В ожидании матча "Динамо" против "Зари" вспомним еще пять художественных фильмов, в которых так или иначе присутствует главный киевский стадион – нынешний НСК "Олимпийский".
Кадр из фильма "Не было бы счастья"
Начнем с киноленты, ставшей непосредственным откликом на два незабываемых сезона киевского "Динамо" под руководством Валерия Лобановского и Олега Базилевича.
№ 6. Такая она, игра
Уважаемый Дэви Аркадьев, говоря о Лобановском, отметил: "Авторам одного художественного кинофильма он даже послужил прототипом для создания героя – молодого ищущего тренера футбольной команды". Очевидно, речь идет именно о картине "Такая она, игра" (режиссеры-постановщики Владимир Попков, Николай Малецкий). Крупнейшая спортивная арена Киева появляется здесь буквально с первых кадров.
Завязка сюжета – конфликт жесткого, авторитарного тренера Виктора Басова (Георгий Жженов) с двумя ведущими футболистами его команды. Один из них, Николай Бушуев (Степан Олексенко), не понимает "дрессировки" Басова, ссылается на зарубежные команды: "Они думают, импровизируют на поле. А у нас все под диктовку, бей-беги".
Басов, Бушуев и спортивный функционер (Николай Гринько)
Второй "бунтовщик", Вячеслав Миленков (Вячеслав Жолобов) имеет диплом инженера. Уйдя из команды, он поступает на крупный завод и там занимается научной организацией труда. Тем временем Бушуев одиноко сидит на трибуне киевского стадиона и смотрит, как тренируются бегуньи (одна из них – его симпатия).
Но вскоре Бушуев становится тренером команды первой лиги из провинциального городка. К нему приходит одержимый врач-новатор (Александр Пашутин), переполненный идеями научного подхода к тренировочному процессу. За один сезон Бушуев, вооруженный передовой теорией, выводит своих подопечных в "вышку", и тут его приглашают в родной клуб на смену Басову. Бушуев соглашается при условии, что он будет работать вместе с Миленковым.
Кульминацией фильма становится четвертьфинальный матч на Кубок кубков, который команда Бушуева и Миленкова проводит против звездного клуба из ФРГ. Наши безоговорочно побеждают, поразив качеством своей игры иностранных тренеров и журналистов...
Любопытно, что в фильме "Такая она, игра" практически все футбольные сцены внутренних и международных игр – это фрагменты видеозаписей подлинных матчей. Но они подобраны так, что крупным планом мелькают только лица чужих игроков.
(Насчет Виктора Банникова я ничего не напутал: использованы кадры, где он стоит за "Торпедо").
Что же касается показа своих футболистов, то они фигурируют на более общих планах, причем картинка нарочито контрастная, чтобы трудно было рассмотреть лица. Это потому, что кадры идут под голос комментатора, перечисляющего совершенно условные фамилии наших игроков: Орлов, Гончар, Савченко, Фролов и т.п.
Между документальными кадрами вмонтировано изображение тренерской скамьи с персонажами фильма: Бушуев (качается взад-вперед), Миленков, врач.
После победы над немцами Бушуев и Миленков задержались у выхода с трибун стадиона. "Ты знаешь, трудно было этого добиться, но насколько сложнее удержаться!"
Реальность подтвердила эти слова. Работа над сценарием началась, очевидно, сразу после триумфов 1975 года (кстати, одним из авторов был известный спортивный журналист Станислав Токарев, любитель анализировать тему "спорт и личность"), съемки велись на киностудии имени Довженко в 1976-м, премьера состоялась в 1977-м. За это время в жизни тренеров-прототипов и их команды многое изменилось. Однако старый фильм все-таки остался художественным воплощением насущной проблемы, интересовавшей миллионы поклонников футбола...
№ 7. Женщины шутят всерьез
Этот лирический фильм снят режиссером Константином Ершовым на киностудии имени Довженко в 1981 году. Еще одна кинолента, где с постановочными сценами перемежается хроника футбольных матчей. На сей раз лица динамовцев не скрыты.
На тренерской скамье нетрудно узнать Лобановского и Комана.
На поле – Блохина, Буряка, Веремеева.
А затем уже следуют кадры по сюжету фильма. Матч окончен, болельщики расходятся.
Но главный герой фильма, историк Борис Проворный (Леонид Филатов) не спешит уходить. Ведь он, согласно фабуле киноленты, тоже в свое время был футболистом и играл за "Динамо"...
К тому времени, когда снимали этот фильм, наша главная арена уже называлась Республиканским стадионом. Перед футбольным турниром Олимпийских игр 1980 года, часть которого проходила в Киеве, стадион снова обновили. Над его трибунами выросли эффектные осветительные мачты, появились чаша Олимпийского огня и эмблема Олимпиады-80. Вокруг центральной арены разместился целый спортивный городок.
С открытки 1980-х гг.
№ 8. Родня
Фильм Никиты Михалкова был снят на "Мосфильме" и вышел на экраны в 1982 году. Его героиня, провинциальная тетка Мария Коновалова (Нонна Мордюкова), приехала в большой город погостить у дочери. Дочь живет в высоком панельном доме возле стадиона, поле и трибуны которого видны из окна.
Казалось бы, очевидно, что этот ландшафт не имеет отношения к нашему Республиканскому стадиону.
Но в один из моментов фильма местом действия ни с того ни с сего становится киевское здание на углу Красноармейской (Большой Васильковской) и Жадановского (Жилянской). А от него кинокамера движется по трибунам нашего Республиканского стадиона...
...показывает его во всей вечерней красе...
...а затем переходит к бегуну, мерно наворачивающему круги по дорожке.
Бегун топочет довольно долго, в сопровождении космической музыки Эдуарда Артемьева. Очевидно, в этой сцене Михалков выразил некую философскую мысль, которую простым смертным не понять. Однако мне хотелось бы подчеркнуть, насколько был эффектен, узнаваем и киногеничен в то время киевский Республиканский стадион – единственный в своем роде.
№ 9. Не было бы счастья
Еще один фильм, снятый на киностудии имени Довженко Константином Ершовым (в 1983 году). Это своеобразная кинокомедия, сюжет которой построен на культе футбола в Киеве. Табло с таймером Республиканского стадиона становится ее лейтмотивом.
На стадионе должен состояться важный международный матч. Поэтому техник Толик (Виталий Шаповалов), обслуживающий лифт киевского здания, отключает мотор, чтобы без помех посмотреть по телевизору футбол у себя в каморке. Между тем в лифте оказались запертыми несколько человек. Их бурные сцены перемежаются изображениями конструкций Республиканского стадиона и подъемника соседней гостиницы "Русь".
Одного из главных персонажей играет Михаил Светин.
"Толик, а через сколько кончится футбол?" – "Минут через одиннадцать". –"Ага, и тогда включишь?"– "Ну, включу". – "Слово даешь?" – "Ну". – "Футбол кончится, ты включаешь лифт". – "Ладно. Ай, куда он бьет?!"
№ 10. Распад
Уже на исходе советской поры, в 1990 году, киностудия имени Довженко при участии американских кинематографистов сняла фильм "Распад" (режиссер-постановщик Михаил Беликов). Тема киноленты – Чернобыль. Но мы-то помним, что в первые дни катастрофы нас отвлекала от аварии на ЧАЭС победа динамовцев над "Атлетико" в финале Кубка кубков.
Вот и в фильме "Распад" есть сцены, снятые рядом с Республиканским стадионом.
Главный герой, журналист Журавлев (Сергей Шакуров), у касс стадиона.
Здесь же, на площади перед стадионом, он выясняет отношения с женой (Татьяна Кочемасова).
В этот момент срывается и падает один из рабочих, ремонтировавших светильники на площади.
Очевидно, таким образом авторы фильма подчеркнули всеобщий бардак и безответственность, приведшие и к Чернобыльской аварии.
А под конец на сцене появляются новые персонажи. Машина с героем Шакурова невдалеке от Республиканского стадиона напоролась на ликующую толпу динамовских фанатов.
Вместо того, чтобы пройти мимо, они в избытке диких чувств переворачивают автомобиль...
Стало быть, и футбольную тему вовлекли в модную тогда "чернуху". Но сейчас "чернухи" у нас хватает в жизни, а в игре динамовской команды мы всякий раз надеемся найти отдушину, источник позитивных эмоций.
Кадр из фильма "Такая она, игра"
Пускай же добивается новых побед наше "Динамо", чей статус легенды создавался несколькими поколениями и был подтвержден множеством свидетельств, в том числе и художественными фильмами.
Эпоха великого киевского Динамо.