В поединке 19 тура чемпионата Украины «Заря» — «Динамо» на футболках гостей впервые появился новый вариант клубной эмблемы: под уже привычным ромбом появились большая цифра «90» и маленькие цифры «1927-2017».
Это хороший повод развить тему гербов ФК «Динамо». Официальных (то есть, утверждение которых можно отследить документально) логотипов в 90-летней истории «сине-белых» было 11. На Западе в этом контексте используется понятие crest: это основная, базовая, закреплена документально версия эмблемы.
Официальные базовые эмблемы (crests) киевского «Динамо» |
||
№ |
Базовая эмблема (crest) |
Дата утверждения |
1. |
|
13.04.1927 |
2. |
|
22.07.1937 |
3. |
|
31.07.1939 |
4. |
|
04.01.1976 |
5. |
|
23.12.1988 |
6. |
|
28.10.1989 |
7. |
|
11.02.1991 |
8. |
|
02.01.1996 |
9. |
|
25.06.2003 |
10. |
|
08.09.2007 |
11. |
|
03.07.2011 |
Однако наряду с crests получают распространение многочисленные вариации. Иногда их прописывают официально, хотя обычно нет.
Таких вариаций в летописи «сине-белых» было 27: 25 появлялись на игровой форме команды во время матчей, еще две на праздничных костюмах во время празднования юбилеев клуба. Нужно понимать: только такие вариации заслуживают считаться официальными! Все остальные - как говорится, логотипы на разного рода сувенирной продукции, приглашениях, программках или билетах - образуют отдельный сегмент символики.
По мнению некоторых историков, все 27 вариаций надо воспринимать как самостоятельные эмблемы.
Официальные вариации эмблемы киевского «Динамо» |
||
№№ |
Вариации эмблемы |
Когда использовалась |
1. |
|
июль 1928 — ноябрь 1988 |
2. |
|
июнь 1936 |
3. |
|
октябрь 1938 |
4. |
|
ноябрь 1945 |
5. |
|
октябрь 1948 |
6-7. |
|
апрель 1951 — декабрь 1979 |
8-9. |
|
апрель 1954 — ноябрь 1988 |
10-11. |
|
март — ноябрь 1975 |
12-13. |
|
февраль-ноябрь 1980, март-декабрь 1986 |
14-15. |
|
март-ноябрь 1988 |
16. |
|
декабрь 1987 (на церемонии празднования 60-летия) |
17. |
|
январь 1989 |
18. |
|
март 1989 — декабрь 1991 |
19. |
|
январь 1992 |
20. |
|
февраль 1992 — ноябрь 1995 |
21. |
|
январь 1993 |
22. |
|
июль 1995 |
23. |
|
август 1996 — декабрь 1997 |
24. |
|
март 1998 (на церемонии празднования 70-летия) |
25. |
|
март — август 2007 |
26. |
|
сентябрь — декабрь 2007 |
27. |
|
февраль — … 2017 |
При написании статьи использованы наработки Анатолия Кизлова.
учетная запись этого пользователя была удалена
Во-первых, при социализме отсутствовало понятие копирайта - товарный знак воспроизводился и распространялся без ведома правообладателя; правообладатель не имел никакой возможности повлиять на этот процесс. Например, программки к матчам печатались не клубом, а городской типографией по заказу главной дирекции спортивных и театральных мероприятий. На типографии был свой заваленный работой художник, который готовил макет, в лучшем случае срисовывая эмблему с фото, обычно же - просто рисуя по памяти.
Во вторых, не было технологии передачи исходника, то есть она существовала, но большинству предприятий была недоступна и эскиз передавался на бумаге и воспроизводился в том виде, в котором удобно предприятию, а не заказчику. Например, одежда, выпускаемая советской лёгкой промышленностью могла быть изготовлена с логотипом, максимально приближённым к оригиналу (например, белая форма с синими рукавами, в которой выиграли кубок 1985 года), но чаще всего такая форма была отвратительного качества, играть в ней было невозможно и команды мастеров старались обзавестись импортной формой. Как мы помним, команда не являлась юридическим лицом и не могла самостоятельно разместить заказ на зарубежном предприятии и даже всесоюзное спортивное общество "Динамо" этого не могло - существовала специальная организация при министерстве внешнеэкономических связей, которая собирала заявки от всех спортивных обществ (урезала их, валюты было мало) и размещала один большой заказ на Адидасе. Ни о каком брендировании не могло быть и речи - получаемая форма была только с логотипом производителя (можно видеть на знаменитой командной фотографии 1986-го года на базе в голубой форме). Эмблема наносилась уже здесь, такую операцию в большом объёме могла сделать только фабрика, на которую условный администратор Чубаров завозил контейнер формы и лист с эскизом эмблемы (в лучшем случае), обычно же фабрика говорила - можем сделать либо так, либо вот так - выбирайте. В условиях плановой экономики фабрика могла легко отказать, поскольку была загружена круглосуточной подгонкой плана к концу квартала, например. Приходилось искать варианты; как иллюстрация - огромные пришивные круги с вышитой эмблемой на форме 1988-го года. Всё многообразие вариантов эмблемы на футболках - из этой оперы. Как смогли, так и сделали.
В-третьих, в советские времена не было никакой необходимости менять эмблему, поскольку не было массовых продаж, никто не получал прибыли от продвижения бренда на рынке, соответсвенно, не существовало никакого маркетинга, требующего изменений и мотивирования покупательской активности. Все варианты до момента перехода Динамо Киев на хозрасчёт в 1989 году (образования первого в СССР ФК и выхода из ВСО Динамо), отличные от стандартной буквы "Д" этого спортивного общества - это никакие не официальные эмблемы, это тупая совковая профанация, неспособность воспроизвести оригинал. Варианты, появлявшиеся на форме в период с 1989-го по 1996-й - это тоже никакие не официальные эмблемы, это продолжение темы - наследственная совковая безалаберность (и так сойдёт), процветавшая в условиях отсутствия рынка и реальной необходимости продвижения бренда.
Итого, на данный момент официальных эмблем у Динамо три - эмблема ВСО Динамо, шайба 1996-го и ромб 2011-го.
И все - классные.
учетная запись этого пользователя была удалена