В этой заметке я приведу рассуждения и аргументы представителя одного клуба, успешного в экс-СССР в части работы с болельщиками. Учитывая известную нетерпимость к некоторым словам, название клуба будет удалено.
Главное в приведенных цитатах - формирование в деятельности будущих маркетинговых служб Динамо Киев чего-то хоть отдаленно напоминающего подобный подход. Да-да речь именно о подходе, а не поиске названия клуба, в котором сделано то, или иное начинание.
Фрагменты Интервью начальника департамента маркетинга и коммуникаций ФК “”
- Для того, чтобы стадион был полон, чтобы был дефицит желающих попасть на “Стадион”, чтобы был “лист ожидания” — нам необходимо “всего-навсего” одно: заново создать новую футбольную культуру. Не только в нашем регионе, но и, пожалуй, идти в этом вопросе впереди всей страны.Основа для реализации этой программы — работа по формированию нового поколения болельщиков — должна проводиться уже сейчас, хотя результат она даст, вот увидите, через пять-десять лет, не ранее. По моему глубокому убеждению, у нас будет новое устойчивое “ядро” болельщицкой аудитории только в том случае, если с ней работать уже с детского возраста. Чтобы мальчишки 7-10 лет были уже изначально “больны” футболом. А ведь для этого надо не так много: ЧТОБЫ ДЕТИ САМИ МОГЛИ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ! В любое время, на хорошей площадке, в мало-мальски приличных условиях. Т.е. нам необходима соответствующая инфраструктура для того, чтобы заниматься футболом.
- За счет чего возник такой прирост посещаемости? Давайте разберемся, кто эти 18 тысяч человек. Я так полагаю, что одна часть — это футбольные болельщики, которым просто нравится смотреть футбол на стадионе. А вторая — те, кому первично ближе не сам футбол, как игра, а entertainment — организация самого шоу, поход на стадион, возможность получить положительные эмоции от увиденного матча.
- Но чтобы увеличить нашу посещаемость до запланированных 50 тысяч и выйти за пределы этого количества, начиная тем самым формировать “лист ожидания”, нам необходимо болельщицкое ядро как минимум в 30-40 тысяч человек. Чтобы эти люди целенаправленно шли именно на футбол. На футбол, как на игру, а не просто на стадион — шоу посмотреть. Для этого нам надо развивать детский и массовый футбол.
- Подождите, есть же конкретные примеры — как развивался массовый футбол в топовых европейских странах, есть результаты социологических исследований, есть выводы исследований из сферы спортивного маркетинга — анализировали поведение болельщиков, сегментировали их на различные болельщицкие группы и сравнивали подходы к ним, в зависимости от их поведенческой модели — постигали и их психологию. Но выводы из этих практических кейсов сводятся к тому, что преданные болельщики и фанатично преданные болельщики, в основной своей массе, — это те люди, которые сами играли в футбол и способны самостоятельно понимать, более-менее глубинно, то, что происходит на поле. А не просто радоваться забитым голам и результату на табло. Можете сами провести подобное исследование и самостоятельно убедиться: если человек ходит на стадион от случая к случаю — ему важно шоу, атмосфера на трибунах. Если он ходит на матчи постоянно — с высокой долей вероятности, он сам играл ранее в футбол. Или и сейчас продолжает играть — с друзьями, коллегами по работе, соседями по дому.
- Основная масса болельщицкого внимания, и с этим не поспоришь, — была прикована к киевскому “Динамо”. Киевляне тогда, по сути, составляли костяк сборной СССР, выигрывали Кубок кубков — и вот этими успехами они наработали себе огромную фан-базу. А затем уже сработал эффект “снежного кома” — по сути, пожиная плоды успехов и ничего особо не делая в плане работы с болельщиками, “Динамо” прирастало фан-аудиторией и в 90-е годы прошлого века, и в 2000-е. Основа фан-базы “Динамо”, по моему убеждению, — это те, на чьи детские годы выпали успехи команд Лобановского на международной арене: 1975-й, 1986-й, 1999-й годы. Причем видно, что вслед за одной “волной” идет следующая, тем самым обеспечивая непрерывность и преемственность.
Думаю будет иметь смысл приводить ПУБЛИЧНЫЕ примеры маркетинга различных футбольных клубов. В надежде на когда-нибудь и в ФК Динамо Киев ...
То что Суркисы за все время ничтожно мало вложили в развитие бренда (не клуба) ДК, а сейчас и вовсе ничего не вкладывают это факт. Самые большие шаги можно посчитать на пальцах одной руки. Как мне кажется это достройка базы, возврат ВВЛ и возврат Шевы. Все остальные действия в лучшем случае имели локальный успех, а востальном полнейший провал.
Мне кажется что при данной системе в ДК маркетинга и рекламы мало что получится. Сегодня ДК это частная собственность а точнее закрытое общество родственников, друзей родственников, знакомых друзей родственников. И нам тяжело что либо навязывать ИМ, пусть это будет трижды гениальные предложения.
Вот к примеру поутихший скандал с жестом Мили в финале СКУ. В нормальном английском клубе после такого гневного спитча президента соперников уже бы на следующий день заказали бы что-то типа пароллоновых варежек с оттопыренным большим пальцем. И болельщикам в радость заплатить за такой атрибут, и Милю бы поддержали, и над глупостью соперника бы посмеялись. В результате "маємо те що маємо". Позволили кротам вытереть о ДК ноги, Милю заставили извиниться (не понятно за что), он после этого не может не то чтобы забить, в основе нормально заиграть. Вот вам пример антимаркетинга в исполнении руководства ДК.
Но вот на Барселону полный стадион, а на чемпионат Украины ...
20.09.98. 19:00. Киев. НСК "Олимпийский". 4 000 зрителей "Динамо" (Киев) - "Металлург" (Донецк) 3:0
04.10.98. 19:00. Киев. НСК "Олимпийский". 2 000 зрителей Динамо" (Киев) - СК "Николаев" 2:1
30.10.98. 19:00. Киев. НСК "Олимпийский". 2 000 зрителей "Динамо" (Киев) - ЦСКА (Киев) 2:0
Можно посмотреть и на статистику других матчей http://uafootball.net.ua/Step_by_step_1998-99.htm
Как видим от КАЧЕСТВА игры в Киеве посещаемость мало зависит.
Вот от маркетинга ...
Вы за соперников болеете, или за свою команду?
Команда играла хорошо, а посещаемость низкая - как раз нужно думать маркетологам, как поступать.
Причем повод для удаления информации железный - подгонка под якобы "провокации".
Давайте разберемся, кто эти 18 тысяч человек.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
старая статейка прошлый сезон,в этом уже 22 000 чел.абонементщиков.
50 000 вместимость стадиона(чуть больше)
Так это о Шахтере.
Главное - я как болельщик хочу понимать, как меня сегментировали маркетологи ДК и хочу прочувствовать на себе маркетинговое давление со стороны ДК.
Руководитель Тарас Туркевич
взято отсюда: http://fcdynamo.kiev.ua/ru/club/