Копирайт с сайта Sport Arena В топ-чемпионатах команды играют для болельщиков. Клуб может финансироваться олигархом с Востока, может – межконтинентальной корпорацией, но в любом случае его первейшей задачей будут заполненные трибуны. Президенты и генеральные директоры европейских клубов проводят новые и новые акции, чтобы привлечь болельщиков, придумывают программы лояльности… При этом заполнить трибуны все равно получается не у всех.
Sport Arena рассказывает, какие команды европейских чемпионатов «большой пятерки» чаще всего играют при полупустых трибунах. Критерий подсчета очень прост: средний процент заполняемости трибун в матчах текущего чемпионата. Ее вечная альтернатива – само количество зрителей на матчах, но если брать за основу такой показатель, аутсайдерами всегда будут команды с маленькими стадионами (даже если они будут заполняться под завязку). Вся статистика приведена по состоянию на 3 апреля, но не может серьезно измениться по мотивам того или иного тура. ИСПАНИЯ Посещаемость 90% и выше: 0 команд (из 20) Посещаемость 50% и ниже: 1 команда Двоечник: Эспаньол (47%) Другие отстающие: Сельта (53%), Бетис (59%), Валенсия (64%) И сразу неожиданность – в Примере просто нет команды, собирающей аншлаг на большинстве своих матчей. Что Барселона не заполняет стотысячный Камп Ноу, что Эйбар не видит полным свой Ипуруа (вместимостью в 7000 человек). Кризис по отношению к Испании беспощаден: в любой провинции высок процент безработных, а цены на матчи Примеры «элитарно» дороги. Наблюдать за игрой Суареса/Гризманна/Роналду приходят туристы, но их недостаточно, чтобы добиваться «sold out»-а. Можно говорить и об устарелости многих испанских стадионов: чего стоит только история, когда на памплонском Эль-Садаре обрушились конструкции, и десятки болельщиков получили травмы разной степени тяжести. Безусловно, строительство более современных арен повысит посещаемость, но худший процент прямо сейчас у команды с совсем новым стадионом! Да, построенная в 2009-м Корнелья Эль-Прат старше только стадиона Атлетика, но аншлаг не собирает даже с грандами. Причина такой непопулярности очевидна. Очень сложно добиваться аншлагов, когда по соседству с тобой базируется одна из сильнейших команд в мире, к тому же реально играющая особую роль для любого каталонца. Эспаньол продает всех игроков, за которых заплатят хоть какие-то деньги, играет в сухом и закрытом стиле, а самое главное – Корнелья находится фактически за пределами Барселоны, на окраине. Конкурировать со стадионом, рядом с которым расположены четыре (!) станции метро, фактически невозможно – очень показательно, что даже на двух последних дерби стадион Попугайчиков был не заполнен. В целом, нельзя не отметить, что большая часть клубов Примеры просто играет на огромных стадионах – и, естественно, не всегда их может заполнить. Вряд ли кто-то станет критиковать работу с болельщиками севильского Бетиса, который тоже делит город с многократным обладателем еврокубков и при этом собирает на матчах в среднем 33 тысячи фанатов. Фанаты Валенсии, в столь трудные времена оставляющие клуб в первой пятерке по посещаемости, вообще заслуживают какой-то памятной награды. А вот Сельте, не заполняющей 32-тысячный Балаидос ни в чемпионате, ни в еврокубках, есть над чем работать. ГЕРМАНИЯ Посещаемость 90% и выше: 16 команд (из 18) Посещаемость 50% и ниже: 0 команд Двоечник: Герта (65%) Другие отстающие: Майнц (84%) Аутсайдер со средней посещаемостью выше 50 тысяч зрителей. Основанный в 2009 году клуб, уже сейчас собирающий на трибунах больше 40 000 человек. В плане интереса зрителей Бундеслига выглядит колоссом даже на фоне других топ-чемпионатов – с отечественным футболом даже неохота сравнивать. И Герта, конечно же, не заслуживает критики – просто Старая Дама играет на главном стадионе страны, огромном Олимпиаштадионе. Средняя посещаемость Герты превышает 50 тысяч – показатель, достойный Лиги чемпионов. Кстати, к 2025 году клуб планирует построить неподалеку свой стадион, рассчитанный как раз на 55 тысяч. А вот у Карнавальщиков, не заполняющих скромную Опель-Арену, есть глубинные причины относительных проблем с посещаемостью. Уход менеджера Кристиана Хайделя в Шальке пока не осчастливил Кобальтовых, но уже лишил Майнц человека, который отвечал за селекцию в течение 24 (!) лет. В правлении клуба давно назрел внутренний конфликт, который с большой вероятностью приведет к отставке и президента Харальда Штрутца (а он руководил клубом с 1988-го). Расставание с людьми, поднявшими Майнц на уровень, о котором в городе и не мечтали, отвернуло от Карнавальщиков часть поклонников. Но, конечно, даже про эту команду можно сказать – «нам бы их проблемы». ФРАНЦИЯ Посещаемость 90% и выше: 1 команда (из 20) Посещаемость 50% и ниже: 3 команды Двоечник: Монпелье (38%) Другие отстающие: Монако (47%), Тулуза (49%), Марсель (54%) И кто же заполняет трибуны чаще других? Разумеется, это Пари Сен-Жермен, сочетающий победы, зрелищный футбол и расположение в туристической Мекке. А вот у многих других команд Франции с посещаемостью объективные проблемы – и по объективным же причинам. Многие регионы страны больше уважают регби, чем футбол – и достигают в спорте джентльменов больших успехов. К примеру, регбийная Тулуза – четырехкратный обладатель Кубка европейских чемпионов, единственный клуб, принявший участие во всех сезонах турнира. Регбийный Монпелье пока не выигрывал этот трофей, но входит в элиту, в 2011-м выходил в финал турнира и проиграл как раз Тулузе. В футболе же клубы из обоих городов – средние даже по французским меркам коллективы, которые не претендуют даже на участие в еврокубках. Конкретно Монпелье еще и устал от президента, который в последние годы стал для собственного клуба обузой. Монако за среднюю посещаемость в 8753 зрителя надо аплодировать, а не ругать: в стране с населением в 38 тысяч человек (!!!) и такой показатель сродни чуду. Кстати, очень скоро процент заполняемости просто обязан увеличиться – руководители клуба планируют реконструкцию стадиона Луи II, в ходе которой расширятся вип-ложи и уменьшится количество обычных мест. Фактически, мы становимся свидетелями уникального эксперимента: создания футбольного топ-клуба для избранных. Но на фоне нефутбольных городов выделяется один, в котором, по выражению местных жителей, две самые важные вещи – футбол и море. В Марселе обожают местный клуб, а его лидеры всегда будут в числе местных знаменитостей, но у всего есть предел. Отвратительный менеджмент, несколько лет пребывания в подвешенном состоянии, когда клуб не нужен был владельцу (точнее, владелице) и 13-е место в прошлом сезоне понизили среднюю посещаемость Олимпика всего лишь до 36 тысяч человек. Даже принципиальный матч с Лионом прошел в этом сезоне при полупустых трибунах. Впрочем, появление на юге американских владельцев и Руди Гарсии должно болельщиков Марселя обнадеживать. АНГЛИЯ Посещаемость 90% и выше: 15 команд (из 20) Посещаемость 50% и ниже: 0 команд Двоечник: Халл Сити (80%) Другие отстающие: ВБА (84%), Сандерленд (85%), Тоттенхэм (86%) Еще один чемпионат с проблемами уровня «у нас жемчуг мелкий». Известно, что в Кингстон-апон-Халле больше любят регби и достигают в нем несопоставимо больших (шесть побед в чемпионатах Англии) успехов. Также очевидно, что Сандерленду, и как городу, и как клубу, поднадоели постоянные поражения, а Тоттенхэму тяжело выдерживать конкуренцию с сотней других развлечений Лондона. Но когда осознаешь, что даже худшая команда лиги, уже много лет не демонстрирующая ни игры, ни результатов, имеет среднюю посещаемость больше 40 000 зрителей за игру, а популярность практически всех клубов ограничивается только возможностями стадиона, понимаешь – Англия в плане отношения к футболу является другой галактикой, не то что планетой. ИТАЛИЯ Посещаемость 90% и выше: 0 команд (из 20) Посещаемость 50% и ниже: 4 команды Двоечник: Лацио (28%) Другие отстающие: Кьево (29%), Рома, Палермо (оба – 40%) А закончим материал лигой с самыми большими, глобальными проблемами. У итальянцев даже психологический порог в 70% пробили всего два клуба – это играющий на маленьком стадиончике Кальяри (84%), а также Ювентус, выделяющийся на фоне Серии А по целому ряду показателей. У итальянцев стали нормой стали заполненные наполовину или даже меньше стадионы. И самое страшное, что они никак не могут оттолкнуться от дна и начать наращивать посещаемость, как это делают теми или иными способами другие лиги. В сезоне 1984/85 средняя посещаемость Серии А составила 38 871 человек. В сезоне 1996/97 – уже 29 481, десятью годами позже – 19 720. И на этом уровне (около 20 000) итальянцы балансируют до сих пор, уже позволив себя догнать явно менее футбольной Франции. Причина такой непопулярности великих игроков и клубов просто не может быть одна. Это и устарелость арен, с которых трудно следить за происходящим, и последствия Моджигейта, разуверившего многих людей в честности происходящего на поле. Но, если смотреть на ситуацию глубже, то стоит признать – многие итальянские клубы проигрывают аудиторию именно как бренды. Ведь если в Германии каждый, даже самый скромный клуб, объединяет местных жителей, а в Англии, напротив, каждая команда АПЛ имеет фанатов по всему свету, то Италия как бы застыла в полупозиции. Каждый Лотито/Аньелли/Дзампарини руководит клубом как хочет, не слушая фанатов – при этом его увлечение и близко не так популярно, как игрушки Абрамовича или шейха Мансура. Но даже на этом фоне находятся команды, которые выделяются уровнем безразличия к ним фанатов. Кьево будет вторым клубом города всегда, сколько бы первый ни играл в Серии Б. Именно поэтому клуб и носит прозвище «Летающие ослы» – в свое время фанаты Вероны неосмотрительно пошутили, что скорее вьючные животные полетят, чем Кьево выйдет в элитный дивизион. Ошиблись, но даже сейчас Эллас Верона собирает больше зрителей во втором дивизионе, чем Кьево в элите. Палермо просто безумно устал от своего взбалмошного президента, которого заменил борец за права лимонов. А два римских гранда в этом сезоне платят за свою принципиальность. Тифози Лацио и Ромы пошли на конфликт с полицией, установившей на Стадио Олимпико разграничительные барьеры между секторами. В знак протеста болельщики обоих клубов перестали ходить на стадион, и даже два римских дерби прошли при незаполненных трибунах.Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости