Теория выученной беспомощности и итоги первого тренировочного цикла.

Темы:
Украинский футбол

Совсем не удивлюсь, если в меня сейчас полетят поношенные домашние тапки и все, что под рукой находится, и скорее всего, плевки несогласных вместе с обсцентной лексикой, ведь я покусился почти на самое святое - выражаю недовольство результатами матчей Динамо подготовительного периода. Всегда поражался способностью людей видеть лишь то, что им нравится и хочется, не обращая внимания на неприятные для восприятия вещи, эпизоды, действия, но всегда присутствующие рядом с желанным.

Или , что точнее, неспособностью видеть все - и хорошее, и плохое, даже если этого негатива очень мало, но именно он не дает свободно дышать и ощущать хорошее, в полном мере, радоваться изо всех сил, а не сжав губы. . Это как пресловутая ложка дегтя в бочке меда, она может даже в такой пропорции настолько испортить прекрасный продукт пчелиной деятельности, что его невозможно не то, что есть, нюхать будет очень огорчительно.

Не стану описывать то, что мне не понравилось в последней игре с болгарской командой, тем более, у каждого на этот счет свое мнение и , конечно, объяснение. Но червь отсутствия полного удовлетворения результатами подготовки и полной веры тренерскому штабу, внутри меня уже поселился. В меру грустно от этого, ведь многое из негативного легко объясняется даже не подготовленным к спору поклонником команды, что же говорить о маститых и умудренных опытом болельщиках- спорить с ними себе дороже, да и не такое простое дело найти общий язык с ними в любом вопросе. Чаще всего каждый остается при своих интересах и мнениях, потому, что мозг у каждого свой и работает он только по одному Богу известным и частично известным обладателю серого вещества , принципу и программе.

Если не обращать внимание на слова главного тренера, что результат не ставился во главу угла, главное- проверить всех футболистов то можно спокойно ждать следующего выезда команды . Но количество ничьих и поражений при одной победе этого цикла заставляет немного задуматься. Сегодня наши любимцы точно хотели обыграть своих соперников из солнечной Болгарии, по крайней мере мне так показалось, но им чего-то не хватило для достижения этой цели. Скорее всего , воли, да, именно воли к победе, хотя не все согласятся со мной. Ведь люди, а футболисты именно ими и являются, не роботы, даже не биороботы и им свойственны малоконтролируемые чувства и рефлексы, приобретенные в процессе каких-то событий. А этих событий не самого приятного толка было на этих матчах подготовительного периода немало и они при всем желании тут же забыть их, остались в головах игроков.

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли.

Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать , как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие — даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности. Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически: - испытывает поражение, несмотря на все усилия; - переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют; у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого советского фильма: «Что воооля, что невоооля — все равно».

Теорию о выученной беспомощности подтверждает жизнь. Не обязательно сидеть на поводке и получать удары током. Все может оказаться гораздо прозаичнее. Для футболистов достаточно несколько раз проиграть, а потом очень сложно проявить волю и победить там, где это просто жизненно необходимо, где на кону стоит нечто большее, чем три очка. Помните прошлый год, когда у Динамо была целая серия неудачных матчей и ее долго не могли прервать. Это как рад подтверждение этому.

Все это я привел потому, что не стоит игнорировать выводы ученых , особенно в области психологии, уж больно невидима и непонятна эта часть человеческой жизни, а ее влияние на футболистов иногда огромное. Так. что на следующем подготовительном выезде Динамо необходимо иметь в своем активе победы и желательно абсолютные, что конечно, придаст команде и всем ее футболистам уверенность в своих силах. А она нам всем очень нужна,- на кону стоит и победа в чемпионате УПЛ и удачное выступление в Лиге Европы.

При написании поста использованы материалы http://emosurf.com/post/6949

Автор: (betelgeuze1948)

Статус: Эксперт (10340 комментариев)

Подписчиков: 136

27 комментариев
Лучший комментарий
  • Валера Da(Vinnitsa) - Старожил
    27.01.2018 20:43
    выводы ученых, подтвержденные экспериментами и связь с поражениями в футболе - это, конечно, интересно... только, мне кажется, чтобы проявить волю к победе, должен быть серьезный мотиватор. Пусть научатся уважать себя, команду, тренера, болельщиков. А если такого мотиватора нет, то тогда остается единственный проверенный способ - как играл, так и заработал. Вот и появится у футболистов страх. Пару-другую раз ваньку на поле свалял - зарплата ноль! Ведь что же получается? Футболист получает зарплату согласно контракту, и, следовательно, выиграли или проиграли, побегал по полю или пешочком прошлепал, а то и на скамейке просидел - денюшки в карман. И не малые! А взять другую профессию, так там и оплата по работе.
    • 8
Комментировать