Регистрация, после которой вы сможете:

Писать комментарии
и сообщения, а также вести блог

Ставить прогнозы
и выигрывать

Быть участником
фан-зоны

Зарегистрироваться Это займет 30 секунд, мы проверяли
Вход

Семен АЛЬТМАН: «Хочешь плакать — смейся. Хочешь смеяться — плачь»

2016-04-21 16:49 По своему обыкновению Семен Альтман словоохотлив, улыбчив и глубок в размышлениях — пусть ему сегодня 70, с чем мы его и поздравляем ближайшими страницами. ... Семен АЛЬТМАН: «Хочешь плакать — смейся. Хочешь смеяться — плачь»

По своему обыкновению Семен Альтман словоохотлив, улыбчив и глубок в размышлениях — пусть ему сегодня 70, с чем мы его и поздравляем ближайшими страницами. Всю жизнь общаясь с молодыми, Альтман остается им ровесником по возрасту души. А цифры... Они с Семен Иосичем никак не соотносятся. Его бы бодрость духа, энергию, жизнелюбие, юмор — да каждому нежно юному. С недавних пор он регулярно курсирует туды-сюды из столицы в город своего сердца. Город наших — жарких, южных, одесских — сердец. В сжатой паузе между автобусами Киев — Одесса и Одесса — Киев Семен Альтман позволил себе поудобнее расслабиться в белом кресле, отставить в сторону бесперебойно горящий ноутбук и провести мне двухчасовой ликбез. Во многом праздничный. Но до того занимательный, что полезен будет любому.

Семен Альтман (справа)

«Я не штабной работник, а полевой»

— Чем занимаетесь в Федерации?

— Моя должность — первый заместитель председателя комитета национальных сборных ФФУ. Председатель комитета — Андрей Павелко. Но поскольку он является президентом ФФУ и к тому же занят в Верховной Раде, то моя обязанность — курировать национальные сборные всех возрастов. Это не только административная работа, есть и методические аспекты, связанные с проведением тренерских советов и участием в тренировочных сборах команд.

За время моей деятельности в Федерации была сформирована комплексная научная группа, которая называется аналитический отдел. Ее цель — оказание комплексной поддержки сборным командам, в том числе и женским, по подготовке учебно-тренировочных планов и программ, анализу технико-тактических действий, сбору информации по соперникам, проведению различных видов тестирования. Таким образом, у каждой сборной есть свой научный работник, а возглавляет аналитический отдел Вадим Лазоренко, который отвечает за научную работу национальной сборной.

— Кто пригласил вас в Федерацию?

— Инициатива исходила от президента ФФУ Андрея Павелко, первого заместителя Александра Бандурко и тогдашнего исполнительного директора ФФУ Владимира Генинсона. Для меня это не новая деятельность. Ранее я уже работал главой комитета национальных сборных. Учитывая, что я почти два года был без дела и очень истосковался по работе, то, конечно, откликнулся без лишних раздумий. Сегодня я при деле. Хотя вы понимаете, что я не штабной работник, а полевой. Но коль мне поручили такой ответственный участок работы, то стараюсь его выполнять, вникаю во все нюансы.

— Если сравнить кабинетный труд и тренерскую деятельность, что больше утомляет?

— Всегда говорил, что легче провести три тренировки в день, чем заседать в кабинетах, проводить совещания, участвовать в собраниях. При этом я сейчас достаточно часто выезжаю с юношескими сборными, курирую их, просматриваю футболистов, посещаю все тренировки и игры, которые проходят в Киеве.

Нужно сказать, что у нас подобрался очень хороший тренерский коллектив. Александр Головко, имеющий огромный потенциал, по сути, отвечает за две сборные — U-21 и U-20. Периодически к работе с U-20 привлекаются другие тренеры наших юношеских сборных. Вдумчивый Олег Кузнецов недавно выпустил сильную группу, которая автоматически перешла в U-20, а сам он переключился на ребят 2001 г. р. Очень толковый специалист Владимир Цыткин. В его ведении команда U-18. Александр Петраков нутром чувствует футбол. Его сборная U-17 в мае примет участие в чемпионате Европы в Баку. Недавно нашу тренерскую команду пополнил Сергей Попов, долгое время трудившийся в структуре донецкого «Шахтера». Он принял сборную U-16.

Все начитанные, эрудированные, опытные тренеры, фанаты своего дела, отдаются работе. Мы регулярно проводим тренерские советы, в рамках которых докладываются отчеты о проведенных соревнованиях и рефераты аналитического отдела. Совет протекает не сухо, а в виде продуктивной дискуссии и обмена мнениями. Одновременно присутствует и учебная составляющая. Такие специалисты, как Лазоренко, Бахур, Трутнев, рассказывают о моделировании тренировочного процесса и многих других деталях тренерской работы.

— В Одессе теперь редко бываете, получается?

— На выходные обязательно стараюсь приезжать домой.

Футбол. Наши дни

— Сегодня в мире ограниченное число топ-тренеров, которые раз в три-четыре года меняются клубами. Тренерские передвижки участились. Нет тренерского долголетия. Чем вы это объясняете?

— А Венгер?

— Хорошо, один пример. А остальные?

— Веяние времени.

— Чем обусловлено?

— Народ хочет миграции. Кто при Союзе добивался стабильного результата? Киевское «Динамо», где тренеры работали подолгу. Московский «Спартак», где целые эпохи отождествляются с Бесковым и Романцевым. Сегодня в постсоветском футболе есть пример ЦСКА, где стабильно трудится Слуцкий. Но народу это не очень интересно.

Многое зависит от человека. Тренер в определенный момент может подумать, что он уже все отдал команде. Душа требует новую мотивацию, новый вызов, новый проект. Кто-то боится оступиться после громких успехов и хочет уйти на хорошей волне. Но все это относительно. Сейчас модно говорить о коротких циклах, но есть масса примеров, опровергающих это утверждение.

Меня больше интересует смысл работы тренера, ее наполнение, то, каким образом он достигает результата. А все эти перемещения к спорту имеют опосредованное отношение. В них велика пиар-составляющая, элемент шоу. Во главе сегодня бизнес. Я же считаю, что главное — квалификация. Кройф никуда не уходил, не бегал по клубам. Он хотел работать в «Барселоне» и добивался с ней множества побед, параллельно думая о перспективе. Он выстраивал клубную стратегию и формировал клубную философию. Такой опыт мне симпатичен.

— Вы всегда отмечали, что нужно строить работу вокруг позитива...

— Я со временем пришел к этому. Потому что в СССР говорили, что хорошее и так видно, а обращать внимание нужно на плохое.

— Кто из топ-тренеров сегодня работает по такому принципу?

— К сожалению, мне трудно ответить, потому что я не нахожусь внутри.

Одно время читал о тренерах НХЛ и НБА. По их интервью, по их поведению чувствовалось, что у них совершенно другой взгляд на жизнь, другой подход к тренерству. Пьер Паже (канадец, известный хоккейный тренер (с 24-х лет!), менеджер, скаут. 68 лет ис- полнится на днях (30 апреля). Тренировал клубы НХЛ «Калгари Флеймз», «Мин- несоту Норт Старз», «Квебек Нордикс», «Анахайм Майти Дакс». С 2000 года работает в Европе — «Амбри-Пиотта» (Швейцария), «Айсберен» (Германия), «Ред Булл» (Австрия). С 2013 г. — главный тренер «Ред Булл» из Мюнхена. Как генеральный менеджер «Квебека» (1991–94) провернул легендарный трейд Эрика Линдроса в «Филадельфию Флайерз», получив взамен шестерых игроков во главе с Петером Форсбергом, 15 млн. дол. и два права выбора в первом раунде драфта — в одном из них потом взяли класснейшего кипера Жослена Тибо. Благодаря такому пополнению «Квебек» после нескольких лет забвения (пять сезонов подряд пролетали мимо плей-офф) снова стал конкурентоспособным. В 1995 году клуб переехал в Денвер, стал именоваться «Колорадо Эвеланш» и в первом же сезоне на новом месте взял Кубок Стэнли. Петер Форсберг, Валерий Каменский и Алексей Гусаров вошли в так называемый «Трипл Голд Клаб» как победители трех крупнейших турниров — Олимпийские игры, чемпионат мира, Кубок Стэнли. Второй Кубок Стэнли будет завоеван в 2001 году, после чего... Но это уже другая история. — ред.) стал пропагандировать такие идеи 30 лет назад, призывал считаться с игроками, придавал важное значение атмосфере в команде.

Что мы видим сегодня? К управлению футболом пришли бизнесмены. А в бизнесе несколько другие ориентиры. Там корпоративный подход, а в футболе должен быть коллективный подход. В бизнесе человек рассматривается как продукт, как винтик. А в футболе человек должен быть расценен и представлен как личность. Так учит и педагогика. Таким образом, возникают ножницы — конфликт интересов, как принято нынче говорить. Из-за этих противоречий страдает сам футбол, который тормозится в развитии.

— Кто ближе всего к эталону в современном футболе?

— Эволюция пришла к тому, что идеальный футбол — это гармония. Не может быть одностороннего футбола — сугубо оборонительного или атакующего. И лучший пример — «Барселона». Но парадокс в том, что футбол, как ни крути, начинается от печки. Конечный результат во многом зависит от того, где и когда команда отобрала мяч. И когда у «Барселоны» нарушается игра в обороне, когда должным образом не работает отбор мяча, тогда начинаются проблемы — что наглядно показали и «Реал», и «Атлетико».

Многие научились быстро выходить из обороны в атаку. Но куда сложнее, поверьте мне как тренеру, наладить моментальный переход от атаки к обороне. И в этой части «Барселона» Кройфа, а потом и Гвардиолы привнесла много нового. Переключение от атаки в защиту связано с большими психическими затратами. Нужно преодолеть массу инстинктов, которые заложены в каждом из нас. Именно в этом — большой прогресс «Барселоны».

— Меня раздражает тотальное помешательство на «Барселоне». Каждая вторая команда, если она чуть сильнее сборной бани Исаковича, считает своим долгом копировать ее игру. Неужели не ясно, что там футболисты экстра-класса и именно благодаря им возможен такой стиль?

— Всегда говорил: не нужно лезть в чужой огород со своими правилами. Нужно считаться со стилистикой того края, где ты находишься, с его культурой и менталитетом местных жителей. Потому что все это создается веками, а разрушиться может в мгновение. Но если тренер хочет внести новые направления, это прекрасно! Важно, каким образом он их внедряет. Например, Кройф в «Барселоне» или, допустим, Луческу в «Шахтере». Они видоизменяли футбол постепенно и последовательно. Луческу пошагово пришел к тому, что состав «Шахтера» стали формировать оборонительные украинские игроки и созидательные бразильские. Такой микс возымел грандиозный эффект. А сегодня есть и другой дивиденд: бразильские игроки подтянули наших, и мы видим пример Коваленко, который становится серьезным футболистом как раз атакующей группы.

И пусть в последние годы все выигрывают испанцы, мне по духу ближе англичане. Их агрессивная игра, которая нацелена на чужие ворота, где все время происходит обострение ситуации, а не контроль мяча ради контроля мяча. Да, «Бавария» и «Барселона» путем контроля мяча изматывают соперника. Но англичанам не позволят делать такое характер, традиции, заложенные в их футболе, и, конечно, зрители! Футболисты английских команд всегда развернуты лицом к воротам соперника — мне это очень импонирует. Наши футболисты, перенимая испанский стиль, зачастую утрируют многие нюансы и играют спиной к воротам соперника. Выглядит грустно.

Любить, знать, желать

— За свою жизнь вы видели массу тренеров, сами многие годы тренировали и побеждали. Назовите три качества, без которых не стать тренером.

— Давайте начнем по-другому. Стать тренером невозможно — по всей видимости, им нужно родиться. Так же, как и слесарем, пекарем, токарем. Должны быть врожденные предпосылки. Другое дело, если ты не будешь совершенствовать знания в своей области, то ты превратишься в ничто и утратишь уровень, несмотря на все свои способности. Когда у меня случались тренерские простои, я старался делать все, чтобы не отстать. И знаю, что те тренеры, которые сейчас без команд, например, Калитвинцев, Яковенко, очень много работают над собой именно в это время, чтобы в любой момент быть готовым к тренерской работе.

А три качества, о которых вы спросили, — это любить, знать, желать. Об этом я говорил своим футболистам, об этом же говорю молодым тренерам, читая лекции на курсах лицензирования, и расшифровываю каждое понятие — что такое любовь, что такое знание и что такое желание. Знаю, что такого же принципа придерживается и президент «Шахтера» Ринат Ахметов.

— Николай Павлов как-то сказал: «Быть хорошим тренером не значит быть успешным тренером». Согласны?

— Безусловно. Все зависит от того, с какими подбором исполнителей ты работаешь. Часто вспоминаю Евгения Филипповича Лемешко. Это прекрасный тренер, пусть и работал со средними командами. Но выжимал из них максимум и даже завоевал Кубок СССР с «Металлистом» в 1988 году.

Но именно результат — это тот поступок, по которому судят тренера. Человека же судят не по словам. Так и с тренерами. А Николай Петрович, наверно, имел в виду то, что ты можешь высоких мест не занимать — хотя все прекрасно помнят и четвертое место его «Ильичевца», и победу в Кубке с «Ворсклой», — но под твоим руководством должны расти футболисты, которые идут на повышение. В его случае это и Рыкун, и покойный Молокуцко, и Громов, и многие другие, а работал он в основном в провинциальных командах. И это тоже большой результат.

— Станислав Черчесов: «Футболиста мотивирует или страх, или интерес». Согласны?

— Нет. Еще Зощенко писал, что писатель под страхом теряет квалификацию. Это раз. А интерес я бы перефразировал как фанатизм и увлеченность. Это будет ближе к телу.

— Вот еще любопытная фраза. Жозе Моуринью: «Игрок говорит: „О, мне надо пять матчей подряд, чтобы проявить себя“. Тебе надо пять матчей подряд? Великолепно! На самом деле, тебе не нужно пять матчей подряд. Тебе нужно 10 минут. За 10 минут ты можешь показать мне, готов ты или не готов». Правда?

— Не совсем. За 10 минут можно увидеть как талантливого человека, так и полную бездарность. Как всплеск, так и провал. А по-хорошему футболисту нужно время — кому матч, кому пять матчей, кому год. На моей практике были случаи, когда мы как провинциальная команда брали игроков из низших лиг, потому что лучших разбирали до нас — «Динамо» (Киев), «Спартак», да и такие экономически сильные города, как Днепропетровск, тоже. И ребятам нужно было время, чтобы себя проявить. Из всех один Третьяк, которого мы взяли во второй лиге, сразу же заиграл в высшей лиге. А Пасулько, Наконечный, Сахно, Гришко, Щербаков, которые впоследствии стали выдающимися игроками, тяжело начинали и выросли лишь через какое-то время.

Просто все дело в том, что Моуринью работал с отборными футболистами, поэтому он так и высказался. А мы работали с теми, с кем приходилось.

 Немецкий тренер Вольфганг Франк замечательно сформулировал: «Если игрок не стремится к тому, к чему стремится тренер, то игрок должен уйти».

— Безусловно. Виктор Маслов считал, что необходимо либо приспосабливать новшество так, чтобы дарование игрока было наилучшим образом использовано, либо искать другого исполнителя. А Менотти говорил, что ни один тренер не выиграет чемпионат мира, если этого не захотят игроки. Можно привести много аналогичных высказываний. Однозначно должны совпадать цели и игроков, и тренера. Тут не о чем спорить.

Депрессии, самолеты, программа

Депрессии свойственны тренерам как творческим людям?

— Нельзя работать тренером, если человек подвержен депрессиям! Если он будет ходить убитый горем, то это тут же передастся коллективу. Даже в плохих матчах нужно находить чтото хорошее и от него отталкиваться. Да и личный пример в нашем деле играет немаловажную роль. Меня учили так: хочется плакать — смейся, хочется смеяться — плачь. Тогда ты добьешься результатов.

Когда я, будучи без работы, можно сказать, с ума сходил, то все равно находил какие-то положительные моменты, много читал, развивался. Когда вернулся из Кореи, работал с любительской командой студентов. Не так давно тренировал команду «Теле-Трейд», которая участвовала в любительском турнире. Не стесняюсь опуститься на несколько ступеней ниже, чтобы держать себя в тонусе. В бытность руководителем СДЮШОР «Черноморец» Анатолий Федорович Зубрицкий приглашал меня на работу — тренировать детей. Я ответил: «Могу в любой момент уехать, как только меня позовут. Но на общественных началах с удовольствием помогу вашим тренерам». И сегодня многие ребята, которые у меня играли, а сейчас начинают тренерскую деятельность, часто обращаются за помощью. Приятно. Не скрою, мне льстит такое отношение, и я всегда отзываюсь и помогаю.

 Футбольные люди очень много летают. Как вы проводите время в самолетах?

— Все зависит от продолжительности перелета. Когда тренировал в Корее или во Владивостоке и перелеты составляли по 8-10 часов, я открывал компьютер и работал. Например, над составлением тренировочных планов в нашей компьютерной программе. Спать в дороге не могу — мне нужно принять горизонтальное положение. Небольшие перелеты проходят быстро. Но по пути на матч я старался лишний раз подготовиться к игре, а на обратном пути уже начинал анализировать игру, чтобы понимать, с чего начинать последующую работу.

 Вы часто говорите о компьютерной программе, которую создали. Расскажите о ней более детально.

— Программу мы изобрели совместно с Валерием Трутневым, который впоследствии работал в комплексной научной группе «Металлурга», «Черноморца» и других команд, а сейчас трудится в ФФУ. Идея моя, программное обеспечение его. Цель программы — систематизация многочисленных компонентов тренерской работы в единую систему. Она позволяет автоматизировать те составляющие игры в футбол, которые поддаются формализации, что в сочетании со знаниями, опытом и интуицией тренера может значительно повысить эффективность тренировок и улучшить качество анализа большого потока информации.

Программа состоит из пяти главных частей: календарное планирование игр и тренировочного процесса; футбольный тренажер; видеомонтаж, просмотр и анализ игр; ввод, расчет и анализ ТТД футболистов; учет и контроль футболистов, игр и тренировочного процесса.

Уникальность ее в том, что она объединяет жизненно важные для тренера аспекты «под одной крышей» — начиная архивом стандартных игровых ситуаций и тренировочных упражнений, подсчетом ТТД, процента брака и заканчивая данными медицинских обследований и психологических тестирований. Это удобно и предполагает комплексный подход. Мы и сегодня пытаемся внедрить эту программу в работу тренеров наших сборных.

Интуиция и швейная машинка

— Принято считать, что умные мысли приходят во сне. У вас бывает?

— Разумеется. Бывало и не раз. Я даже вставал и записывал, чтобы не забыть. Особенно часто такое случалось в тот период, когда мы разрабатывали нашу программу и много думали над тем, какие средства лучше использовать для того, чтобы футболисты усваивали информацию. Ну и разные тактические приемы ко мне тоже порой приходили во сне.

Если ты озабочен какой-то идеей, проблемой, то это нормальное явление. Вещие сны — результат предвосхищения, антиципации. Наука ведь говорит о том, что наш мозг способен работать с опережением. Я изучаю процессы, связанные с интуицией. Интуиция — это способ, посредством которого наша душа и сердце общаются с нашим сознанием. Интуиция свойственна великим спортсменам. Бышовец, Блохин, Прокопенко — обладатели хорошей интуиции. Существуют приемы для пробуждения интуиции. Возвышать сознание, не застревать надолго в мелочах. Убирать стереотипные подходы. Научиться «не думать» в важные моменты. Не пребывать в бездействии. Интуиция начинает работать тогда, когда прекращается логическое мышление. Надо сказать, что шахматисты активно тренируют интуицию, выполняя все эти пункты.

Есть хороший пример из истории. Элиас Хоу неустанно трудился, создавая первую швейную машину. Но ничего не получалось. Как-то ему приснился кошмар, что за ним гонится банда людоедов. Они почти настигли его. Он даже видел, как блестят наконечники копий. И в какой-то момент заметил, что в каждом наконечнике просверлено отверстие, по форме напоминающее ушко швейной иглы. Проснулся — и изобрел швейную машину.

— Вы постоянно в активности, постоянно совершенствуетесь, копаете все глубже и глубже. Что вас мотивирует?

— Жизнь мотивирует — не хочется отстать от жизни. Ну и, безусловно, недруги. «Старый, теоретик, прошлый век», — все это слова критиканов, а не критиков. Мне повезло, что приходилось работать с молодым, подрастающим поколением. Я всегда уча учился. И стараюсь продолжать делать это сегодня.

Даже на курсах лицензирования всячески борюсь за то, чтобы была обратная связь. Нужно чувствовать, что аудитории интересно. Тогда я как преподаватель отдаю энергию и тут же получаю обратные флюиды, чтобы продолжать лекцию. Отвратительные ощущения, когда ты говоришь в стену, в пустоту. Кстати, я сторонник разговоров только в глаза. Глаза — зеркало души, как говорил Горький. На меня обижаются корреспонденты. Звонят: «А расскажите...». Я не против: «Приезжайте, я вам все расскажу». — «Ну как, давайте по телефону, мне надо срочно опубликовать». — «Извините, — отвечаю, — по телефону исключено. Испорченный телефон не по мне. Я должен видеть собеседника».

— Что является для вас отдушиной от футбола?

— Семья. Которая тоже живет футболом! Всегда говорю: футбол — не только моя работа, это моя жизнь. Не знаю, кем бы я был, если бы не футбол. Видимо, это судьба: я родился в спортивной семье, женился на девушке из спортивной семьи. Всегда все происходящее было связано с моей работой и подчинено ей. Сын пошел по моим стопам и стал таким же фанатом. Говорить о другой жизни просто не могу. Некоторые тренеры находили отдушину в каких-то увлечениях. Прокопенко охотился. Мирон Маркевич — рыболов. Я расслабляюсь только в окружении семьи — раньше детей, теперь внуков. Единственное, что меня может захватить, помимо футбола, это созидание. Нравится что-то сооружать. Я долго и тщательно строил дом, который люблю. Но это придаточный момент. Не будет футбола — все остальное не будет доставлять удовольствие.

Самый-самый

— Самый талантливый игрок, которого вы тренировали?

— Однозначно Игорь Добровольский. Талантище! Он становился лучшим футболистом СССР, олимпийским чемпионом и обладателем КЕЧ в составе «Марселя». У него не было слабых мест. Да, он мог бы себя реализовать еще сильнее, к этому были предпосылки, но по таланту он превосходил всех. Хотя когда я в конце 80-х — начале 90-х работал в московском «Динамо», там в целом подобралось созвездие больших талантов — Уваров, Харин, Кобелев, Колыванов, Кирьяков. Но Игорь Иванович Добровольский среди них ярко выделялся. Сегодня он руководит национальной сборной Молдовы.

В каждой моей команде были талантливые игроки, на которых я опирался. Не могу о них не сказать. В «Металлурге» — Яксманицкий, Шищенко, Пятенко. В «Черноморце» — Кирлик, Полтавец, Косырин, Балабанов. В «Таврии» — Назаренко, Калиниченко, Езерский, Шиндер. В «Зимбру» — Епуряну, Митерев, Ребежа. И были ребята, с которыми мы провели мало времени, но менее талантливыми они от этого не стали — Ващук, Островский, Игонин.

— Самый умный человек из мира футбола, с которым вы сталкивались?

— Мой девиз: «Лучше с умным потерять». Мне в этом плане повезло — начиная от моих первых тренеров. Молодые даже не знают таких фамилий — Корсунский Михаил Борисович, Шапошников Сергей Иосифович, Зубрицкий Анатолий Федорович. Ну и Бышовец, Прокопенко, Блохин, работать под началом которых дорогого стоит. Всегда старался окружить себя умными людьми. Это касается и Анатолия Азаренкова, и моего бессменного помощника Александра Скрипника. О Григории Суркисе и Ринате Ахметове и говорить нечего — общение с такими людьми всегда обогащает.

 Самый запоминающийся момент тренерской деятельности?

— Запоминаются те эпизоды, когда ты чего-то добиваешься. Первое — выигрыш первого Кубка Украины в 1992 году, хоть я был ассистентом главного тренера. Ну и четвертое место в первенствах СССР-1984 и 1991 считалось большим успехом для «Черноморца». Дальше — бронзовые медали с «Динамо» (Москва), два чемпионства с «Зимбру» (Кишинев), бронзовые медали с «Металлургом» (Донецк). Очень дороги для меня бронзовые медали десятилетней давности с «Черноморцем». Да, было огромное отставание от второго места. Но мы не располагали выдающейся командой или сумасшедшими материальными условиями. И мы тем не менее смогли выиграть медали за счет сплоченности и единения. Никогда не забуду участие в Олимпиаде с корейской сборной и в немецком чемпионате мира с нашей сборной. Пожалуй, игры Олимпиады и чемпионата мира стоят особняком. Это то, ради чего стоит жить в футболе.

 Любимая книга?

— Учился я на многих книгах. Если брать спортивную литературу, то большое значение в моем становлении имела книга тяжелоатлета Юрия Власова «Себя преодолеть». И книга журналиста Аркадия Галинского «Не сотвори себе кумира». А из художественной литературы, наверное, выделю «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсии Маркеса. Она несколько мистическая, ее тяжело читать, но я осилил. Там все развивается по спирали — что четко сопоставляется с жизнью.

— Любимое место на земле?

— Одесса!

Одесский вопрос: та или не та?

— Ну, тогда про нее и поговорим. Сейчас популярно мнение, что Одесса уже не та. Вы как свидетель «двух» Одесс — той и уже не той  видите какую-то разницу?

— В этом году «Черноморец» отмечает 80 -летний юбилей. Еще один юбилей — 50 лет, как «Черноморец» впервые попал в полуфинал Кубка СССР. А я же свидетель этого события — в запасе сидел! Вот ровно 50 лет я в Одессе. Не чувствую, чтобы Одесса сильно поменялась. Как в «Сто лет одиночества», все по спирали, просто новый виток. У нас не перевелись умные люди, которые сегодня задают тон жизни города. И на их позиции придут достойные — свято место пусто не бывает. Да, сегодня нет Карцева, Ильченко, Жванецкого — вот в этом, пожалуй, отличие. Жаль, многие уехали. Я объездил весь мир, мне довелось видеть нашу эмиграцию — в Австралии, Германии, Италии, Америке, Израиле. Но приятно, что личности пробились и заняли свое положение в обществе.

— Какой была культурная жизнь футболистов в Одессе, когда вы играли?

— По молодости посещали все театры, особенно наш знаменитый Театр оперетты — Музкомедию. Главным режиссером там работал Матвей Ошеровский, близкий друг Николая Николаевича Озерова и заядлый болельщик «Спартака». Ошеровский участвовал в написании сценария открытия и закрытия Олимпийских игр 1980 года. Он собрал потрясающий театр — Михаил Водяной, Семен Крупник, Маргарита Демина, Людмила Сатосова, Идалия Иванова, Виктор Алоин. В театре ставили прекрасные оперетты — «Четверо с улицы Жанны», «Белая акация», «Моя прекрасная леди». Мы, футболисты, постоянно ходили.

В Русском театре играли великие артисты Георгий Дрозд и Борис Зайденберг. В Филармонии проходило много концертов приезжих артистов. Администратором там работал Дима Козак, большой друг футболистов, который всегда помогал нам с билетами и организовывал наши массовые походы. Мы часто ходили в театры всей командой!

 С кем общаетесь из мира театра и кино?

— До сих пор дружим с заслуженным артистом Украины Олегом Школьником. С Яниславом Левинзоном, который сейчас в Израиле. Раньше был близок с Народным артистом Украины Семеном Крупником, который, к сожалению, ушел из жизни. Наши жены врачи, вместе работали во втором роддоме. Я бывал на их корпоративах, где и познакомился с Крупником. Завязался тесный контакт. Как-то я, уже будучи главным тренером «Черноморца», пригласил его на базу, где он пел футболистам одесские песни.

Рома Светланов, известный журналист, который уже живет в Израиле, посодействовал нашему с Прокопенко знакомству и общению с теми же Карцевым, Ильченко и Жванецким. Эти великие юмористы, бывало, даже сопровождали нас.

Обратите внимание, какое количество футболистов, игравших в «Черноморце», остались жить в Одессе. Потому что мы показали ребятам весь колорит, всю прелесть нашего города! Одно дело — приехать из небольшого города и осесть в Одессе, это естественно. Но ведь есть и ребята, которые на Одессу поменяли Киев и другие большие города. Наконечный, Сахно, Гришко, Полтавец, Косырин, Белозор, Кирлик — все они остались жить в Одессе. Этому как раз и способствовало то, что я часто приглашал на встречи с командой таких артистов и юмористов, как Школьник, Филимонов, Левинзон, Хаит, Голубенко. Бывал у нас и Анатолий Барбакару. А Валя Куба по нашей с Вячеславом Лещуком и Борисом Литваком просьбе написал гимн «Черноморца». При случае я всегда старался приобщить футболистов к культуре, познакомить их с театральными деятелями. Такое общение только в радость и духовно обогащает.

Григорий ЗАЙДМАН, «Футбол»

Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости

RSS
Новости
Loading...
Пополнение счета
1
Сумма к оплате (грн):
=
(шурики)
2
Закрыть