ВОСПОМИНАНИЕ О... БУДУЩЕМ
На эту публикацию меня подвигла информация, которую прочитал вчера на сайте:
http://www.dynamo.kiev.ua/articles/47143.html
...и фоторепортаж из музея Валерия Лобановского. Первые же строки о музее, как говорится, буквально брали за душу: «Он был с большой любовью обустроен в кабинете физики школы № 319 Голосеевского района, в которой с 1946 по 1956 годы учился юный Валерий»...
Не скрою, среди экспонатов, которые попали в объектив Виктора Гомона, чей прекрасный, на мой взгляд, фоторепортаж дополняет скупой текст об этом уникальном музее, приятно было увидеть и свою книгу «Эра Лобановского». Любопытно, как она оказалась среди экспонатов.
...Это было 4 февраля 2009-го года, в день презентации книги в Киеве, которая проходила в Доме союза писателей Украины. После её окончания я подписывал то весьма ограниченное количество книг, которое мне передали её издатели из Санкт-Петербурга. Чуть ли не последним в этот вечер подошёл ко мне одноклассник Валерия Лобановского Жорж Тимошенко, с которым мы знакомы давно.
— Подписывать Вам? — спросил я у него.
— Дэви, если можно — музею, который мы обязательно откроем в нашей школе...
— Вы же видите, к сожалению, лишних книг нет — меня очень ограничили в количестве, а как я могу оставить без книги Вас?!...
— Подпишите для музея! — уверенно сказал одноклассник Валерия Лобановского...
Первые же строки книги — от автора — стали моим откровением:
Сразу признаюсь откровенно, что письмо, полученное по электронной почте весной 2008 года от одного из крупнейших петербургских издательств «Астрель-СПб», воспринял как подарок судьбы. «Как мне кажется, было бы уместно и правильно переиздать Ваши книги в России, где они, увы, не так известны, как в Киеве»,— писал главный редактор издательства. По лестному для вашего покорного слуги предложению («...дать новую жизнь прекрасным книгам») и постскриптуму автора письма («Болельщик киевского „Динамо“ с 1984 года») понял, что пишет единомышленник.
Примечательно, что в скорбные дни, когда футбольный мир прощался с В. В. Лобановским, первые, никем не подписанные, строки в Интернете, которые я выписал из откликов о футбольном гении, тоже пришли из Санкт-Петербурга:
Как не хочется в это верить! Ушел из жизни самый Великий тренер советского, украинского футбола... Непостижимое горе, слезы, опустошение... Искренние соболезнования всем тем, кто любил и уважал этого Человека. Нет возможности приехать на прощание, но, как буду в Киеве, обязательно положу цветы к Его могиле. Пожалуйста, поклонитесь Ему от имени болельщиков «Зенита». Светлая память, Валерий Васильевич, пусть земля Тебе будет пухом...
Конечно же благодарен и автору идеи создания книги Александру Прокоповичу, и координатору проекта Сергею Куруняну, и ведущему редактору Екатерине Серебряковой, да и всем сотрудникам российского издательства, прочувствовавшим подлинное величие главного действющего лица этой «Эры Лобановского» — Человека и Тренера такого Калибра...
Вчерашняя публикация о музее, созданном энтузиастами, и некоторые ваши комментарии невольно напомнили мне, что ровно восемь лет назад я уже писал (как мне в ту пору казалось, о вполне реальном проекте!) Г.М. Суркису. Приведу фрагмент того письма, которое Григорий Михайлович по электронной почте получил от меня в декабре 2002-го года:
«...3 декабря 1994-го года в своём довольно развёрнутом аудио- и видеоинтервью Вы сказали мне: «Без истории нет ни государства, ни нации». За прошедшие с той поры годы мне довелось многое из новейшей истории Украины отслеживать, фиксировать, озвучивать (на радио «Свобода», WMNB, «Эра») и показывать на видео (RTN, WMNB, RTV), публиковать в прессе. Благодарен Богу и Судьбе за э т и годы. Многое из этого, как говорится, «отлежалось» и то, что ещё не видело свет, должно быть востребовано. Есть для Вас, но, что, пожалуй, главное, — для Дела интересные, на мой взгляд, проекты. Особенно в связи с уходом из жизни В.В.Лобановского и с тем, что 2003-й — год 10-летия нового руководства клуба «Динамо», Киев в новейшей истории Украины. Впрочем, об этом лучше не в эпистолярном жанре или по телефону, а, Бог даст, при встрече, на которую очень надеюсь в самом конце нынешнего или начале Нового года. Если Вы читаете эти строки еще в этом году, слава Богу... Об осмысленных мною некоторых проектах чуть позже, но об одном из них — коротко в настоящем письме, чего требует временной фактор. Мне нравится Ваша позиция в плане отношения к истории, о чем Вы не раз высказывались в различных интервью и выступлениях на публике. К примеру, 1 марта 1997 года на торжестве посвящения юных футболистов в динамовцы Вы сказали: «Без истории нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего». Хотите Вы того или нет, но Вы — один из тех, кто участвует в процессе формирования новейшей истории Украины. Не мне Вам говорить какую р о л ь сыграл в этом процессе В.В.Лобановский и, уверен, что 6-го января, в день рождения великого Человека и Тренера, Украина об этом вспомнит. Многое во имя Его светлой памяти уже сделано и будет делаться. Его след на земле достаточно весом, но, пожалуй, главное из всего того, что Он оставил — Его богатейшее тренерское наследие, аналогов которому, пожалуй, нет в мире. И примечательно, что сам Валерий Васильевич прекрасно это понимал, о чём однажды у нас с ним был об этом разговор, зафиксированный моим диктофонным секретарём 27 мая 1991 года (о чём В.В., естественно, знал!). Одним словом, главная мысль всего этого пространного предисловия (если чего-то подобного ещё нет в проекте!): СОЗДАНИЕ В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ФУТБОЛА имени В.В.ЛОБАНОВСКОГО, естественно с одним или двумя залами, посвященными Ему, научной библиотекой, компьютерными кабинетами и т.д. и т.п. — всё, что будет соответствовать понятию СОВРЕМЕННЫЙ — ХХI ВЕК ВСЁ-ТАКИ! И кому, как не Вам о з в у ч и т ь подобную идею!? Разумеется, здание для подобного музея должно проектироваться, а конкурс архитекторов проекта должен быть открытым. К слову сказать, знаменитый архитектор и художник Александр Штейнберг, живущий ныне в Филадельфии, который когдато Лобановскому-футболисту проектировал дачу в Конча-Заспе, готов поучаствовать в подобном конкурсе... Одним словом, не стану отнимать больше Ваше время подробными деталями этого проекта, а об остальных — потом, при Ваших возможностях и желании... Всегда Ваш"...
Увы, за все эти восемь лет никаких разговоров об этом проекте, задуманном мною восемь лет назад, не возникало...
Дэви АРКАДЬЕВ,
28 декабря 2010,
Филадельфия.
Ну ничего странного что вам кто-то написал комментарий нет. Не стоит иронизировать по этому поводу. ИМХО у вас есть склонность раздавать приговоры. И вы с этим иногда слишком торопитесь.
С наступающим!
Очевидно, что я писал вежливо. И вопрос затронул актуальный. Более того, Дэви, я даже не повторялся, хоть содержание Вашего блога явно того требовало.
Ну что же... С облегчением удаляю свой блог с извинениями. Мое искреннее потрясение Вашей позицией было явно ошибочным. И я благодарен, что вы помогли мне укрепиться в этой точке зрения.
Ну ничего странного что вам кто-то написал комментарий нет. Не стоит иронизировать по этому поводу. ИМХО у вас есть склонность раздавать приговоры. И вы с этим иногда слишком торопитесь.
С наступающим!
_______________________________________________________
Есть нюансы. Например: я позвал на свидание Юлю Алексину. А приходит Маша и говорит: "Юля возможно не придет, но ты, Дима, не теряй оптимизма. Срок годности ожидания длится до утра. Так что не осуждай Юлю, а пойми, что у нее и без тебя масса поклонников".
Маше, конечно, спасибо, но у меня есть свои устоявшиеся сроки ожидания: 15 минут для девушек и сутки для "шуриков".
а Вас - уже с Новым, слава Богу, 2011-м годом!
Сегодня, заглянув в свой блог, обратил внимание, что этот Ваш комментарий попал, как "Лучший комментарий"...
Мне импонирует Ваша точка зрения, похожая на... диагноз, который врач ставит обычно пациенту, у которого наблюдаются проблемы... с психикой...
По сути вы продублировали свои ответы из старой конференции - на старые вопросы. Не знаю зачем, я Вас услышал с первого раза. Впрочем, если вы хотите продолжить то обсуждение, я с удовольствием предоставлю Вам такое удовольствие.
В данном случае речь шла о принципиально других вещах. Но для меня совершенно непринципиально получить от Вас ответы по существу. Клещами вытягивать не буду. Отмолчаться - это священное право Автора, как по мне (под старым ником я частенько блоги писал и мне тоже многие надоедали; так что я Вас понимаю).
И спасибо за коммент. Рассмешил )))
"Борис ты не прав" (с)
Дима оставь телефон или скайп, интересно будет, на досуге пообщаться.
Быстро ты сломался. Я, честно говоря, был удивлен тем фактом, что твои комменты на "том" сайте были на порядок сильнее, чем на этом. Не зная про это обстоятельство, я бы твои блоги игнорировал. А так - надеялся аргументированной критикой как-то тебя подстегнуть. Уверен был, что критика пойдет на пользу. Ошибся. Жаль.
Каждый идет своей дорогой, Виктор. Но заводить на сайтах дружбу ради лестных комментов - это путь в никуда. Подумай над этим. Лучше думать, чем писать бестолковые стишки.
учетная запись этого пользователя была удалена
С наступающим Вас, слава Богу, 2011-м, здравия, добра, благополучия...
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
Самые актуальные, нужные, порою святые материалы сопровождаются выяснением отношений, перетекающими в свары и взаимные оскорбления.
Относительно недавно проходили опросы о лучшем украинце за все времена. Если честно - итогов не помню, но точно Лобановский был среди лидеров. А сегодня, кроме школьного музея в одной комнате, нет никакой памяти среди такого количества музеев в Украине. Конечно это необходимо исправить.
Правда это не Бендера, не Анна Ахметовна и не великий украинский поэт.
Очень хотелось бы посмотреть, кто доведет до ума такое нужное дело.
---------------
СОЗДАНИЕ В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ФУТБОЛА имени В.В.ЛОБАНОВСКОГО, естественно с одним или двумя залами, посвященными Ему, научной библиотекой, компьютерными кабинетами и т.д. и т.п. — всё, что будет соответствовать понятию СОВРЕМЕННЫЙ — ХХI ВЕК ВСЁ-ТАКИ!
---------------
... А "свары и взаимные оскорбления", мне, как и Вам тоже противны...
С наступающим Вас Новым годом!
Дэви, вы боитесь Игоря Суркиса? Думаю, что нет. Бан от Шурика Вам тоже не угрожает. Так скажите же громче! Назовите вещи своими именами. Скажите то, что не услышат от нашего имени.
Отсутствие клубного музея - это ПОЗОР! Это неуважение к величайшему динамовцу за всю историю!
Имя виновного в этой профанации всем известно - Игорь Михайлович Суркис.
Хорошо, что Вы когда-то писали Григорию. Но мало - упомянуть об этом. Да и адресат не тот. Скажите громче, Дэви!
Не уподобляйтесь второму элитному блоггеру на сайте, который сюда является исключительно в целях воспевания Газзаева.
Если вы искренне любите киевское Динамо и его легендарных личностей - нельзя молчать. Нельзя говорить тихо, для галочки.
Я понимаю, что оппозиционность и критичность - это не Ваш жанр. Но кто же вступится за память Валерия Васильевича? Клубные функционеры уже давно превратились в покорных опричников. Сабо и Михайличенко хотят вернуться. Блохин - прийти. Шевченко - на контракте. Авторитетные динамовцы зависят от Суркиса. И делают вид, что все нормально.
Прикормленные журналисты тоже не станут плевать в корыто. Так кто же тогда скажет правду?
ИМХО ужас и драматизм ситуации заключается в том, что этим человеком окажется Денисов. Его правда растечется плевком по нашим лицам. Но, быть может, лучше так, чем никак. Если такой ценой до Суркиса дойдет - не вопрос. Так не дойдет ведь. Силу возымеет только та правда, которая будет исходить от человека, любящего Динамо.
Вас услышат, Дэви. Скажите. Громко.
У клуба "Динамо" Киев есть, как у любого клуба с богатой историей, клубный музей. В котором очень много места посвящено Валерию Васильевичу. И я не думаю, что за память Валерия Васильевича нужно как-то вступаться. Есть множество людей, которые эту память чтут и "школьный" музей очень яркое тому подтверждение.
А вот идея МУЗЕЯ ИСТОРИИ ФУТБОЛА, на мой взгляд, чрезвычайно уместна в предверии ЕВРО 2012.
Надеюсь, Вас это не сильно утомило и Вы от ответите на простой вопрос:
А кто виноват, если не Суркис?
И при чем здесь музей истории футбола? Речь идет о музее имени В.В.Лобановского.
Впрочем, на второй вопрос не трудитесь отвечать. Он был риторический.
учетная запись этого пользователя была удалена
Теперь я Вам вкратце расскажу хронологию событий:
8 лет ничего не происходило. А недавно такой музей открыли. Но не в клубе, который обязан Лобановскому чуть ли не всей своей славой, а в киевской средней школе.
Теперь кратко подытожу:
Мелочи решают не много, но все. За памятник и название стадиона - спасибо. Но музей все-таки важнее магазина.
Otto von Bismarck
Не так давно о моих публикациях Вы писали: "Все блоги автора выглядят, в большей степени, самопиаром"..."Дэви всегда пишет о себе на фоне других. Фотографии из той же серии: Я и ребята из нашего двора. Приношу свои глубочайшие извинения, но мне интереснее "ребята". Хоть они и на втором плане в блогах ( и книгах) Автора".
---------------
... А в этом своём комментарии вдруг обращаетесь ко мне как... к "элитному блоггеру"?! Задаёте пространные, на мой взгляд, вопросы, призываете сказать "Громко"...
Мне казалось, что однажды я Вам уже ответил по существу (чтобы Вам не искать!) повторю:
----------------
Devi 14.12.2010 01:33 #
Уважаемый mozg_luchesku (13.12.2010 07:56), в первом абзаце этого комментария все Ваши вопросы, полагаю, были адресованы Саше?! Но они-то касались меня и, думаю, я вправе сказать Вам о том, что конечно же Вы имеете на всё это право! Однажды мой друг Виталий Коротич (очередной пиар: горжусь тем, что он написал предисловия к моим четырём книгам! - Д.А.), когда мы говорили с ним о его книге "Кубатура яйца" (в ту пору одни её взахлёб хвалили, другие - злобно ругали), обранил такую фразу: "Да Бог с ними, я не клоун, чтобы всем нравится!". Одним словом, уверен, Вы вправе "...не разделять... восторг в отношении Дэви Аркадьева".
А вот во втором абзаце позвольте Вам указать на, мягко говоря, неточность.
"...я хочу читать про Олега Блохина. А не про журналиста, написавшего эту книгу". У нас с Олегом - в соавторстве! - написано три книги, над которыми мы работали вдвоём! Так что, пожалуйста, не считайте меня "журналистом, написавшим эту книгу"...
И ещё. Вашу фразу: "Легенды киевского Динамо проходят второстепенной панорамой", - даже если бы очень хотел! - ну никак принять не могу ибо, слава Богу, удалось написать документалистику о реальной жизни легендарного клуба и его действующих лиц. А это ничего общего с легендами не имеет...
---------------------
В другом своём комментарии Вы вдруг пишите человеку: "Я Вам вкратце перескажу блог Дэви....". Вас что, разве кто-то просил переводить с русского на... русский?!
И, обратите внимание, Ваши, мягко говоря, довольно "специфические" комментарии вдруг (или не вдруг?) появляются на "ветках" моих публикаций, в которых речь-то об элементарных человеческих ценностях. К примеру, - о докторе Михаиле Давидовиче Суркисе, которому недавно исполнился 91 год, о великом наследии Валерия Васильевича Лобановского... О чём с Вами после этого дискутировать?! Что отвечать?!
...Одним словом, будьте здравы, благополучны и... с наступающим Вас Новым годом!
.....
Здравствуйте, Дэви! И простите за вырванный из контекста Вашего блога отрывок. Я вовсе не про Вашу книгу, а про ту историю с библиотекой в Москве. Как оказалось, там полно книг, которые не так известны, как в Киеве.
Кстати, а не было ли в той библиотеке Вашей книги, которую тоже изъяли бдительные органы?
Благодарю за комментарий, но ничего толком сказать об этой истории не могу ибо не владею точной информацией...
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
Спасибо Дэви!
Мне кажется, имя Лобановского вполне заслуживает не только музея. Мне кажется, очень полезным создание приза/премии Лобановского лучшему, например молодому тренеру проявившему инновативность в своей работе. Или, молодому учёному применяющему науку в спорте (не обязательно даже в футболе)...
----------------------------
что ж вы так, Анатолий, сгустили краски.. или вы забыли чьим именем назван целый стадион "Динамо"?).. а в честь кого проводят междунар.турнир, пусть и заметно сдавший по именам..но все-таки..Честно сказать, я даже не припомню, у какого из клубов нашей премьер-лиги стадион назван в честь местной легенды...Ну разве ст.имени Банникова..
Так что ценят все-таки люди Лобановского.. и пусть его именем не названа еще улица, станция метро или премия молодому тренеру - думаю к этому обязательно придем...если уж стадион назвать осилили
Согласитесь..было бы логичнее иметь в Киеве улицу Лобановского, чем, скажем, того же Ромена Роллана..
Соглашусь, что логичнее. Разница в том, что решения о улицах и станциях принимаются властью и зачастую диктуются идеологическими ценностями. То, о чём я писал - учереждается людьми из самой же сферы деятельности. Именни это, на мой взгляд, является признанием работы, вклада и преданности своей деятельности...
Премия в спортивной науке, например: http://www.icsspe.org/index.php?m=16&n=44
Эта премия несколько "громоздкая" и достаточно "элитная" известна узкому кругу специалистов, но престижная.
PS Воспринимайте мой комментарий о метро - как шутку.
Это попросту несколько разные измерения, как мне кажется.
Хотя, и здесь, конечно, не предохраниться от политиканства.
Искренне благодарю за внимание, общение и - с наступающим Вас Новым годом!
учетная запись этого пользователя была удалена
Спасибо за добрые слова!
К слову сказать, работая над сегодняшним материалом, извлёк из архива Ваши, AWAW,
«Контрабандные» ФОТО Лобановского из спецфонда МВД - великолепный, на мой взгляд, материал для будущего, Бог даст, М у з е я:
http://dynamo.kiev.ua/articles/32745.html