Директор телеканалов "Футбол 1"/"Футбол 2" Александр Денисов рассказал о том, сколько клубов Премьер-лиги будет в пуле телеканалов, как проходил тендер УЕФА и о многом другом.
В том числе, сейчас к нам обратился, в большей степени по собственной инициативе, одесский "Черноморец", который недоволен сотрудничеством с "плюсами". Они хотят вернуться в наш пул. Равно как в силу тех же причин год назад наш пул пополнил харьковский "Металлист", получил компромиссные условия, которые мы согласовали и продолжаем по ним работать.
То есть, мы рассчитываем, что у нас будет тот же объем клубов, который у нас есть на сегодня – минимум девять. В принципе, этого вполне достаточно, чтобы транслировать украинскую Премьер-лигу в том же объеме, в котором мы ее представляли в предыдущие сезоны. В случае, если мы какой-то из клубов потеряем, мы на это будем реагировать спокойно, потому что есть экономические факторы, которые не позволяют нам руководствоваться эмоциями, а дают возможность трезво смотреть на финансовое состояние рынка, финансовое положение населения, которое платит за прием наших каналов, так как мы являемся платными для просмотра.
Мы уже пришли к соглашению о сотрудничестве с "Александрией". Что касается "Стали", то это на сегодня некий симбиоз донецкого "Металлурга" и днепродзержинской "Стали". У нас действующее соглашение с "Металлургом", которое мы сейчас просто технически переоформляем. Все остальные клубы у нас подписаны. Легче высчитать, кого у нас нет – это "Волынь", "Карпаты", "Днепр" и "Динамо".
Если не секрет, какое финансовое предложение клубам от "Футбол 1"/"Футбол 2"? Со стороны второго транслятора, "плюсов", появляются определенные предложения, которые показывают приблизительный уровень оплаты футбольных прав.
Мне сложно комментировать какие-то цифры, потому что в нашем контракте есть пункт о конфиденциальности и неразглашении сторонами финансовых условий.
Эта информация конфиденциального характера. И порядок цифр я тоже называть не могу. Несмотря на все трудности, с клубами мы работаем честно, все свои обязательства перед клубами выполняем, несмотря на то, что начинали работу с курса 11, а в феврале был курс выше 30. И я знаю, что клубы нам очень благодарны, потому что возникали разные ситуации, при которых звонили руководители клубов, просили чуть раньше перечислить какую-то сумму, чтобы закрыть свои задолженности. Мы всегда старались гибко, насколько можем, в нынешних реалиях идти навстречу, в том числе и в частных моментах, когда нужно помочь клубу в каком-то вопросе.
Вы намекнули, что оплата была по определенному курсу, курс колебался. С чем связано, что оплата клубам именно в валюте, а не в гривне?
Это связано с тем, что несколько лет назад курс чаще всего фиксировали в условных единицах. Сейчас, когда курс экономически поплыл и, по сути, имеет в большинстве своем "виртуальное" значение, переговоры в рамках территории Украины ведутся в гривне. Мы знаем, что и клубы перешли на гривневые отношения с футболистами, договора фиксируются в условных курсах, например, шестнадцать или двенадцать гривен. Таковы новые реалии. Курс остается в стороне и работает на межбанковском рынке по своей истории. А у нас история теперь абсолютно гривневая.
Перейдем к тендеру УЕФА. Со стороны ваших бывших партнеров, "плюсов", была версия о том, что с моральной точки зрения с ними обошлись не совсем правильно. Какая ваша версия происшедшего? Что на самом деле произошло в этом тендере? Почему не срослось сотрудничество?
Важно отметить, что в тендерах УЕФА кроме ценового фактора, который принято считать главенствующим, большое значение имеют и другие параметры. Это, прежде всего, финансовая стабильность компании, выполнение ею обязательств. Затем, что было очень важно для УЕФА и о чем они нам впоследствии сказали – это то, что у "Медиа Группа Украина" есть группа спортивных платных каналов. Потому что УЕФА заинтересован в "правильном" продвижении футбола для своей целевой аудитории, а на каналах "Футбол 1"/"Футбол 2" качественная мужская аудитория – болельщики и знатоки футбола. Они смотрят футбол постоянно, и эта аудитория является ключевой для спонсоров УЕФА.
Интересно, что УЕФА перед подачей тендерных документов с ценовым предложением, как правило, проводит презентацию продукта для телеканалов, претендующих на него. На этой презентации они, в том числе, представляют research украинского телевизионного рынка – о каналах, как их смотрят, в каком объеме, и насколько этот продукт является стратегическим для этих каналов. Вот если взять данные этих исследований на примере Лиги Европы, то для каналов "Футбол 1"/"Футбол 2" Лига Европы не была первостепенным продуктом. А если взять канал "2+2", то это был для них самый важный продукт. О чем это говорит: о том, что, если назвать вещи своими именами, получается, что убери Лигу Европы – и на "2+2" смотреть нечего. А с каналов "Футбол 1"/"Футбол 2" убери Лигу Европы – там будет английская Премьер-лига, международные турниры, матчи сборных и многое другое.
УЕФА, конечно же, обращал еще внимание и на наш опыт на Евро-2012, на то, что мы единственные в Украине, кто за последние 5-7 лет системно развивает футбольное телевиденье и спортивную журналистику: то, как освещается любой матч, в каких технических параметрах показываются игры и многое-многое другое. Соответственно, это всё и складывается в единый успех. Но для того, чтобы этого успеха добиться, нужно было очень тщательно работать с каждым пунктом тендера. Одной цены не всегда бывает достаточно.
В данном случае мы сотрудничество продолжаем. По сути, это сотрудничество между каналами, которое взаимовыгодно. Может быть, это в большей степени выгодно даже "плюсам", потому что у них меньше клубов. Пока сотрудничаем и, думаю, обе стороны заинтересованы, чтобы были полноценные обзоры чемпионата Украины.
Будет ли подобное сотрудничество по Лиге чемпионов, Лиге Европы? Будете ли вы отдавать сублицензию каналу "2+2"?
На сегодня мы не рассматриваем сотрудничество с "1+1" либо с любым другим медиа-холдингом по Лиге чемпионов и Лиге Европы, и соответственно, готовимся показывать эти турниры в полном объеме на каналах холдинга "Медиа Группа Украина" – это телеканал "Украина", который на сегодня занимает первое место в аудитории 18-54 и является общедоступным каналом, и каналы "Футбол 1"/"Футбол 2".
Финансовая часть - абсолютно закрытая информация, которая прописана в контракте отдельной большой главой "Конфиденциальность". Поэтому я, естественно, не могу ее раскрывать.
Турниры УЕФА, то есть Лига чемпионов, Лига Европы – это для вас коммерческий продукт? Рассчитана ли для них окупаемость, либо же это имиджевый продукт исключительно для того, чтобы завоевать определенную долю рынка в Украине?
Во всем мире одна и та же модель – топ-спорт транслируется платными каналами. Потому что когда мы кричим о том, что Sky заплатил три миллиарда фунтов за показ английской Премьер-лиги, то это ж не просто какой-то "добрый дядя", который говорит: давайте, раз мы давали раньше два миллиарда, то теперь дадим три. Три миллиарда фунтов – это деньги с населения Англии, которое платит за просмотр футбола. Соответственно, Sky аккумулирует эти средства с населения и отдает их Премьер-лиге.
Три миллиарда – я назвал только одну цифру – это цифра с территории Англии. А есть еще полтора миллиарда, которые английская Премьер-лига собирает с каналов со всего мира, транслирующих английский футбол на платной основе! То есть в общей сумме - четыре с половиной миллиарда.
Мы же, когда идем в цирк или в кино, оплачиваем билеты, и мы же не испытываем при этом комплекс неполноценности, что платим за просмотр? Или когда мы идем на матч, мы покупаем билеты, точно так же, как и болельщики во всем мире.
Доступность она на самом деле как "простота хуже воровства". Доступность в бизнесе должна иметь четкое понимание зачем. Например, доступный национальный канал – это канал, который "генерит" очень широкую аудиторию, зарабатывает на прямой рекламе продуктов массового потребления, соответственно и контент у него для широкой аудитории с акцентом на женщин. Если спортивный канал – ему нужна мужская аудитория, и та мужская аудитория, которая хочет его смотреть без рекламы и перерывов на сериалы.
А если говорить о конфигурации показа, то у нас есть, безусловно, обязательства, в том числе перед спонсорами УЕФА – часть матчей показывать на эфирном канале "Украина". Телеканал "Украина", действительно канал эфирный, который в первой пятерке и занимает на сегодняшний день первое место в рейтингах, то есть это мощный канал, в котором в том числе был заинтересован и УЕФА. Поэтому матчи украинских клубов будут показываться на канале "Украина". Эти же матчи будут показываться и на каналах "Футбол 1"/"Футбол 2". Но либо ты смотришь матч от свистка до свистка на эфирном канале, либо ты смотришь матч в HD, получаешь все эксклюзивные интервью, прогнозы, всё, что ты любишь, до матча, смотришь всю послематчевую историю: флеш-интервью, включения и т.д. То есть весь эксклюзив ты смотришь на платном канале. Вот такая, собственно, у нас схема. Она и сейчас существует с той же сборной Украины. Когда сам матч смотрим по "Украине", а все что касается вокруг матча – многочасовой эфир, как сейчас было с Люксембургом, смотрим на "Футбол 1"/"Футбол 2".
Нужно дождаться квалификации, мы же еще не понимаем, сколько украинских клубов будет в групповом раунде.
"Динамо" уже в Лиге чемпионов.
"Динамо", конечно, будет в "Украине". Еще мы очень ждем в Лиге чемпионов "Шахтер". Надеемся, что "Заря" и "Ворскла", в том числе, пройдут квалификацию в Лигу Европы с учетом того, что "Днепр" уже в групповом раунде. Имея три канала, мы в силах показать все пять украинских клубов в Лиге чемпионов и Лиге Европы.
В связи с эксклюзивным показом еврокубков в ближайшие годы как-то изменится контент канала? Будут ли новые программы или останутся в таком же виде?
В принципе, на сегодня сетка сформирована, многие программы нашли свое место в слотах, то есть на сегодня мы не готовим каких-то радикально новых проектов или программ. Другой вопрос, что мы сейчас очень детально и очень внимательно работаем над тем, чтобы подготовиться к эксклюзивному старту Лиги чемпионов и Лиги Европы на наших каналах. Это касается маркетинговых активностей, перезапуска студий и многих других вопросов. Соответственно, для нас очень важно, этот турнир подать сейчас в лучшем виде. Показать его так, как мы когда-то пообещали показывать сборную – как до нас никто ее не показывал. Ну и собственно, наши обещания даже на примере показа матча с Люксембургом мы выполняем – это подтверждается объемом выделенного эфирного времени или той техникой, которая была использована, включая летательные аппараты и так далее.
Какие телеканалы, какие продукты вы берете за образец для создания подобных передач и показов?
Мир спортивного футбольного телевидения уже все свои велосипеды придумал. Поэтому мы, конечно, смотрим на немецкое, английское телевидение, которые в любом случае идут впереди планеты всей. Но, по оценке УЕФА, мы уже мало отличаемся от них. Сама модель вещания телеканалов "Футбол 1"/"Футбол 2" сформирована – футбол без кулис, а это – студии, включения, работа на бровке, все, как говорится, наизнанку до стартового свистка и все наизнанку после финального свистка.
Будут ли новые турниры у каналов "Футбол 1"/"Футбол 2"? Вернется ли чемпионат Германии?
Суперкубок Украины будет показан 14 июля на телеканалах "Футбол 1"/ "Футбол 2" в HD-качестве и также на канале "Украина". Повторюсь, это долгосрочный контракт. Все остальное из лучшего – это то, что точно востребовано зрителем: Лига чемпионов, Лига Европы, матчи всех сборных, в том числе матчи сборной Украины, английская Премьер-лига. Все что первостепенно, на канале будет, все, что второстепенно – мы будем очень тщательно анализировать и отбирать. Может быть, откажемся от какого-то продукта, если он для нас не делает погоды или не дает выгоды, как это было с чемпионатом Германии, когда он накладывался на английскую Премьер-лигу и украинскую Премьер-лигу. Соответственно, в лучшем случае, мы показывали пятничный матч, а матчи субботы у нас слетали из-за английской Премьер-лиги, потому что она точно более смотрибельна. Мы поэтому и отказались от Бундеслиги – нельзя относиться неуважительно к такому продукту и выбрасывать его в мусорное ведро, заплатив при этом деньги.
Александр Гапоненко
кто аффилированы.
Зокрема, Щербачов заявив: "Прочитав ось радість колеги з приводу того, мовляв, як добре, що у відкритому доступі на 2+2 футболу більше не буде, що тепер весь футбол буде на телеканалах «Футбол 1» і «Футбол 2». Але він не згадав, що його радість не зможуть розділити мільйони українців, так як канали є зашифрованими. Тепер більшість українців не зможуть переглянути кращі матчі Ліги Європи та Ліги чемпіонів, так як вони будуть транслюватися в закритому доступі на платній основі. І під час війни група Рената Ахметова продовжує свою політику, позбавляючи більшості українців можливості дивитися футбол, в тому числі воїнів в зоні АТО".
Детальніше читайте на УНІАН: http://www.unian.ua/sport/1093463-bilshist-ukrajintsiv-ne-zmojut-divitisya-matchi-evrokubkiv-u-vidkritomu-dostupi.html
К Денисову, конечно, вопросов много...
Но, ИМХО, "плюсы" просто используют тему войны и АТО для прикрытия своей несостоятельности.
И где показывать телепрограмму, если нет собственного канала?
Думаю, не вариант.