Пытаясь разобраться в причинах позорно низкой посещаемости домашних матчей Динамо в чемпионате Украины, я решил окунуться в недалекое прошлое и постараться трезво оценить ситуацию. Надоело читать тупые отмазки, типа «стадион недостаточно комфортабельный» или «команда уже не та». А может в этом есть доля истины? Давайте попробуем разобраться!
Сразу оговорюсь, что четкого и однозначного ответа вы здесь не найдете. Я всего лишь приведу и проанализирую данные, а вы в комментариях можете согласиться или оспорить мое мнение. И пусть в споре родится истина!
Я вычислил среднюю посещаемость домашних и гостевых матчей Динамо в каждом сезоне начиная с 1968 года. Почему 1968? Именно в этом году закончилась реконструкция Республиканского стадиона, после которой он стал вмещать 100 тысяч зрителей. Так можно сравнивать данные разных годов, не учитывая разницу во вместительности стадиона. Да и вряд ли более ранние данные были бы полезны в обсуждаемом вопросе. Справедливости ради надо заметить, что в сезоне 1979 и первой половине 1980, в связи с подготовкой к Олимпиаде, нашим домашним стадионом был «Динамо», что, безусловно, сказалось на посещаемости. Но ради сохранения последовательности, я решил эти года из анализа не изымать.
Итак, график посещаемости времен чемпионата СССР (1968-1991). Бордовая линия показывает среднюю посещаемость домашних матчей Динамо, а зеленая – выездных.
Учитывая, что наш стадион был одним из самых вместительных в СССР, я ожидал, что бордовая линия всегда будет выше зеленой. Оказалось, что далеко не всегда. Получается, что периодически жителям других городов, матчи заезжего киевского Динамо были интереснее, чем самим киевлянам. Печально… Но давайте по порядку.
Итак, 1968. Третье чемпионство подряд, небывалый успех! И посещаемость тоже радует, в среднем более 61 тыс., на многих матчах аншлаг. Но стоило команде оступиться, как посещаемость сразу же начала падать, и к неудачному сезону 1970 (7-е место) снизилась почти вдвое. Но ненадолго. В 1971 мы опять чемпионы, и посещаемость почти вернулась к прежнему уровню. А потом… Два сезона подряд, Динамо – серебряный призер. Но привыкшую к успехам публику это уже не устраивает, и она голосует ногами, посещаемость падает на треть. Удивительно, но даже феерические сезоны 74-75 практически не улучшили ситуацию. Это стало для меня сюрпризом. Всегда представлял себе эти годы с постоянно забитым Республиканским стадионом. А как могло быть иначе, ведь играла одна из сильнейших команд в мире?! Оказалось, что это не совсем так. Возможно, на фоне успеха в Кубке Кубков, чемпионат СССР немного потерял интерес. А возможно, впервые сработало «позднее зажигание», народ не до конца осознал, какая команда появилась в городе, что пора ловить каждый момент их игры и копить воспоминания.
Потом началось недовольство Лобановским, бунт в команде, тупое решение поделить сезон 76 на две части. Готовили сборную к Олимпиаде, берегли состав (вот бред!), давали играть молодежи. Поддержка публики была ой как нужна, но народ голосовал ногами. И, кажется, низкая посещаемость вошла в привычку на долгие годы. Матчи с сильными соперниками по-прежнему вызывали интерес, а вот на середнячков и аутсайдеров зрители шли неохотно. То есть, народ ходил «на соперника», а не «на Динамо». И это печально…
Про 79-80 тяжело судить. Республиканский стадион готовился к Олимпиаде-80, матчи проводились на «Динамо», при полной заполняемости трибун почти в каждом матче. В чемпионском 81-м году, аншлаг на Республиканском был лишь дважды, в матчах против Спартака и тбилисского Динамо. В подавляющем большинстве остальных матчей стадион заполнялся менее чем на треть. Потом неудачные сезоны 83-84. И, как и в случае с 74-75, недостаточно оцененные публикой феерические 85-86 года, которые мы сейчас любим ностальгически вспоминать. Снова «позднее зажигание». В отличие от 75 года, после этих сезонов не последовало никаких проблем и конфликтов, поэтому «позднее зажигание» привело к небывало высоким показателям посещаемости в 87-88. Пришли, наконец-то, смотреть на великую команду, а не на соперников! Жаль только, что в эти годы не было особо выдающихся достижений на клубном уровне. Ну а потом страна начала разваливаться, футболисты поразбежались по заграничным клубам, особых перспектив не было, поэтому резкое падение посещаемости вполне логично и объяснимо, и даже чемпионский титул в 1990 не смог остановить процесс.
Итого, как ведет себя киевская публика в условиях интересного чемпионата:
· Четкая корреляция между достижениями команды и посещаемостью. Народ «сбегается» на успех.
· В трудные времена, когда команде очень нужна поддержка, народ голосует ногами.
· «Позднее зажигание». Великие успехи команды не всегда сразу оцениваются по достоинству.
· Когда «зажигание» происходит, народ начинает ходить «на Динамо». В остальное время больше ходит «на соперника».
· Возможно, на фоне еврокубковых успехов, теряется интерес к внутреннему чемпионату.
· Судя по всему, в период смены поколений народ частично теряет интерес, потому что команда «уже не та».
· Несмотря на все вышеописанное, сейчас мы можем только мечтать о таком уровне посещаемости. Было немало болельщиков, к которым все ранее сказанное не относится, и даже в «плохие» годы на менее увлекательные матчи приходили десятки тысяч человек. Всем им респект и уважуха!
Теперь перейдем к чемпионату Украины…
Если на графике посещаемости времен СССР зеленая линия была выше бордовой только в «плохие» годы, то в украинском чемпионате она значительно выше в каждом сезоне. На общем фоне немного выделяется сезон 2000/01, но это только за счет решающего матча против Шахтера, с почти полностью забитым Олимпийским. А так, конечно, унылое зрелище… Сейчас многие говорят, мол, пусть команда покажет игру уровня 97-99, и мы обязательно начнем ходить на стадион. Но статистика не врет! Ни возвращение Лобановского, ни звездный состав, ни успехи в еврокубках на посещаемость матчей внутреннего чемпионата не повлияла. Может быть опять «позднее зажигание». Да, после этих сезонов график пополз вверх, но звездной команды уже не было, Шевченко уехал, начали появляться легионеры… Потом небольшие спады, за которыми следовали такие же небольшие подъемы. И, как ни странно, относительно (для последнего времени) неплохая посещаемость в прошлом, неудачном для нас сезоне. Это можно объяснить мощным стартом и сохранением интриги до последних туров чемпионата. А в нынешнем сезоне посещаемость опять пошла на спад, и вряд ли матч с Шахтером значительно повлияет на конечный результат. Короче, всё очень печально. Если высчитать данные посещаемости, деленые на население города, то мы, болельщики столичной команды, займем одно из последних мест в Украине. Удивительно, что на этом фоне команда еще существует, и даже периодически добивается успехов.
Попробую поразмышлять над причинами:
· В отличие от болельщиков других команд, киевляне насытились успехами в советские времена, поэтому не проявили интереса к чемпионату Украины, и не привили этот интерес своим детям.
· Все недостатки, которые были свойственны нашим болельщикам в чемпионате СССР, сохранились и поныне. Изменились только пропорции. Больше болельщиков ходят «на соперника», и меньше «на Динамо».
· Конкурентоспособность Шахтера хоть немного, но повысило посещаемость. Возможно, если и другие клубы подключатся к чемпионской гонке, ситуация изменится к лучшему.
· Не думаю, что проблема в стадионе, сервисе и т.п. Примером тому годы, когда мы играли на Олимпийском – лучшем стадионе Украины в то время. Это не значит, что не надо улучшать стадион и сервис, работать с болельщиками, требовать у властей города улучшения ситуации с общественным транспортом, но, боюсь, влияние на посещаемость будет менее значительным, чем хотелось бы.
· Проблема не в уровне игры команды. Примером тому 97-99 годы. Более того, если Динамо опять будет на голову выше своих соперников, это снизит конкуренцию в чемпионате, и повлияет на посещаемость скорее отрицательно, чем положительно.
· Проблема только в нас!!! Отвыкли киевляне ходить на футбол, но при этом не стесняются критиковать команду и выдвигать требования. Призываю всех в дни матчей собирать друзей и вместе ходить на стадион. И тогда, может быть, заполненные трибуны на матчах Динамо вновь станут привычным явлением.
И, напоследок, общий график посещаемости чемпионатов СССР и Украины. Посмотрите, проанализируйте, ужаснитесь и сделайте выводы.
-
Alex Orchid(karbo)
- Читатель
10.10.2011 12:35
Касательно представленной Вами статистики: http://dynamo.kiev.ua/user/igemon/56049.html - «Посмотрите, проанализируйте, ужаснитесь и сделайте выводы.»:
- 1
-
Георгий Абрамишвили(bulsara)
- Начинающий писатель
28.04.2011 14:40
Не читал все комментарии, по-этому если что-то упустил, приношу извинения.
- 0
-
Анатолий с.Starua(oakina)
- Старожил
28.04.2011 13:13
Igemon
- 0
-
Иван Иванов(fabio)
- Старожил
28.04.2011 11:21
отличный блог, автору респект
- 0
-
комментарий удален
-
Евгений Сафронов(SafronDK)
- Наставник
27.04.2011 17:15
Знаешь, крот. Ты имеешь полное право это писать, потому что это во многом правда. Но вот Динамо с маленькой буквы на этом сайте не принимается. Потому "минус".
- 1
-
Влад Б.(igemon)
- Наставник
27.04.2011 17:26
Минус тебе за вброс говна на вентилятор.
- 0
-
Анатолий с.Starua(oakina)
- Старожил
27.04.2011 18:12
" ... но подозреваю, что "как в Европе" у вас только стадион. Пусть меня поправят, если я ошибаюсь."
- 0
-
Влад Б.(igemon)
- Наставник
27.04.2011 18:41
Коммент Киловатта удалил, так как не хочется засорять этот блог срачем и разборками. Выяснения отношений по типу "мы в Европе - вы в ж#пе" я бы тоже здесь не хотел. Просто очень уж не понравился коммент нашего донецкого "друга".
- 0
-
Анатолий с.Starua(oakina)
- Старожил
27.04.2011 19:40
С этим просто соглашусь. Этот тип отношений и мне (почему-то :)) не нравится.
- 0
-
Александр(Dinamo_v_moem_serdce)
- Опытный писатель
27.04.2011 21:40
Я не знаю, как там у вас болеют за даунецкий шахтер, но за мое любимое Динамо болеют везде.
- -1
-
Александр Прутян(prutyan)
- Эксперт
27.04.2011 13:13
Знаете, что самое печальное igemon?
- 2
-
Влад Б.(igemon)
- Наставник
27.04.2011 13:17
Да уж... Когда тренер и игроки начинают в интервью просить болельщиков приходить на стадион, я чувствую себя особо неловко. :-(
- 1
-
Мишко(patrOpti)
- Старожил
27.04.2011 16:08
та просить мало, к сожалению. А вот посетить десяток школ в выходные дни, нормально организовать открытые тренировки, автограф сессии, дни открытых дверей, наладить абониментскую систему. Та даже промоушн небольшой в виде тех же авиш по всему городу дадут результат.
- 2
-
Роман Сиволап(Dynamo-75)
- Наставник
27.04.2011 11:39
Спасибо за прекрасный блог!
- 1
-
Влад Б.(igemon)
- Наставник
27.04.2011 12:48
Печально, что желание придти на футбол надо пробуждать не самим фактом игры любимой команды, а хот-догами и прочими радостями. Но раз надо, значит надо... Надеюсь, что в Динамо есть люди, которые готовы над этим работать.
- 0
-
Роман Сиволап(Dynamo-75)
- Наставник
27.04.2011 13:25
Вы привели статистику времен чемпионата СССР и Украины. По моему мнению, падение посещаемости не только лежит в плоскости уровня жизни и уровня футбола, а еще в отсутствии индустрии развлечений во времена СССР. У людей не было выбора куда пойти. Сейчас такой выбор есть и он делается не в пользу футбола. Поэтому и необходимы маркетинговые действия, хот-доги, чай. Но наверное главное нужна идея, повод для гордости за свою страну и народ. То что было у Динамо в те времена.
- 2
-
Мишко(patrOpti)
- Старожил
27.04.2011 11:32
Спасибо большое. ОЧЕНЬ интересный материал. Я уже 3 года слежу за посещаемостью ЧУ. Причем не только Динамо, а всего чемпионата всех клубов.
- 0
-
Мишко(patrOpti)
- Старожил
27.04.2011 11:36
Точнее будет сказать, что слежу год.
- 0
-
Влад Б.(igemon)
- Наставник
27.04.2011 12:13
ИМХО, определения "на глаз", округления и т.д., хоть и снижают точность, но общую картину не искажают.
- 1
-
Анатолий с.Starua(oakina)
- Старожил
27.04.2011 11:30
" – Римского прокуратора называть – игемон. Других слов не говорить. Смирно стоять. Ты понял меня или ударить тебя?" (М.А. Булгаков)
- 0
-
Влад Б.(igemon)
- Наставник
27.04.2011 11:59
Спасибо за хорошую оценку блога!
- 0
-
Анатолий с.Starua(oakina)
- Старожил
27.04.2011 12:37
Большой стадион (и соответствующий уровень вип-сервиса) как ни странно позволяет снизить уровень цен на билеты. К примеру, на ДА (информация от С.А. Палкина) низкие цены держат именно за счёт вип. Самый дорогой абонемент (бриллиантовый) стоил 30 тысяч гривен (таких клубов брил, золотой, клуб-1936, моя семья - достаточно много). Естественно и качество смотрения (обслуживания) очень высокое + какие-то дополнительные бонусы - подземная парковка и т.д.
- 0
-
Влад Б.(igemon)
- Наставник
27.04.2011 13:00
Чем больше читаю комменты, тем больше убеждаюсь, что нам очень не хватает грамотного маркетинга. Надеюсь, что Суркис просто временно откладывает решение всех этих проблем до реконструкции стадиона, которой обещал заняться, когда будет готов Олимпийский. Если после этого он постарается сразу исправить все недостатки, ввести умную систему абонементов, улучшить сервис и т.д., то можно терпеливо подождать.
- 1
-
Евгений Сафронов(SafronDK)
- Наставник
27.04.2011 14:14
Только самое печальное, что "Суркис просто временно откладывает решение всех этих проблем" уже 10 лет (((
- 1
-
Oleg Dymerka(OL.D)
- Старожил
27.04.2011 11:24
Спасибо за блог. Самая больная тема киевского болельщика, к сожалению...
- 1
-
Александр Прутян(prutyan)
- Эксперт
27.04.2011 11:03
Да все очень просто - умный менеджер анализирует ситуацию и использует различные методы привлечения народа на стадион, а тупой менеджер просто сидит и ждет когда же наконец народ одумается и придет поддерживать команду.
- 2
-
Влад Б.(igemon)
- Наставник
27.04.2011 11:08
Хотелось бы подробнее о "различных методах привлечения народа на стадион"...
- 0
-
Александр Прутян(prutyan)
- Эксперт
27.04.2011 11:42
igemon,
- 1
-
Влад Б.(igemon)
- Наставник
27.04.2011 12:42
В принципе, согласен. Надо улучшать сервис, надо завлекать народ, надо упрощать доступ к стадиону (общественный транспорт, парковки и т.п.). Но болельщик действительно должен быть сознательным и приходить на стадион. Иначе какой он болельщик?
- 1
-
Александр Прутян(prutyan)
- Эксперт
27.04.2011 12:59
Вопрос звучит немного по-другому, кому нужно больше - Суркису или болельщику? Болельщик может и дома футбол посмотреть, и в баре с пивом и в интернете.
- 1
-
Влад Б.(igemon)
- Наставник
27.04.2011 13:06
Подождем обещанной реконструкции, которую Суркис обещал начать, когда можно будет проводить матчи на Олимпийском. Может быть он хочет решить все проблемы единым махом, а пока терпеть и не рыпаться, ведь ждать осталось недолго. Надеюсь, что причина отсутствия грамотного маркетинга именно в этом.
- 1
-
Андрей Андрей(analiteg_android)
- Эксперт
27.04.2011 09:34
Вот это Вы трудяга!!! Я как-то читал один из Ваших комментариев по поводу того, что Вы делаете эту работу и что у Вас есть мнение и о посещаемости Динамо в советские времена. И это мнение такое же печальное, как и про новейшую историю. Но чтоб настолько!!!(((. Действительно, неожиданно.
- 0
-
Влад Б.(igemon)
- Наставник
27.04.2011 10:16
Да, было бы интересно узнать. Но для этого нужно найти протоколы матчей всех команд за все годы, а это не так просто. В интернете нашел только готовую статистику (без указания источника) по сезону 1987, с данными первых трех и последнего места... В том году мы были первыми, на втором месте... Арарат, и на третьем - московский Спартак. Последним же, к моему удивлению, стало Торпедо. Но всё это надо перепроверять...
- 0
-
Oleg Dymerka(OL.D)
- Старожил
27.04.2011 11:23
Здесь есть все протоколы с 1970 по 1991
- 0
-
Влад Б.(igemon)
- Наставник
27.04.2011 11:34
Это протоколы только матчей Динамо. У меня они тоже есть.
- 0
-
Oleg Dymerka(OL.D)
- Старожил
11.05.2011 00:10
http://www.fc-dynamo.ru/soccer/
- 0
-
(Dimasiks_deleted)
- Наставник
27.04.2011 09:16
- 0
Еще комментарииВывод 1: Союзный чемпионат был интереснее украинского в 2-3 раза.
Вывод2 : В Динамо нет элементарного – хорошего маркетолога. Лет 5 назад Шахтер объявил вакансию «Директор по маркетингу». Читал я их требования. Так вот Вам скажу, если бы средненький профессионал выполнял ту маркетинговую работу, которую делают в Донецке, на трибунах было бы 80-90% гарантированной наполняемости.
Вывод 3 : Во времена союзного чемпионата было гораздо меньше конкурентных времяпрепровождений, а времени было у народа больше. Отсюда простой вывод, и называется он «Вывод2»: В Динамо нет элементарного – хорошего маркетолога.
Блог действительно интересный и трудоемкий.
Возникает вопрос - неужели нельзя нанять отличного маркетолога, и поставить ему в условие: ежегодный прирост посещаемости!
Ведь команда, командой, а маркетинг отдельно... Реклама, баннеры, афиши, предматчевые истории противостояний, выискивание хоть каких-то интриг, подогрев интереса.. Мне кажется, что с правильным подходом люди ходили бы на стадион и платили бы по 50-100 грн. за матч!
Ведь можно например привозить на матчи детей из спорт интернатов, сирот...и еще тысячи вещей, которые "можно было бы сделать"
Создается впечатление, что ИМС все устраивает. Печально.
-------------------
В продолжении темы билетно-абонементной политики. Вот сейчас прискакала СМСка (приходят обычно перед каждым туром как напоминалки, мол такого-то такого футбич - приходи, родной. Мелочь, но приятно - бывает, что закрутишься и забыл :)). Содержание: "11 мая в 19:00 полуфинал КУ: Шахтёр-Днепр! Вход на игру для владельцев абонементов - свободный" (от ФК Шахтар). В стоимость абонемента ранее полуфинал не входил. Абонементщиков возможно добавится (сейчас около 20 (!) тысяч).
Это к Вашему "igemon 27.04.2011 13:00 # ... Чем больше читаю комменты, тем больше убеждаюсь, что нам очень не хватает грамотного маркетинга. ... ввести умную систему абонементов, улучшить сервис и т.д. ... ", ну и немножко к тематике поднятия цены на ДК-ШД.
Кстати и поставить на прогу на комп, которая бы рассылала такие СМСки не так уж и сложно.
Я, к своему стыду, ни разу не был в Донецке, но подозреваю, что "как в Европе" у вас только стадион. Пусть меня поправят, если я ошибаюсь.
В посещаемости мы действительно вам уступаем, причем значительно. Но это не повод приходить сюда и злорадствовать.
------------------
Безусловно, по количеству исторических и культурных центров Киев был и остаётся на первом месте. Город с тысячелетней историей - это понятно.
Но. Где бы Вы хотели, Влад, чтобы я Вас поправил?
(На коммент ниже (от Киловатта) не обращаю внимания - разговор в подобном ключе вряд ли приведёт к чему-либо, кроме развешивания ярлыков по географическому и, почему-то, политическому признаку). Думаю, по количеству дебилов на душу населения в наших регионах (а статистика вам знакома) мы придём к равенству. Мне думалось сей блог задумывался для других целей.
Сколько уже было блогов с призывами приходить на стадион, сколько игроки просили болел, Семин сколько раз сетовал на низкую посещаемость, а воз и ныне там!
правильные мысли озвучивали, футбол это продукт и его нужно продавать.
С выводами согласен, хотя они и не утешительные. Причины низкой посещаемости действительно не только в комфорте и игре команды. Но также нужно понимать, что одними лишь призывами болельщиков на стадион не приведешь. Может кто то посчитает это кощунственным, но футбол это товар. Люди должны захотеть купить этот товар. Руководство Динамо должно сражаться за каждого болельщика. По моему мнению, для этого необходимо разработать четкую концепцию продвижения развлечения по имени футбол от Динамо. Начиная с идеологии и заканчивая хот-догами и посещением туалетов. При этом идеология должна быть универсальной рассчитанной на так называемого "свидомого" болельщика и на глорихантеров.
Иметь свой стадион было бы прекрасно. Но наличие у Суркисов для этого средств вызывает сомнения.
Естественно не стоит ожидать, что ситуация кардинально улучшится за короткий срок. Главное дать возможность болельщикам получать удовольствие от посещения стадиона и пробудить желание ходить на футбол постоянно.
А стадион у нас уже есть. Не элит-класса, конечно, но вполне приемлимый. Вроде бы Суркис обещал заняться его улучшением, когда будет готов Олимпийский.
Справедливости ради, стоит добавить еще, что за исключением 2-х клубов сегодня посещаемость определяются "на глаз", что иногда очень искажает картинку...(
3-й и я "списал" с сайта премьер лиги:-) благо все протоколы с посещаемостью в архиве остались.
По некоторым годам я находил данные в разных источниках, с немного отличающейся информацией о посещаемости в каждом конкретном матче. Но когда я вычислял среднюю посещаемость, результаты получались практически абсолютно одинаковыми. Хоть числа и не большие, "закон больших чисел" в данном случае работает.
:)) Уж очень ник напомнил :)) Сорри, за оффтоп...
По тематике. Колоссальный труд. Автору зачёт. Комментарии адекватны. Радует. // Видимо под системным аналитическим творением (причём не ищущим "врага" на стороне, а анализирующим причины "в себе", оставлять коричневое рука не поднимается даже у "ярых" :))
Поддерживаю Узми - финансовая составляющая ой как важна. В бложике "Шахтер - билеты слишком дорогие" (почему название такое - не знаю, ибо речь там о ваших как раз билетах на ДК-ШД) моё мнение по этому поводу изложено достаточно ясно. Футбол не должен становится спортом для финансовой элиты (не теннис, чай), он должен быть массовым и доступным, учитывая полную экономическую ж. у нас с вами (за страну не говорю)...
А насчет финансовой составляющей... Этим, вероятно, можно объяснить почему некоторые, отдельно взятые болельщики, стали реже приходить на стадион. Понятно, что когда человек еле сводит концы с концами, тут уж не до футбола, несмотря на очень щадащие цены на билеты. Но если финансовая ситуация является фактором низкой посещаемости, тогда в первую очередь должны были пострадать другие города, а не столица. Поэтому, если это и влияет на статистику, то скорее в нашу пользу, чем наоборот.
Цены (общие) прошлого сезона стартовали от 15 грн. (в этом на 5 грн. больше). Извините, но важно - сходить в туалет в перерыве можно достаточно спокойно. На РСК Олимпийский - два не справлялись явно. Из-за чего с милицией случались конфликты :)))
Скорее из-за этого на ДА нормальный уровень посещения (безусловно, что здесь и определенная политика по привлечению людей на стадио играет роль). // Для меня вообще-то фактор цены - основной, ходил и без удобств :)) (Добавлю в очередной раз :)) - жаль, что я не олигарх :))) (почти шутка :)))
Ну что ж, пожалуйста. Я не знаю как в Примере или Бундеслиге работают над этим вопросом, может быть вообще никак и народ валит на матчи, потому что команды просто красиво играют. Но скорее всего у них не пущено это дело на самотек.
Вы наверняка знаете, что есть такая наука как маркетинг. Нет, в книгах по маркетингу не прописаны простые рецепты по наполнению стадионов. Привлечение болельщиков на стадион в принципе ни чем не отличается от привлечения клиентов в автосалон или детей в МакДональдс.
Если вы хотите, чтобы люди чем то заинтересовались, нужно их проинформировать о грядущем событии. Хотите, чтобы они не только узнали, но и пришли - заинтересуйте их. Хотите, чтобы они не просто пришли, а еще и активно участвовали в поддержке команды - организовывайте работу с болельщиками, встречи с командой, встречи с ветеранами команды, конкурсы, призы, акции.
Да мало ли, если хорошо бестолковку почесать.
Вы скажете, что болельщик сам должен быть сознательным и приходить на стадион и все эти потуги бестолковы? Ну что ж, сидите и ждите у моря погоды.
Кому легче от того, что у Динамо 5-10 тысяч настоящих болельщиков, т.е., тех кто приходит на стадион?
Один раз за сезон сподобились снабдить болел флажками в игре с Брагой. Под лежачий камень вода не течет.
Влад, если Вы собирали статистику по посещаемости Динамо, то может обратили внимание какая команда в СССР была самая "ходибельная"? Просто для интереса, чтоб сравнить.
http://www.junik.lv/~dynkiev/ussr/ussr%20championship/championship%20ussr.htm
Но для того, чтобы вычислить среднюю посещаемость других команд, нужны протоколы всех матчей чемпионата СССР.
учетная запись этого пользователя была удалена