Я никогда не видел как Валерий Лобановский играет в футбол. Во-первых, был еще мал, во-вторых, в те времена игры с участием киевского «Динамо» по единственной тогда программе телевидения практически не показывали.
Зато я о нем слышал. В старшей группе детского сада кто-то из ребят рассказал, что в Киеве есть такой футболист, который может забить гол прямо с углового удара. Этот футболист — Лобановский.
Впоследствии эту информацию подтвердили несколько старших ребят и еще кто-то из взрослых. Я не поверил — как можно забить мяч с линии ворот? Мне объяснили, что для этого следует закрутить мяч в момент удара.
Научиться этому я хотел более десяти следующих лет моей жизни. Сначала был резиновый мячик, купленный в «детском мире» за 35 копеек и сандалии из искусственной кожи на босую ногу. Ими я целил в ворота, которыми служил промежуток между соседскими сараями. Попадал не всегда — иногда попадал в развешанное неподалеку чужое белье, иногда перебивал мяч куда-то за сарай, чтобы потом долго его искать, иногда бил вплоть до улицы, где мяч рисковал быть раздавленным автомобилями, которых тогда, к счастью, было немного.
Впоследствии была стена только что построенного кинотеатра «Космос», там теперь ночной клуб «Лагуна». Словом, все стены были мои! Наградой за мои старания была поездка в пионерлагерь в Хренниках в конце летних каникул. Там были настоящие ворота с сеткой!
Через несколько лет я записался в футбольную секцию, где продолжал свои попытки научиться закручивать мяч как Лобановский. Не знаю сколько раз я бил по этому мячу, пытаясь его закрутить — может тысячу, может десять тысяч, может сто тысяч... Процесс двигался медленно — только где-то в девятом классе я наконец научился забивать от углового флажка два удара с трех. Именно тогда мой тренер Владимир Шморгун объяснил, что умения закручивать мяч с углового еще не достаточно, чтобы быть искусным футболистом. И не включил меня в заявку на первенство Украины среди юношей.
Утешало меня тогда только то, что примерно то же самое сказал за несколько лет до того тренер Виктор Маслов двадцатишестилетнему Лобановскому, после чего отчислил его из киевского «Динамо».
Выходит, умение подавать угловые как Лобановский, которому я посвятил кучу времени, мне так и не понадобилось? На первый взгляд да. С другой стороны благодаря этим упражнениям я научился упорно и упорно работать, идя к цели несмотря на трудности. Поверил в то, что я могу все, когда очень захочу и не буду останавливаться пока не сделаю. Так что получается, что я был тогда учеником Лобановского, о чем он даже и не догадывался! А сколько еще было у него таких учеников!
Николай НЕСЕНЮК
на поле Лобановского - и что немаловажно - понимать его игру, так как последний выступал в киевском "Дина-
мо" включительно до 1964г. Да и то,в указанном году провел в основном составе считанные матчи, т.к. был от- правлен В.А.Масловым в дубль. А сетовать на ТВ излишне, т.к. ЦТ или УТ показывали регулярно матчи киев-лян на первенство и Кубок СССР, поскольку в 1960-61г.г. команда была в лидерах советского футбола. Да и поз- же, хотя бывали и неудачные сезоны. Ну, а то,что автор стремился быть "учеником Лобановского" и поделился
со всеми воспоминанями - нет ничего зазорного..
Ну, а я видел и хотел бы коротко вспомнить, с надеждой, что другие болельщики "Динамо" меня дополнят.
Лобановский имел неординарную внешность: высокий, худой. Он не обладал феноменальной техникой, но, когда мяч оказывался у него, стремился сыграть по-умному и остро. Бег семенящий, дриблинг очень приличный. Дистанционной скоростью не обладал, но рывок был мощным, что позволяло ему после обманного движения опередить защитника и подать или прострелить. Защитников иногда закручивал, а от ударов по ногам спасался реакцией и своевременным подпрыгиванием, поэтому сбивали с ног его не часто. В центр он почти не смещался, по воротам бил редко, но игроком был острым. Кажется его называли "рыжим" (каштановые, чуть рыжеватые волосы, причёска под, модный тогда. ёжик, немного веснушек), но чаще "балериной." До него "сухой лист" уже демонстрировали бразильцы (в первую очередь Диди).
Сейчас целая группа игроков владеет острыми подачами с угловой отметки. Как правило, у них мяч летит по дуге от углового флажка, закручиваясь в ближний или дальний угол. Это острая подача, которую многие путают с "сухим листом", но это не "сухой лист." Вы когда-нибудь пробовали поймать сухой лист, который сорвался с дерева и летит к земле? Уверен, что - да, как уверен и в том, что чаще всего промахивались, потому, что траектория движения такого листа непредсказуема. Вот такая же непредсказуемая траектория получается при исполнении удара "сухой лист."
У Лобановского мяч после удара примерно половину дистанции (а то и больше) летел прямо и мог неожиданно закрутиться на ближнюю штангу, а мог - на дальнюю. Иногда к обеим штангам становились защитники, но и это не спасало. Лучше всех чувствовал подачу Лобановского правый крайний Олег Базилевич, который больше всех голов забивал именно головой и чаще всего с подач Лобановского.
Маслов на тренировках требовал от Лобановского бОльшего разнообразия, смещения в центр, ударов по воротам. Бывало, он орал на всё поле: "Валера, бросай своё кредо, - бей по воротам!" Но Лобановскому, видимо, трудно было себя переделать. Ему проще было выложить мяч партнеру на блюдечке, чем бить самому по воротам.
Так, что В.В. не только тренером был замечательным, но и футболистом запоминающимся, который неоднократно приглашался в сборную и часто входил в список лучших 33-х футболистов страны на позиции нападающего
ки и о филигранной технике говорил его(и других киевских футболистов, ставших известными)тренер в юношеском футболе - знаменитый М.Б.Корсунский. А начинал Лобановский центрфорвардом,в т.ч.в ос-
новном составе при О.А.Ошенкове в 1959г. На левый фланг нападения его "передвинул" Вяч.Соловьев.
Кстати. удачно.Хотя и получал критику в свой адрес,в т.ч. от известных журналистов, мнивших себя спе-
циалистами футбольной тактики.И по ногам Лобановский получал немало. От Мещерякова("Зенит","Тор-
педо") и Логофета("Спартак"). Хватало и других...Можно лишь сожалеть, что талант Лобановского-игрока
не был полностью реализован.В чем и он ответственен, о чем, будучи тренером, писал в своей книге
"Бесконечный матч..."Да и те, кто были очевидцами его игры, поняли, когда пришедший в 1964г. В.А.Мас-
лов,начал тактическую перестройку,требуя играть не по "желобку",а по всей ширине поля.И в сборную
СССР Лобановский приглашался лишь дважды(хотя тут сказалось и отношение тогдашнего тренера Ка-
чалина) и нечасто включался в состав "33 лучших" - лишь в 1960г.и 1962г...
https://football.ua/top11dynamo/299670-o-polkovnike-vse-pishut.html
---------------------------------------------
Не встречал "официального" определения сухого листа. Сухой лист, вроде- это когда мяч закручивается внешней стороной стопы. Те видео угловых Лобановского, что видел в Интернет, это подачи внутренней стороной стопы.
Где-то прочёл, в чемпионатах СССР с углового сухим листом (внешней стороной стопы) забивали только двое: С.Овивян-2 раза, И.Датунашвили-1 раз».
( був брудний твір)
Тепер він учень
А завтра радник і вчитель????
Хоча, там такі самі, як Несенюк...
Всё было у Несенюка - но маразм крепчает!
Поэтому, хочется задать вопрос:
- " А Валерий Васильевич знал, что Коля Несенюк, является его учеником?:-)))
Во вторых, конфликт Маслова и Лобановского не такой большой секрет.
Наконецуже в "Черноморце" Лобановский понял, что перерос игрока, а в "Шахтёре" об этом уже говорил прямо. В том же 1968 году он возглавил "Днепр"...