Я уже писал о различии систем игры Барсы и Реала:
1). схема "контроля мяча"
- люди никуда не спешат, атака может длиться до 30 пасов
- люди играют 1 номером
- люди играют позиционный футбол
- пасуют мяч туда-сюда, взад-вперед, вправо-влево
- пасы мелкие часще всего и чаще всего низом, по траве
- команда оккупирует половину врага и вроде бы неспеша перепасовывается, на самом деле выискивает бреши в обороне врага, и потом - бац, взрывное продолжение, прорыв, выход на ударную позицию
- когда теряют мяч возле штрафной врага, то из-за того, что основная масса своих людей расположена на чужой половине, то вступают в отбор тут же, не отбегая на свою половину
- во взаимодействии участвуют очень много людей - А.Головко в "Разборе полетов" игры ДК в ЛЧ с Барсой насчитывал участие до 9 барсюков во взаимодействии !!!
- для этой схемы требуются техничные люди, т.к. много взаимодействия накоротке, это очень комбинационный футбол
- атаки развиваются по всему фронту: и по флангам и по центру
Яркие представители этой схемы кроме Барсы: Арсенал (Лондон), Шахтер, Металлист (Харьков)
Спартак (Москва) Бескова.
2) схема НЕ контроля мяча::):
- главная идея: атака должна развиваться очень быстро, чтобы противник, даже очень техничный и обученный, более того, более техничный чем футболисты в твоей команде, не успевал построить надежные оборонительные рубежи, по времени не успевал, в результате чего есть возможность выйти на голевую позицию
- атака длится 5-6 пасов, а то и меньше;
- люди играют длинными и средними продольными и диагональными пасами, часто по воздуху
- люди развивают атаку в основном по флангам, с последующим пасом в штрафную
- люди очень часто играют вторым номером, делая контратаку своим главным оружием
- во взаимодействии (в атаке) участвует намного меньше людей
- для такой схемы не требуется много техничных футболистов
- для такой схемы обязательно требуются в атаке очень быстрые люди
Яркие представители этой схемы: Моуриньо с его командами, Бенитес, Анчелоти и много тренеров из Италии; ДК Лобановского В.В. и других его учеников, ДК Газзаева
Вчера схема 2) выиграла : все мадридцы как бешенные отбивались на своей половине от барсюков, а когда последние теряли мяч, то реалисты пытались длинным пасом перебросить мяч за спины врагам, чтобы Роналдо убежал на свидание с воротником. Либо совершить быстрый забег по флангу с последующим пасом в штрафную в расчете на опережение.
Получилось
Разве можно против Барсы играть по-другому ?
что скажете на это ? :
http://cherdantsev.ru/blog/champions_magazine/5614.html
Не в качестве возражений, а как ремарку скажу следующее.
Команды Моуриньо любят контролировать мяч, особенно, если класс соперника позволяет это делать.
Интер Моуриньо пасся с мячом на половние поля ДК, дожав таки в киевском матче, в Испании Реал со всеми показывает лучшее владение мячом, за исключением Барселоны.
Совсем другой коленкор, когда у Моуриньо в соперниках Барселона, тут правы те, кто показывает, что не контролем единым ...
Тут проигрывая в одном из любимых компонентов, Моуриньо ищет другие козыри.
Наверно главное несовпадение наших оценок - Моуриньо не отказывается от контроля мяча, но проигрывая в этом компоненте, он ищет другие козыри.
А против остальных давит нередко и контролем мяча.
А это что :
++Подобная тактика приносила Интеру успех и по ходу сезона. Интер имел преимущество во владении мячом только в 5 из 13 матчей в Лиге Чемпионов. При этом в число этих пяти матчей входят 2 игры с Динамо Киев, когда Интер довольно рано пропустил и был вынужден отыгрываться по ходу встречи: такое развитие событий неизбежно предполагает больший процент владения мячом.
В большинстве же случаев Интер чувствовал себя комфортнее, отдавая мяч и инициативу противнику.++
???
Последний вопрос к Вам:
Вы говорите об однообразии тактик Барсы. В чем вы фактически видите требуемое разнообразие ? Как должна была играть Барса с Реалом разнообразно тактически ?
Чтобы ответить на Ваш вопрос я должен быть Гвардиолой, знать набор испонителей, их характеристики, их состояние на данную игру... и быть лучше Моуриньо. Увы, я, как и Вы, всего лишь размышляю о футболе в блогах и комментариях. Я могу лишь высказывать свое мнение, что тактика, предложенная Гвардиолой бита набором тактик, предложенных Моуриньо, а значит, нужно что-то менять. И это мнение дилетанта.
как можно изменить свою тактику, если она и так приносит тебе соотношение 75 к 25
со всеми
В МИРЕ !!!
++для вас самоценно "Лобановский запрещал стенки"++
не стоит выдавать желаемое за действительное - мои слова звучали так :
++мы с вами по-разному воспринимает игру: для вас самоценная именно стенка, для меня она - только способ для вскрытия обороны врага на фланге с последующей проникающей передачей в штрафную.++
прем в споре нехороший, мягко говоря
Никогда ДК не играло "кружев", может, вы не в курсе, но Лобан просто запрещал играть "стеночки", "пяточки".
Я правильно привожу цитату?
А то, что написано, что для вас это самоценно, так это ж ваш и понятный вам метод общения, раз так общаетесь в дискуссии
Я ведь не писал, про самоценность стеночки для меня?
Как называется прием в дискуссии, когда собеседник использует слова в отношении других и не рад им же, но в отношении себя? :)
"стенки" в моих постах были в двух разных и независимых друг от друга контекстах:
во-первых, - ++Никогда ДК не играло "кружев", может, вы не в курсе, но Лобан просто запрещал играть "стеночки", "пяточки".++
вл-вторых, -++2). Кстати, в победном голе вы увидели только одну стеночку - а я вижу, как с ее помощью был совершен прелестный фланговый проход с последующим навесом в штрафную : классика жанра :)++
зачем вы смешиваете их ?
2). Ваша цитата:
++ну а то, что Барселона делала больше пасов и больше точных пасов - ну так она просто сыграннее, сколько Гвардиола тренирует команду и сколько Моуриньо?++
Вы так ничего и не поняли : разница не в сыгранности, а как раз в различии схем, которые применяются в этих командах.
То есть, и через год и через два, если Моур останется в Реале, то эта команда не будет играть в тот мелкопасный футбол, который применяет Барса.
И Челси и Интер также никогда не играли в него.
++Ответил, чтобы Вы поняли, что я не принижаю феномен Барсы, но говорю о необходимости коррекций в тактике?++
поэтому я еще раз прошу ответа на вопрос: как Барса должна была менять свою тактику в игре с Реалом ?
ага, увидел
++Резюмирую, отвечая на Ваш вопрос: Реал в финале кубка переиграл Барселону за счет применения набора тактик по ходу встречи. То, что видел я глазами дилетанта:
1. Прессинг
2. Коллективный отбор
3. Персональная защита
4. Зональная защита
5. Атака флангами
6. Атака двумя-тремя эшелонами
7. Игра на контратаках
8. Катеначчо++
Ві забіли еще одну тактику из набора Моура - "игра в стенку", которая завершилась голом:)
У Вас все как-то смешалось и отдельные игровые элементы превратились в отдельную тактическую схему - это не серьезно.
Разве у Барсы такие элементы игры отсутствовали ?
Ловчев и Бубнов, какими бы они свиньями не были, являются в отличие от нас с Вами профи, не так ли ? Неужели Вы всерьез считаете себя более знающим и понимающим в футболе чем они ?
Вы, называете набор тактик "отдельными игровыми элементами", Ваши уважемые профессиналы Бубнов и Ловчев называют это "аритмией". А я, очевидно под влиянием Лобановского и тех знаний и умений, полученных в школе Динамо Киев, называю набор тактик "набором тактик". "Отдельная тактическая схема", это не ко мне, дилетанту, это к Гвардиоле и его Барсе. Вот его "отдельную тактическую схему" Моуриньо и "прибил" в прошлом году, а в этом уже преуспел в финале кубка. Не берусь прогнозировать результат полуфинала ЛЧ, но если Гвардиола будет играть с Реалом две игры с "отдельной тактической схемой", то у него в этом году будет только титул чемпиона страны.
"Разве у Барсы такие элементы игры отсутствовали ?"
____
У Барсы одна тактика: Месси-Чави-Иньеста. Из фланговых защитников только Алвеш активный, но его активность закончилась "стеночкой" на его фланге и голевой передачей. Барса применяла прессинг? Или коллективный отбор? Они играли в зональную защиту, рассчитывая на мастерство Пике, который и подчистить может и еще и вперед сходить, чтобы напугать. Барса не играла на контратаках, она так не умеет. А много ли "работал правый фланг? А когда в центре поля появился наглый и мастеровитый Пепе, что сделал Гвардиола? НИЧЕГО!!!!
Я не считаю себя более знающим и понимающим в футболе, чем Бубнов и Ловчев, и не могу понять, почему у Вас возник ко мне такой вопрос. Или это по-Жванецкому "переход от темы спора на личность партнера"? Поэтому я своё участие в дискуссии (а я совсем не собирался с Вами спорить или что-то доказывать) прекращаю. Но и Вы задумайтесь, почему такие профессионалы, как Бубнов и Ловчев не могут быть поставлены даже близко в один ряд с Лобановским? Может потому, что они называли "аритмией" набор тактик на игру и умели пользоваться только "одним игровым элементом" - "стеночкой"?
вы что, в названных мной ссылках читаете только первый абзац ? :)
тогда укажу на другой, об аритмии :
++Вспоминаю аритмию игры – пять минут мы буквально рвем соперника в атаке, пара форвардов Онищенко — Блохин действует на высочайших скоростях. А потом – резкий спад на три минуты, когда мы, защитники, просто катаем мяч на своей половине поля, чтобы нападающие отдохнули. Публика негодовала – чего, мол, не бегаете?++
Вероятно, интервью с Бубновым не асилили:), поэтому даю и его цитату об аритмии :
++Но прессинговать весь матч – сил не хватит. Поэтому в игре «Динамо» была четкая аритмия: 15 минут – прессинг, 15 минут передышка, потом снова прессинг. Этот сценарий повторялся после перерыва.
То, что интервалы были именно такими, совсем не случайно. У Лобановского все было научно обосновано: вычислили, что игрок в максимальном темпе может действовать минут 8-12 минут, затем надо сделать паузу (потому у него и упражнения на скоростную выносливость длились столько же). Во время паузы отходят назад, проводят контратаки или же просто мяч держат, чтобы восстановиться. Это, кстати, очень не нравилось зрителям и специалистам: писали – антифутбол. Но тут все объяснялось физиологией…++
Вы поняли ? Чувствуете, ка эти объяснения отличаются от вашего объяснения аритмии:
++Те команды (Динамо Киев и сборная) имели в своем арсенале несколько тактик и успешно применяли их по ходу матча так, что некоторые называли это "аритмией".++
Последний раз повторю, сказанные мной слова: "Те команды (Динамо Киев и сборная) имели в своем арсенале несколько тактик и успешно применяли их по ходу матча так, что некоторые называли это "аритмией". Я не говорил, что это название, данное Лобановским, я, наоборот, со скепсисом отношусь к такому названию для "набора тактик". Если же Вы знаете, где прочесть определение "аритмии" из уст Лобановского, мне будет интересно узнать, почему он так считал.
++Т.е. Реал КОНТРОЛИРОВАЛ мяч КАК МОГ и КОГДА МОГ, т.е. в первом тайме.
Не нужно приписывать надуманные схемы "не контроля мяча" по крайней мере испанским командам и тем более Реалу Моуриньо.++
это пустые слова - посчитайте количество пасов "от потери мяча до потери" при контроле у обеих команд и вы увидите разницу
мы с вами по-разному воспринимает игру: для вас самоценная именно стенка, для меня она - только способ для вскрытия обороны врага на фланге с последующей проникающей передачей в штрафную.
а вот Реал мало того, что хорошо контролирует мяч, но еще и стенки катает
по логике людей, вешающих ярлыки, Реал Моуриньо демонстрировал против Барселоны самый что ни на есть спартаковский футбол
ну а то, что Барселона делала больше пасов и больше точных пасов - ну так она просто сыграннее, сколько Гвардиола тренирует команду и сколько Моуриньо?
команды Моуриньо еще со времен Порту очень любят контролировать мяч, это одна из их фишек
и против Барсы в первом тайме Реал хорошо держал мяч, и наоборот Барселона нередко грешила верховыми диагоналями, когда бывала задавлена прессингом Реала
современный футбол топ уровня абсолютно не вписывается в ярлыки "не контроль мяча", "кружева", "быстрый футбол"
команды класса Барселоны и Реала применяют весь набор игровых методов, различаются лишь мастерством и доминирующей игровой философией
Последний именно в кавычках - т.к. никакого контроля и в помине не было
75 против 25
http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/409881
Знаете, имхо, можно выделить еще и схему 3) - являющуюся как бы промежуточной между указанными двумя.
Я бы назвал ее "голландской": 4-3-3 в исполнении Зенита Х.Адвоката и СБНид. как примеры.
Пасы короче чем у схемы 2), но длинее чем у схемы 1), а вектор направленности атак в сторону ворот противника более выраженный чем в схеме 1), но менее чем в схеме 2).
Я согласен с вашей оценкой игры команд в 1 и во 2 таймах.
Не согласен со следующим:
1). ++плюс в каждой команде есть игроки, способные держать мяч.++
Разве вы не видите отличие в держании мяча Барсой и Реалом ? Если нет, то просто посчитайте среднее количество пасов, совершаемых каждой из команд при держании мяча.
Можете посчитать количество пасов при развитии атаки, вектор направленности пасов.
Не раз выкладывались в блогах планшеты со стрелочками пасов, совершенных Барсой и ее противниками в конкретных матчах. Видели ?
Это же простая арифметика.
Даже без нее - 75% против 25 %.
Дошло ?
2). Кстати, в победном голе вы увидели только одну стеночку - а я вижу, как с ее помощью был совершен прелестный фланговый проход с последующим навесом в штрафную : классика жанра :)
В первом тайме статистика стремилась к паритету. Реал с удовольствием контролирует мяч, если соперник позволяет это делать и у самих получается. В первом тайме получалсиь и прессинг и держание мяча.
Т.е. Реал КОНТРОЛИРОВАЛ мяч КАК МОГ и КОГДА МОГ, т.е. в первом тайме.
Не нужно приписывать надуманные схемы "не контроля мяча" по крайней мере испанским командам и тем более Реалу Моуриньо.
Стеночка в эпизоде с голом не была "фланговым проходом" - это была именно стеночка.
А вот навес и гол были суперским исполнением ;)
==потому, что Барселона - это божественный феномен, а Динамо Киев-86 - это рукотворное чудо.==
"Не верю",- Станиславский К. (с):)
Предлагаю убрать лишние эмоции при написании постов и писать более рационально.И реагировать рационально.
Вы обратили, что я совсем не употребляю всякие "циферные" схемы: типо 4-4-2, 3-5-2, 4-3-3 т.д ?
Указанные мной схемы представляют скорее способы организации взаимодействия игроков при организации атак с выделением, так сказать, основных векторов направления развития атаки.
Никогда ДК не играло "кружев", может, вы не в курсе, но Лобан просто запрещал играть "стеночки", "пяточки". Квадрат как таковой отсутствовал как тренировочное средство .
А что вы предлагаете Барсе - отдать мяч противнику и сесть на свою половину ?
Зачем ? - Вероятно, чтобы проводить резкие контратаки и забивать голы ?
Так она и так их забивает по 5 штук в каждом матче, контролируя 75 % игрового времени, тем самым заставляя врага с высунутым языком пытаться отобрать мяч.
Еще раз: вы говорите об однообразии тактик Барсы. Как вы в реале видите требуемое разнообразие ?
Поэтому я и имею смелость утверждать, что набор тактик, предложенный Моуриньо стал неожиданностью для Гвардиолы и его Барсы еще в игре чемпионата (Пепе уже тогда сыграл опорника). И Гвардиола НИЧЕГО!!! не поменял в своей игре, а Моуриньо, наоборот, дал задание Пепе играть болеее агрессивно, а не тоько на разрушение и обеспечил тому подстраховку в лице крайних полузащитников... Вот об этом я и говорю, что набор тактик и их эффективная реализация приводят к успеху. И если в первом тайме Реал атаковал, то во втором отдал инициативу и "вязал", а в третьем и четвертом тайме (это не бред:)) играл в классическое катеначчо, особенно после забитого гола. А будь Роналду поудачливей в первом тайме, то я уверен, что после забитого гола, Реал сразу же перешел бы на катеначчо.
Резюмирую, отвечая на Ваш вопрос: Реал в финале кубка переиграл Барселону за счет применения набора тактик по ходу встречи. То, что видел я глазами дилетанта:
1. Прессинг
2. Коллективный отбор
3. Персональная защита
4. Зональная защита
5. Атака флангами
6. Атака двумя-тремя эшелонами
7. Игра на контратаках
8. Катеначчо
И опять говорит Мэтр: "нет плохой тактики, есть плохая реализация тактик. Команда должна иметь набор различных тактик. С разными соперниками играть по-разному. И выбирать необходимую тактику, предполагая, как будет играть соперник... Не тактика под игроков, а игроки под тактику подбираются. Если они вышли в составе, значит, они в состоянии реализовывать эту тактику." - Моуриньо выбрал тактику и... поставил Пепе опорным, наделив заданием атаковать, а страховал его... Месут Озиль.
"Не тактика под игроков, а игроки под тактику подбираются. Если они вышли в составе, значит, они в состоянии реализовывать эту тактику." - говорит Лобановский, а Гвардиола, имея "хоббитов", продолжает "вязать кружева", хотя в Мадриде уже был "первый звоночек".
Ответил, чтобы Вы поняли, что я не принижаю феномен Барсы, но говорю о необходимости коррекций в тактике?
учетная запись этого пользователя была удалена
"Не верю",- Станиславский К. (с):)
Предлагаю убрать лишние эмоции при написании постов и писать более рационально.И реагировать рационально.
_____________________________________
А чему, собственно не верит Константин Сергеевич? Тому, что такие личности, как Месси, Иньеста и Чави рождаются раз в двадцать лет, а тем более по божественному проведению, играют в одной команде? Это и есть феномен. Или тому, что команда, собранная из людей практически одной национальности, в стране, блокированной от внешнего мира, превращается в чудо, созданное работой группы единомышленников с талантливым человеком во главе? Или Вам напомнить, что Блохину (гению футбола) тогда было уже 34, а фамилии Рац, Яковенко, Бессонов, Кузнецов, Демьяненко, Заваров, Беланов, Яремчук, Балтача, Баль, Чанов кто-то в Европе знал? Да о половине этих парней в Союзе никто толком не слышал до 1985г.
Я не спорю и Вам показалось, что в моих рассуждениях нет рационализма. Скорей наоборот, Вы своим эмоциональным заглавием " Разве можно против Барсы играть по-другому" нерационально реагируете на нормальную работу профессионала Моуриньо, а я рационально демонстрирую свою эмоциональность в понимании того, что у Барсы при таком подходе намечается закат.
++А Вы видели, как Вы называете, "ДК Лобановского В.В." в 1985-1986 г.г.?++
Видел и 75 г. видел также и даже 66 видел:)
Хочел ответить, но передумал - даю слово профи, Бубнову (http://www.sovsport.ru/news/text-item/212396):
++СОБЫТИЕ «Спартак» – «Динамо» К
Секрет побед «Спартака» в Киеве
БЕСКОВ ПРОТИВ ЛОБАНОВСКОГО.
В позднем СССР было модно сталкивать лбами тренеров «Спартака» и киевского «Динамо». Молчаливый и гордый Константин Иванович Бесков не опускался до разборок с профанами, хор же его апологетов был не так громок. Посему явно побеждало такое общественное мнение: будущее за футболом Валерия Васильевича Лобановского, а школа Бескова (увы!) скоро канет в лету.
Дмитрий Туманов
можно представить, как болезненно было слышать и читать Бескову про то, что его «школа» – отсталая, да еще какую-то ерунду про «кружевной футбол». Как будто его ребята, словно красны-девицы, занимаются вышиванием крестиком. Парадокс же заключался в том, что эти «девицы» с каким-то мистическим постоянством громили мощное, вооруженное передовой теорией «Динамо» Лобановского. Парадокс, конечно… но только для максималистов. Истина же лежит как раз посередине. Обе школы – и Бескова, и Лобановского – были по-своему передовыми, и, значит, глупо было выяснять, кто передовее.
Теоретический «антагонизм» Лобановского и Бескова усугублялся еще и историческим непримиримым соперничеством между киевским «Динамо» и «Спартаком». В 50-60-е «спартачи» бились с «хохлами» не на жизнь, а на смерть, а в 80-е эти зарубы стали запредельными, но при этом главным украшением чемпионата. По зрелищности они были на порядок выше любого матча нынешних чемпионатов России.
В ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ЛОЖЕ
Весной 2002 года произошел замечательный разговор тренера с бывшим спартаковцем Александром Бубновым. Как раз о вышеупомянутом «мистическом парадоксе» во взаимоотношениях двух клубов.
– Мы встретились незадолго до смерти Валерия Васильевича, – вспоминает Бубнов. – По весне я привез в Киев на просмотр одного парня. Лобановский сидел на стадионе в правительственной ложе. На поле шла тренировка из тех, которые прозвали тестом смерти (после одной из них Каладзе тошнило, и он кричал: «На кой черт мне нужен этот футбол!»). Лобановский пригласил меня в ложу и усадил рядом. Выглядел он плохо. Потом еще Демьяненко удивлялся: «О чем вы с ним так долго говорили?» Мы с Михайличенко с ним работаем, и то аудиенции довольно короткие. А тут – целый час!»
Говорили мы сначала о селекции, а потом стали вспоминать. Как раз на том стадионе «Спартак» обыгрывал «Динамо» 4:1, 3:0… И пошла дискуссия: за счет чего? И вот я ему говорю: «Мне нравилось, как вы прессинговали, и я двумя руками за ваши принципы. Но все-таки в матчах против «Спартака» такой прессинг был ошибкой. Тут я сторонник другого прессинга – качественного, который мы в «Спартаке» отрабатывали». «А что это такое – качественный прессинг?» – спрашивает Лобановский.
АРИТМИЯ
– Надо сказать, что хотя прессинг использовался еще при царе Горохе, он не был таким тотальным, как в Киеве при Лобановском. И, самое главное, Валерий Васильевич разработал принципы прессинга, которые его игроки должны были знать, как «Отче наш». Они отрабатывались на тренировках, и каждый знал их на зубок.
Прессинг условно применяется в трех зонах в зависимости от соперника. Против слабого целесообразно прессинговать на половине поля соперника. Хотя бы для того, чтобы не терять время и силы: чем быстрее отнимешь мяч, тем ближе до штрафной соперника. Но киевское «Динамо» было настолько уверено в своих силах, что на своем поле прессинг на чужой половине применяло против всех команд – и слабых, и сильных. При своих болельщиках динамовцы считали ниже своего достоинства играть как-то иначе. Но прессинговать весь матч – сил не хватит. Поэтому в игре «Динамо» была четкая аритмия: 15 минут – прессинг, 15 минут передышка, потом снова прессинг. Этот сценарий повторялся после перерыва.
То, что интервалы были именно такими, совсем не случайно. У Лобановского все было научно обосновано: вычислили, что игрок в максимальном темпе может действовать минут 8-12 минут, затем надо сделать паузу (потому у него и упражнения на скоростную выносливость длились столько же). Во время паузы отходят назад, проводят контратаки или же просто мяч держат, чтобы восстановиться. Это, кстати, очень не нравилось зрителям и специалистам: писали – антифутбол. Но тут все объяснялось физиологией…
– Этот переход от прессинга к «паузе» делался по команде?
– Знак мог дать капитан команды, а можно было и посмотреть время на табло. Первые 15 минут – самые важные. Это не только большие скорости, но и очень жесткая игра, все в подкатах стелятся. Своего рода психическая атака, чтобы сломить соперника. Впервые ощутил это на себе в 1975 году, когда играл за московское «Динамо» (проиграли достойно – 0:1). Голову не успеваешь поворачивать, соперники ураганом на тебя несутся! Ревет стотысячник. Многие команды ломались психологически… Когда «Спартак» приезжал в Киев, на установке так и говорили: первые 15 минут надо выстоять! И как правило, за редким исключением, это удавалось. А два раза – в 1982-м (Черенков на 18 минуте) и 1989 (Шмаров на 9-й) – «Спартак» преодолев прессинг, забивал первый в самом начале игры.
Ведь если Киев в это время забивал, то выиграть у него было уже невозможно.
Хотя один раз получилось. В 1988 в первом тайме нас просто смяли: забили гол, могли забить еще (это была игра высочайшего класса – какую позже динамовцы показали на ЧЕ-1988). Но во втором тайме мы все-таки забили два гола. Кстати, чуть ли не сразу после этого киевляне в составе сборной СССР поехал в Западный Берлин на «Турнир четырех», где обыграли сборную Аргентины с Марадоной – 4:2…
220 УДАРОВ В МИНУТУ
– Если посчитать, со своими скоростными нападающими «Динамо» не меньше забивало на контратаках, чем в результате тотального прессинга…
– Бывали, помню, матчи сборной СССР против сильных соперников, когда на установках Лобановский говорил: «На половине поля соперников для вас кислорода нет!» Мяч потеряли – тут же на свою половину поля и там уже перекрывали все зоны. А как только отбирали мяч, тут же длинная передача, и Блохин, Протасов, Беланов все несутся. В «Динамо» вообще все были скоростными. Ураган! Особенно скоростной выносливостью отличались крайние хавы и защитники: Трошкин, Рац, Яремчук, Демьяненко… Их задача была добежать до лицевой и прострелить, а там уже на мяч бежала группа атаки – человек шесть, каждый на свою точку. И не надо делать нацеленную передачу: на высокой скорости, да еще в борьбе это было очень трудно. Прострелил по дуге, а там мяч найдет – не того, так другого. У Лобановского был даже такой термин для нападающих – «встретиться с мячом». И если не встретились с мячом, то они виноваты, а не тот, кто подавал.
Все было отработано до автоматизма. Упражнения были максимально приближены к игре по нагрузкам. А по сложности часто даже превосходили игровые ситуации. Все эти упражнения игроки знали наизусть. А новичкам, конечно, приходилось привыкать.
– Главным образом, к нагрузкам…
– Когда ты тренируешься в «Спартаке» в одном режиме – более щадящем, а затем приходишь к Лобановскому, то, конечно, тяжело. Со временем, когда заранее узнавал о предстоящем вызове в сборную, сам на тренировках добавлял скорость, готовил свой организм… Но нагрузки нагрузками, а надо было еще понять суть упражнения, нюансы. Тогда легче работать. Киевляне-то хитрости определенные знали – как силы экономить, сыграть рациональнее. Потому что ведь все делается на пределе – пульс доходил до 200 – 220 ударов! И пока организм не адаптирован к такому режиму, людей тошнило…
– Это, наверное, объясняет, почему Лобановский упорно приглашал в сборную «своих», «адаптированных»…
– Конечно. Если он и приглашал кого-то «со стороны», то на слабые позиции: диспетчером Гаврилова, Черенкова, Оганесяна… Дасаев все время приглашался, потому что вратари в «Динамо» были не самые сильные.
ТЕСНЫЙ КВАДРАТ
– Итак, всем хороша методика Лобановского, но прессинг, оказывается, некачественный…
– Речь идет не о прессинге вообще, а именно в матчах против «Спартака». «Динамо» как прессинговало? На игрока, владеющего мячом, идут сразу трое – один на большой скорости. Его, конечно, легко обвести: убрал мяч в сторону, он и пролетел. Но «летит» он специально, чтобы игрок не сделал передачу, а пошел в обводку. И тогда уже два партнера его накрывают, в какую бы сторону тот ни ушел. Но есть одно «но». Если атакуют трое одного, значит, они бросили своих игроков. Конечно, они передали их партнерам, но те опять-таки бросили своих. И, получается, на фланге остаются 2-3 свободных игрока. Согласен, говорю Лобановскому, это не беда, все по теории. В условиях такого прессинга трудно точно перевести мяч на 60 метров. Но если соперник готов к такому прессингу? Знает противоядие?
Бесков и Лобановский шли разными путями. Оба опережали свое время. Один разработал прессинг и соответствующие упражнения, другой принципы и упражнения, как преодолевать прессинг. Бесков еще до «Спартака» (когда я играл в московском «Динамо» и жил два года в Новогорске, видел, как он тренировал сборную) давал так называемые «тесные квадраты», моделирующие игру как раз в условиях прессинга.
– Чуть подробнее о «тесном квадрате».
– Это, обычно, игра без ворот шесть на шесть на полполя или в квадрате 20 на 20 метров в одно или два касания. Цель упражнения – научить как можно быстрее передавать мяч. И мы так уверенно чувствовали себя в этих квадратах, что соперники мяч не могли отнять! В этих «тесных квадратах» играешь один в один. Ты должен подстраховывать партнера, не забывать «своего» соперника. Но бросаться вдвоем, втроем на одного Бесков считал безграмотным.
ВЗЯТЬ БРОВКУ
– Было еще упражнение «взятие бровки», где как раз очень важно не упустить своего игрока. Играют обычно 8 на 8, 9 на 9, 10 на10 на полполя. Бровку надо взять не ударом, а остановив мяч за линией. А расстояние то 50 метров! А самое главное – вести мяч нельзя: игра лишь в два касания! Только партнер открылся, сразу ему, как Бесков выражался, «нужно точно в клюшку дать». Это сложнейшее упражнение! В нем как раз и тренируется тотальный футбол: бровку не взять, если атакуешь не всей восьмеркой. Нужна большая техника, умение открываться («дергать» соперника, «качать») и предельная синхронность. Таких упражнений больше ни в каких других командах не видел. Хотя Лобановский его у Бескова перенял, слегка модернизировав. И поэтому, кстати, если сначала киевское «Динамо» по манере игры от «Спартака» сильно отличалось, то в середине 80-х уже во многом напоминало. В первую очередь, по игре в одно-два касания.
Кстати, в конце 90-х Йозеф Сабо в одном из интервью озвучил, полагаю, слова Лобановского: «Футбол будущего – это игра в одно касание». Но именно так «Спартак» играл еще в 70-е! Все было отработано до автоматизма! Помню, играла основа против дубля (в котором, кстати, были Шалимов с Мостовым) два тайма по 30 минут. Мы играем в одно касание (только при отборе можно делать два), а они – сколько хочешь. И первый тайм мы выиграли 7:0!
Принцип спартаковской игры при Бескове – как можно быстрее пасом отрезать как можно большую группу соперников. «Спартаку» было достаточно на каком-то участке поля создать преимущество в одного игрока, и за счет быстрой игры в одно-два касания мы могли разорвать любую оборону. Что Бесков и доказывал: в Еврокубках, в играх против сборной Бразилии, Аргентины и, конечно, против киевлян. Именно в матчах против «Динамо» Бесков проверял свою методику. А для всех нас матчи с киевлянами были «госэкзаменом». Бесков так и говорил. И если не выдерживал этого экзамена, хотя мог здорово играть против «Кайрата», «Нефтчи» и других команд, он на тебе крест ставил.
ГОЛ В ЧЕТЫРЕ КАСАНИЯ
– Вернемся все-таки к разговору с Лобановским…
– Для большей ясности привел Лобановскому конкретный пример из матча 1984 года, когда мы в Киеве выиграли 3:0. Он прекрасно помнил все детали, а я тем более. Все как раз развивалось у правительственной трибуны, где мы тогда сидели. Я играл опорного полузащитника. Мяч у Базулева. Его атакует нападающий, я открываюсь, он отдает мяч. На меня летят трое, первым в подкате, кажется, Буряк. А на противоположной бровке совершенно свободный Сочнов. Все в соответствии с игровыми принципами «Динамо». Кстати Базулев, в соответствии со спартаковскими принципам, отдает мне мяч не просто так, а под «дальнюю» ногу, чтобы соперник не мог перехватить. Далее, опять-таки по нашим принципам, в одно касание перевожу мяч Сочнову (удар у меня был хороший, а тут еще бил по катящемуся мячу). Причем, еще до того, как принял мяч, уже знал, что буду с ним делать. Бесков требовал: прежде чем открыться, игрок должен знать продолжение атаки. А при игре в одно касание иначе и нельзя. И вот, одним ударом, говорю Лобановскому, я отрезал семь ваших игроков!
Сочнов бежит с мячом к штрафной, его никто не атакует. Летит на всех парах и наша группа атаки (Черенков, Гаврилов, Радионов, Кузнецов). Они были готовы к такому переводу мяча. И в нападении у нас уже численное преимущество. А «Спартак», повторюсь, с лишним игроком разорвет любую оборону. Ваши защитники не знают, кого брать, упускают Кузнецова, Сочнов, делает ему передачу, тот выкатывается один на один и гол! Вся комбинация – четыре передачи – длилась секунд восемь.
Если бы соперник играл в качественный прессинг – один в один, как мы в «Спартаке» отрабатывали, такой комбинации не получилось бы. Потом, «Спартак» никогда кучей не играл. Использовал всю ширину поля, и игроки располагались соответственно. Когда все собирались вокруг мяча, то такой футбол Бесков называл «колхозным». Он говорил: «Мы должны «расставить» игроков соперника». Что это значит? Классная команда обязательно при потере мяча будет всех разбирать, а, значит, встанет так, как нам надо. И чем мы шире располагаемся, тем им труднее прессинговать. Сочнов по этому принципу и располагался на бровке – как можно шире.
Лобановский внимательно выслушал, но все равно не изменил своей натуре. Говорит: «Ну, в том эпизоде у нас просто прессинг не получился!» Да, говорю, потому и не получился, что мы знали противоядие, и все было отработано. Против слабых команд, против любой другой советской такой прессинг может пройти. Против «Рапида», даже против аргентинцев и бразильцев (те любят повозиться с мячом). А против «Спартака» – нет! Он только головой покачал – крыть было нечем.
– Но почему же так упрямо в Киеве «Динамо» следовало одной тактике?
– Вот это непонятно. Кстати, когда мы 3:0 вели, и динамовцы в очередной раз понеслись большими силами вперед, Лобановский – я был поражен! – выскочил к бровке и закричал: «Куда?! Куда такими большими силами!? Вы что с ума сошли!?»
– Странно, что этот разговор не состоялся раньше, когда вы приезжали в сборную…
– Раньше такого разговора в принципе быть не могло! После поездки в Кувейт Лобановский сильно изменился. Я ему так в беседе и сказал: «Валерий Васильевич, слышал, вы сильно изменились и с вами можно дискутировать...» – «Александр, что тут такого? – ответил он. – Человек с возрастом мудреет».++
"Один говорит, что такой-то подход современный, другой говорит, что он несовременный, эти играют в такой футбол, а эти играют в не такой футбол. «Спартак» играет в свой футбол, Киев играет в свой футбол, и запретить это невозможно никому. И наверное нет смысла устраивать референдум о том, в какой футбол играть: тренеры по-своему смотрят на футбол и наверное они думают о том, со счет чего можно переиграть соперника." Это слова Лобановского, когда он стал, по словам Бубнова, "мудрее".
Но... В личных встречах счет 9-9 и у нас на один мяч забили больше, но справедливости ради нужно отметить еще два прогирыша "заклятым" в розыгрыше Кубка СССР 0-3 и 3-4 по пенальти (3-3).
А вот, что говорил Лобановский о том самом 1984г., про который вспоминает Ваш Бубнов: "Базовая тактика нашей команды в 1984 была всегда одна-искать победу у ворот соперника. Но одно дело давать установки, а другое - выполнять их. Мы вели стенограммы матчей и потом их анализировали. Главный вывод: коллективная надежность была в целом на должном уровне, а вот индивидуальная у большинства игроков оставляла желать лучшей. Вот и получалось, что создавая достаточное количество голевых ситуаций, мы не могли ими воспользоваться. Итог- 10 место".
В первом тайме, пока у Реала была достаточная физуха, получилась равная игра.
Сошлись прессинг на прессинг, плюс в каждой команде есть игроки, способные держать мяч.
Агрессивный настрой в отборе всех игроков Реала привел к тому, что у каталонцев не получался дриблинг, а в момент паса игроки Реала сразу атаковали принимающего мяч.
В первой половине у Реала получилось создать несколько голевых моментов на фоне равной игры
Контроль мяча у Реала был сопоставим с таковым у Барселоны. (кто вместо матча смотрел свои записи по "не контролю мяча", может найти запись первого тайма в интернете)
А вот второй тайм показал, что с современной Барселоной трудновато играть весь матч на пределе сил.
И как только немного сошла агрессия Реала в прессинге, у Иньесты, Хави, Алвеша и Месси начала получаться обводка сразу по несколько игроков.
Несомненное преимущество Барселоны привело к серьезной остроте и голевым моментам.
Но Касильяс феерил, что во многом и предопределило итог матча.
Кстати победный гол Реал забил после разыгрывания стеночки на фланге с последующей подачей в штрафную.
Значит ли это, что рецепт обыгрыша Барселоны это стеночки? :)
учетная запись этого пользователя была удалена
Возьму на себя смелость утверждать, что Барселона проиграла потому, что в её арсенале была всего одна тактика, которую уже изучили и стоило найти такого опорника, как Пепе, как первые 45 мин. Барселона "приходила в себя" от этого нахала. Поэтому игроки Барсы и заговорили, что теперь-то они смогут победить Реал потому, что изучили его тактику. Но догадываются ли они, что Моуриньо может придумать что-то другое на полуфинал ЛЧ, как он это сделал в прошлом году с Интером? Если у Барсы будет только одна "схема", то скоро о ее феномене останутся только воспоминания и это доказали Интер, Рубин, Копенгаген...
Поэтому, как бы пафосно и патриотично это не прозвучало, но для меня "ДК Лобановского В.В" образца 1986г. намного интересней нынешней Барселоны потому, что Барселона - это божественный феномен, а Динамо Киев-86 - это рукотворное чудо.
2. я тоже, но некоторые называли это "аритмией". (http://dynamo.kiev.ua/user/lisichan/55695.html#comment-857639)
3. 1975 г. помню недостаточно хорошо, мне было 10 лет, но, судя по результатам, то, да
4. киевское чудо 1975 г. разбило немецкий феномен с Мюллером, Беккенбауэром, Шварценбеком и Майером в воротах.
учетная запись этого пользователя была удалена
Барса, я повторюсь, это феномен. Вспомните Формулу-1, времен царствования Шумахера. Он мог начинать гонку с любой позиции, мог проколоть колесо или загореться в боксах, но все знали, что через полтора часа на подиуме он будет дережировать оркестром. Поэтому там и менялись правила и регламенты, чтобы стало интересней. Люди привыкают ко всему, и если игра Барселоны два года назад и год назад вызывала восторг у всех, то сегодня все знают, что повторится опять: выйдут "хоббиты" и начнут "плести кружева".
Но на каждого Месси и Чави найдется свой Пепе и Марсело, поэтому я очень жду изменений в лучшую сторону в наборе тактик Барсы. Вы спросите, "куда же еще лучше?")) Совершенство не знает предела)).
учетная запись этого пользователя была удалена
Как же ты прав! +++