Ця стаття написана російською мовою. В тому числі з причини доволі частих посилань на цитати з російської літератури, яка в контексті теми, що розглядається, на мою думку, найбільше відповідає на питання, що нижче ставляться, обговорюються та отримають відповіді.
Сегодня русский не в чести. Но, все же, говоря о будущем очень трудно избежать названия романа русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского «Что делать?». Ещё сложнее не упомянуть известные в советские времена слова, произнесённые однажды лидером большевистского переворота в октябре/ноябре 1917 года В.И. Ульяновым-Лениным «Учиться, учиться и ещё раз учиться». Тем временем приоритет здесь принадлежит А.П. Чехову и его фразе из произведения «Моя жизнь», глава VI, первая публикация которого была в приложении к «Ниве» в 1896 году: Учиться нам нужно, учиться и учиться, а с глубокими общественными течениями погодим: мы ещё не доросли до них и, по совести, ничего в них не понимаем.
К чему такое долгое предисловие? Войны рано или поздно заканчиваются. Закончится и наша война за Свободу. В этом контексте поделюсь историей открытия старейшего университета в Нидерландах.
Лейденский университет основан в 1575 в Лейдене принцем Вильгельмом I Оранским, предводителем Нидерландской революции во время Восьмидесятилетней войны, в ознаменование героической обороны города от испанских войск (октябрь 1573 — 3 октября 1574). Королевский дом до сих пор находится в тесном сотрудничестве с университетом. Здесь учились королевы Вильгельмина, Джулиана и Беатрикс, а также наследный принц Виллем Александр (https://tinyurl.com/2aszcdj4).
Легенда гласит, что Вильгельм Оранский (Молчаливый), предложил городу в награду отмену уплаты налогов на многие годы. Городской совет в ответ попросил профинансировать создание университета. В результате город расцвёл и стал культурным и научным центром страны. В XVII веке это был крупнейший центр кальвинистского образования в Европе. Сегодня — это по-прежнему университетский город со всеми вытекающими из этого статуса плюсами.
Война всё ещё продолжалась (1-я фаза: 1566-1609, 2-я фаза: 1621-1648), почти годичная блокада города, унесшая тысячи жизней горожан, только только снята, а Лейден делает выбор в пользу образования. Парадоксально? Несомненно. Но причем здесь футбол?
Если взглянуть на цифры, которые приводят англичане, то так называемый the drop-out rate или процент/коэффициент отсева воспитанников футбольных академий АПЛ очень и очень высок: «...из тех, кто поступает в академии в возрасте девяти лет, менее 0,5% когда-нибудь станут зарабатывать на жизнь футболом» (https://tinyurl.com/asx7wx7t).
К сожалению, украинская статистика в этой области отсутствует. Есть оценка российского баскетбольного специалиста Владимира Гомельского: «...если мы возьмём отсев в баскетболе в Советском Союзе, то там всё было просчитано. У нас было почти 2 750 000 занимающихся баскетболом, а продукт, переходящий в дублирующие составы команд мастеров, составлял не больше 15 человек в год — это доли процента. В США этот показатель составляет 1%. И это если брать базу детей, занимающихся баскетболом и играющих потом в баскетбол на уровне первого дивизиона NCAA — NBA я вообще не беру. В лёгкой атлетике во всём мире этот показатель вряд ли составляет 1%» (https://tinyurl.com/y7qkrpyp).
Теперь дадим слово Пету Лайлли (Pat Lally), директору по образованию в Ассоциации Профессиональных Футболистов (Professional Footballers’ Association): «В возрасте 16 лет, перед началом программы ученичества, мы встречаемся с мальчиками и их родителями и даем им полное представление о том, через что предстоит пройти их сыновьям в ближайшие несколько лет. Все они обязаны пройти квалификацию BTEC, поэтому большинство из них получают эквивалент одной, двух или трех квалификаций уровня А». Что такое BTEC можно посмотреть здесь: https://tinyurl.com/nys53cmr.
Ещё одна цитата из статьи на Sky News датированной днём начала массового вторжения российской армии в Украину, но годом ранее (Wednesday 24 February 2021):
«Хотя условия академического образования и социального обеспечения в академиях значительно улучшились за последние 10-15 лет, некоторые считают, что необходимо изменить отношение внутри футбольных академий, чтобы сделать образование основой даже для тех, кто в возрасте 16-18 лет, получили стипендии в клубе».
Завершая английскую часть моего повествования, остаётся добавить небольшую деталь об образовательной части Плана Подготовки Элитных Игроков [The Elite Player Performance Plan (EPPP)]. Во-первых, EPPP — это долгосрочная стратегия с целью большего и лучшего развития доморощенных футболистов (homegrown players). EPPP является результатом консультаций между the Premier League и её клубами, представителями the Football League, the Football Association (Футбольной Ассоциации Англии) и другими ключевыми футбольными заинтересованными сторонами/субъектами.
Теперь несколько слов об образовательном разделе этой программы.
The Premier League стремится обеспечить образование мирового класса (world-class education) с помощью вдохновляющего и инновационного обучения, развивающее образованных людей благодаря целостному подходу.
У Лиги есть собственный отдел образования (Education Department), который реализует программу поддержки технического, тактического, физического, умственного развития, образа жизни и благосостояния всех игроков Академии.
Премьер-лига также отвечает за формальные образовательные программы для всех учеников в возрасте 16-19 лет, которые подписали a full-time Scholarship Agreement с клубом Премьер лиги (https://tinyurl.com/nxxu2yaf).
И последнее об английском футболе в образовательном аспекте. EPPP стартовал в 2012 году. И, да, EPPP, это не столько про школьное образование, сколько о подготовке квалифицированного резерва. Но, в Англии, одно без другого невозможно.
Теперь предлагаю обратиться к вопросу, зачем и почему следует позаботиться о школьном образовании воспитанников футбольных академий и футбольных школ профессиональных футбольных клубов.
Во-первых, это социально ответственная задача профессионального футбольного клуба. Категорическое большинство учеников футбольных академий не найдут себя в профессиональном футболе и должны будут искать себя в обычной жизни. Для этого им, несомненно, нужно качественное школьное образование.
Во-вторых, получив помощь клуба в образовании, воспитанники сохранят лояльность, и вернуться в клуб в виде болельщиков, симпатиков, даже возможно разного рода специалистов напрямую не связанные с футболом и, возможно, приведут в клубную школу своих детей. Образовательная программа — это часть программы лояльности и отнюдь не второстепенная.
В-третьих, кроме специального интеллекта существует и общий интеллект. Развивая последний, посредством качественной образовательной программы, юные футбольные таланты повышают степень своей выживаемости в условиях высокой спортивной конкуренции. Образованный футболист станет лучше обучаемым, лучше понимать требования тренировочного процесса, лучше адаптироваться в повседневной жизни и прочие, прочие, прочие. Поговаривают, что в швейцарском профессиональном футболе избегают подписывать контракты с футболистами, испытывающими проблемы с освоением школьной программы.
Наконец, хорошо образованный профессиональный футболист может с большей вероятностью стать хорошим тренером, хорошим менеджером, администратором, благодаря более высокому общему интеллекту по сравнению со среднестатистическим коллегой. В конце концов, Валерий Лобановский с серебряной медалью закончил школу. С медалью школу закончил, например, и Александр Головко. Думаю, список положительных эффектов от хорошего школьного образования можно продолжать и продолжать.
Теперь перейдем к научному обоснованию и воспользуемся опытом Нобелевских лауреатов в области экономики (The Sveriges Riksbank Prize in Economic Sciences in Memory of Alfred Nobel).
В частности, Майкл Кремер (нобелевский лауреат 2019, https://tinyurl.com/y4qjp29w), профессор по развитию сообществ в Гарвардском университете, пришел к выводу: «...новое экспериментальное исследование в области образования в странах с низким уровнем дохода показывает, что дополнительные ресурсы, как правило, имеют ограниченную ценность. Однако образовательные реформы, которые адаптируют обучение к потребностям учеников, представляют большую ценность. Улучшение управления школой и требование ответственности со стороны учителей, которые не выполняют свою работу, также являются экономически эффективными мерами».
Остается добавить, что еще один нобелевский лауреат 1992 г., американский экономист Гэри Беккер (Gary Becker ) убедительно доказал в работе «Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis» и книге Human Capital, что затраты на образование, медицинское обслуживание, социальные программы и пр. равноценны инвестициям в создание новых технологий, машин, оборудования. Они обеспечат впоследствии еще больше прибыли всему обществу и частному бизнесу. Именно за эти работы он получил Нобелевскую премию (https://tinyurl.com/y34r5qfw).
По-моему, более чем убедительные доказательства необходимости вкладывать средства и силы в образовательные программы в структурах профессиональных футбольных клубов, профессиональных футбольных лиг и национальных футбольных ассоциаций. Вероятно, сегодня трудно себе представить, что УПЛ и УАФ выступят инициаторами создания в Украине аналога английского плана EPPP. Тем более, что формально Регламент з атестації футбольних клубів Української Прем’єр-Ліги Видання 2019 р. (https://tinyurl.com/4a48fngp) предусматривает следующие требования (это стандартные требования УЕФА):
Стаття 17. Програма розвитку молодіжного футболу
3. Претендент на атестат повинен додатково гарантувати підтримку обов’язкової і додаткової шкільної освіти молодих футболістів через впровадження таких обов’язкових умов:
a) кожний футболіст молодіжної та дитячо-юнацької команди, який бере участь у його програмі з розвитку молодіжного футболу, має можливість відвідувати обов’язкові заняття в загальноосвітній
школі відповідно до чинного законодавства;
б) кожний футболіст молодіжної та дитячо-юнацької команди, який бере участь у його програмі з розвитку молодіжного футболу, не має перешкод для продовження своєї нефутбольної освіти (шкільної або професійної).
Здесь весь вопрос в формальности и как нельзя кстати строчки из Евгения Онегина:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
Як то кажуть не на часі, одразу після закінчення війни, в умовах падіння економіки, комплексних соціальних проблем, завдань відбудови і далі за списком, який ви самі легко можете скласти, вести розмову про освітні програми в професіональному футболі, створення, наприклад, освітнього департаменту в УПЛ або УАФ. Але, на моє переконання, це той самий випадок, коли саме футбольні клуби самостійно можуть почати вкладати в своє майбутнє завдяки довгостроковій програмі по розвитку шкільної освіти для власних вихованців (якщо вони у них існують). Адже найцінніший ресурс в сучасному світі це Human Capital. В умовах, коли науково доведено цінність інвестицій в освітні програми — це більш ніж розумний крок для післявоєнного зростання відповідного підприємства, діяльність якого пов’язана с футболом. Адже знання — це сила.
І на останок. Футбольні асоціації Німеччини, Нідерландів та Швейцарії практикують включення до складу делегацій юнацьких збірних команд шкільних вчителів...
And last but not least, на мою думку, чекати закінчення війни немає сенсу. Насправді освіта завжди актуальна і завжди в тренді. Вчитися ніколи не пізно.
Владимир ЧЕРНО-ИВАНОВ, специально для Dynamo.kiev.ua
Що стосується Ваших побажань... Хамство теж ціниться тільки там.
Коментаторам бажаю йти за кораблем.
Що стосується Ваших побажань... Хамство теж ціниться тільки там.
Чернишевський не був філософом.
Ленін ніколи не казав фрази, яку приводить автор.
Повторювати фейки рад. пропаганди зовсім недоречно.
"... и прочие, прочие, прочие." В даному контекті правильно було б "... и прочее, прочее, прочее."
Слово "наостанок" пишеться разом.
І т.д., і т.п.
Коротше кажучи, теза "вчитись ніколи не пізно" дуже доречна. Особливо, коли провали в цьому плані такі відверті.
"Известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться» были написаны им в работе «Попятное направление русской социал-демократии», написанной в конце 1899 и опубликованной в 1924 году в журнале «Пролетарская революция» № 8-9[6]:
В то время, как образованное общество теряет интерес к честной, нелегальной литературе, среди рабочих растёт страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы воли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию».
Возможно, Ленин использовал фразу А. П. Чехова из произведения «Моя жизнь», глава VI, первая публикация которого была в приложении к «Ниве» в 1896 году[7]:"
Безумовно, це російська Вікіпедія, але вона, в даному випадку, дає посилання на першоджерела.
Що стосується Чернишевського філософа. Знову посилання на Вікіпедію: Никола́й Гаври́лович Черныше́вский (1828—1889) — российский литературный критик, революционер-демократ, теоретик утопического социализма, философ-материалист, публицист и писатель[2]. А також Велику Радянську Енциклопедію. Чернышевский Николай Гаврилович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. Неполіткоректне посилання, але якщо мова про росіян, мабуть, слід використовувати, виключно в дослідницьких цілях, російськи першоджерела.
Що стосується Чернишевського, назвіть мені хоча б одну філософську працю даного автора. Рос. і рад. джерела, які Ви приводите саме і займались розповсюдженням подібних фейків, які треба рішуче відкидати.
Будь ласка. Эстетические отношения искусства к действительности — магистерская диссертация русского писателя, критика и философа Николая Гавриловича Чернышевского, написанная в 1853 году. Диссертация является одним из наиболее значимых философско-эстетических сочинений Чернышевского. https://tinyurl.com/ycksp4cp
Я просив філософську працю.
Ви даєте дисертацію на звання магістра. По теперішніх поняттях, дипломну роботу. Яка, як я зрозумів, є вершиною філософськоі думки даного автора.
Рос. фейки ( як і вся рос. пропаганда ) тим і страшні, що ніби в основі щось є. А як розбиратись серйозно - нема нічого.
Знов-таки, тема дисертаціі... Погодьтесь, подібні теми сучасні студенти дуже часто беруть для дипломноі роботи. Як і тодішні, напевно. Відношення до класичноі філософіі... Як на мене, дуже сумнівне. Так, саму працю я не читав. Але читав багато подібних.
В черговий раз повторюю, рос. джерела є наскрізь брехливими. Це політика в чистому вигляді.
Чернышевский Николай Гаврилович: Полное собрание сочинений https://tinyurl.com/ycknsenx
Философия и эстетика:
...
Возвышенное и комическое Критика, Философия
Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь Философия
(Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни)
Критика философских предубеждений против общинного владения Философия
[(К вопросам по опостылому делу, статья первая)]
Критический взгляд на современные эстетические понятия Критика
Тюрго Публицистика, Философия
Его ученая и административная деятельность или начало преобразований во Франции XVIII века.
Сочинение С. Муравьева, Москва, 1858 года.
Предисловие к русскому переводу истории XVIII столетия Шлоссера Публицистика, Философия
По поводу смешения в науке терминов "развитие" и "процесс" Философия
Де тут філософія?
Якісь критичні статті, передмови, публіцистика, біологія з зоологією...
Ага, вказано, що філософія. Звісно, розраховано на те, що читати ніхто не буде.
Я Вас попереджував про рос. джерела. Вони брешуть. Завжди і всюди. В них Пушкін - борець з самодержавством, Салтиков-Щєдрін - революціонер-демократ, а Чернишевський - філософ.
Але це настільки велика і довга тема, що не тут і не зараз.
І ще одне. Над упорядниками тоді ( в них, напевно, і зараз ) були цензори. І власне майбутнє. І офіційна лінія в даному питанні.
Всього найкращого і дякую навзаєм.
До речі, рекомендував би автору більше читати українських класиків, поетів, істориків, філософів, тоді б прийшлось цитувати того самого онєгіна.