Когда я был маленьким, а жил я в городе Луцке, футбол для меня был только игрой во дворе - пинать мяч с такими же , как и я мальчишками и немного старше , было в удовольствие. Про поход на стадион, смотреть как взрослые дядьки, а тогда они мне именно такими и казались, носились по зеленому полю и вызывали у зрителей волны эмоций, я не думал.
Это пришло позже, когда повзрослел и стал понимать, что не только участие в самой игре под названием футбол доставляет удовольствие, но и принадлежность к армии болельщиков тоже не менее приятна.Дальше - больше, стал различать команды- это наша, а та - не наша, то есть соперник, не дающие нашей всегда побеждать, хотя само слово всегда, явное преувеличение. Победы команды Волынь , а именно она тогда играла во второй лиге советского футбола, чередовались с поражениями и ничьими, что и не удивительно - середняк и не больше. Но на стадион уже ходил исправно, на каждую домашнюю игру, и хотя , билет стоил не очень дорого, покупать его не хотелось и оставалось только одно - перелезть через высокие ворота на глазах у изумленных контролеров, которые не могли оставить свой пост и помешать мне и другим, следовавших моему примеру проникать на стадион. Стадион был совсем рядом с домом, нас разделяло старое польское кладбище, которого сегодня уже нет. И даже сейчас , когда смотрю трансляцию матчей из Луцка, вспоминаю свои походы на стадион, иногда камера показывает дом, где я проживал в то далекое время и это тоже вызывает ностальгию по прошлому…
Хорошо играют - говорили одни про местную команду. Так себе , хорошего мало - констатировали болельщики со стажем, но тогда мне это казалось даже странным мнением. Но проходило время, а команда лучше играть не стала, хотя исправно на стадион собирала своих болельщиков. Зато после игры болельщики живо обсуждали перспективы и шансы Волыни. Иногда разговор переключался на команды высшей лиги - Динамо, Спартак, Торпедо… и мы , молодые болельщики , мечтали увидеть такие матчи не по телевизору, а в живую, на стадионе. Конечно, больше всего говорили о киевском Динамо, команде, которая впервые смогла потеснить московские клубы и стать в 1961 году чемпионом страны.
Годы учебы в школе пролетели незаметно и наступил 1966 год , я закончил школу и продолжать учебу решил в Луганске, где проживали мои родственники. И вот тут я увидел настоящий футбол, но уже реальный. Заря завоевала путевку в высшую лигу, а что это означало не стоит объяснять- все лучшие команды Союза будут гостями стадиона Авангард и команды Заря . Помню свое первое посещение стадиона , проход по лестнице вверх в сектор – и перед глазами невероятно завораживающее зрелище, освещенное прожекторами изумрудное поле , при огромном стечении народа, то есть болельщиков. А когда на поле выбежали команды и судья свистнув, начал игру, я понял - это увлечение футболом навсегда. Болел я за Динамо из города Киева и все эти годы, я никогда не изменил своей команде, хотя всякое было,- и чемпионство с Кубками, Кубок Кубков с Супер Кубком и тяжелые провалы, но команда снова и снова вызывала восхищение своей игрой и особенно победами над ненавистными московскими командами- Спартак, ЦСКА, Динамо…да и в Европе Динамо уважали. Не по указке или просьбе, а по игре.
На луганском станкостроительном заводе, где я работал, был один слесарь Анатолий Чернышенко , тоже болельщик Динамо, заклеивший всю стену на рабочем месте и даже светильник фотографиями кумиров и при каждой возможности мы всегда обсуждали игру команды , отдельных футболистов и перспективы. А это были годы начала триумфа киевской команды в советском футболе, 1966-1968 годы когда под руководством В. Маслова или Деда, как его называли динамовцы столичные футболисты три года подряд завоевывали чемпионские медали. А потом помню осенний пасмурный день 1969 г. , шальной удар Осянина, и гол, который не позволил в четвертый раз подряд стать чемпионами. Помню победу в Глазго над Селтиком, неудачу с польским Гурником в Киеве , когда Сабо не забил пенальти и Динамо проиграло…Потом Маслова ушли, но команда хуже играть не стала и за оставшиеся годы существования СССР еще девять раз выигрывали чемпионат, а в нем , уж поверьте, слабых команд было немного, да и они иногда кусались. Самый неприятный матч из того прошлого- это игра на Кубок СССР с Араратом в 1973 году, когда Динамо буквально за минуты выигрывало и тренер заменил Блохина молодым футболистом, но армяне счет сравняли, а в дополнительное время без Блохина команда пропустила гол и Кубок уехал в Ереван. Очень обидное и незаслуженное поражение Динамо.
Тренеры менялись и никто не мог долго задержаться и , наконец, в команду пришел молодой В . Лобановский и началась новая эпоха Динамо, о которой вспоминать особенно приятно. А потом был 1975 год, когда Бавария была повержена и у себя дома, и в Киеве и Супер Кубок вручили Динамо. Осенью этого года я был в командировке в ФРГ и немцы, узнав, что я болельщик Динамо приходили мне пожать руку и восхититься командой из Киева. Представляете мою гордость за любимую команду, тем более никакой моей личной заслуги в завоевании такого ценного приза не было и после этих событий , я понял, что футбол больше, чем игра. И даже принадлежность к армии болельщиков Динамо доставляла огромное удовольствие.
Второй раз динамовцы взяли Кубок Кубков в 1986 году, к огромному сожалению ранней весной следующего года проиграли румынам в борьбе за Супер Кубок. Время шло и страна быстро приближалась к развалу Союза, не все это понимали, но спустя четверть века , понимаю, что события тех лет однозначно говорили о последних днях страны, хотя некоторые до сих пор ошибочно считают модераторами конца СССР трех человек, но Бог им судья.
Тем не менее , Украина получила независимость, а вместе с ней и наш украинский футбол стал членом ФИФА и УЕФА. Хорошо помню первый чемпионат страны и очень удивился, когда довольно неожиданно симферопольская Таврия стала первым чемпионом нашей футбольной Украины. Дальше, чемпионом становилось только Динамо, что и не удивительно ведь в столичном клубе играли сильнейшие на тот период футболисты.
Тренеры в команде Динамо менялись , как в калейдоскопе , но кроме побед в украинском первенстве успехов в Европе не было, были только локальные и малозначимые успехи, и вот из Эмиратов был возвращен В. Лобановский и началась новая эпоха клуба под руководством Мэтра. До этого ряд игроков основного состава вызывал раздражение своей часто нестабильной игрой и тут неожиданно с ними словно что-то произошло и они заиграли уверенно и , главное, надежно…Теперь эти фамилии мы с гордостью вспоминаем - Головко, Ващук, Косовский, и конечно, Ребров и Шевченко.
Перед игрой с Барселоной в ЛЧ сильно переживал, как сложится матч, но то, что произошло , до сих пор не могу забыть. А гол Реброва с острого угла под перекладину - это просто фантастика! Мой товарищ перед ответной игрой динамовцев на Камп Ноу уехал в командировку и не смог игру посмотреть и по приезду спросил: Какой там счет ? 4:0… - Какая жалость… А кто голы забил ? Шевченко три и Ребров. Что ?! Выходит наши выиграли ? Ну, да…именно они, киевляне. Я до сих пор не могу забыть его радостное и восторженное лицо. А с Баварией имея преимущество в игре , упустили победу и довольствовались ничьей. А дома баварцы нам поставили шлагбаум в финал, забив гол и не пропустив ни одного …жаль, еще никогда мы не были так близки к выигрышу главного клубного европейского трофея. Правда Бог немцам в финале отплатил за эту несправедливость.
Достижения и победы Динамо не давали покоя Ахметову, новому президенту Шахтера и его усилия и , главное, финансовое состояние , смогли превратить его детище в неплохую команду и самого непримиримого соперника Динамо. До сих пор это противостояние вызывает бурю эмоций у болельщиков обоих лагерей . Но с появлением в команде в качестве главного тренера Мирчи Луческу, отношение к клубу из Донецка резко изменилось. И дело не в том, что горняки становились чемпионами страны и начали побеждать Динамо в личных встречах, дело в том, что такого шквала негатива в адрес Динамо я никогда не видел и никогда с ним не сталкивался до недавнего времени. Этим и объясняется отношение болельщиков столичного клуба к , как бы , горнякам и их поклонникам… бациллы Коха могут быть спокойны, есть гораздо более опасные создания и они совсем рядом и по внешнему виду похожи на людей.
А год назад началась война, некоторые называют ее гражданской, но это от неспособности мыслить, на самом деле идет война с нашими, как бы , старшими братьями… И причины войны очевидны, мне уж точно. И все это отразилось на футболе. Ряд команд , в том числе Заря и Шахтер, вынуждены были покинуть свой город и переехать подальше от Востока Украины. Некоторые вообще прекратил свое существование , а отдельные находятся на грани исчезновения. И снова Шахтер в лице своего тренера и гендиректора показал себя не с самой лучшей стороны, и мое отношение к команде стало совсем негативным. Нет, ненависти у меня нет, но уважать эту команду при жизни вряд ли буду и смогу.
Но самое главное , в прошлогодних событиях, это то, что сам футбол отошел как минимум на третье место по важности, а то и гораздо дальше. Мне могут возразить и некоторые так и поступают, но одно дело теоретически об этом рассуждать, сидя на диване в Киеве или совсем недалеко от него, и совершенно другое- практика. Пробовал ли кто-нибудь из этих теоретиков мыться летом в стакане воды, да, да именно в стакане, дома всего одна 2-х литровая бутылка воды и никаких перспектив ее появлении в кране нет, а жить нужно и завтра тоже. Или без света и связи . А когда рядом с домом стреляют пушки , Град и мины недалеко разрываются, то почему-то не до футбола вообще… Я не говорю про изломанную жизнь миллионов граждан, проживающих на Донбассе и считающих себя украинцами, про тех, у кого уже нет жилья вообще, а те, кто живет в оккупации, фактически существуют и выживают.
Вот потому удивляюсь мелочным проблемам, которые очень волнуют отдельных , вроде , как болельщиков, ведь пытаются доказать , что статус поклонников команды могут иметь только те, кто ходит на стадион, или до сих пор смакуют выходку Ярмоленко с футболкой Степаненко…И еще много подобного материала.
50 лет с футболом, с командой Динамо , показали, что нужно радоваться , в первую очередь, самой жизни, наслаждаться ею и относится к неудачам своей команды по-философски. Эти годы тоже меня самого изменили. Раньше , после поражения Динамо дня три-четыре ходил сам не свой, сильно переживал, а теперь через минут пять полностью успокаиваюсь - да, проиграли, но я ничего не могу с этим сделать. Все же футбол только часть жизни и не самая значительная и тратить нервы на постоянное нытье и выплескивание желчи как-то странно выглядит, в тот момент, когда рядом столько хорошего, светлого и приятного. Помните об этом, и тогда футбол будет радовать чаще, гораздо чаще…
P.S.
Кхе.., кхе...
Роки за плечима. Багато забулось, перемішалось в голові.
Але в ті роки (Иногда разговор переключался на команды высшей лиги - Динамо, Спартак, Торпедо… и мы , молодые болельщики , мечтали увидеть такие матчи не по телевизору, а в живую, на стадионе.), здається, ми навіть не уявляли, що таке телевізор. А вже про футбол по телевізору - ??? Перший раз я таке побачив в 1968 році (Італія - СРСР - жереб ((((() - з батьком пішли до якогось тогочасного крутелика - в нього був телевізор. А свій купили десь в році 69-70 - Бєрезка. До цього з 1961 року - з татом на стадіон Динамо в Хмельницькому. Та ще й навіть дуже довго і після цього - не дуже часто футбол по телевізору показували.
А за спогади - щира подяка.
На днях в Ю-Тюбі побачив компіляцію з відео - дівчинка з пелюшок до 16 років за чотири хвилини. Супппер. Дуже мені сподобалось.
Ось і в Вашому блозі - за кілька хвилин пронеслось/згадалось більш ніж 50 років.
Ще раз дякую! :-)))
-
Kokos Dynamo(wamrock)
- Начинающий писатель
01.11.2015 00:35
- 0
-
Брюс Всемогутній(BruceWillis)
- Эксперт
31.10.2015 10:40
Василю Васильовичу ! Блог просто розкішний ! Дякую Вам. І багато з цього написаного, Ви розповідали мені особисто, коли ще не стояли гради біля Вашого будинку, та не розривалися міни, і коли ще не бігали ватники з криками "руцке мир". А за Вашу відданість Динамо, Вам велика подяка. 50 років - це дуже багато.
- 2
-
Василь Дудник(betelgeuze1948)
- Эксперт
31.10.2015 10:42
Дуже дякую, Володимир!
- 1
-
Брюс Всемогутній(BruceWillis)
- Эксперт
31.10.2015 10:45
І пам'ятаєте, як ми на власні очі бачили, як вата ставала у великі черги, щоб проголосувати на референдумі ? Це було огидно ;( Зрадили країну, а тепер хочуть, щоб Україна годувала зрадників. Не буде цього.
- 2
-
Василь Дудник(betelgeuze1948)
- Эксперт
31.10.2015 10:49
Я нічого не забув та все пам'ятаю... це дуже прикро
- 1
-
Брюс Всемогутній(BruceWillis)
- Эксперт
31.10.2015 10:53
Ніколи не пробачимо цим зрадниками, як вони палили українські прапори біля ОДА та кликали "руцке мир".
- 1
-
Василь Дудник(betelgeuze1948)
- Эксперт
31.10.2015 10:57
Ніколи та й нізащо...нехай їдуть до свого " мира" ...тут недалече
- 1
-
Брюс Всемогутній(BruceWillis)
- Эксперт
31.10.2015 11:09
Усього 42 кілометри навпростець до Мордора...
- 1
-
Василь Дудник(betelgeuze1948)
- Эксперт
31.10.2015 11:12
Це пішки, на авто ближче та швидче...
- 1
-
Брюс Всемогутній(BruceWillis)
- Эксперт
31.10.2015 11:32
Так давайте оплатимо їм дорогу в один бік ?
- 1
-
Василь Дудник(betelgeuze1948)
- Эксперт
31.10.2015 11:36
як же...тільки сіллю в сідницю
- 1
-
Брюс Всемогутній(BruceWillis)
- Эксперт
31.10.2015 12:37
Можна і так.
- 1
-
Володимир: з Динамо назавжди(gvaavg)
- Эксперт
31.10.2015 00:18
Точно... По радіо слухали репортажі - телевізора в селі не було жодного... Вчився в другу зміну, уроки закінчувалися о 20, а футбол - о 19... І всякими правдами і неправдами старалися потрапити до радіо, щоб почути... Таке не забувається. Все змінилося, ми вже не ті, але футбол... то на все життя. Дякую, п. Василю, за ностальгічний екскурс у дитинство, коли програш улюбленої команди був майже трагедією. Ми помудрішали (може, просто постаріли і стали більш скупими на емоції?), але матч "команди молодості нашої" нас знову і знову приводить у той стан, який так знайомий усім вболівальникам, незалежно від віку, і кожен забитий нею гол - це радість. Ось тільки дійсно, програші улюбленої команди вже не такі гіркі, як в дитинстві... але все одно ранять, хоч і не так сильно, як колись.
- 3
-
Алекс Ярославский(alyar)
- Эксперт
30.10.2015 17:22
Уважаемый Василий.
- 9
-
Василь Дудник(betelgeuze1948)
- Эксперт
30.10.2015 17:37
Спасибо, дорогой Алекс! С годами ностальгия по прошлому только усиливается и очень приятно встретиться в друзьями и вспомнить все или почти все... И не обязательно встреча с глазу на глаз, здесь встречаем тоже своих единомышленников и друзей...и это самое главное!
- 7
-
Евгений Солдатенко(borrisovich)
- Старожил
30.10.2015 17:17
Через забор мы пробирались все!На стадион им.Н.С.Хрущёва было проще попасть.С тыльной стороны стадиона можно было пролезть под забором,там была высокая трава и дыра в заборе.Плохо было когда ловили уже почти на трибуне.И тебя показательно вели за ухо.Но попав один раз,второй раз уже не попадался,появлялся опыт...Если не удавалось пробраться на стадион,тогда смотрели с горы где стоял трамплин.Но главное нужно было добраться к стадиону,Я жил в Святошино и ехать нужно было на 23 трамваем...Трамвай был из двух вагонов.Он ходил прямо к стадиону.Толпа висела уцепившись за все что только можно было!Карабкались на крышу,толкали под горку...
- 8
-
Noddy Holder(Slade11)
- Опытный писатель
30.10.2015 16:31
Вот и мне вспомнилось, как я, прогуливая школу, "зайцем" добирался из Чернигова сначала дизелем до Нежина, а потом электричкой до Киева на ФУТБОЛ, на ДИНАМО! Эх, где вы годы молодые....
- 7
-
Сергей Гуцал(pavlodar80)
- Наставник
30.10.2015 16:25
Уважаемый Василий Васильевич! Спасибо Вам за такой душевный рассказ. Как-то попали в настроение. Знаете, а я даже не хочу, чтобы ваш пост "выплыл" на на главную. Не хочется всех эти "+"-"-". А корона у Вас и так есть. :))
- 6
-
Ваня Иванов(novichok56)
- Наставник
30.10.2015 14:08
- 6
-
Юрий Эксфутболист(dgorg)
- Наставник
30.10.2015 13:51
Украине очень нужны адекватные,извините,старики.Здоровья,Вам,а мемуары писать еще рано,работы много.
- 3
-
bob gorox(didugan)
- Опытный писатель
30.10.2015 13:37
- 4
-
Василь Дудник(betelgeuze1948)
- Эксперт
30.10.2015 13:47
Согласен! Но та травля была изощреннее, что ли...при встрече все улыбались и руки жали, как самые лучшие друзья...а теперь на одном гектаре неловко даже присесть с участниками и инициаторами травли
- 4
-
Ігор Коt(GarryKot)
- Эксперт
30.10.2015 16:05
Ніякого порівняння немає пресингу під час совдепії та нинішнього з боку ахметівців.
- 2
-
bob gorox(didugan)
- Опытный писатель
30.10.2015 17:28
- 2
-
Ігор Коt(GarryKot)
- Эксперт
30.10.2015 17:50
Щось не пам'ятаю такого. З нинішнім хамством людців ахметова нічого не зрівняється. Навіть совковий синдром проспартаківської федерації. Узяти хоча би вилизування кротів коментаторів Всеукраїнського(!) каналу ТРК Україна, й навпаки намагання ними за найменшої можливості принизити Динамо.
- 2
-
Dopa & Geppa(Seawolff)
- Наставник
31.10.2015 05:02
Було при совку все, просто ми не все могли спостерігати... Взяти хоча б 1982 рік, коли мінчани, випереджаючи нас на 1 бал за два тури до кінця чемпіонату, поїхали до москви в манеж (де взагалі очко взяти було не можливо) і "переконливо" обіграли спартак та місцеве динамо...
- 1
-
Ігор Коt(GarryKot)
- Эксперт
31.10.2015 09:30
Ну то це був злив московських команд, особливо Спартака, якому у залах не було рівних мабуть у світі. У другому таймі Спартак вів 3-1 й раптом програв 3-4.
- 1
-
Сергій К(serg1987)
- Наставник
30.10.2015 13:29
Спасибо за интереснейший экскурс в историю, вспоминается как сам заболел футболом и Динамо как раз после тех выносов Барсы в 97-м.
- 5
-
Сергій Авдєєнко(ASSA-D56)
- Эксперт
30.10.2015 11:56
Респект, респект і ще раз респект!!!
- 11
-
Андрій Бортнік(bortand)
- Старожил
31.10.2015 23:17
Підписуюсь під кожним Вашим словом, кожною літерою.
- 0
-
sergej moroz(ste60)
- Эксперт
30.10.2015 11:19
Я, конечно, человек маленький, но если такому посту не давать "корону", то тогда КОМУ???
- 9
-
Василь Дудник(betelgeuze1948)
- Эксперт
30.10.2015 11:23
Да мы все маленькие здесь...правда есть один еще меньше с короной, но от него тошно всему миру...
- 5
-
sergej moroz(ste60)
- Эксперт
30.10.2015 11:29
Да ладно, Васильич, на хрен вспоминать этого вонючего крошку Цахеса! Здохнет и вообще ззабудем!
- 4
-
Vyacheslav Glushenko(slava28)
- Наставник
30.10.2015 10:58
Василий, Ваша статья - это нечто!
- 7
-
sergej moroz(ste60)
- Эксперт
30.10.2015 10:57
Да, Васильевич... Хорошо написал... Душевно!
- 6
Еще комментарииучетная запись этого пользователя была удалена
Нет скажу сильнее - Дорогой мой Василий!
Первые две трети жизни я прошел рядом с Вами по параллельным тропам.
И послевоенная трудная детская жизнь, школа, институт, увлечение футболом и первая любимая команда на всю жизнь - Динамо Киев.
Принадлежность к армии болельщиков и удовольствие от этого - как все это мне тоже близко и дорого.
Потом пути наши как бы разошлись и Ваша участь с мытьем в стакане воды, с лишениями без жилья, под обстрелами вызывает у меня не только сожаление, сочувствие, но и чувство уважения, гордости за наше поколение, которое так много пережило на своем веку, но продолжает не просто выживать, а нести с достоинством гордое званиие Человека с большой буквы.
У Вас с футболом - 50 лет, а я считаю, что у меня все 60, но абсолютно согласен с Вами, что пришло время нашему поколению наслаждаться жизнью, каждым прожитым и ещё не прожитым днем, включая радости и футбола тоже и несмотря на все происки вражьих сил этого нашего света в окошке.
Спасибо за замечательный материал.
Василий Васильевич,какие воспоминания Вы вызвали!!!
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
Тоді могли пройтися по Динамо у "Футбольному огляді" на ТБ, або який-небудь журналіст Супонєв міг написати у Совспорті, що Динамо К - машина з добування очок, плюс критикували Динамо за т.зв. "виїзну модель". Але відвертого хамства як з боку нинішніх холуїв Ахметова типа Денисова - не було. Були тоді проспартаківські Маслаченко та Перетурін, але й вони затикалися, коли Динамо обігрувало Спартак.
учетная запись этого пользователя была удалена
P.S.
Кхе.., кхе...
Роки за плечима. Багато забулось, перемішалось в голові.
Але в ті роки (Иногда разговор переключался на команды высшей лиги - Динамо, Спартак, Торпедо… и мы , молодые болельщики , мечтали увидеть такие матчи не по телевизору, а в живую, на стадионе.), здається, ми навіть не уявляли, що таке телевізор. А вже про футбол по телевізору - ??? Перший раз я таке побачив в 1968 році (Італія - СРСР - жереб ((((() - з батьком пішли до якогось тогочасного крутелика - в нього був телевізор. А свій купили десь в році 69-70 - Бєрезка. До цього з 1961 року - з татом на стадіон Динамо в Хмельницькому. Та ще й навіть дуже довго і після цього - не дуже часто футбол по телевізору показували.
А за спогади - щира подяка.
На днях в Ю-Тюбі побачив компіляцію з відео - дівчинка з пелюшок до 16 років за чотири хвилини. Супппер. Дуже мені сподобалось.
Ось і в Вашому блозі - за кілька хвилин пронеслось/згадалось більш ніж 50 років.
Ще раз дякую! :-)))
Вдвічи приємніше, бо ми з Вами земляки)))
Спасибо за скачок в прошлое. Интересно было и с удовольствием читать эти строки. У меня отец Ваших годов тоже много рассказывал о футболе Динамо времен Союза. Когда Динамо и Спартак были соперниками, а не как сейчас Динамо и Шахтер - враги! Знаете, очень интеерсно, когда люди старше нас рассказывают нам о прошлом Динамо. Ведь Мы его совсекм не знали, только из фото и видео архивов и записей. Лично я вырос на футболе 90-х, первый гол, который увидел это гол Похлебаева (Динамо - Ольборг, в Киеве на стадионе в 1995 году), я тогда в 5-й класс ходил. Отец сводил меня на стадион и началось...ЧЕ 1996, ЧМ 1998 и.тпо сей день. Футбол - это частичка моей жизни, Динамо всегда со мной, а я ним!!!
И не успокоительное это статья! Не правы коллеги...
Это рассказ повидавшего человека о жизни, о молодости, о мире...
Ну, и о футболе тоже...