональных футболистов, закончивших карьеру, в детском спорте.
Вот, примерно, так. Хотя, можно еще назвать десяток пунктов - но алгоритм и так ясен.
Объясняю эпиграф: знают что делать, в частности, в детском футболе, многие. Вопрос в том, чтобы не только знали, но и ДЕЛАЛИ, невзирая на прочие причины!
Написав текст, держа в уме, чтобы он был читабелен, я, однако ужаснулся. Двадцать тысяч знаков. Ничуть не умаляя детище Шурика, такой длины блоги все же не формат этого сайта. Тем не менее рискнул и разместил.
Ваши замечания лишь подтверждают насколько огромен пласт, который надо поднимать. Я лишь скромно обозначил борозду своей сохой, а поле пахать и пахать.
Кстати, в этом проекте, несомненно присутствует очень неплохой экономический эффект!
Я привожу своего сына, внука в футбольную секцию. Там за небольшие (лучше символические деньги) получаю персональный, назовем его планшет, и браслет. Раз в неделю мы появляемся на футбольном поле и сдаем упражнения, по результатам которых будет видно насколько эффективно мы потрудились самостоятельно.
Вне футбольной секции мы ежедневно работаем над теорией, физикой, упражняемся с мячом и т.д. Программа должна быть продумана таким образом, чтобы прежде чем перейти к следующему уровню, ребенок должен навсегда освоить предыдущую ступень.
Вспоминаю случай с сыном моего приятеля, который учился в детской школе уже почившего "Арсенала". На вопрос, что пришлось продемонстрировать, чтобы быть принятым в школу, он ответил: "Набить какое-то количество раз ногой мяч и пробить несколько раз по воротам". Вот и весь норматив. Самое интересное, что именно это и сдавал пятьдесят лет назад мой младший брат, когда записывался в футбольную секцию.
Олег Петрович Базилевич неоднократно говорил, что команду - звезду можно сделать и из футболистов второй лиги. Главное их правильно научить. С детьми это важно вдвойне.
Другое дело, что ребенок выучит по "планшету" определенный набор технических движений и сдаст тест тренеру. Хотя и здесь есть "подводные камни": "тупая" программа не может разглядеть какую то "изюминку" в данном ученике, ведь она "усреднена".
Думаю, Гарринча, с его ногой и его финтом был бы отсеян!
То есть: СИСТЕМНОСТЬ в подготовке, показ и заучивание БАЗОВЫХ движений, постановка стопы при разных ударах, основы тактики, в зависимости от позиции игрока, правила игры, и т.д. - только "ЗА"! Но только при обязательной работе с наставником и в группе. Причем, тут ничего нового: обычный учебный процесс - школьный, только систематизированный и технически оснащенный. А предлагается школьнику сразу одолеть программу по институтскому методу - максимально самостоятельно.
Что касается ударов, то ролик с тем же скажем Буряком разбитым на элементы даст не меньше информации, чем демонстрация местного тренера. Плюс еще и в том, что этот ролик можно пересмотреть бесконечное количество раз, в любое удобное для ребенка время. А после освоения приема он удаленно, опять таки с помощью видео сдает зачет, получает замечания и рекомендации, если надо, опять таки с помощью видео получает удаленную корректирующую картинку.
Связка : учитель-ученик никуда не пропадает, а получает современное качество. Плюс уровень учителя поднимается на более высокий уровень.
Предполагаемая программа обучения достаточно трудоемка, но подготовив ее, мы можем снять множество вопросов, которые есть сегодня в любом удаленном, да и не только удаленном селе. Туда, куда никакой условный Кварцяный никогда не доедет.
В остальном я с Вами, Александр, согласен. Наверное, я неправильно Вас понял - т.е., наличие тренера на каждом этапе Вы не отрицаете. Действительно, программа неплохая. И не скажу, что сильно затратная. Можно еще доработать для создания обратной онлайн связи для групп или индивидуально - если какой то элемент нуждается в дополнительном разъяснении. Но тут есть и минус - в каждое село может прийти Кварцяный, и весь его лексикон будет при нем! -:))
На первых порах курс можно прошивать прямо в планшет. Стоимость аппаратной части по моему убеждению должна быть практически бесплатной в обмен на первый детский контракт. Для клуба это все равно окупится
По поводу других видов спорта, не размышлял, но рациональное зерно в этом есть. Может вообще есть смысл попробовать над чем нибудь попроще.
А по поводу игровой формы обучения, даже не обсуждается. Только так. Но в этом то и вся сложность, так преподнести ребенку рутинную работу, чтобы занимался он ей с увлечением.
Что касается групп, то я об этом пишу:
• формирования по возрасту или уровню подготовки сообщества пользователей (классы, курсы) по подобию социальных сетей и активно занимающихся общим виртуальным обучением;
Просто текст получился и так объемным и я старался избегать детализации. В нашем случае, это могут быть группы (временные) ребят у которых не получается то или иное упражнение. Базового курса им недостаточно, чтобы его освоить. Такое бывает. Ну, не получается и все! Физика ли проблемная, в мозгах бывает клямка падает и т.д. Тогда подключается куратор и дает дополнительный материал, который затем обобщается и пристыковывается к базовому курсу как факультатив.
Насчет того, насколько затратная, то тут могут быть разные уровни. Я сторонник фундаментальной программы с подключением науки сегодняшнего дня. А учитывая, что необходимый фактаж в полном объеме никто не систематизировал, то работа будет недешевой. Хотя у каждого свое понятие о дороговизне. Мы часто оперируем кошельком Суркиса как своим, поэтому лимон туда, пара сюда нас не сильно останавливают.
Что касается В.Кварцяного, то тут вы правы. Но я имел ввиду другое. Надо отдать ему должное, по Украине он помотался в поисках ребят и дал путевку в футбольную жизнь не одному хорошему игроку.
Чем больше думаю о проблеме, тем обширнее она кажется.
Было бы здорово связать програму с системой общеобразовательных школ, расширив её на лёгкую атлетику - то, что доступно в самом дремучем уголке. Сразу же решился бы вопрос педагогического обеспечения и центров сосредоточения техники.
Кстати, недурственно было бы запустить старосты по выявлению талантов в точных науках, информатике, военном деле.
Да, это было бы действительно государственный подход, а не так, как с преслоутым " уроком футбола"....
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
На мой взгляд, нельзя подходить к системе подготовки квалифицированного резерва для профессионального футбола как к стартапам в сфере всё тех же IT технологий. Учиться играть в футбол посредством новомодных e-Learning... Любопытно.
Но автор, по моему мнению, затрагивает важный вопрос - как воспитать (желательно массово) конкурентоспособную футбольную молодёжь. Вопрос который решает практически вся Европа и который находится в глубокой тени у нас.
Автор прав - в отечественном футболе знания и профессионализм не востребован. Тема очень интересная - и изучать и рассматривать её нужно. Сумеет ли украинский футбол создать подобную программу, о которой рассуждает автор, вопрос отнюдь не риторический. Либо мы это сделаем и сможем побеждать, либо останемся теми, кто крупно и регулярно будет уступать лидерам мирового футбола и радоваться любым успехам на официальном уровне. Но подходить к проблеме следует максимально профессионально, а knowledge-class в отечественном футболе не востребован, а значит, практически отсутствует!
Как быть и что делать?
А насчет класса интеллектуалов в Украине, вернее его отсутствия, тут я не соглашусь. По двум причинам. В мировом рейтинге айтишников Украина делит с Израилем то ли пятое, то ли шестое место. И второе, все наши светлые головы пока еще живут в Украине, но работают удаленно в крупных западных компаниях. Поэтому и создается иллюзия как будто их и нет.
У нас, к сожалению, сегодня, в футболе, нет своих Фридрихов Цандеров, Королёвых и Курчатовых, которые в состоянии стать интеллектуальными и управленческими локомотивами серьёзных development projects в наших футбольных Палестинах... (конечно же - это моя точка зрения) Почему их нет? Потому что они никогда не были востребованы. Ведь считается, что Древняя Греция явила миру целый сонм великих мыслителей, потому что греческое общество и государство требовало и нуждалась в них!
Появятся? Если в нашем обществе, в первую очередь в футбольном, возникнет такая потребность или как сегодня говорят trend, то тогда у нас появится шанс. Футбол (снова таки - на мой взгляд) - это почти зеркальное отражение того, что творится в государстве и его, если таковое существует, гражданском обществе.
Кстати, к сожалению, не смогу физически найти цитату из СМИ (тем более это было довлоьно давно), но когда-то в конце 80-х прошлого столетия, к Лобановскому приходили за консультациями в области детского и юношеского футбола и он признавался, что это не его тема.
Александр - такие проекты, как программы развития молодёжного футбола, требуют соответствующей компетенции, знаний и опыта. И не обязательно - большой и даже великий тренер, каковым был ВВЛ, способны решать подобные задачи. Но тема, которую вы затронули, чрезвычайно интересна и актуальна. Поэтому спасибо вам. Правда, решать её следует, ещё раз подчеркну это, очень профессионально - иначе легко уйти совершенно в другую сторону... Очень далёкую от европейских стандартов качества футбола (фраза не моя, а одного уже в прошлом большого и даже очень футбольного чиновника нашей страны).
Прошу прощения, что с опозданием отвечаю на Вашу точку зрения.
Безусловно, обсуждаемая тема марсианского масштаба, но, как Вы правильно заметили, что футбол зеркальное отражение общества, а последнее показало, что если накоплена критическая масса, то изменения неизбежны.
Я думаю в отечественном футболе эти изменения будут весьма болезненны, но они будут. Когда мы о них говорим, то тем самым уже создаем критическую массу.
Что касается личностей, то они тоже есть. Начнется процесс - появятся и личности.
А по поводу Лобановского, то у меня в памяти, с Вашей подачи, тоже начал вырисовываться тот эпизод с детским футболом. И его реакция на это лишь подтверждает то, насколько серьезно и ответственно он относился к делу, понимая, что детский футбол, ничуть не меньшая глыба, как и взрослый профессиональный. Времени и сил заниматься всем у него не было. А давать абстрактные рекомендации, не погрузившись в суть проблемы, было не в его духе.
Еще раз спасибо, Владимир, за Вашу точку зрения.
При таких раскладах мы все время будем сзади. Пока посмотрим, пока переварим, пока адаптируем, а они уже опять по новому гребут. Пока не создадим свое, так и будем вечно догонять.
Дело в том, что подготовка игроков, это тоже скользкая дорожка. И она уже давно протоптана. И не только в детском футболе. И не только нами. Все слишком субъективно. Да и о какой объективности при отборе перспективных подростков мы можем говорить, если даже в бразильскую главную сборную игроки попадают за не просто так.
На мой взгляд, пока не будет четких, научно обоснованных критериев оценки как футбольного мастерства, так и физсостояния вместе с потенциалом тактического мышления основанного на тестах, плюс пара контрольных игр с подсчетом и анализом ТТД пропущенных через мясорубку программных алгоритмов, дело не сдвинется с мертвой точки. Человеческий фактор должен быть процентов на девяносто исключен.