Слово «отставка», наконец, прозвучало. Этого события ждали долго, но не верили, что это может случиться именно после «Брюгге». Тем более, что у киевского «Динамо» бывали матчи и похуже. К Александру Хацкевичу мы привыкли. Он стал неотъемлемой частью каждодневной динамовской повестки. Притом, что за два года его работы, мы совершенно не поняли, какой он тренер.
Мы не знаем, каково его видение футбола. Отличается ли он от привычных киевских традиций Лобановского- Зеленцова или нет. Мы не знаем, на какую современную команду он равняется. Не знаем, каким тренером восхищается. Кроме того, нам неизвестно, какого плана футболистов он предпочитает и каких игроков воспринимает лучше. Наконец, мы так и не поняли, понимает ли он, как готовить команду к сезону и как распределять нагрузки. Мы ничего о тренере-Хацкевиче не знаем. Мы видели только результат, который был стабильно средним.
А ведь мы могли и не знать Хацкевича-футболиста. Помню, как вместе с Валентином Белькевичем они приехали белорусским дуэтом в Киев и сели на скамейку запасных. Белькевич был во второй команде, а Хацкевич постоянно находился в резерве первой. Я даже помню его дебют, когда молодого Сашу, одиноко стоящего за воротами (в те времена именно там располагались запасные игроки) громко подозвал к себе главный тренер «Динамо» Йожеф Сабо и приказал переодеваться. Прямо как сейчас вижу: Хацкевич бежит в тренировочном костюме от ворот к скамейке запасных.
Совершенно неожиданно он был брошен в самое пекло, а именно в стыковой матч за право играть в Лиге чемпионов против венского «Рапида». Такая битва была, типа нынешнего матча с «Брюгге» — не на жизнь, а на смерть. «Динамо» стартовало в новом сезоне после дисквалификации имени Лопеса Ньето, и сразу — «Рапид». А там игра в Вене и 0:2 с удалением центрального защитника Беженара, при травмированном Ващуке. И зашел Хацкевич в центр обороны, поскольку приехал он, как центральный защитник. После киевских 2:4 в ответной игре, казалось, закончится Хацкевич, вышедший на ту игру уже в стартовом составе. Но пришел Лобановский и Хацкевич только начался.
Он сразу завоевал место в середине поля и стал основным игроком той блестящей команды. Никто не мог понять, за счет чего. Никто не знал этого игрока, его сильных и слабых качеств. Но их нашел Лобановский. Хацкевич играл и во время, и после Мэтра, он стал одним из столпов того «Динамо». Футболистом, формировавшим новейшую историю клуба.
Я тоже не мог понять, как это ему удалось. Чем он так влюбил в себя Лобановского? Тот же Михайленко казался в разы талантливее. Когда пообщался с Хацкевичем-тренером, понял: он обладает необычным для футболиста интеллектом. Это видно по манере речи, по умению держать себя, по словарному запасу. Хацкевич — очень культурный, вероятно это и подкупило Лобановского. Он любил работать с футболистами, которые соображают. При прочих равных, одним из козырей Хацкевича был еще и интеллект, которым он также играл.
Он смог получить назначение в «Динамо» и пробыть в клубе так долго, не давая особенного результата именно потому, что с культурным человеком приятно работать. Потому и все игроки очень тепло о нем отзываются, говорят, что Хацкевич — тренер внимательный. Своим оружием он воспользовался и здесь. С ним не хотелось никому портить отношений, поскольку сам испортивший чувствовал бы себя виноватым.
Но тренерская работа — это не только задушевные беседы и культурная речь. Она состоит и из других аспектов. Нельзя сказать, что Хацкевич чем-то не обладал, но явно обладал не всем. Ему конечно было тяжело со скандалистами, он предпочитал от них избавляться. Он не любил прямые неудобные вопросы и старался их избегать.
За два года он, действительно, смог собрать некий вариант «Динамо». Но не смог ему дать больше, чем уже дал. Очень часто один тренер собирает команду для другого. Как Ошемков собрал «Динамо»-1961 Соловьеву, Севидов — Лобановскому, Морозов — Лобановскому позднее, Сабо — Лобановскому еще позднее, а Блохин — Реброву. Хацкевич тоже для кого-то это сделал.
Ему нужно было уйти раньше. И, если не после матча с «Карпатами», когда он прямо об этом заявил, то после разгрома от «Челси» точно. Но он этого не сделал. Не ощутил прямой своей вины. И этим вызвал ненависть к себе. Его и так считали не совсем достойным этого поста, а тут увидели, что он за него цепляется руками и ногами. Публике это не понравилась. И как раз интеллигентность впервые сыграла здесь отрицательную роль.
Он ушел после матча, в итоговом результате которого не особо виноват. 1:0, 3:3 — вполне нормально для матча «Брюгге» и киевского «Динамо». Когда-то защитник «Спартака» Александр Бубнов, которого Лобановский включил в заявку легендарной сборной СССР на ЧМ в Мексике, рассказывал, как перед печально известным матчем 1/8 финала против Бельгии подходил к Демьяненко и объяснял, как надо играть с бельгийцами. Он так и говорил: «Вы с ними никогда не играли и не знаете, что вам предстоит». А «Спартак», до того, как раз, играл и с «Брюгге», и с «Андерлехтом». В итоге, помним, чем закончился матч чемпионата мира — поражением 3:4. Не правда ли, похоже на «Динамо» — «Брюгге»? Снова бельгийцы, и снова они обыграли нас в воздухе, при создании искусственного офсайда и в результате длинной передачи. Все как под копирку, через 33 года. Так, что Хацкевич тут не причем. Но именно эта бельгийская капля оказалась последней.
Александр Хацкевич останется в памяти болельщиков, как самый непознанный тренер. Его эпоха стала эпохой под названием: «как за счет минимально возможных средств добиться минимально допустимого результата». Кстати, это не так просто, как кажется. А Хацкевичу именно это удавалось. Но такая жизнь без движения всем порядком надоела. Не сомневаюсь, что и самому Хацкевичу тоже, поскольку взлет в его карьере игрока начался именно с огромного шага вперед на другой уровень. Подобный шаг он пытался сделать и во главе «Динамо», но, смог только занести для этого ногу.
Артем ЖОЛКОВСКИЙ
_________________________________
Со всем согласен, кроме одного слова - "интеллигентность".
Ну перестаньте.
Интеллигенты так себя не ведут.
Так не разговаривают с болельщиками.
Так не валят вину на подчиненных (футболистов).
Так не кричат на них у кромки поля -
я помню как он на Ярмоленко хромающего от боли кричал "Давай играй!" так, что весь стадион и зрители у экрана слышали.
Он кричал, а стыдно было почему-то даже мне.
-
Алекc Перс
- Наставник
15.08.2019 14:53
Жопализ.
- 4
-
Alexsander Zhma(Alexsandr_)
- Старожил
15.08.2019 14:46
Очень много в статье просто притянуто за уши!!!
- 4
-
Вадим .(vadim_)
- Наставник
15.08.2019 19:47
Во всех его статях очень многое притянуто за уши, - это его стиль.
- 1
-
Сергій (SS) 76
- Наставник
15.08.2019 14:27
Футбол останніх років не стоїть на місці. Ця істина відома всім, в т.ч. і Вам, пане Артеме.
- 1
-
Иван Достаевский
- Начинающий писатель
15.08.2019 14:09
У всех бывших Динамовцев с тренерскими качествами комплекс неполноценности. Да они участвовали в системе Зеленцова-Лобановского, но видели они ее только с боку физически.
- 1
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
15.08.2019 20:33
Начну с того, что именно с "системой Лобановского-Базилевича"(а не Зеленцова, разрабатывавшего ме-
- 1
-
Женя Живиця(zhyvchyk)
- Наставник
15.08.2019 13:42
"За два года его работы, мы совершенно не поняли, какой он тренер."
- 6
-
A G(Toha111)
- Эксперт
15.08.2019 13:13
Інтелігентність - це стан душі, світогляду.
- 3
-
Кри Ро(ssvmai)
- Наставник
15.08.2019 12:21
Хацкевич і інтелегентність,це антиподи.Перекидати вину на гравців є просто жлобством.Можливо він і намагався копіювати Метра,але ж сліпе копіювання без розуміння процесу є завжди шляхом в нікуди!
- 6
-
Дик Шелдон(Shorey)
- Наставник
15.08.2019 12:18
Не знаю насчёт интеллекта Александра Хацкевича, но тренировать команду в футбол это явно не его призвание.
- 5
-
Игорь iam(iam)
- Наставник
15.08.2019 12:10
Я его всегда называю Саша "я ж грю".Вряд ли о людях,которые в каждом предложении вставляют фразы паразиты,можно сказать что у них подвешен язык.Вы Артем очень сильно переоцениваете интеллект Александра Николаевича.По моему все намного прозаичнее)ИМХО конечно.
- 5
-
Святослав
- Читатель
15.08.2019 11:20
Увесь попередній тренерський шлях Хацкевича давав розуміння, що він за тренер. Ніякий. А тепер хочуть ставити Михайличенка, який бозна-скільки не тренував, а коли тренував, то це було теж ні про що. Але як я зрозумів, Суркіс з якихось причин (незрозумілих і підозрілих) принципово не бере людей ззовні. Тому свіжого вітру можна не чекати.
- 6
-
Валентин 21(Valentin-21)
- Эксперт
15.08.2019 11:11
Играя опорника, у Хацкевича, в команде, почему-то его реально не было. Сидорчук, после травмы, уже 3 года - недоразумение, выдающее 2-3 матча за сезон. Буяльский, Шепелев и Гармаш, эпизодически менявшие друг друга на этой позиции - игроки более креативного плана. Кадири, появившийся до сборов, на них проявил себя очень даже неплохо(по крайней мере лучше Сидорчука), но в состав так ни разу и не попал. Любовь гл. тренера к таким посредственностям как Сидорчук и Кадар, не добавила ему вистов, особенно ошибки Кадара, в матчах с Шахтером в последние два сезона на КУ, когда его гл. тренер выпускал после длительной травмы.
- 3
-
Евгений Футболов(I_love_football)
- Эксперт
15.08.2019 10:32
Артём, не хвастаюсь, а просто констатирую, что ещё три года назад говорил - Хацкевич взял Суркиса хорошо подвешенным языком. Более никаких тренерских достоинств у него нет.
- 5
-
Андрей Лазко(andrei39)
- Эксперт
15.08.2019 10:26
Ему нужно было уйти раньше. И, если не после матча с «Карпатами», когда он прямо об этом заявил, то после разгрома от «Челси» точно. Но он этого не сделал. Не ощутил прямой своей вины. И этим вызвал ненависть к себе. Его и так считали не совсем достойным этого поста, а тут увидели, что он за него цепляется руками и ногами. Публике это не понравилась. И как раз интеллигентность впервые сыграла здесь отрицательную роль.
- 13
-
Вова Забанений
- Опытный писатель
15.08.2019 10:43
в матчі з Брюге теж щось було з Миколенко, що чув весь стадіон і глядачі біля екранів: "кати вперед" чи щось типу того!
- 3
-
Андрей Лазко(andrei39)
- Эксперт
15.08.2019 13:17
однозначно было
- 1
-
Юрій Ковтун(kovtunet)
- Наставник
15.08.2019 10:18
"Подобный шаг он пытался сделать и во главе «Динамо», но, смог только занести для этого ногу." -
- 4
-
(msgroup)
- Наставник
15.08.2019 10:11
- 3
-
Bao Bab
- Наставник
15.08.2019 10:14
А если завтра запретят трансферы (ну мол футболисты не товар, чтоб ими торговать как скотом), то клуб нужно будет закрывать?
- -1
-
Саня(Diabolika)
- Наставник
15.08.2019 10:30
задайте этот вопрос Аяксу, Порту и куче хорватским клубам
- 0
-
Bao Bab
- Наставник
15.08.2019 11:54
Это дополнительная опция. Главное зрительский интерес. Аякс вот вовремя почувствовал, что переусердствовал с продажным футболом и почти превратился в хорватские клубы.
- -1
Еще комментарии"Все как под копирку, через 33 года. "..... как можно сравнивать несравнимое???
"Чем он так влюбил в себя Лобановского? ".... очень сомневаюсь в этом. Да Белькевич был системообразующим игроком , но к Хацкевичу это отношения не имеет. Хацкевич был разрушить в центре.
"Он смог получить назначение в «Динамо» и пробыть в клубе так долго, не давая особенного результата именно потому, что с культурным человеком приятно работать. "... тоже не согласен...что в его работе было приятного??? И.Суркису с ним было Удобно работать, но очень сомневаюсь что приятно...
Слишком верит в свои фантазии. Анализ - это не его, ему бы сказки писать.
За блог, звичайно, дякую, але дозвольте запитання: "Для чого нам, вболівальникам, які бачили гру реактивних футболістів легендарного ДК, тренер -"Спрінтер", який за два роки зробив навіть не повний крок вперед, до успіху Команди?
Да и темболее , от этой системы осталось процентов наверное 20%. Да и вообще иммет ли смысл ее использвоать на сегодняшний день? Мне кажеться она утратила свою актуальность, морально устарела.
Сейчас решает не физика в виде ног бодибилдера, а - Скорость, Выносливость, Тактическая грамонтность, Командная работа.
методику подготовки для игровых видов спорта, которую упомянутые, еще молодые тренеры,работая с
ним в содружестве, начали применять) связаны все(!) наивысшие достижения "Динамо". Она не только не утратила актуальность(как это могло произойти, если те, кто играл при Севидове в 1973г., уже в 1974г. кардинально(!) изменили свою игру. И так до 1977г.Следующее поколение - в 1985-88г.г. повторило успех предшественников. И,наконец - поколение 1997-99г.г.
Для тех, кто видел тот футбол - болельщиков и журналистов, не составило труда убедиться, что футбол
Лобановского и Базилевича - это всегда был и будет футбол настоящего и будущего, даже не прибегая
к цитатам выдающихся тренеров и журналистов ведущих футбольных стран. А вот что решает сегодня,
с учетом Ваших перечислений необходимых качеств, рекомендую взять книгу Логбановскиго "Бесконеч-
ный матч", а заодно книгу А.Горбунова "Лобановский" и понять тот футбол, который Вы считаете "мора-
льно устаревшим" и "утратившим свою актуальность". В него киевское "Динамо" перестало играть с 2002
года и успехи команды сошли на нет. Еще и потому, что почти все тренеры, руководившие "Динамо",
кто больше, кто меньше(кроме Буряка) не были последователями "системы". И чего же они добились за 17 лет?
Да всем всё понятно. Никакой.
Другое дело, что раньше к нему было уважение. Ну не всем дано быть великими тренерами. Но лично я терпеть не могу, когда меня за дурака считают. А он 2 сезона на каждой прессухе нас всех как раз дураками и выставлял. И не только нас, игрокам тоже доставалось. Интеллигентность - это еще и ошибки признавать. Но у него виноваты все, кроме него. У этого персонажа была одна цель - как можно дольше продержатся. Фирменный почерк "динамовских сердец".
А є ще вихованість, усталені звички і приорітети, які підсилюють або нівелюють враження від інтелігентності.
А в професії(людина-людина) ще й рівень загальної і фахової освіченості має визначальне значення.
Лідерські якості - вроджена риса характеру.
Веде той, хто знає як і куди йти. Інколи навіть не туди, куди нормальні ходять.
Але безхарактерні завжди топчуться на місці, бо не уміють і бояться прийняти рішення.
Хацкевич на посадах тренера складав враження безхарактерної людини.
_________________________________
Со всем согласен, кроме одного слова - "интеллигентность".
Ну перестаньте.
Интеллигенты так себя не ведут.
Так не разговаривают с болельщиками.
Так не валят вину на подчиненных (футболистов).
Так не кричат на них у кромки поля -
я помню как он на Ярмоленко хромающего от боли кричал "Давай играй!" так, что весь стадион и зрители у экрана слышали.
Он кричал, а стыдно было почему-то даже мне.
так на одной ноге два года и простоял
учетная запись этого пользователя была удалена