Смерть Короля футбола сама по себе стала темой: не могла не стать таковой. Пишется по ней сегодня многое и многими: все-таки событие из разряда относимых к числу эпохальных. А с такой эпохой футбола расставаться столь же грустно, как и провожать Короля в сборную Вселенной футбола.
Всматриваюсь в картины давно ушедшего от нас великого футбола.
Мне-то видно, чем он кардинально отличался от нынешнего.В представленной подборке из великого (без преувеличения) чемпионата мира 1958 года хочется обратить внимание не на голы, а на нечто другое: на скорость и какую-то невероятную компактность исполнения технических приемов. Я бы даже сказал - на их какую-то скупость в движениях футболистов. Сегодня ею отличается разве что Лионель Месси (в качестве сравнительного примера).
В "современном плотно-скоростном" все наоборот: даже у нынешнего поколения лучших бразильских исполнителей масса лишних движений, поворотов корпуса, затягивания с приемом решений и всего такого прочего, что, собственно, и определяет скорость игры в целом. Я особо подчеркиваю этот момент потому, что в современных представлениях о скорости игры в футбол господствует ложная парадигма о скорости бега как определяющем факторе. И, конечно, о скорости выбивания мяча из-под ног владеющего им в данный момент. Поэтому вот уже и Килиана Мбаппе рядят в новые короли футбола. Говорят, кстати, что замеряли и сравнивали скорость у Килиана Мбаппе и у Михаила Мудрика. И вроде бы Мудрик даже опередил Мбаппе. Так что у трона после смерти настоящего Короля тут же выстроили очередь, не понимая, что количество претендентов на трон всегда понижает степень королевского достоинства.
Не знаю, как там в свое время замеряли скорость у Олега Блохина, но никто даже не думал определять его в короли футбола. И мои сверстники по болению могут помнить, что Блохина как раз нередко порицали за технический брак на его скоростях - хотя в старых видео его технические скоростные действия выглядят сегодня едва ли не фантастикой. Но не будем отвлекаться: речь сегодня о другом.
В том футболе (кстати, его эпоха, на мой взгляд, закончилась где-то после чемпионата Европы 2012 года) владеющие мячом просто не оставляли времени на исполнение прессинга современного типа. Кроме того, визуальная как бы разреженность пространства на поле была обусловлена тем, что игрокам в обороне постоянно приходилось считаться с фактором: быстро работающий с мячом соперник столь же быстро от мяча избавлялся. Конечно, при нынешнем таскании мяча даже бразильцами всегда возникает иллюзия запредельной плотности игры. Но это всего лишь иллюзия.
А вот вам реальность:
Всем известно, что сборная Бразилии образца 1958 года явила миру будущего Короля Футбола: Пеле. Но в как бы тени, падающей от фигуры Короля мало кто вспоминает, что рекорд голов, никем и никогда не побитый, принадлежит не ему, а его сопернику по игре, представленной в данной подборке: Жюсту Фонтену.
Что объединяет игру всех великих футболистов того чемпионата, с которого, собственно, и началась эпоха футбола ХХ века, остающаяся в памяти как основа высочайшего класса игры? Чем сходны в своих действиях те великие бразильцы и Фонтен? Нет, вовсе не скоростью бега. И даже не точностью голевых ударов. А тем, что те удары были.
У меня в перечне тем упомянут и наш Валерий Васильевич Лобановский - по одной очень простой и очевидной причине: удары по воротам. Помните его требование к игрокам: каждая атака должна заканчиваться ударом по воротам!
Замахнувшись на данную тему, я бы добавил в ее перечень и Фонтена, и всю великую сборную Бразилии эпохи 1958-1970 гг., и сам чемпионат мира 1958 года. Но тематику определяют не авторы блогов. А иной раз следовало бы...
Так вот: в действиях бразильцев мы видим достаточное количество вроде бы поспешных и оттого неточных ударов по воротам - даже в исполнении Пеле. Но все дело в том, что игроки отлично понимали одну элементарную и, тем не менее, вечную истину: среди всех технико-тактических приемов футбола для удара по воротам отводится едва ли не наименьшее количество времени.
Конечно, Жюст Фонтен в своих знаменитых тринадцати голах во многих эпизодах выглядит игроком, которого опекать вроде бы некому. Но следует учитывать, что за его внешней свободой как раз и стоит та самая скорость работы с мячом и скорость принятия решений у его партнеров. А у самого Фонтена - еще и великолепное умение игры без мяча, как раз и дающее ту самую свободу действий, коей столь остро недостает "современному плотно-эволюционному". Причиной столь жесткого дефицита как раз и является очень невысокая техника игроков, постоянно вынуждающая их останавливаться для выполнения даже самых элементарных действий с мячом. Не говоря уже об ударах по воротам. Причем болезнь эта поразила даже такой традиционный с точки зрения техничности футбол, как португальский (и это далеко не единственный пример подобного рода).
Почему Фонтен с такой внешней легкостью уходит от соперников и столь расчетливо разбирается с вратарями? Да просто потому, что ему не надо возиться с мячом:
Перед нами картины вечного футбола в его самой сокровенной сути. Но и в самой откровенной - было бы умение ее разглядеть.