Автор: EVGENY SHEVELEV
У Сакки не было формального опыта игрока, но он преодолел все барьеры снобизма и стереотипов, став самым влиятельным тренером своего поколения в конце 80-ых, начале 90-ых.
Сакки никогда не был профессиональным футболистом и продавал обувь до начала своей тренерской карьеры.
Игроки, которые были и старше и мастеровитее начинающего тренера, не хотели принимать его. Несмотря на многочисленные проблемы, Сакки быстро смог наладить контроль ситуации и уже на стадии формирования своей тренерской философии четко понимал, что хочет передать команде любовь к привлекательному, комбинационному футболу.
Подобно великому украинскому тренеру Валерию Лобановскому, Сакки воспринимал игру как динамичную систему, а не как результат действий отдельных индивидуальностей. Каждый член команды – с мячом или без – в любой момент времени считался им одинаково важным.
Покинув родной городок, Сакки провел некоторое время в «Чезене» - он был тренером молодежной команды. Первый же профессиональный контракт Арриго подписал в 1982 году, когда стал главным тренером команды Серии С «Римини».
Сакки вывел команду на солидное для нее четвертое место и привлек внимание серьезных клубов. Так, «Фиорентина» предложила Сакки возглавить свою академию и молодежную команду. И это стало плацдармом для выхода Сакки на большую европейскую арену тренеров.
Образцовая работа во флорентийской примавере с 1983 по 1985 годы позволили бывшему продавцу обуви получить должность уже главного тренера основной команды – в «Парме», которая тогда выступала в Серии С1.
Первый серьезный триумф Сакки состоялся в сезоне 1985/1986, его дебютном во главе пармезанцев, когда команда обошла «Модену» благодаря лучшей разнице голов и достигла высот Серии В.
«Парма» при Сакки играла в симпатичный футбол и заняла седьмое место сразу после возвращения в Серию В. Сакки же заработал репутацию одного из самых талантливых молодых тренеров Италии.
Стремительный прорыв Сакки продолжился в 1987 году, когда «Парма» выиграла кубок страны. Причем, по ходу розыгрыша команда Сакки выбила звездный «Милан», победив на «Сан-Сиро» со счетом 1:0.
Успеха в «Парме» было достаточно для того, чтобы быть замеченным Сильвио Берлускони. Президент «Милана» видел регресс своей команды и предложил занять место тренера, которое освободилось после неудачной попытки Фабио Капелло вывести «россонери» на нужный уровень. Сакки согласился, и именно в «Милане» сделал себе имя одного из лучших тренеров в истории футбола.
***
«У всех великих клубов в истории вне зависимости от эпохи и тактики всегда была одна общая черта. Они контролировали поле и мяч. Это значит, что владея мячом, вы диктуете сопернику игру, а защищаясь, контролируете пространство» (А. Сакки)
Сперва Сакки столкнулся с волной критики в СМИ, которые указывали на недостаточный для управления «Миланом» статус. Но затем за него стал говорить его реальный уровень как тренера – Сакки создал одну из лучших команд в истории итальянского футбола. Причем трудно переоценить личный вклад Сакки в успехи того «Милана».
Игра команды строилась на голландском трио – Руд Гуллит, Марко Ван Бастен, Франк Райкард – которое было куплено по ходу сезона 1987/1988. Тогда миланцы выиграли первое скудетто с 1979 года, обойдя «Наполи» Диего Марадоны на 3 очка. «Милан» действовал по схеме 4-4-2, сочетая скорость и динамику с редкими изяществом и продуманностью.
По словам самого Сакки ключом к успеху «Милана» был отказ от персональной опеки и переход к прессингу вкупе с применением усовершенствованной обороны - зональной. Вот цитата тренера: «Моя оборона была отличной от других. Опека атакующего футболиста соперника переходила от одного игрока к другому по мере того как тот перемещался по различным зонам». Движение всей команды как при обороне, так и при атаке позволило «Милану» Сакки добиться небывалых успехов. Игроки того поколения «россонери» стали революционерами в области тактики.
Джонатан Уилсон не раз указывал на то, что, несмотря на инновации, команда Сакки была ориентирована скорее на оборону – достаточно назвать хотя бы жесткий прессинг и предельную активность при создании положения вне игры. Но сама команда была иного мнения. «Когда мы владели мячом, я всегда требовал, чтобы за линией находилось пять игроков, причем на каждом из флангов обязательно должен был быть игрок в высокой позиции», - рассказывал Сакки о своих методах.
«Милан» все делал, словно единый организм. Движение была исключительно коллективным. Известно, что на тренировках Сакки ставил игроков без мяча в определенные позиции и бесконечно учил их, на каких конкретных участках поля они должны находиться при той или иной ситуации. Команда двигалась вся вместе и делала это лучше, чем кто-либо.
Хоть в следующем сезоне «Милан» и не выиграл чемпионский титул, команда Сакки добилась огромного успеха в Европе. Миланцы разбили всех, кто стоял на их пути к Кубку европейских чемпионов 1989. Так, в полуфинале «Реал» был разгромлен со счетом 6:1 по сумме двух матчей, а в финале благодаря отличной игре Ван Бастена и Гуллита был уничтожен «Стяуа» - 4:0.
По мнению Сакки, тогда он ближе всего подобрался к совершенству. Как и «Барселона» сезона 2008/2009, «Милан» Сакки был одной из самых мощных команд за историю континентального футбола.
В следующем сезоне (1989/1990) «Милан» продолжил победную поступь: на пути ко второму главному европейскому титулу подряд были обыграны «Бавария», «Реал» и «Бенфика». Это был последний трофей Сакки в «Милане», так как после выигрыша второго КЕЧ он перешел на работу в сборной Италии.
Сакки больше никогда не поднимался на такие высоты, каких он достиг с «Миланом», однако период в сборной страны был довольно плодотворным. Команда не смогла пройти квалификацию Евро-1992, но Сакки пришел в нее по ходу отборочного цикла, поэтому его вина в этом частична. Зато он использовал мало что значившие матчи для преобразования команды.
Через два года сборная Италии относительно легко отобралась на чемпионат мира 1994 и, не взирая на вялый старт, дошла до финала. Если бы не проигрыш в финале на «Пасадена Роуз Боул» в серии пенальти бразильцам, возглавляемым тогда Карлосом Альберто Перрейрой, Сакки мог бы добавить к своей коллекции титулов и самый значимый в футболе.
После удручающего вылета итальянцев на Евро-1996 еще на групповой стадии Сакки вернулся на сезон в «Милан», лишенный большинства игроков, с которыми Арриго добивался успехов. Повторить их с обновленной командой не удалось.
Непродолжительные периоды работы в «Атлетико» и «Парме» были не слишком качественными (единственное, чего Сакки добился за это время – выход в финал Кубка Короля 1999 года), и тренерская карьера итальянца подошла к логическому завершению. Поздняя ее часть, конечно, была омрачена ошибочным возвращением на «Сан-Сиро». Но Арриго Сакки все равно запомнится как один из лучших тактиков своей эпохи, как человек, заново придумавший прессинг и зональную оборону.
Человек, построивший машину «Милана»
Обращаясь к истории футбола, можно выделить ряд значимых игроков и команд. Но еще меньше среди них по-настоящему выдающихся. «Милан» Арриго Сакки, перевернувший все, что было до него, конечно же, относится ко второй категории.
Коварный итальянец создал феноменальную команду, которую было очень трудно обыграть и просто невозможно напугать. Вскоре посыпались трофеи – соперники уступали «Милану» и на домашней и на европейской аренах. Собственная карьера Сакки как игрока не задалась, и никто не мог предположить, что он станет столь заметной фигурой в спорте. Но такое нередко случается с людьми, становящимися великими тренерами. Например, Сэр Алекс Фергюсон и Жозе Моуриньо также не были выдающимися игроками, но теперь диктуют тренерскую моду в мировом футболе.
Сакки никогда не играл профессионально – выступал лишь за команды «Фузиньяно» и «Беллария». Но он любил игру и всегда был человеком футбола. У Сакки не было подходящего для тренерства резюме, однако он имел многие необходимые для такой работы черты. Приняв в 1985 году «Парму», он сразу повел ее вперед. Его тактические новшества и умения управлять коллективом позволили команде выйти в Серию В.
Быстро зарекомендовав себя в «Парме», Сакки сделал самое важное в своей карьере решение, и в 1987 году перешел в «Милан». Он уже не вспоминал прошлое. Впрочем, и «Парма» тоже.
Но влияние Сакки на игру команды сохранилось и после него – в 1990 году «Парма» вышла в Серию А. Сакки явно не испытывал страха перед новым вызовом и подошел к делу со своим неповторимым стилем. «Милан» выиграл чемпионат Италии, пробилась в еврокубки и начала двигаться навстречу еще большим успехам.
Во время руководства Сакки «Миланом» клуб забронировал за собой место в списке величайших в истории игры. Сакки использовал мастерство таких игроков, как Франко Барези, молодость Паоло Мальдини. При этом игра «Милана» основывалась на обороне, линия защиты команды стала одной из образцовых, по мнению экспертов. Мальдини отлично проявил себя в качестве левого защитника – хотя неплохо действовал и правой ногой – в то время как Мауро Тассотти отвечал за противоположный фланг. Они были непроходимыми для всех вингеров Европы, а при подключениях к собственным атакам добавляли комбинациям «Милана» вариативности. В центре в паре с Барези играл Алессандро Костакурта. Они великолепно дополняли друг друга – чтение игры, доминирующая позиция при вступлении в отбор и умелое начало атак.
Полузащита также была полна талантов. Голландскому дуэту Руд Гуллит – Франк Райкард помогал также ставшим позднее выдающимся тренером Карло Анчелотти. В нападении блистал Марко Ван Бастен, наводивший страх на защитников соперника и забивавший голы в удовольствие. Попав в Кубок европейских чемпионов, Сакки не остановился. Наоборот, он обеими руками цеплялся за возможность взять этот трофей. «Милан» продемонстрировал безжалостность в атаке и надежность в обороне. Показательными были матчи против «Реала». После ничьей 1:1 в первом матче, «Милан» показал настоящее футбольной шоу во втором – 5:0.
Выступление в Серии А немного пострадало от концентрации команды на еврокубке, но он смогла дойти до финала, где встречалась со «Стяуа». Румыны не представляли угрозы для машины Сакки, которая раздавила соперника со счетом 4:0 и выиграла турнир. Гуллит и Ван Бастен забили по два гола, и «Милан» стал королем Европы. В следующем году команда благодаря своей игре в обороне даже превзошла ожидания. Обыграв «Баварию», «Милан» пробился в финал, где играл против «Бенфики». На этот раз другой голландец – Франк Райкард – внес решающий вклад, забив победный гол во втором тайме.
Сакки и его подопечные продолжили доминировать в Европе. Но новый вызов заставил Сакки покинуть «Сан-Сиро». После успеха в «Милане» его позвали в сборную Италии. Он принял его, начав новую главу в своей тренерской карьере. Итальянцы не сумели отобраться на чемпионат Европы 1992, но Сакки был нацелен на успешное выступление в США 2 года спустя. Он формулировал детальные планы, и, несмотря на не слишком удачный старт, Италия добилась существенного прогресса на турнире.
Роберто Баджо был талисманом той команды Сакки, которая сумела отойти после стартового поражения от Ирландии 0:1. Прохождение в следующий раунд гарантировала только разница голов (победа над Норвегией 1:0 и ничья с Мексикой 1:1). Но Сакки шел своим путем и, чем больше росли ставки, тем лучше играла команда – тренер сумел выжать максимум из Баджо. «Хвостик» сравнял счет в конце матча против Нигерии в плей-офф, а затем забил ставший победным пенальти в дополнительное время. Эти подвиги были дополнены решающим голом в четвертьфинале против Испании и дублем в полуфинале против Болгарии.
Как и во время работы с «Миланом», Сакки успешно провел свою команду через серьезные испытания на пути к важнейшему матчу. Однако так же ярко завершить турнир не удалось – в финале итальянцы по пенальти уступили бразильцам. Баджо стал одним из виновников поражения, не забив в своей попытке в серии. В 1996 году Сакки покинул пост тренера сборной и вернулся в «Милан». Но повторить победную серию стыка 80-90-х не удалось. Затем он отправился в «Атлетико» и «Парму», серьезно повлияв на местных игроков и тренеров.
Оглядываясь на свои тренерские успехи, Сакки, должно быть, счастлив и горд. Последние годы карьеры были не самыми лучшими, но классные выступления с «Миланом» и сборной Италии поставили его в ряд лучших тренеров в истории футбола.
Наследство Сакки
Арриго Сакки не получает столько уважения, сколько он заслужил в мире футбола, но еще важнее то, что большинство людей даже не знает, насколько сильно Сакки повлиял как на итальянский, так и на мировой футбол. Он возглавлял «Милан» уже довольно давно, но его наследство будет ощущаться еще многие годы.
Сакки был, вероятно, самым успешным тренером в истории «Милана», выиграв скудетто, два Кубка европейских чемпионов. При нем команда не проигрывала 58 матчей подряд. Можно верить или нет, но все эти рекорды не говорят всего о том, что сделал Сакки для итальянского футбола. Сакки изменил функции крайнего защитника, использовал стоппера и сказал новое слово в организации обороны. Сакки сформировал лучшую команду в истории футбола (согласно опросам в различных СМИ, включая официальные медиа УЕФА). Ван Бастен, Мальдини, Барези провели лучшие годы своей карьеры в «Милане» Сакки.
Единственным недостатком в его тренерской истории был проигрыш большой игры в 1994 году, когда сборная Италии под его руководством не сумела выиграть финал чемпионата мира. Мы все помним тот матч, промах Роберто Баджо с пенальти и поражение, несмотря на отличную игру итальянцев на турнире. После этого Сакки снова руководил «Миланом», входил в число менеджеров «Реала», но даже тогдашнее и последовавшие разочарования не могут затмить то, что Сакки оставил после себя в футболе.
Комментаторы американского футбола часто говорят о наследственности тренеров, когда наставники учат и воспитывают новых. Похоже, что Сакки – ответ европейского футбола Билли Уэлшу и Биллу Парселлсу. Если вы посмотрите на состав «Милана» времен Сакки, то увидите, как много игроков из него впоследствии стали тренерами.
Его первый и наиболее выдающийся ученик – Фабио Капелло возглавил «Милан» вслед за Сакки и привел к еще большему количеству побед. Капелло также добивался титулов с «Ромой», «Ювентусом» и «Реалом». Вершина тренерского мастерства Капелло – руководство сборной Англии, страны, всегда критиковавшей манеру итальянского футбола. И сборная Англии стала играть при нем в такой же футбол. Чистая ирония.
«Дон» в отличие от своего учителя Сакки не смог выйти на значимый уровень и в международных турнирах. Ранний вылет на чемпионате мира 2010 и конфликт с национальной федерацией футбола Англии не позволили Капелло продемонстрировать свои способности на уровне сборных.
Другим учеником Сакки является один из героев международных успехов «Милана» Марко Ван Бастен. «Летучий голландец» выводил сборную своей страны в четвертьфиналы чемпионата мира 2006 и Европы 2008, причем, команда демонстрировала динамичный и зрелищный футбол. Однако даже при удачном прохождении групповой стадии, в плей-офф нельзя допускать ошибок. Когда же в четвертьфинале континентального первенства сборная России сыграла в голландский футбол, Ван Бастен не смог найти контраргументов. В дальнейшем Ван Бастен попробует вернуть победные традиции «Аяксу» - одному из главных партнеров и соперников «Милана».
Двое других участников знаменитого голландского трио «россонери» также не остались в стороне. Франк Райкард выиграл с «Барселоной» чемпионат Испании и Лигу чемпионов, поработав с такими игроками, как Ривалдо, Роналдиньо, Месси, Это’О.
Руд Гуллит начинал тренировать в Англии – «Ньюкасл» и «Челси». Также ему посчастливилось работать с Бекхемом, Руисом, Донованом в «Лос-Анджелес Гэлакси» - команда быстро научилась его стилю и системе игры.
Анчелотти и Тассотти приносили «Милану» пользу и после завершения игровой карьеры. В частности, Карло Анчелотти продолжил традиции Сакки и создал новую базу для развития в клубе. И никто не удивится, если в будущем Мальдини, Кафу, Костакурта или даже Кака станут тренировать, увеличивая тем самым продолжительность эффекта работы Сакки в миланской команде.
Даже когда кажется, что «дерево Сакки» закончилось, это все равно лишь кажется. Например, Деметрио Альбертини занял один из руководящих чинов в федерации футбола Италии, а Франко Барези разрабатывает программу развития примаверы «Милана». Список можно продолжать и продолжать. Вообще трудно найти успешного человека в итальянском футболе, который бы так или иначе не был связан с Арриго Сакки.
Отдавая дань Мастеру: Арриго Сакки
Сакки родом из Фузиньяно, пригорода Равенны. Он с детства увлекался футболом. Отец Арриго был богат и имел собственную обувную фабрику. Арриго хотел водить «Порше», он выбирал между вызовами другой жизни и легким наслаждением благодаря средствам отца. В итоге он пошел работать в бизнес отца. Арриго перестал играть футбол, причем тот этого не заметил. Но при этом он остался влюблен в голландский футбол.
Однажды Арриго решил поехать по Европе и учиться футболу, в частности, его преподаванию детям. Он верил, что футбольные звезды появляются уже на этом уровне. К 14 годам мальчик уже всему выучивается. Он должен знать, как играть в зоне, создавать офсайд, организовывать прессинг, выполнять диагонали – все, ведь он свободен духом. К 25 годам парень становится тем, чему он научился. Вернувшись из Европы, Сакки понял, в чем смысл его жизни. Он остался в уверенности, что зарубежный опыт может сильно помочь в развитии молодых футболистов. Как он стал работать в молодежной команде «Чезены», он требовал как можно чаще отправлять ее на зарубежные турниры. Тогда команда смогла бы расти сбалансировано. Та команда в дальнейшем выиграет свой чемпионат, а игроки из нее позже окажутся в Сериях А и В.
Идея Сакки заключается в том, что человек важнее футболиста. Т.е. если футболист – не слишком серьезный человек, он никогда не будет хорошим футболистом. Серьезный, значит, скромный, готовый учиться, способный жертвовать, уважать тяжелый труд и понимать его ценность в системе; играть для себя, а не для других; понимать, что если партнер не помогает, то и ему не помогут, а если игроки не помогают друг другу, то команда фактически не существует. Это евангелие Сакки, говорящее о его методах работы. Переводя на футбольный язык, это значит 2 или даже 3 тренировки в день в мире, где обычно проводят 3 тренировочных дня в неделю плюс товарищеский матч по четвергам.
Это означает строгий режим, постоянное изучение своих действий и действий соперника, постоянное обсуждение собственных пределов, умение полностью погрузиться в философию футбола, окунуться в мир полноценного и еще даже неизведанного профессионализма. Когда он пришел в «Милан», он был неопытным 41-летним тренером, никогда не знавшим футбола Серии А. Сильвио Берлускони с радостью принял его и окружил почтением. Сакки защищал себя голодом до славы. У него проникновенные глаза и яркая улыбка. Как говорил Брера (итальянский писатель и журналист), Сакки, казалось, был в постоянном контакте с богом. Игроки не слушали его, а он показывал Франко Барези нарезку действий Синьорини, либеро «Пармы» из Серии В.
Его не понимали, его недооценивали. Когда он проиграл несколько матчей, скептицизм и недоверие только нарастали. Казалось, что вызов оказался сложнее, чем тот, с которым он может справиться. В конце концов, кем он был? Этот вопрос часто задавали в Милане и, что еще хуже, в раздевалке. Но однажды Сакки собрал всех игроков на базе, закрыл ее двери и серьезно поговорил. Он сказал, что готов вернуться в родной городок, но они (игроки) ничего не имеют и ничего не выиграют. Никто не знал, был ли это искренний разговор, соответствующий его харизме, но игроки покинули ту встречу предельно мотивированными. Берлускони снова доверился Сакки. Когда «Милан» выиграл важный матч против «Вероны», Берлускони встречал своих игроков у раздевалки со словами: «между командой и Сакки я выбираю Сакки». Посыл был понятен, и все пошло как по маслу. «Милан» стал побеждать и долго не останавливался. Это значит, что чтобы иметь великую команду, нужно иметь и большой клуб.
Обсуждение методов Сакки
Сакки изобрел не новый футбол, а новую манеру игры в футбол. Он стал применять зональную защиту в рамках тактики 4-4-2. Прессинг соперников осуществлялся еще на их половине поля, а линия защиты поднималась к центральному кругу. Атаковать против такого «Милана» было очень трудно. Редкие команды преуспевали в этом. «Милан» был компактен, с одним форвардом (Вирдисом) и целым рядом разносторонних игроков (Донадони, Эвани, Гуллит, Анчелотти).
На правом фланге Тассотти и Коломбо опекали соперников и помогали друг другу в выходе на позицию для кросса. Слева молодой Мальдини и Эвани делали то же самое. Барези действовал в линию с другими защитниками и руководил ими при создании положения вне игры. Что особенно поражало в этой системе Сакки, так это объем возможных действий в рамках коллектива. Коллективность игры достигалась даже не тем, что мяч постоянно циркулировал и двигался от игрока к игроку, а еще и тем, что и они все постоянно перемещались. Для действительно надежной игры все футболисты должны вместе двигаться, причем по направлению движения мяча. Это не так уж легко. Часто можно увидеть одновременное движение 5-6 футболистов, но не всех. В таких случаях недостает гармонии, значит, имеется техническая или физическая проблема.
В движении «Милан» Сакки напоминал миграцию людей. Игроки двигались вперед и назад не просто вместе, но и оставаясь на одинаковом расстоянии друг от друга. Очень тяжело противостоять такой машине, отлично собранной и заправленной. Во множестве матчей вратарь Галли даже не трогал мяч. За свой лучший сезон «Милан» выиграл все домашние матчи, не проигрывал в гостях и пропустил всего 14 голов. Причем тогда ей недоставало глубоко отходящего плеймейкера – такого как Райкард, который присоединился к «Милану» год спустя. Анчелотти не слишком подходил на эту роль. Он отлично справлялся со всеми заданиями и мог при необходимости сыграть плеймейкера, но все равно это была не лучшая для него позиция.
Игрок или схема?
Как все фундаменталисты, Сакки редко сомневался и был несгибаем. Чтобы ему не предлагали, он воспринимал это как попытку отлынить от работы. Он быстро бы избавился от игрока, который был бы не в восторге от его методов. Ван Бастен, один из величайших нападающих, спросил его: «Мистер, почему вы общаетесь со мной так же, как со всеми?». Сакки ответил: «Потому что ты слишком умен». Ван Бастен очень волновался, когда на него давили. Сакки часто его менял. Ван Бастен спрашивал: «За что?». «Потому что ты плохо играл». «Да, но остальные тоже плохо играли». «Да, но остальные больше старались». Сакки был очень требователен к своим футболистам. Вероятно, даже слишком требовательным. Паоло Мальдини писал в своей книге: «тренировки Сакки были утомительными, с годами мы уже не смогли бы работать в таком ритме». Сакки хотел давить на соперника, начиная от его штрафной площади, и делать это не прекращая. Естественно, такая тактика требовала огромных усилий. Даже высококлассные игроки страдали от этого, но адаптировались к схеме Сакки. Так создалась легенда о том, что Сакки никогда не подстраивает схему под игроков, а только игроков под схему.
На самом деле футбол, прививавшийся Сакки его игрокам, сильно развивал их воображение, несмотря на постоянное напоминание о схеме. Грубо говоря, левый фланговый игрок мог делать в своей зоне все, что он хотел. Но он не мог делать это в другой части поля. Это не ограничивало воображение и творчество. Это ограничивало анархию. Игрок должен следовать своему инстинкту, но инстинкт не может быть идеологий или тактикой. Правда где-то посередине. Люди преобразуют схему в успех, но схема должна быть одной для всех. Инстинкт не может быть единственным проводником в футболе, так как в него играют 11 футболистов, т.е. 11 разных инстинктов. Один может добиваться своего без проявления собственного творческого начала, другой – без «программирования». Понятно, что если у вас в команде есть Марадона, вы предоставите ему свободный выбор в отношении того, кому пасовать в 20 метрах от чужих ворот. Нет схемы, в которой вы бы ограничивали такого игрока. И если бы такая была, она была бы неправильной. Но в такой момент даже Марадона должен быть вовлечен в общее движение (перед этим он должен быть хорошо натренирован и подготовлен), чтобы быть в центре событий. В футболе должна быть фантазия, но она должна помогать тем, у кого ее не так много… Если бы мы действовали только с учетом собственной фантазии, мы бы пытались взять мяч и в одиночку забить гол, но это нелегко. Это высочайший риск с минимальным КПД. И это всегда – ошибка.
Внутренний мир Земана
Схематизм Сакки почти совпадает со схематизмом тех, кто его критикует. Без сомнений в современном футболе немало примеров тех, кто перестал развиваться из-за излишней приверженности схеме. Зденек Земан –мастер второй волны фундаменталистов. Он настоящий «человек в себе». Встречаясь с одними и теми же проблемами, он никогда не меняется… Если Сакки разговорчив, то Земан молчалив и загадочен. Защитник Даниэле Адани, когда ему было 20 лет, провел 4 месяца в «Лацио» Земана. Он утверждает, что за все это время не услышал от Земана ни слова в свой адрес. Затем игрок набрался мужества сказать тренеру о предложении от другого клуба. Земан ответил, что тот молод и талантлив и должен принять предложение. Земан всегда ставит на полную закрытость. Он верит в логический футбол, который может быть только один. Чтобы ему соответствовать, игроки должны быть предельно натренированы и находиться в идеальной форме. И это касается всех игроков без исключения. Они все должны делать одно и то же, так как подготовка даже важнее выполнения. Неважно, высоки они или низки, тяжелы или легки. Возможно, это дает преимущество, хотя это довольно спорно. Такой подход показывал отменную подготовку команд Земана, но при этом данный тренер так ничего и не выиграл. Методы Земана очень спорны, но то, что он один из лучших творцов футбола – неоспоримо.
Пределы «саккизма»
Пределы «саккизма» заключаются в том, что каждый тренер – не Сакки (кроме него самого, конечно). Быть Сакки, значит, много тренировать, многому учиться, а это требует немало усилий. 360 градусов кругозора, которые еще не демонстрировал ни один другой тренер. Например, Свен-Горан Эрикссон, один из уважаемых в свое время тренеров Европы (в 50 лет он уже выиграл титулы в Швеции, Италии и Португалии) не выполнял работу Сакки. Он скорее просто тренер. То же самое относится и к Капелло. Эрикссон живет с игроками, старается правильно говорить, не притворяется, разговаривает с подопечными с экзистенциальной позиции. Живет и дает жить другим. Когда он прибыл в Италию, то играл по схеме 4-4-2, которая была принята в Швеции, точнее перенята там у англичан. Потом с «Сампдорией» он стал играть по 3-5-2, затем в начале работы с «Лацио» по 4-3-3, а потом снова вернулся к 4-4-2. «Саккиста» никогда бы так не сделал.
Вы никогда не увидите, как Земан меняет защитником полузащитника или наоборот. Вингер всегда заменяется вингером, центральный полузащитник центральным полузащитником и так далее. Они могут менять игроков, но не схему. Для кого-то это ограничение. Для Земана это сила. Конечно, это приводит к столкновению с сильными личностями. Игроками, которые не верят в правильность такого метода, которые не смогут выдавать максимум на тренировках, которым нужно больше мотивации до и во время матча.
В конце концов, очевидно, что жизнь творится личностями, у каждого из которых свои особенности. Управление людьми подразумевает знание их. Но всегда ли правильно жестко обходиться с теми, кто не может действовать иначе? Всегда ли это идет на пользу клубу? Ален Бокшич, играя за «Лацио» Земана, всегда был травмирован и несчастен. А Земан не скрывал своего желания избавиться от него. То же самое было с Ван Бастеном, Баджо и Пануччи при Сакки. Или с Ромарио и Ортегой у Раньери. Можно привести массу подобных примеров…
Изменение зональной обороны со времен Сакки
Игра в зону – показатель манеры команды. Сейчас все команды ее применяют. Разница в том, как и какую зону они используют. Зона Капелло это не зона Сакки и тем более не Земана. Но это и не зона Малезани, которая отличается от всех других. У Липпи есть своя манера игры в зону, полная агрессии и внимания, с концентрацией на опеке и возможностью менять систему по ходу матча. Чем отличаются зональные защиты друг от друга? В целом это относится к вопросу того, как организуются прессинг и положение вне игры. Прессинговать можно у центральной линии, у третьей четверти поля или еще ближе к чужой штрафной. Поэтому прессинг может быть «высоким», «средним» и «низким» в зависимости от этого.
Чем ближе прессинг к чужим воротам, тем он «выше». Конечно, высокий прессинг самый желанный и самый изматывающий, для правильного проведения он требует огромной энергии от всей команды. Каждый игрок должен делать все, чтобы команда не пропустила, а для этого нужно не позволять сопернику переходить центр поля. То есть, по сути, нужно максимально физически ограничить соперника на его половине поля – и делать это как можно быстрее. Такая зона предпочтительна и почти невозможна. Такая манера игры применялась Сакки в его первые годы работы. Но сегодня это уже скорее романтический раритет. Такой зоны можно достичь, но лишь на несколько минут за матч.
Зона Капелло более гуманистична и реалистична. Команда при Cакки до него просто изнемогала. Игроки уже не могли справляться со сверхнагрузками. Капелло сделал прессинг ниже и превратил его в форсирование. Какая разница между этими системами? Простая. Прессинг - одновременная атака 2 или 3 игроками соперника с мячом. Если же один игрок с мячом атакуется одним соперником, это форсирование. Разница в таких системах кардинально меняет план на игру. Прессинг одного игрока другим нормален. Атака соперника 2 или 3 игроками означает, что на других участках поля не хватает этих игроков. Т.е. в них команда оказывается в численном меньшинстве. А создание численного преимущества – одна из главных целей.
Проанализировав каждую игровую цель, вы поймете, что основная причина ее постановки – желание создать численное преимущество.
http://soccercoaching.ru/blog/15-opyt-trenerov-so-vsego-sveta/25-sacchi
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости