Новый сезон УПЛ , проведение которого планируется в условиях войны, еще не стартовал, а клубы, руководство лиги и телеканалы уже ломают копья о правах на телетрансляции и их стоимости.
Перед тем, как рассказать о нюансах показа телеканалами матчей чемпионата Украины до полномасштабной войны, отметим, что клубы УПЛ, без сомнений, сейчас разрываются между желанием получить хоть какие-то деньги от трансляций и необходимостью привлечения к просмотру украинского футбола как можно большей аудитории. УПЛ после девятимесячного простоя нужна раскрутка, и лучшей рекламы, чем трансляция матчей, тем более, качественная трансляция не будет. Но...
Во время войны и после того, как исчезли телеканалы «Футбол», возникли новые жесткие условия показа футбола. Для сравнения и лучшего понимания ситуации вспомним некоторые эпизоды по организации трансляций УПЛ из недалекого прошлого.
Шесть лет назад...
В начале 2016 года клубы УПЛ получили совместное предложение по продаже телевизионных прав от двух главных телетрансляторов Украины — телеканалов «1+1» и «Украина»). Тогда речь шла о сумме в 102 млн грн (около 3,6 млн евро) за сезон 2016-2017 с постепенным увеличением в следующие три сезона. Тогда же отмечалось, что объективно — это была небольшая сумма. Элитные футбольные лиги соседних европейских государств получили гораздо больше: Румыния — 27,3 млн евро, а Польша — 35,7 млн евро.
В 2016 после голосования 10 украинских элитных клубов передали УПЛ свои коммерческие права международных трансляций, а семь согласились на передачу украинских прав. Но при всех договоренностях и компромиссах, в сезоне-2016-2017 демонстрировались всего 30% матчей чемпионата Украины. Кроме того, было зафиксировано, что в ведущих футбольных странах доля в доходе клубов от продажи телеправ была в пределах 30-40%. В Украине, даже в лучшие времена у «Шахтера», например, она составляла всего 8%.
Отметим, что суммой в 102 млн грн клубы УПЛ накануне сезона-2016-2017 остались недовольны. Звучали разные комментарии — от «мы не в восторге» до «хотим получить на уровне клубов Англии и Германии».
Лакомый кусок для «Металлиста»
Кстати, за сезон 2015-2016 элитные украинские клубы получили от телетрансляторов 280 млн. грн. Однако эту сумму трансляторы не могли вернуть за счет рекламы, а вот клубы были в выигрыше. Особенно много в тот период денег от трансляций получил «Металлист» — 62 млн. гривен, в то время как средняя прибыль других клубов составила по 17 млн. гривен за сезон. Но через год ситуация изменилась и клубы УПЛ получили предложение в 102 млн гривен, хотя по рыночным подсчетам финансовых экспертов пакет телеправ УПЛ должен был стоить миллиард гривен. Тогда, конечно, никто таких денег не дал.
Кстати, по старой схеме тогдашний чемпион Украины получал 16 млн. гривен, а команда, занявшая последнее место — около трех млн. гривен. в сумму, которую получали за показ матчей клубы Румынии со средней прибылью в 1,8 млн. евро.
Было и такое...
В 2019 году телеканалы «Футбол» были готовы заплатить за трехлетние права всех матчей УПЛ за три сезона 16,5 млн. грн. Однако тогда элитные футбольные клубы Украины не договорились о создании единого телевизионного пула на сезон-2019-2020. Четыре клуба — «Динамо», «Заря», «Десна» и «Днепр-1» выступили против создания единого телепула. Впоследствии эти клубы подписали долгосрочные контракты с группой «1+1 медиа». А большая часть прав досталась телеканалам «Футбол».
В начале 2021 года Megogo официально подтвердил, что выиграл тендер на трансляцию Лиги чемпионов, Лиги Европы и Лиги конференций сезонов-2021-2024 годов и получил право на показ этих матчей в Украине на всех платформах, включая телевизионные.
Реалии 2022-го
Летом 2022 года большинство клубов УПЛ во время тендера на полный пакет медиаправ на трансляцию матчей нового чемпионата Украины поддержали предложение Setanta Sports. Свою готовность заключить соглашение с Setanta Sports определили 11 элитных клубов, воздержался «Черноморец», а вот «Динамо», «Движение», «Заря» и «Днепр-1» фактически были против.
Кроме Setanta Sports, участие в тендере на полный пакет телеправ принимал также медиаресурс Megogo, но его предложение не заинтересовало участников процесса. Полный пакет прав включает в себя эксклюзивную трансляцию всех матчей УПЛ на всех платформах. При этом один матч тура должен быть в общем доступе. После определенного периода трансляции матчей лиги должны быть доступны на YouTube.
Известно, что Setanta хочет подписать контракт на три года и дает за первый сезон 3,2 миллиона долларов. Половина этой суммы будет идти на производство трансляций, вторая половина будет поделена между клубами.
Что такое сто тысяч?
Однако надо понимать, что 100 тысяч долларов за сезон на клуб почти ничего не решает для «Динамо» и «Щахтер», и не только... Кстати, «Рух» предложил передать телеправа бесплатно общедоступным телеканалам, а «Динамо» не только поддержало это предложение, а еще и выдвинуло идею пересмотреть формулу распределения средств между клубами в зависимости от занятых мест.
Справедливо? Оценку должны дать украинские болельщики... Но уже сейчас ясна простая жизненная формула — когда в стране идет война, на всех рынках, в том числе, и на телевизионном, действуют правила и законы, о которых в мирное время даже подумать никто не мог. Поэтому выдержки и силы клубам УПЛ, телеканалам и, конечно, болельщикам, для которых украинский футбол должен стать глотком свежего воздуха.
Олег Семенченко
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости