До Чемпионата Европы осталось всего несколько месяцев, а это значит, что коллекционеры наклеек Panini уже имеют возможность собирать традиционно выпускаемые к такому случаю альбомы. Для более-менее всех любителей футбола, выросших в 90-е, эти альбомы и наклейки являются предметом сакральным. Вместе с тем, футбольные эмоции и страсть к коллекционированию превратили небольшое семейное дело в глобальный бизнес, годовой оборот которого оценивается в сотни миллионов долларов.
Посе войны братья Джузеппе и Бенито Панини занимались торговлей прессы из небольшой палатки в Модене. Едва ли продавцы газет в маленьком городке на севере Италии подозревали, что спустя годы они создадут продукт, который станет культовым для всех любителей футбола. Со временем газетный бизнес братьев разросся до того, что они стали довольно крупными по местным меркам дистрибьюторами прессы, однако основу для мировой известности братьев помог заложить случай. Одна фирма в соседнем Милане не могла реализовать уже напечатанную партию наклеек, в Панини выкупили ее, расфасовали по пакетам и смогли перепродать.
Этот случай открыл братьям глаза на так называемый «голубой океан» бизнеса, и уже через год они стали выпускать свою собственную коллекцию стикеров и альбомов со спортсменами. Основу для своей идеи они подсмотрели в США, где уже тогда бешенной популярностью пользовались бейсбольные карточки, а за некоторые редкие экземпляры коллекционеры были готовы давать огромные деньги. Однако итальянцы добавили в этот процесс необходимый элемент, который современные маркетологи могли бы назвать модным словом «геймификация». Проще говоря, сам факт того, что покупающий пакетик с наклейками человек, не знает, что именно будет внутри, добавляет в сам процесс потребления чувство азарта, что сделало Panini не просто продавцом кусков картона с изображениями, а настоящим поставщиком ярких эмоций для спортивных болельщиков.
Добавив новый элемент в уже старую забаву, Panini стремительно стали завоевывать симпатии итальянской спортивной аудитории, которая следила за Серией А, особенно детской. Многомиллионные продажи в Италии позволили семейном бизнесу стремительно расти и задумываться о выходе на мировой рынок, первым шагом к которому стал Чемпионат Мира в Мексике в 1970 году. Перед турниром компания достигла соглашения с FIFA о том, что Panini будет выпускать официальные альбому и наклейки. Это был первый раз, когда продукция Panini выходила не только на итальянском языке и ее продукция продавалась не только в Италии. Грандиозных успех наклеек на турнире предопределил глобальный успех семейного бизнеса. С тех пор официальные альбомы к мировым первенствам выпускаются фирмой с Севера Италии, а с каждым годом портфолио ее официальных соглашений только ширится.
К Чемпионату Мира стали добавляться и континентальные турнира, такие как Чемпионат Европы, Копа Америка и другие, а с 80-х к футболу стали добавляться и другие виды спорта, такие как хоккей и баскетбол. Так, в США на рынке карточек NBA Panini являются абсолютным монополистом. А вот в футболе достигнуть монополии итальянцам не удалось, так, права на выпуск наклеек АПЛ и Бундеслиги находятся в руках главного конкурента – фирмы Toops. Правда, как утверждают эксперты, качество этих стикеров уступает тому, что выпекает Panini.
Постепенно Panini начали выпускать наклейки не только на спортивную тематику, огромную долю бизнеса компании сейчас занимает сотрудничество с Disney, а также выпуск комиксов, журналов, детских книг многих других видов печатной продукции. Например, популярная в серия комиксов про Неймара выпускается именно Panini, у которой в Бразилии имеется отдельное представительство, хотя главная штаб-квартира по-прежнему расположена в Модене.
Наклейки Panini стали настолько легендарными, что с ними связанно множество интересных историй. Так, неоднократно склады и грузовики компании подвергались атаке со стороны грабителей. Часто коллекционеры обвиняют фирму в том, что они искусственно занижают количество некоторых наклеек для того, чтобы повысить свои продажи, хотя неоднократно было доказано, что количество наклеек того или иного футболиста, попадающего в альбом, печатается в равных альбомах.
Тем не менее, в прессу все равно попадают истории о том, что, например, нападающий «Арсенала» и сборной Коста-Рики Хоэль Кэмпбелл купил 100 пакетиков наклеек, и не нашел себя. А вот Марио Балотелли не пожалел времени и денег на то, чтобы обклеить страницы сборной Италии исключительно собственным изображением. Подобный эгоцентризм обошелся нападающему в 1500 фунтов.
Несмотря на наличие множества других направлений, фирма прочно ассоциируется именно с футболом, а предстоящий во Франции Чемпионат Европы сулит фирме неплохой скачок доходов. Даже в цифровую эпоху фирма прочно стоит на ногах, продавая свою продукцию более чем в 100 странах, имея более чем 1000 сотрудников и около 600 миллионов евро оборота. Но главное даже не это, а то, что пока вы читали эту статью, сотни любителей футбола по всеми миру с нетерпением открывали заветные пакетики с наклейками.
Автор: Илья Штеблов
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости