Кто имеет право распоряжаться телевизионными правами, каковы претензии к Украинской Премьер-лиге, как изменился украинский зритель из-за войны в Украине и насколько высок интерес аудитории к спортивным событиям сегодня, читайте дальше в материале. Руководитель управления спортивных проектов группы «1+1 media» Степан Щербачев рассказал о позиции компании в связи с конфликтом, что возник вокруг телевизионных прав на показ матчей пяти украинских футбольных клубов.
— Степан, хотим объяснить обычному болельщику причины тех недоразумений, которые происходят сейчас из-за телевизионных прав на трансляцию футбольных матчей чемпионата Украины. Какова позиция группы «1+1 media»?
— Позиция группы «1+1 media» остается неизменной — мы абсолютно законно обладаем правами на трансляцию домашних матчей клубов «Динамо», «Днепр-1», «Заря», «Металлист», «Рух», ведь действуем на основании заключенных контрактов . Некоторые из них были подписаны еще в 2017-2018 годах и имеют 10-летний срок действия. Эти контракты не были разорваны ни одной из сторон, они продолжают действовать. Медигруппа не подписывает контракты без понимания дальнейшей стратегии, постоянно анализирует ситуацию и корректирует свои действия.
Поэтому, как ответственная компания, понимая всю сложность ситуации сейчас в стране, считаем, что брать плату за такого рода контент является, мягко говоря, неуместным. Только по предварительной статистике, до 40% украинцев потеряли доходы, кто-то потерял жилье, люди вынуждены были убегать от войны, поэтому не все могут позволить себе даже минимальные затраты.
Указанные футбольные клубы передали телеправа группе «1+1 media» совершенно бесплатно. Этот шаг с их стороны вполне понятен, ведь для клубов сейчас крайне важно быть ближе к своей аудитории, сохранить ее и еще больше расширить. Сегодня нужно не закрывать подобный контент, а наоборот, позволять большему количеству зрителей посмотреть и отвлечься от постоянных новостей.
Вот, например, в Великобритании Премьер-лигу транслируют три вещателя, чтобы удовлетворить интерес всех болельщиков. Права были проданы за 4,8 млрд фунтов стерлингов — вещателям Sky, BT и Amazon. Из 380 матчей Премьер-лиги за сезон 200 транслируются в прямом эфире.
— Отмечалось, что кроме бесплатной дистрибуции наша группа инвестирует собственные средства и ресурсы в создание дополнительного контента. О чем идет речь?
— «1+1 media» действительно инвестирует собственные средства в производство дополнительного контента. Это наша гражданская позиция, несмотря на то, что изготовление телекартинки — это довольно недешевое удовольствие.
Кроме продакшна спортивных событий, который, кстати, «1+1 media» осуществляет уже давно и качественно, мы имеем свои собственные спортивные ресурсы «FootballHub» и «ПроФутбол Digital», завоевавшие немалую аудиторию. Над ними работает команда спортивных журналистов, комментаторов, операторов, которые помогают стать зрителям более близкими к футболу. Для примера, аудитория «FootballHub» насчитывает более 500 000 подписчиков, и этот ресурс является полностью бесплатным на Youtube. Зато Setanta имеет всего 85 000, то есть разница все-таки заметна.
— Но сейчас YouTube-каналы «1+1 media» не транслируют матчи?
— Да, это временный вынужденный шаг. Украинская Премьер-лига решила начать разрешение конфликта по деструктивным действиям. УПЛ начала бросать забастовки, жаловаться и блокировать наш контент. Сейчас аналогичный бан получили наши партнеры из ФК «Рух». Это все необдуманные действия, ведь «1+1 media» может юридически доказать свою правоту и уже делает это. Мы имеем легальные права, легальных партнеров, которые, в свою очередь, имеют право распоряжаться своими правами, как они это и сделали. Поэтому вскоре на наших ресурсах снова появятся трансляции.
Футбол в условиях войны должен быть бесплатным, зрители должны видеть его. Сегодня мы не боремся за 50 копеек или за 90 000 долларов, мы боремся за то, чтобы футбольные фаны могли смотреть матчи любимых команд. Мы за коллаборацию с нашими партнерами и будем распространять как можно больше контента, это все будет доступно на «FootballHub», «ПроФутбол Digital» абсолютно бесплатно.
— На днях появилась новость о том, что Печерский суд запретил УПЛ и УАФ блокировать трансляции на ютуб-каналах и применять любые денежные и спортивные санкции в отношении футбольных клубов, которые собираются транслировать самостоятельно свои домашние матчи. Поможет ли это решение избежать дальнейших проблем и как оно повлияет на тот контракт, который УПЛ заключила с Setanta?
— Конечно, это повлияет, ведь в первую очередь им запретят бросать забастовки, а Youtube-каналы клубов и проектов группы «1+1 media» «FootballHub» и «ПроФутбол Digital» продолжат спокойно работать и лишиться возможности с миром футбола. Все документы направлены на рассмотрение YouTube, ждем реакции в установленные сроки.
Кроме этого, это решение суда довольно понятный шаг, объясняющий, что кто-то в этом деле немного неправ и все же побуждает начать думать по-другому и мотивирует изменить подход. «1+1 media» полностью уверена в своей позиции, ведь у нас есть соглашения, мы понимаем, кто правообладатель, каковы наши обязательства и кто наши партнеры.
Как это повлияет на договор между УПЛ и Setanta, точно сказать я не могу. Возможно, они будут продолжать свою позицию конфронтации, но решение суда подтвердило тот факт, что мы имеем права на эти трансляции. Сейчас для нас в приоритете болельщик, поэтому мы будем и дальше давать возможность нашим зрителям видеть то, что они хотят.
— Если вернуться к решению УПЛ, они заявляют, что, согласно их решению, телекомпания Setanta стала единственной компанией, имеющей разрешение транслировать матчи украинских футбольных клубов. Однако УПЛ не приняла во внимание нежелание пяти футбольных клубов участвовать в едином телепуле. Почему это решение футбольных клубов было проигнорировано УПЛ и не взято во внимание?
— О том, почему желание футбольных клубов было проигнорировано, нужно спросить у руководства УПЛ и ее исполнительного директора Евгения Дикого. На мой личный взгляд, УПЛ испытывает серьезные системные проблемы в управлении, разработке стратегии и вообще в понимании своей миссии, потому что глобально они застряли в нарративах десятилетней давности. К сожалению, это системная ошибка, которая в Премьер-лиге всплывает всякий раз, когда они пытаются что-то делать.
Они не пытаются решить коллизии, а лишь углубляют их. Вот, например, основной вопрос — вопрос прав. Правами на трансляции обладают сами клубы, поскольку по закону Украины о спорте в пункте 8 статьи 45 сказано: «Владельцами прав являются организаторы соревнований». По регламенту самой Премьер-лиги, организатором соревнований является клуб-хозяин и именно клубы финансируют команду и несут на себе все расходы и так принято по всему миру. Даже если вспомнить «Барселону» и «Реал», которые 10 лет не передавали права испанской LA-Лиге, а сделали это лишь три года назад, но не отдали, а продали их за сотни миллионов евро.
Также если вспомнить прошлогоднюю историю La-Лиги, которая на тот момент приобрела права у всех клубов и решила продать 10% своего собственного бизнеса инвестиционному фонду CVC за 2,7 миллиарда евро. Когда «Барселона» и «Реал» узнали об этом соглашении, в переговорах которого они не участвовали, то четко сказали: «Мы не согласны. Это наши ТВ-права, а соглашение было заключено на 50 лет». Так что в итоге La-Лига не может без согласия своих правообладателей передать собственные 10%. Вот так это должно работать.
— Довольно часто упоминались внутренние проблемы организации работы УПЛ, из-за чего периодически возникают схожие ситуации. О чем идет речь, как реально избежать таких проблем в дальнейшем и какие шаги стоит для этого сделать?
— Я работаю с УПЛ с 2010 года, поэтому успел пообщаться с разными ее составами, но ключевой проблемой всегда оставалась одна: УПЛ не может выполнить свою главную задачу — наполнить бюджет футбольных клубов деньгами, а именно для этого создавалась Украинская. Какие результаты работы УПЛ по состоянию на сегодняшний день? Украинский чемпионат подешевел в 10 раз, то есть если раньше он стоил 15 миллионов долларов, то сейчас эта сумма составляет 1,5 миллиона долларов.
Причина в том, что интерес рекламодателей к украинскому чемпионату снизился, остались только букмекерские конторы. Проще говоря, УПЛ делает все, чтобы построить в Украине ультранишевый футбол, в котором будет небольшое ядро аудитории у 300-400 тысяч платных подписчиков, а все остальные не будут видеть матчи и элементарно забудут о футболе. Вот такая популяризация спорта.
Да, действительно, есть пользователи, которые привыкли платить за спортивный контент, но они не вся страна. Если вспомнить бой Александра Усика, который мы транслировали благодаря тому, что Усик передал права канала 2+2 бесплатно, его поединок просмотрело около 16 миллионов украинцев, а это не сравнить со 150 тысячами пользователей, покупающих подписку, чтобы.
— Если в условиях войны спортивный контент станет доступен только по подписке, о развитии украинского спорта можно забыть?
— Судя по нынешней стратегии УПЛ — да. Если даже платная платформа сможет набрать 200-300 подписчиков, то сама Премьер-лига никогда не будет иметь денег, которые нужны для того, чтобы спорт развивался. Львиную долю средств в бюджеты футбольных клубов приносят рекламодатели, а они не будут заинтересованы в сотрудничестве, поскольку им нужны реальные зрители, они хотят понимать, кто этот зритель, сколько ему лет, где он живет и так далее.
Сейчас украинские клубы, которые соглашаются на условия УПЛ, лишают себя возможности продавать нормальную рекламу и теряют спонсоров, потому что матчи этих клубов видят критически малое количество людей. Это порочный круг, который нужно разомкнуть. И сейчас лучшее время для УПЛ сделать необходимые реформы. Сегодня невозможно заработать на украинском футболе, нужно наоборот работать с отечественной футбольной аудиторией, расширять ее, напоминать, что футбол — это круто и интересно. Рейтинги телесмотрения сегодня растут, людям интересно наблюдать за матчами украинских команд, поэтому нужно открываться, а не закрывать двери перед всеми, кто не хочет или не может платить.
— Насколько высок интерес к спорту в украинской аудитории сегодня, ведь, например, доля просмотра матча «Заря» — «Динамо» составила рекордные 21,2%. Поклонники спортивного мира ждут возвращения на телеэкраны отечественных спортивных событий? Что вы можете сказать, исходя из показателей телесмотрения и Digital-проектов группы «1+1»?
— Недавно мы сравнивали цифры телесмотрения ряда квалификационных матчей Лиги чемпионов, Лиги Европы и Лиги конференций. Так вот, доля матча «Динамо» — «Фенербахче» была выше 22%, тогда как на Setanta она составляла 0,2%. И это ввиду того, что мы выходили на 15 минут позже по условиям подписанного соглашения. Также доля просмотра матча «Динамо» — «Штурм» была около 20%, а на платной платформе — 5%.
Любопытство однозначно есть, люди смотрят футбол, и именно это должны использовать организаторы украинского футбола, ведь они имеют исторический шанс поднять интерес к этому виду спорта благодаря тем событиям, которые, к сожалению, происходят сегодня в нашей стране.
— Если еще раз подчеркнуть важные пункты, то кто имеет право распоряжаться своими правами и какова в этом роль УПЛ и УАФ?
— Первоначально распоряжаться правами футбольных клубов могут только футбольные клубы. Для того, чтобы получить эти права, сегодня УПЛ оказывает определенное давление: «Мы вас не аттестуем, если вы не согласитесь, что права принадлежат нам». И, соответственно, некоторые клубы подписывают в начале сезона какие-то бумаги, где они соглашаются с оглядки на давление.
Первый состав УПЛ поступал правильно, ведь в 2008 году Премьер-лига подписала соглашения с каждым клубом, в котором, например, «Динамо» передавало права на определенных условиях. Цивилизованно получить права возможно только соглашением, а не угрожающим письмом, где сказано: «Если вы не хотите передавать нам права, мы вас оштрафуем или не аттестуем».
Что мы видим сейчас — УПЛ не только не собирается идти на компромисс, а наоборот пытается добавить лишних проблем. Например, третьего сентября они поставили два матча: «Заря» — «Динамо» и «Днепр-1» — «Верес» — на одно время, в 13:00. Наши партнеры Спортивный клуб «Днепр-1» обращался в Премьер-лигу с официальным письмом, однако они отказали развести эти матчи. Какой смысл этого поступка, кроме мелкого фола, как говорят в спорте? Пострадает ли «1+1 media» от этого? Нет, ведь один матч мы покажем на «2+2», а другой на канале УНИАН. Пострадает зритель, который вынужден будет выбирать или бегать с канала на канал, хотя этого можно было избежать, потому что у нас был свободный слот, чтобы показать матчи в разное время.
Поэтому такая пассивная позиция как Премьер-лиги, так и Украинской ассоциации футбола удивляет — Дикий и Павелко не только не настроены разобраться в ситуации и стоят в стороне, а открыто продуцируют новые конфликты и настраивают против себя вещателей, клубы и болельщиков.
— В заключение, почему важно, чтобы футбольные поединки на период войны в Украине были бесплатными и доступными любому украинскому болельщику?
— Согласно исследованию, которое провело независимое агентство, 78% опрошенных респондентов заявили, что не готовы платить. Мы четко понимаем, что в Украине сегодня около 40% людей потеряли работу или доходы. Кроме этого, мы видим стабильный и длительный отток абонентов из кабельных сетей и ОТТ-платформ, потому что у людей нет лишних денег. Почему пользователи отписываются от платформ и кабельных сетей? От хорошей жизни? Нет, потому что у них нет тех 100 гривен. И речь идет даже не о бабушках и дедушках, это взрослые люди, которые могли бы работать.
Футбол — национальный вид спорта, который должен бороться за аудиторию. Никакого бизнеса и успешных проектов не бывает, если нет миллионов, которые будут готовы платить за этот контент. Придет время, когда будут платить все, но это должно происходить в мирное время и при нормальных экономических условиях в стране.
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости