… или один шаг до генеральских погонов
Читатель «Андрій Людкевич», комментируя мой пост «А нужна ли конкретика?», пишет: «але тут і починаються проблеми - суб'єктивні, пов'язані з людським фактором, як того, хто вчить так і того, хто вчиться». Прочитав эти строки, я понял, что вполне можно сказать несколько слов о том, кто учит и как учит.
Я не буду говорить об обучении футболистов. Хочется поднять тему обучения тренеров у нас в Украине.
Отслужили солдаты свою службу: отстреляли, отсидели в окопах, отходились строевым шагом на плацах, отдежурились на кухнях, отдневалились, а по дембелю… получили генеральские погоны! Такое возможно? Для воинской службы это бредовая ситуация.
А вот для футбола – нет! Кто такой генерал? Это офицер, который руководит своим войском, своей армией. И если сражение неизбежно, то он утверждает тактику и стратегию этого сражения. По силам такая задача солдату?
Разумеется, нет. Солдат умеет стрелять, вести рукопашный бой, маскироваться на местности и т.д. Но, в тактике и стратегии он мало что понимает. Ведь для этого нужны знания, которых у него нет.
Генералы имеют, нередко, два и более образований, заканчивая вначале высшее специализированное училище, а затем академию генштаба либо что-то аналогичное, на что уходит в сумме около восьми лет, а может быть, и больше. С этим разобрались.
Почему же в футболе игрок-рядовой становится по дембелю тренером-генералом? Или нет в футболе тактических и стратегических задач? Что, есть? Тогда почему их решают те, кто не имеет специальной и фундаментальной подготовки?
Что, имеют? Ах, да, простите, школа тренеров… Ну да, ну да, ну да. Ничего не имею против этой школы, но считаю, что качество такой подготовки астрономически далеко от необходимого уровня. Меня удивляет другое.
Для того, чтобы управлять командой, необходимо иметь не только массу специфичных, точнее специальных знаний, но еще и ярко выраженные черты лидера. Что касается специальных знаний, то футболисту необходимо за время обучения в школе получить и освоить азы психологии, социологии, педагогики, физиологии, этики, спортивной медицины – знания, не только повышающие общую эрудицию, но и знания мировоззренческого характера, вплоть до умения составлять фразы и ораторского искусства, чтобы не бэкать и не мэкать перед журналистами.
Не помешают азы искусствоведения и природоведения, расширяющим эрудицию, чтобы быть не формальным, а реальным лидером и авторитетом в команде. Я уже не говорю о специальных знаниях, касающихся тренерского ремесла.
Без выше перечисленных знаний, которые нужно освоить за непомерно короткий срок, о серьезной тренерской работе говорить не приходится. Какой срок? А какая разница?
Главное, что он в разы меньше, а возможно, и в десятки раз меньше, нежели время получения образования генерала. Сегодня зашел по следующей ссылке (http://football.ua/ukraine/201937-kak-stanovjatsja-treneramy.html) и узнал, что на обучение для получения PRO-диплома отводится аж… 260 часов!!
Т.е., если проводить ежедневно по две пары, то получится чуть больше двух месяцев. Пусть даже три – ну просто фундаментальные знания!
О списке преподавателей. Когда увидел, кто читает лекции на категорию PRO, то все вопросы отпали сами собой. Как говорится, без комментариев. Пройдите по ссылке. Возможно, у Вас будет другое мнение.
Вот отзанимался бывший футболист, получил категорию PRO, а получив ее родимую, открыл для себя двери в любой клуб. Скажите, положа руку на сердце, сильно отличаются тренировки тренеров более низкой категории по сравнению со счастливыми обладателями категории PRO?
Все те же кроссы, квадраты, двухсторонки, легкая атлетика и тренажерные (увы, не специальные) залы, бассейны и т.д. Возможно, я ошибаюсь? Не думаю.
Так и хочется спросить у преподавателей школ тренеров: «PRO что эта учебная программа, которая награждает ученика школы тремя заветными буквами?». Теперь о лидерстве.
Существуют ли в современном футболе инструменты, с помощью которых можно отделить исполнителей от лидеров? Уверен, что нет. Знаете, почему уверен? Потому, что значительно более легкие задачи не решены.
Например, тестирование на IQ (об этом уже сказано). Спросите у любого психиатра, психолога, психотерапевта о следующем. Может ли быть в команде или в любом другом коллективе 80% лидеров? Уверен в том, что Вы получите отрицательный ответ.
Тогда объясните мне, почему большинство игроков любой «суперкоманды» становятся не просто тренерами, а главными тренерами? Ответ Вы прекрасно знаете, как, впрочем, и я. И не думаю, что наши оценки сильно различаются.
Далеко ходить не нужно. Любой болельщик ДК с легкостью назовет тренеров, у которых есть проблемы с лидерскими качествами. Выдача категории PRO центром лицензирования людям, которые напрочь лишены лидерских качеств, это, на мой взгляд, преступление перед национальным футболом.
Я понимаю это уважаемое заведение. Бабло ведь на дороге не валяется. А как насчет футбола? Или бабло превыше всего?
Если центр лицензирования выпустит одного-двух с категорией PRO, но с лидерскими качествами вместо двадцати, где ими и не пахнет, то это уже будет шаг вперед.
Пришло время создавать не только школу тренеров нового типа, но и школу футбольных Наставников (обязательно с большой буквы). Тех, кого смущает слово «Наставник», замените на «главный тренер». Для чего нужна еще одна непонятная школа?
Дело в том, что между Наставником и тренером должна быть приблизительно такая же разница, как между академиком и выпускником института. Оставим эту тему в покое. Тут за что ни зацепись – можно говорить до бесконечности.
Может быть, не нужно ничего менять в программе центра лицензирования? И все то, о чем я говорю – пустопорожняя болтовня? Тогда назовите мне хотя бы одного тренера Украины, за которого бы дрались футбольные клубы Европы уровня премьер-лиг. Назовете?
Это жених, в большинстве случаев, становится мужем. А между игроком и тренером должно быть такое же расстояние, как между солдатом и генералом. Высокое исполнительское мастерство футболиста должно быть основанием для получения преимущественного права на зачисление в школу, только при прочих равных результатах вступительных экзаменов с другими кандидатами на обучение, но не пропуском в эту школу!
И последнее. Пока высшие футбольные чиновники не осознают, что футбольным тренером может стать не только квалифицированный футболист в прошлом, о существенном повышении качества подготовленных тренеров говорить не приходится.
Меня часто упрекают в категоричности. Вся эта категоричность не выходит за пределы моего личного мнения. А устраивать дискуссии самого с собой это уже диагноз, господа.
Автор: Александр Володин (shuravi3591)
Статус: Начинающий писатель (181 комментарий)
Подписчиков: 12
Это, на минуточку, лицензия УЕФА.
Объём и содержание учебного материала и, отдельной строкой, в мельчайших подробностях всё, что касается экзаменов - определяются не кем бы то ни было в Украине, а целиком и полностью УЕФА.
Если призыву автора блога внять и ополчиться против лицензирования PRO в Украине, оно так и будет продолжаться во всех всерьёз конкурирующих с нами футбольных странах Европы - просто прекратившись у нас. Выиграет ли от такого изоляционизма украинский футбол? Не думаю.
Пока что у всех ваших рассуждений только одна проблема.
Фундамент. Совковый фундамент. Это не попытка вас задеть, это простая и безэмоциональная констатация факта.
Частью этого фундамента является установка «кто-то должен прийти и сделать лучше» (перекладывание ответственности на других). Если бы вы ответственность не пытались переложить, вы бы через этот пост искали соратников с мотивом «ищу единомышленников, с участием которых построю НОВУЮ школу тренеров нашей мечты» (думаю, ФФУ бы этому только порадовалось, потому что конкуренция есть хорошо).
Другая часть совкового фундамента − это полное непонимание того, как функционируют здоровые процессы (в частности − экономические и образовательные). Вы (почему-то) считаете, что «школа тренеров PRO» должна растить великих тренеров. Нет! Её задача − дать учебный план, дать общее понимание основного процесса и понимание каждого ключевого вложенного процесса, научить учиться самостоятельно. И − всё. Дальше − САМИ. Тот, кто не будет активно учиться сам, останется «человеком с корочкой». Которого никто в здравом уме никуда не возьмёт. Тот, кто будет активно учиться сам дальше, постепенно дорастёт до тренера. А потом и до ГТ. Страшно вас удивлю, но в Европе всё ровно так же. Современная здоровая система образования научает учиться, даёт общее понимание ключевых процессов, даёт учебный план − и отпускает человека. Например, MBA обучает именно так.
А дальше − ответственность САМОГО ЧЕЛОВЕКА. И если человек реально учится − он становится Мастером. А если не учится, получается из него фигня на постном масле. Решает, в итоге, простая и суровая экономика. Ответственный Мастер всегда будет востребован. А «звездатый звездолов» с корочкой, не научившийся строить адекватные отношения с игроками (потому что он таки не учился сам, он же звездень, чо), будет раздавать интервью, что он открыт для предложений, но их к нему не поступает. Чтобы стать Мастером, нужно учиться и − научиться выдавать результат. Посмотрите на любого известного тренера (за которых реально дерутся клубы). И вы обнаружите, что ни один из них не стал выдающимся тренером по щелчку пальцев.
КАЖДЫЙ ДОЛГО И УПОРНО САМОСТОЯТЕЛЬНО УЧИЛСЯ. А потом ещё какое-то время работал помощником у мастеровитого наставника.
Лицензирование PRO гарантирует, что человек точно знает, что ему изучать. И предполагает, что человек достаточно ответственен, чтобы самостоятельно работать над собой и вырастить из себя Мастера. Собственно, на этом − на личной ответственности за свою собственную судьбу, жизнь и страну − построена вся западная цивилизация.
Третье проявление совкового фундамента − неуёмный, запредельный перфекционизм. Назовите мне, пожалуйста, по 1му тренеру «за которого бы дрались футбольные клубы Европы уровня премьер-лиг» из каждого выпуска в период 2012-2015 английской школы, итальянской школы, испанской школы и немецкой школы. ШТО? Таких НЕТ??? Ууупс... а почему нет? А потому нет, что после выпуска люди ещё долго самостоятельно учатся и, в том числе, нарабатывают практический опыт с молодёжными командами, с третьими и вторыми командами, с дублем, потом работают ассистентами ГТ. И только потом, если учились они достаточно упорно, работали достаточно упорно и научились выдавать результат, они становятся ГТ.
Повторюсь: вы молодец уже просто потому, что думаете и высказываетесь. Это важно, ценно и здорово. Пишите, несмотря на разгромы и критические замечания :)
-------------
Ну если все сами то учебный план вполне можно поместить в методичку заодно с понятием основного процесса все курсы закрыть и пусть все сами учатся. Голову людям морочат и все с теми всеми учебами
"– Хорошо, давайте подытожим, чтобы нашим читателям было понятно: сколько времени пройдет от того времени, когда молодой специалист поступил обучаться по программе Лицензии "С", до того, как он получит Pro-диплом?
– Приблизительно, чтобы стать тренером "Про", нужно как минимум, 7 лет качественной теоретической и практической работы. Но, опять-таки, лицензию можно иметь, а тренером можно не стать."
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
-------------
Меткое замечание. Наши тренера не блещут. И если футболисты в Европу попадают с разным успехом. То тренера конечно не блещут.
Кстати, с генералами у нас тоже не всё в порядке, как я понимаю?