Иудеи знамения просят, эллины – мудрости.

Темы:
Украинский футбол

Knowledge-class. С этим научным термином я впервые столкнулся более десяти лет назад. С тех пор данное направление не дает покоя. Почему у нас это не востребовано? Что и кто мешает? Ведь мы всегда были не только богаты на светлые головы, продвигающие новые идеи, но и славились людьми эти идеи воплощающие в жизнь.

Класс интеллектуалов. Примерно так в переводе называется это явление. Это новая тенденция в экономических отношениях. Похоже за ними будущее. Как это связано футболом? Да напрямую! Начнем сначала.

Каждый раз, выходя из дома по делам, я всегда бросаю взгляд на пятачок во дворе, именно там, если позволяет погода, гоняет детвора в футбол. Гоняет азартно с вдохновением. Однажды я обратил внимание на девчушку, игравшую за одну из команд. То, с каким воодушевлением она это делала, заставило меня взять ее на «карандаш». Сразу было видно, с каким мастерством и остервенением она выкладывалась в каждом эпизоде, что девчонка была просто влюблена в игру. Время показало, что я не ошибся.

Однако весь прошедший учебный год я перестал ее видеть в футбольных баталиях. И вот летом вновь заметил ее в дворовой игре. Не удержался и подошел. Аня Ткаченко, именно так зовут мою героиню, поведала мне много интересного из разряда того, какими дорогами сегодня дети двигаются в сторону футбольных вершин. Как пытаются их покорить. В каких местах пачками срываются вниз на этом пути, я уже увидел сам.

Давайте попробуем на примере моей героини обозначить опасные зоны и попробовать проложить альтернативные пути. Пути, которые с большей степенью вероятности позволят ребенку достичь максимальной высоты футбольного мастерства, опираясь на его врожденный потенциал.

Итак, три года назад, Аня огорошила родителей тем, что заявила о своей любви к футболу. Любая классическая любовь заканчивается браком, а далее самостоятельная семейная жизнь вне стен родного дома. Аня решила уехать в Чернигов. Именно там, была возможность основательно заняться футболом. До этого был, конечно «конфетно-букетный» период предшествующий серьезным отношениям. Love story Ани была классической и очень типичной для многих юных футболистов, поэтому есть смысл на ней остановиться.

Романтический период знакомства с футболом в жизни Ани возник сразу, как только ей понравилось общаться с мячом. Чтобы, как любому влюбленному, постараться продлить время общения с любимым, Аня пошла в футбольную секцию. В Николаеве это оказалась футбольная школа при команде «Торпедочка». Два раза в неделю тренировки под руководством футбольного тренера, настоящие матчи на настоящих полях, казалось, бесконечно продлевали время общения с любимой игрой. Что еще нужно для того, чтобы усилить любовь?

В какой-то момент тренер подсказал Ане, что с «Торпедочкой» связывать свою жизнь не стоит, «невеста» достойна большего. Так появился новый «избранник» в лице черниговского «Спартака». При команде работает детско-юношеская школа-интернат. По словам Ани, две эти, по сути своей, футбольные секции отличались как небо и земля. Оказалось, что есть схемы построения игры, в которых не последнюю роль играют такие амплуа футболистов как защитники, полузащитники, нападающие.

Это «откровение» для Ани пришло в четырнадцать лет. Не поздно ли? Вспоминаются слова Александра Головко, старшего тренера украинской сборной U-17. Он говорил о том, что наши дети имеют в этом возрасте не просто смутное представление о тактике и стратегии футбольного матча, они зачастую и не подозревают о том, что таковое вообще есть на белом свете. И это сборники. Что говорить о тех, кто только на них учится? В то время как испанские мальчишки, по словам того же Головко, готовы пробудившись среди ночи рассказать об индивидуальных тактических задачах на поле. Запомним этот момент. Это первый уступ вершины, с которого срываются талантливые футболисты. Мы еще к нему вернемся.

В плане «физики» разнились и тренировки в Николаеве и Чернигове. По словам Ани, николаевский период больше походил на физкультурный чем на спортивный. Опять заострим внимание на возрасте, когда пришлось столкнуться с серьезным подходом к тренировочному процессу и потерянных годах. Ведь именно в детстве закладывается школа! И чем раньше и профессиональней мы подойдем к этому вопросу, тем эффективней будет обучение. Это вторая скала, с которой откатываются вниз юные дарования.

Есть еще третьи и четвертые опасные уступы и чем дальше взбираешься к вершине, тем более они множатся. Отдельным утесом стоит коррупция, но сейчас не об этом. Вот на этих самых уступах и срываются наши юные футболисты, которые потенциально ничуть не хуже тех же Месси или Рональдо. Эти бриллианты мирового футбола тоже когда-то были маленькими, и далеко не сверкающими алмазами, а всего лишь заготовками. Но попав в руки профессиональных «ювелиров» получили свою «огранку» и засверкали ярким светом, которым щедро наградила их природа. Наши же самородки попадают в нашу систему подготовки, которая применялась лет сто назад. С помощью напильника, а не современного оборудования проходит «огранка», затем из подручной проволоки мастерится оправа и вот – наш отечественный футбольный продукт готов. Сравнивая западные образцы и наши, мы понимаем, что это небо и земля. Начинаем подводить под это оправдательную базу, рассуждая о том, что лучшего нам не добиться из-за природно-климатических условий, отсутствия финансирования, отсутствия программы и т.д. и т.п.

Вот уже два десятка лет как Украина самостоятельно осуществляет свободное плавание в неспокойном футбольном море. Срок не малый. За это время родилось и выросло целое поколение футболистов. Мы можем заметить какой-то курс в направлении которого движется футбольная лодка? Нет. Команда этой лодки выполняет ряд каких-то операций по обеспечению движения. Именно на этом и сосредоточен комплекс финансовых и организационных мер, который и выдается за основную цель плавания. У нас нет современной школы подготовки «юных моряков», потому наши футболисты и выглядят в сравнении со своими сверстниками большей частью пассажирами, а не «морскими волками». Коньков обещал принести детям компас, но даже это осталось только обещанием.

Нужна программа подготовки. Современная программа. На нее нет средств, могут ответить многие. Если подсчитать, сколько денег безвозвратно потерянно на неудачные трансферы, то наберется годовой бюджет не одной области Украины, который в разы меньше чем стоит национальная программа подготовки юных футболистов. Нет, не та, которая базируется на старых основах и принципах, а новая, современная отвечающая требованиям двадцать первого века.

Кого, кроме Шевченко, звезд мировой величины, подготовила отечественная футбольная школа за двадцать лет своей независимости? Никого. Да и Андрея я бы не стал причислять к заслугам футбольной бюрократии, ибо он все же большей частью продукт Лобановского. Почему же у нас нет людей, достойных продолжать не только идеи, но и подходы Мэтра в футболе. Думаю, что такие люди есть, но они не востребованы в междособойчиках отечественной футбольной элиты. Силы тратятся на удовлетворение собственных амбиций, привнося в жертву национальный футбол. Время течет неумолимо, ведь двадцать лет, это треть жизни. Они пролетели, а вспомнить нечего. Нет, конечно, можно притянуть за уши список «достижений», но если быть честным перед собой, то это не то, к чему приучил нас Лобановский.

Мне кажется, что верни нам сейчас Лобановского и Базилевича времен первой половины семидесятых и поставь перед ними задачу подготовки юной футбольной смены, то они обязательно предложили бы нам свой оригинальный план. Не знаю, каким бы он был, но убежден, что был бы основан на современных достижениях науки и техники, так как дуэт с самого начала опирался именно на эти принципы. В нем было бы учтено все: и отсутствие материальной базы, и не имение долговременной концепции развития детского футбола, и современные критерии оценки подготовки юных футболистов, и разработка единой методики подготовки и работы тренеров, и мотивация детворы на пути совершенствования футбольного мастерства. И базировался бы этот план на современных технологиях, которые позволяют дойти до каждого ребенка, в какой бы глубинке он не проживал. Тогда не нужно было бы разбрасывать сеть и тянуть футбольный невод в Киев, Харьков, Донецк или Днепропетровск. Все можно делать и на местах, приглашая в футбольные центры не потенциально одаренных, а безусловно талантливых ребят. На содержании академий можно было бы существенно экономить, направляя финансы в базис современных подходов.

Думается мне, что Базилевич с Лобановским постарались бы решить с помощью этого плана ряд задач, которые позволят вырастить не просто одиночных украинских звезд калибра Шевченко, а целые плеяды. Для этого надо дать вовремя возможность ребенку тренироваться не по наитию местного тренера, а расти под присмотром настоящего профессионала. Для этого совсем не обязательно множить футбольные академии по всей стране. Достаточно воспользоваться современными методиками дистанционного обучения, которые во всем мире знают как e-Learning.

Имея в своем интеллектуальном арсенале пусть и не самое первое, но входящее в мировую десятку по квалификации и численности сообщество айтишников, Украина могла бы быть лидером в разработке и внедрения современной методики подготовки юных футболистов. Важно лишь поставить задачу и обеспечить финансирование данного стартапа. Тогда, любому ребенку, имеющему соответствующий девайс, будет доступна возможность:

• в любом месте и любое время иметь доступ к национальной программе подготовки юных футболистов;

• оперативного получение уроков, курсов, консультаций, советов, оценок у удалённого тренера, преподавателя, врача, эксперта, а так же он-лайн дистанционного общения с нужными специалистами;

• ежедневной самостоятельной работы с электронными материалами доставляемыми на электронный девайс слушателя, обновляемых по мере успешного выполнения предыдущих;

• формирования по возрасту или уровню подготовки сообщества пользователей (классы, курсы) по подобию социальных сетей и активно занимающихся общим виртуальным обучением;

• прохождения он-лайн тестов по усвоенному курсу, заданию, упражнению, уроку;

• тренерскому составу освоение и популяризация инновационных педагогических технологий;

• доступа к учебной видеотеке по физической, тактической подготовке, работе с мячом;

• он-лайн контроля, документирования, архивирования физического состояния юного футболиста после выполнения упражнений и корректировки нагрузок исходя из полученных данных;

• родителям осуществлять контроль правильности следования рекомендациям специалистов, тем самым избегать перекосов и ошибок в обучении.

Перечень можно продолжать, но это не ТЗ, а всего лишь постановка вопроса. Детали должны обсуждать специалисты. Специалистов, которые могли бы осуществить технически данный проект у нас пруд пруди, главное их сорганизовать, и не важно под флагом отечественной федерации или какого-то конкретного клуба. И футбольных специалистов у нас достаточно. Если говорить о тренерском цехе, то достаточно окинуть взором и насчитать десятки отечественных звезд футбола годами ожидающих приглашения на работу. Почему бы им в период вынужденного творческого отпуска не подключиться к данному проекту. Трудно оценить счастье детворы, которая будет проходить курс подготовки от Демьяненко, Буряка, Беланова, Бессонова…

«Прежде, чем вывести на поле команду из одиннадцати игроков, мы все проанализировали», - говорит технический директор Королевской бельгийской футбольной ассоциации Мишель Саблон. Футбольных чиновников огорчало, что последним серьезным достижением «красных дьяволов» была, приснопамятная для наших болельщиков со стажем, победа над сборной СССР в 1986 году и занятое в этой связи четвертое место в мировом рейтинге. С тех пор – провал. Причины бельгийцы, вполне разумно, решили искать в качестве подготовки юных футболистов. Была проведена большая аналитическая и подготовительная работа. В частности, выяснилось, что детям на тренировках не интересно бегать без мяча, на занятиях не хватало азарта. Со временем, из-за отсутствия мотивации дети или покидали такие футбольные школы, или снижали требовательность к себе. «Поэтому мы разбили ребят до 7 лет на команды по пять человек, до 10 лет играли 8 на 8, и только затем 11 против 11» - поделился Мишель об измененных подходах. Но, главной задачей во время занятий ставилось отнюдь не усвоение и закрепление футбольного мастерства, а получение удовольствия от самого футбола.

На основании, казалось бы таких простых, но эффективных постулатов, были заложены основы подготовки юных футболистов. Была разработана единая бельгийская программа подготовки «красных дьяволят», которую взяли на вооружение спортивные школы, любительские и профессиональные клубы. Не вдаваясь в детали этой программы можно констатировать, что на сегодняшний день сборная Бельгии впервые за последние двенадцать лет выезжает на Чемпионат мира с первого места своей отборочной группы. Мало того, стоит шестой в списке претендентов на Кубок мира, опережая Англию, Италию и Францию. Не говоря уже о том, что бельгийские футболисты весьма востребованы в ведущих европейских топ-клубах. И этот путь изменений пройден со старта в 2002 году. А мы говорим о нашем двадцатилетии. Два шансы мы уже упустили.

Речь не идет о том, чтобы копировать бельгийский, португальский или немецкий опыт, хотя брать его во внимание необходимо. Мы говорим о том, чтобы идти дальше и копать глубже, создавая свою национальную программу. Кроме самой спортивной составляющей мы должны понимать, для чего готовим юных футболистов. Для чего мальчишки и девчонки посвящают годы своего самого счастливого периода, заменяя кропотливой и по большому счету черновой работой. Какую будущую жизнь мы им готовим? Ведь футбольный век короток. После этого молодой человек отработанный материал, который уже мало кому интересен. А ведь у него вся жизнь еще впереди.

Вот и перед моей героиней уже в полный рост стоят эти вопросы. Ведь Аня хочет посвятить себя профессиональному футболу. А надо еще получать образование, кроме поиска клуба. Разговаривал с родителями Ани, они на распутье. Ведь у нас в высшей женской лиге четыре команды, в то время как у немцев и остальных – все как у людей: полноценные лиги, где без малого два десятка команд вышки. Да, что там женский футбол! У нас мужской сокращается как шагреневая кожа.

О чем идет речь? Это должна быть комплексная программа, где отдельным разделом должен быть обмен опытом. Имея подробный электронный паспорт игрока, доступный европейской футбольной бюрократии, еще в юном возрасте отечественная федерация должна быть озабочена тем, чтобы хотя бы в черновую проложить карьерно-спортивный путь футболиста. Если воспитанник, по тем или иным причинам, не востребован в отечественных турнирах, то надо пристраивать его в зарубежных. Ведь мы не можем заставить запретить рожать детей, пока финансовые проблемы страны не рассосутся? Нет. И рожаем и готовим, по принципу важен процесс, а не результат.

Одним из главных разделов программы должен уделяться здоровью детей. Этот вопрос уже давно витал в воздухе, но последний трагический случай унесший жизнь шестнадцатилетнего Павла Ткаченко из молодежной команды «Севастополя» просто бьет в набат о том, что такая проблема существует. И решать ее надо. Решать с помощью современных подходов. Не буду советовать, что это должно быть: электронный напульсник, браслет или какой-либо другой сплав электронных датчиков, позволяющих не только он-лайн контролировать главные параметры основных систем жизнеобеспечения, но и рассчитывать коридор допустимых нагрузок для данного возраста, дня, часа, упражнения. Все это современная электроника позволяет делать. Причем без всяких проводов и громоздких датчиков.

Программно, такие данные должны обрабатываться и выдаваться индивидуальные рекомендации по физике. Ведь ни для кого не секрет, что детско-подростковый возраст сродни качелям. В какой-то период, идет стремительное развитие одних систем жизнедеятельности организма в ущерб другим. В какой-то, притормаживается, запуская другие процессы. И все это очень индивидуально. Мы же проводим градацию только по возрасту, как и век назад. А надо адаптировать физические программы, забыв о возрасте, исходя из объективных показателей организма юного футболиста. Программные приложения должны выдавать педагогу широкую гамму рекомендаций, вплоть до диаметра и веса мяча для данного полугодия. Попробуйте сейчас, сформировавшимся телом осуществить удар с флангового навеса по теннисному мячу. Вы будете крайне удивленны, что он пошел совсем не туда, куда вы планировали. Мало того, вас еще и назовут «буратино», не сумевшего попасть в пустые ворота. Что же мы хотим от детей? Они учатся на взрослых футбольных мячах. Это для них, то же самое, что для нас мячи для мотобола. А потом, вырастая, они сталкиваются с проблемой «теннисного мяча».

В игровой форме должен быть представлен учебный курс по тактике футбола. Скорее всего, на базе «игрушек» таких привычных для подрастающего поколения. В любом случае вопрос стратегии и тактики футбольного матча должен вводиться чуть ли не с пеленок. Помните Аню, когда она погрузилась в эти вопросы? А потом мы говорим, что мы не Бразилия, не Англия, не Франция или Италия. Да мы сами себя и приговорили к этому.

Можно долго говорить об этой программе. Там должны быть разделы психологии, мотивации, истории футбола, всего не перечислишь. Но перечислять и говорить имеет смысл тогда, когда она кому-то интересна. А она должна быть интересна тем, кто сегодня финансирует футбол. Ведь это именно продукт Knowledge-class. Создав его один раз, дальше можно бесконечно копировать. Причем копия практически ничего не стоит. Этим программно-аппаратным продуктом можно торговать в футбольном мире. Подобно тому, как завоевал мир Майкрософт своими окнами. Это, если не полное снятие вопроса с наших футбольных клубов по финансовому фейр-плей, то частичное уж точно. Почему же в нашей стране не востребован подобный продукт? Ведь это очень выгодное вложение денег. Не понимаешь, почему, к примеру, Виктория Тигипко (жена миллиардера Сергея Тигипко) финансирует на раннем этапе индийский стартап Little Eye Labs. Недавно Facebook приобрел эту тему за 15 млн $. А ведь индусы занимались всего лишь анализом эффективности мобильных приложений. Это ведь всего несколько процентов от объема обсуждаемой нами темы. Значит, наши миллиардеры не такие уж и бестолочи, как кажется некоторым, коль вкладываются в новейшие технологии. Почему же футбольная тема вечно сирота?

Все, что вы прочитали выше, это заготовка написанная прошлым летом. Осенью я планировал ее доработать и в зимнее межсезонье разместить в блог. Но сталось, не так как гадалось. Майдан, война, словом мне было не до этого. Ничего не дорабатывал. С тех пор, бельгийцы не стали чемпионами мира, но вопрос не в этом. Даже не в потенциале бельгийцев. И вопрос даже не только в Ане. Вопрос намного шире и глубже.

Вернуться к этой теме меня заставило три момента. Во-первых, Аня. Во-вторых, понимание того, что, не смотря на войну, жизнь продолжается. И, в-третьих, грядущая неизбежность переформатирования материального содержания футбольного хозяйства.

Поначалу блог я планировал озаглавить «Я люблю тебя! Футбол». Через год передумал. Почему? По двум причинам. Первое, любовь всегда подразумевает взаимность. И как бы Аня не жаждала серьезно заниматься футболом, искренние чувства с ее стороны без взаимности со стороны самого футбола, футбола как футбольной машины Украины, будут лишь влюбленностью, а не любовью. А ведь именно любовь творит чудеса.

И второе. Этим летом у нас во дворе перестали играть в футбол, а Аня вернулась домой. А могла бы играть где-нибудь в Бельгии, Швеции или Финляндии, коль Украине она не мила. Могла бы там найти свою любовь, будь у нас подобная система, о которой я говорю. Но… Словом вы все сами понимаете.

«…Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости…» - примерно так звучат слова апостола Павла. Да и смысл он вкладывал совсем не тот, на котором настаивал инженер Зотов в «ТАСС уполномочен заявить». Талант Юлина Семенова позволил апостольский текст переработать и переложить на сегодняшний день: «Иудеи знамения просят, эллины – мудрости». Точнее и не скажешь в преломлении к нашему вопросу. Два десятка лет финансовые воротилы футбола ждут чудес от заморских кудесников. Ждут, щедро оплачивая услуги этих футбольных чародеев, и, похоже, не собираются менять формат ожидания успеха. Неужели они не верят в мудрость? Или у них ее все же просто нет?

Ведь рано или поздно сдуется олигархический финансовый пузырь и Украина будет вынуждена скромнее себя вести на европейском футбольном поле. Мы окажемся без футбольных эмигрантов, во всяком случае, не в таком количестве как сегодня, и тогда уповать на чудо будет просто бессмысленно. Бессмысленно уповать на успех без влюбленных в игру футбольных козаков. Может, есть смысл рискнуть и призвать на помощь мудрость? Пока еще время есть.

Изменения в украинский футбол неизбежно придут, это объективная реальность. Вот тогда кто-то и напишет блог под ненужным сегодня названием «Я люблю тебя! Футбол».

Автор: (passant)

Статус: Опытный писатель (441 комментарий)

Подписчиков: 33

45 комментариев
Лучший комментарий
  • Vladimir Chorno-Ivanov(tchorno_ivanov) - Читатель
    15.10.2014 20:31
    К сожалению или к счастью - футбол это не бизнес в области IT технологий. Хотя - профессиональный футбол - это конечно бизнес, но подготовка футболистов - это несколько иная сфера.

    На мой взгляд, нельзя подходить к системе подготовки квалифицированного резерва для профессионального футбола как к стартапам в сфере всё тех же IT технологий. Учиться играть в футбол посредством новомодных e-Learning... Любопытно.

    Но автор, по моему мнению, затрагивает важный вопрос - как воспитать (желательно массово) конкурентоспособную футбольную молодёжь. Вопрос который решает практически вся Европа и который находится в глубокой тени у нас.

    Автор прав - в отечественном футболе знания и профессионализм не востребован. Тема очень интересная - и изучать и рассматривать её нужно. Сумеет ли украинский футбол создать подобную программу, о которой рассуждает автор, вопрос отнюдь не риторический. Либо мы это сделаем и сможем побеждать, либо останемся теми, кто крупно и регулярно будет уступать лидерам мирового футбола и радоваться любым успехам на официальном уровне. Но подходить к проблеме следует максимально профессионально, а knowledge-class в отечественном футболе не востребован, а значит, практически отсутствует!

    Как быть и что делать?
    • 4
Комментировать