Победа нашей юношеской сборной на чемпионате мира U-20 в Польше, словно пир во время чумы на фоне перманентного застоя в украинском клубном футболе. Причины и следствия неожиданно приятных процессов поясняет для Команды1 и.о. главного тренера сборной Молдавии, заслуженный тренер Украины, в недавнем прошлом — руководитель комитета сборных команды страны при ФФУ (УАФ).
— Семен Иосифович, если не ошибаюсь, именно при вас начинал свою работу в ФФУ наставник триумфаторов польского мундиаля Александр Петраков?
— В 2009-м мы подбирали специалиста на вакантную должность тренера сборной самого младшего возраста (U-15). Сам подбор осуществлялся на конкурсной основе — для того, чтобы наглядно убедиться, кто достоин занимать такой ответственный пост. На должность были выдвинуты кандидатуры двух наставников, которые имели позитивный опыт работы с детьми. Первым кандидатом был Александр Петраков, плодотворно работавший в структуре «Динамо» и РВУФК. Его порекомендовал комитет детско-юношеского футбола в лице его руководителя Евгения Котельникова. Вторым — Андрей Анненков, заслуживший лестные отзывы своей деятельностью в Арсенале и помогавший Юрию Калитвинцеву на победном для Украины юниорском чемпионате Европы-2009.
На обсуждении кандидатур присутствовали президент ФФУ Григорий Суркис и первый вице-президент Александр Бандурко, и в итоге главным тренером был назначен Петраков. При этом Анненкова утвердили его помощником. Со временем наставники притерлись друг к другу, сработались и выбрали современные направления, которые в одинаковой степени способствовали как прогрессу футболистов, так и эволюции команды в целом.
— Помню, раньше вы считали, что тренер сборных — товар исключительно штучный...
— Я и сейчас так считаю! Такого специалиста могут подготовить только федерация футбола и институт сборных в результате последовательного и системного процесса передачи знаний. Считаю, что мы в этом преуспели, если вспомнить об определенных результатах, которых на этом поприще добивались Яковенко, Михайличенко, Калитвинцев, Головко и, конечно же, Петраков. Все эти специалисты проходили подготовительный путь в рамках созданной и четко выстроенной системы.
— А если результата не было?
— Тогда на конкурсной основе мы подбирали других специалистов и работали над их прогрессом, проводя для повышения их уровня расширенные тренерские советы. И не забывали при этом, что клубный тренер и тренер сборной — это, как говорят в моем родном городе, две большие разницы.
— Считаете ли вы, что тренер главной сборной также должен проходить через все ступени этой пирамиды?
— Это был бы идеальный вариант. Такой схемы, кстати, придерживались в Германии — после Гельмута Шена, который был помощником Зеппа Гербергера. По тому же принципу на посту главного тренера бундестима появлялись Дерваль, Беккенбауэр, Фогтс, Клинсманн и Лев... Очень четко чувствовал различия между тренерами клубов и сборной Валерий Лобановский. А Анатолий Бышовец так и вовсе был выращен именно этой пирамидой, начав свой путь с юношеской и молодежной сборных СССР.
— Есть мнение, что главная задача тренеров младших сборных — не выигрывать чемпионаты мира, а готовить кадры для главной команды страны...
— По этому поводу у меня даже возникли разногласия с тренером национальной сборной Андреем Шевченко и с руководителями первой сборной. Суть в переменах, которые произошли после того, как ушел в небытие СССР. Вместе с ним исчезли длительные сборы для национальных сборных, когда чемпионат перекраивали в интересах главной команды, потерял актуальность базовый принцип комплектации, и пришло время, когда игроков для сборных стали готовить клубы. Соответственно, изменились подходы к формированию первой команды. Отныне основная задача состоит в том, чтобы отбирать в клубах лучших на сегодняшний день исполнителей, никого не упустив, и очень точно определить состояние, в котором эти игроки поступают в расположение тренеров главной команды.
А вот задача младших сборных состоит в том, чтобы успешно выступать в крупнейших соревнованиях под эгидой УЕФА и ФИФА, повышая рейтинг и престиж нашей футбольной державы в европейском и мировом футболе и развивая молодых игроков для дальнейших успехов в старших сборных. Эта задача была декларирована, когда я пришел в комитет национальных сборных. И именно в подтверждение этой задачи в конце декады наша юниорская сборная под руководством Юрия Калитвинцева, Андрея Анненкова и Юрия Мороза выиграла домашний чемпионат Европы. Разумеется, не без помощи аналитической группы, а также медико-административного штаба.
— Могла ли эта самая главная задача с тех пор измениться?
— Как она может измениться, если подготовка футболистов сборной по-прежнему лежит на клубах?! С возраста 15-ти лет, когда проявляются и формируются способности и потенциал молодых игроков, мы регулярно отбираем лучших из лучших, чтобы они ступенька за ступенькой проходили по всем этажам института национальных сборных. И это общемировая практика...
— Неужели нет исключений?
— Ну, почему же... Возьмем, к примеру, замечательную сборную Испании, выигрывавшую все крупнейшие турниры с 2008-го по 2012 годы. Из всей этой плеяды по всем ступеням пирамиды сборных не прошел только натурализованный бразилец Маркос Сенна, который играл против нас в первом матче группового турнира мундиаля-2006. В Украине таких исключений тоже очень мало. Самый яркий пример того, как футболист оказался в главной команде без опыта выступлений за младшие сборные — Евгений Хачериди. Ну а так, не может игрок свалиться в сборную из ниоткуда!.. Речь идет о естественном эволюционном процессе. И Петраков своим свежим результатом подтвердил верность механизма работы этой пирамиды и создания преемственности поколений в сборных.
Вот еще одно подтверждение тому, что подготовкой игроков для национальной команды в ущерб результату жертвовать нельзя. В институте сборных ФФУ, созданном Григорием Суркисом, все было построено для того, чтобы футболист из команды U-15 прогрессировал и, переходя из возраста в возраст, мог стабильно давать спортивный результат. И здесь нужно тонко подходить к вопросу приоритетов соревнований. Могу привести простой пример: играть против англичан при заполненном стадионе на официальной игре молодежного чемпионата Европы несравнимо полезнее, чем проводить товарищеские игры первой сборной против.... Саудовской Аравии или Японии. Тренеры наших национальных команд должны понимать, где футболист может получить больше пользы для своего прогресса.
— Один из основных пунктов критики сборной Петракова — несовпадение тактических схем, принятых в молодежной и основной сборной...
— Начнем с методических основ. Существует целевая программа, которая составляется на каждый период сборов каждой сборной. И вот там указаны четкие критерии и принципы отбора игроков в национальные сборные своего возраста. Именно этим принципам следуют наставники, совершая свой кадровый выбор. Хотя, конечно, в национальной сборной должны быть выработаны четкие направления, которым будут следовать и младшие команды. Главное, чтобы эти направления соответствовали современным тактическим принципам организации игры.
— Тем не менее, сборные Шевченко и Петракова играют в разный футбол. Это хорошо, плохо или естественно?
— В любом случае, на первое место всегда выходит его величество результат. Проповедуя те или иные принципы ведения игры, и четко следуя выработанным направлениям, команда должна побеждать. Еще один важный аспект: расстановку игроков на футбольном поле нельзя отождествлять с системой игры. Это подмена понятий. Тактическая схема сама по себе — условность, а система игры — не догма. Важны функциональные обязанности игроков, в которых проявляется их творчество. При этом, чтобы ты не делал, но любая команда является образом и подобием идей ее наставника. Да и программа подготовки, которую наметил тренер, должна быть скрупулезно выстрадана самим специалистом.
Я всегда отстаивал мнение о нелепости и невозможности принимать и внедрять чужую систему и чужие принципы игры. И всегда приводил в пример голландский футбол, который на протяжении долгих десятилетий проповедовал расстановку 4-3-3 и растил квалифицированных исполнителей. Сама эта система оказалась насколько вариативной, что могла легко трансформироваться в любую другую расстановку на футбольном поле. Это ярко подтвердила работа Ринуса Михелса, Йохана Кройфа, Луи ван Гала и других их коллег. После подобной подготовки голландские футболисты спокойно приспосабливались к требованиям таких специфических лиг как британская АПЛ и итальянская Серия А. Эти игроки уже были адаптированы к любому футболу за счет высокой степени универсализма и вариативности тактической системы, в которой они были воспитаны.
— Можно сказать, что Петраков «плясал» от своих ресурсов?
— Безусловно, в его работе прослеживались элементы здорового прагматизма — то, что наблюдалось не только в сборной Олега Блохина на ЧМ-2006, но, в первую очередь, у выигравших тот турнир итальянцев. Хотя и куда более свежие успехи, которых добились сборная Франции на последнем мундиале, а также «Ливерпуль» — в июньском финале Лиги чемпионов, подтверждают, что элементы прагматизма сопутствуют достижению высоких результатов в современном футболе. Да и блестящий «Манчестер Сити» Хосепа Гвардиолы явно использует принцип: «Истина — то, что полезно». То есть, выбирает практический футбол, который приносит результат...
— Вы согласны с тем, что Петраков использовал свой опыт участия на чемпионате мира в Новой Зеландии и учел его в полной степени?
— Александр Васильевич прошел школу детско-юношеского футбола и отточил свои знания в институте национальных сборных ФФУ. А это значит, что после каждого серьезного соревнования и каждого контрольного турнира он тщательно разбирал и анализировал все аспекты игры своей команды вместе с бригадой помощников. И Андрей Анненков, и Вячеслав Кернозенко помогали ему в обеспечении качественного научно-методического процесса. И вот — весь этот комплекс мероприятий привел к успеху. И это невозможно считать случайностью с учетом того, что сборные Петракова регулярно участвовали во многих финалах и занимали достойные места — как, например, на недавнем чемпионате Европы, где Украина уступила только победителю — португальцам.
Ну и, возвращаясь к вопросу приоритета результата, обратите внимание, как отреагировала на этот триумф страна! Это еще раз говорит о том, что именно ради таких побед стоит жить и работать в футболе. Потому что они приносит людям радость и гордость. И именно к этому нужно стремиться.
— В чем, по-вашему, самая сильная сторона Петракова как специалиста?
— Я бы отметил его педагогические способности. Футбол — это психо-педагогический процесс. И педагогики здесь больше, чем любых других тонких моментов.
— Скептики отмечают, что уровень соперников нашей сборной — ну, разве что кроме итальянцев — особо не впечатлял?
— Это несколько поверхностный взгляд на вещи. Давайте будем учитывать одно обстоятельство: для того, чтобы попасть на сам чемпионат мира, необходимо пройти сложное сито квалификации. От Европы на главный турнир попадает только пять команд. Одной из них на правах хозяев стали поляки. В итоге сложнейший отбор прошли чемпионы Европы — португальцы, а также сборные Украины, Франции и Норвегии, обыгравшей в стыковых матчах самих англичан. В то же время привычные южноамериканские гранды уступили Колумбии и менее титулованным сборным.
Ну а то, что происходило по ходу самого турнира, уже касалось каждой конкретной команды. По наблюдениям наших же игроков — в частности Ефима Конопли, в лагере украинской сборной царила образцовая дисциплина, а те же итальянцы делали все, что хотели. И где теперь мы, а где они?..
— В целом, чемпионат мира проходил в не очень удобный период времени — по окончании напряженного сезона, сразу после финалов еврокубков.
— Согласен, это сказалось. На мой взгляд, было видно, что многие футболисты подошли к этим матчам уже не в лучшем состоянии. Особо важную роль играла подготовка к турниру. Петракову и его штабу предоставили порядка двух недель, и как показал чемпионат, это время было использовано очень продуктивно. Александр Васильевич выстроил концепцию игры на результат для краткосрочного динамичного турнира. Сам он опасался, что ребят может не хватить на все семь матчей, но практика показала, что от игры к игре, с помощью правильной подготовки к играм и выстроенному восстановительному процессу, а также грамотной ротации игроков, тренерскому штабу удавалось не только сохранять оптимальное состояние подопечных, но и стимулировать ребят прибавлять.
— Весьма популярный вопрос: как объяснить отсутствие в заявке Украины на турнир игрока-открытие всего сезона в УПЛ — левого защитника «Динамо» Виталия Миколенко?
— Официальная версия Петракова и врачей сборной — та самая мышечная травма, которую динамовец получил в мае. Ее нужно было лечить, и Виталий выпал из полноценной подготовки.
— Но ведь в те же самые дни Миколенко выступал за первую сборную против Сербии и Люксембурга!
— Думаю, что в этом решении Петракова проявились его мудрость и дальновидность. Чуть выше я уже говорил о необходимости расставлять приоритеты в использовании молодых футболистов. Возможно, Петраков предвосхитил ситуацию, при которой в разгар самого чемпионата он вдруг останется без ключевого левого центрального защитника. А так Бескоровайный безболезненно закрыл эту позицию на весь турнир.
— Движения лучшего вратаря чемпионата Андрея Лунина между лагерями двух сборных — из той же оперы?
— Лично я не понимаю, зачем его дергали. И слава Богу, что все закончилось хорошо. Спасибо Кучеруку, который оказался готов заменить Лунина и, конечно, Петракову — за положительную психо-педагогическую работу в коллективе.
— Схема игры, которую использовал Петраков, — а ее можно охарактеризовать как 3-4-3 — или даже 3-6-1 — выглядела очень необычно...
— Он опробовал такой вариант еще на чемпионате Европы. Система игры с тремя центральными защитниками при четко расписанных функциональных обязанностях игроков позволила добиться отличного результата. При этом, большой объем работы автоматически ложился на латералей, как сейчас называют линейных игроков, — Корниенко и Коноплю. Однако отдадим должное клубным тренерам, подготовившим ребят на должном уровне. Отметим Валерия Кривенцова, который отвечал за подготовку юных горняков — помимо Корниенко и Конопли добавим сюда Бондаря, Чеха и Кащука. Тренеров киевского «Динамо», подготовивших Кучерука, Попова, Булецу, Цитаишвили, Супрягу. Отдадим должное такому специалисту, как Алексей Драценко, который вел 2000-й год в «Динамо», поспособствовал развитию Циташвили, и, не убивая детскую индивидуальность, прививал своему подопечному основы взрослого футбола.
В подготовке Сикана — большая заслуга львовских специалистов. Кстати, нужно отметить, что большинство ребят в золотой сборной — 1999 года рождения. Лишь Сикан на два года моложе, тогда как Супряга, Циташвили и Кащук — 2000 г.р.
— То, что в финале в стартовом составе вышел Супряга, а не лучший бомбардир команды Сикан, вызвало большое удивление...
— Лично меня это не шокировало. Впоследствии Александр Васильевич сказал про «тренерскую чуйку». Это то, что ваш брат-журналист обычно характеризует глаголами «угадал — не угадал». По моему мнению, это и называется системным педагогическим подходом и в частности интуицией, которая присуща большим специалистам. Наверняка Петраков каждый день общался с игроками по несколько раз, видел и правильно оценивал их состояние, вынашивая будущие идеи.
— Специалисты жестко и придирчиво отмечали слабые места наших лидеров: мол, Булеце не хватает скорости, а Цитаишвили — равноценной альтернативы рабочей левой ноге. Но именно эти игроки отвечали за весь креатив команды...
— Я достаточно давно наблюдаю за этими ребятами. Булецу, который является воспитанником закарпатского футбола, Петраков приглашал из интерната. Очень хорошо знал его сильные и слабые стороны и использовал там, где он приносил команде максимальную пользу. Так что его прогресс — безусловная заслуга тренера. Тем более, что после хороших игр за младшие сборные его позвали в академию «Динамо».
Цитаишвили, на мой взгляд, мог считаться хорошим перспективным игроком с того самого дня, когда я впервые увидел Георгия на финальных всеукраинских соревнованиях U-15 в Одессе, где он стал лучшим футболистом турнира. Благодаря тонкой работе детских тренеров у этого игрока много достоинств: высокие технические данные, обводка, скорость... А вот в чем он сильно прибавил по ходу турнира, так это в работоспособности.
— Самый болезненный вопрос. Где теперь нашим чемпионам получить должную игровую практику, чтобы эффективно осуществить переход от юношеского футбола во взрослый?
— Я думаю, что эта проблема несколько преувеличена. Да, потери в этом процессе неизбежны. Но из той же золотой сборной-2009, выигравшей домашний чемпионат Европы, приличное количество футболистов пробилось на достаточно серьезный уровень — Гармаш, Кривцов, Бутко, Шахов, Рыбалка играли в сборной. Петров, Белый, Чайковский, Виценец, Люлька, Коркишко и не только они — в командах высшей лиги.
— Семен Иосифович, так что же дальше делать с этой победой, с этими игроками, с этими ресурсами?
— Нужно думать о будущем. Провести глубокий анализ чемпионата. Усовершенствовать пути дальнейшего развития украинского футбола. Ведь время меняется, не стоит на месте и предъявляет новые требования. Для меня очевидно, что современный футбол не может держаться на одних только частных вложениях владельцев клубов. Истинные подвижники нуждаются в помощи со стороны государственных структур. Разумеется, вслед за УЕФА и ФИФА нам давно пора обратить самое пристальное внимание и выделить определенные средства для развития детско-юношеского футбола. На данный момент у нас продуктивно работают академии только двух клубов — «Динамо» и «Шахтера», и, возможно, «Карпат»... В других командах жизнедеятельность младших коллективов во многом зависит от возможностей родителей юных игроков. И так как забота о детско-юношеском футболе возложена на клубы, еще раз призываю их поддержать. Во всем цивилизованном мире для тех, кто инвестирует средства в культуру или спорт, существует льготное налогообложение. Ну а задача государства — следить за тем, как используются выделенные для этих целей средства.
Если мы говорим о потенциале нашей молодежи, то нужно объективно отметить, что от передовых футбольных держав мы отстаем в технике. В этом аспекте подготовки, как сейчас модно говорить, у нас заложены наиболее глубокие скрытые резервы. В целом, можно считать, что наша молодежь способна и небесталанна, но обязана прогрессировать за счет важнейшего качества любой незаурядной личности — умению постоянно совершенствоваться. К футболу все это относится в полной мере. Истинно свободный человек всегда делает осознанный выбор, оценивая, что именно необходимо для достижения цели. Ну и нам — тренерам, функционерам и методистам — нужно от дрессировки переходить к тренировке. И твердо усвоить, что все невозможное без умения мыслить самостоятельно и осознанно, совершенно непродуктивно.
Михаил СПИВАКОВСКИЙ
В своё время они компенсировали это созданием преимущества за счёт физики.
Но сейчас физикой ни кого не удивишь, значит надо довести до нормального уровня технику не забывая тактику.
А самое главное сплочение игроков в Команду, играющую в скоростной техничный футбол с адаптивной тактикой!!