Вариативность камня на камне

Темы:
Лига Европы, Манчестер Юнайтед, Севилья

Меня иной раз спрашивают: и где я нахожу всяческие глупости, вроде "плотно-скоростного футбола". Ну не в Караганде же :). Да прямо тут - на этом сайте. Например, стоило только коснуться некоторых аспектов, изменивших лицо английского футбола, как тут же прибежали с заявлением, причем весьма категоричным: английский футбол стал вариативным.

Что это такое, объяснять и тем более доказывать не стали: достаточно было отрубить и дружно проголосовать за отрубленное.

Или вот после игры Реала против Челси прозвучало еще одно сказанное как отрубленное: нынешний Реал не оставил бы камня на камне от Реала прошлых времен. Разумеется, когда что-то отрубают, то в доказательствах отрубленное уже не нуждается - как голова, скатившаяся с плеч на плахе. Отделенная от тела, она сама по себе является доказательством. Например, того, что "русский мир" населен тварями, не имеющими никаких аналогов даже в самом примитивном животном мире.

Но все же: заинтересовала эта самая вариативность английского футбола. Надо полагать, это некий намек на обогащение традиционной британской школы влившимися в него представителями из школ футбола латиноамериканского и африканского. Коль автор такого замечательного термина не стал разъяснять, откуда он его взял и чем обосновал, попробую разобраться в этом сам. И в качестве примера возьму игру нынешнего Манчестер Юнайтед против Севильи в Лиге Европы.

Сказать, что обогащение игры по-английски очень традиционного в прошлом МЮ за счет такого количества игроков абсолютно инородных школ футбола, означает ничего не сказать: тут надо разбираться особо. В смысле, разбираться в том, почему от английского футбола МЮ не осталось камня на камне. И отчего вместо всегда структурированной игры теперь можно наблюдать лишь эту самую вариативность.

Этот набор игроков, призванных откуда только придется, производит по-настоящему грустное впечатление: и куда только делась традиционная английская техника и культура обращения с мячом под прессингом. А о традиционных английских ударах по воротам и говорить не приходится. Зато в изобилии то самое таскание мяча, коим так отличаются современные латиноамериканцы и африканцы. Случились, правда, два эпизода в первом тайме, живо напомнившие времена сэра Алекса Фергюссона. И в какой-то момент показалось даже, что если дело пойдет в таком традиционном стиле и дальше, то разгром Севильи станет лишь делом времени.

Но время шло. И все более становилось очевидным, что те два гола были лишь проявлением ностальгии по прежним временам. И что футбол, где очень быстро переводят мяч в атаку, завершаемую разящими ударами, уступил той самой вариативности. В смысле, вариантам держания и потерь мяча в середине поля.

Честно признаться, я так и не понял, что под ней подразумевал изобретатель сего термина. Однако точно знаю, что если здесь нечто обильно увешивают плюсиками, то смысла в этом нечто лучше не искать - точно так же, как не было его в игре команды МЮ, слепленной аки лоскутное одеяло.

Глядя на то, как в эпоху "плотно-скоростного" комплектуют команды, я в еще большей степени сочувствую тренерам: если во времена сэра Алекса Фергюссона их создавали по кирпичику, подгоняя каждую детальку друг к другу, то теперь при каждом более-менее богатом клубе имеется некий закулисный менеджер, заботящийся о той самой вариативности. Правда, в смысле приобретения игроков, которых вообще можно приобрести в данный момент: вариантов их выбора все меньше и меньше.

Все дело в том, что национальный стиль игры, формировавшийся на протяжении более века, вовсе не пустой звук: он подобен фундаменту всей игры в данной стране. Особенно в такой традиционной, как Англия. А отказ от национальных традиций в любом деле всегда чреват разрушением этого дела. Но это отдельный разговор.

А этот разговор закончу своим категоричным заявлением: если бы МЮ времен сэра Фергюссона вышел сегодня против этой Севильи, с ее провалами в середине поля и откровенно никакой обороной, то просто настало бы время собирать камни от фундамента ее собственной игры. И разбрасывать их куда подальше. И произошло бы это исключительно за счет традиционной английской игры МЮ, с ее флангами, отлаженными до полного автоматизма. И ее английскими игроками, очень хорошо знавшими и умевшими делать с мячом и без мяча то, что всегда лучше всего делалось в английском футболе. И тогда приговор по отрубанию головы соперника был бы исполнен - без вариантов. И тем более - без этой загадочной вариативности.

А этот вариант МЮ оставил крайне грустное впечатление: именно своей вариативностью, в которой игроки даже английской школы футбола забыли те времена, когда никто в мире не мог хотя бы просто перебегать их. Не говоря уже о том, как следует играть флангами, как выбегать в контратаки на протяжении всего матча, как доводить их до ударов - вместо нелепых передач стоя возле углов штрафной площади соперника и злоупотребления индивидуальной игрой, столь типичной для этого случайного набора исполнителей, имеющих смутное представление о традиционной английской организации командных действий.

Сколько ни роюсь в своей памяти, не могу припомнить ни одного примера из прошлых времен: чтобы английская команда выдыхалась бы после первого тайма, причем преимущественно стоя на своей половине поля. И если эта самая вариативность подразумевает некое обогащение тактики, то реализовать оную на таком атлетическом фоне вообще становится делом немыслимым - без вариантов. Ну, а два автогола, очевидно обусловленных полной остановкой как собственной английской игры, так и ее вариативности, окончательно разваливает фундамент на отдельные его камни.

Я всегда предпочитал виды испанского футбола всем остальным. Однако во времена сэра Фергюссона отдавал должное и его команде: очень уж нравилось зрелище, в которое он умел превращать самые сильные элементы английских футбольных традиций. Но нет теперь ни великого английского (шотландского) тренера, ни традиций его игры. И вообще ничего нет: впору исполнять "Интернационал" в интонации ми-минор, то есть похоронного марша. Почему именно "Интернационал"? А потому, что его главной идеей является разрушение - до основания. Так что последний камень будет уложен на место погребения. И вместо эпитафии на камне высекут лишь одно слово: "Вариативность".

Автор:

Статус: Эксперт (14541 комментарий)

Подписчиков: 47

Комментировать