На фильм о Лобановском шел с некоторой долей скепсиса и сомнения: идти ли вообще. Было понятно, что там будут показывать и о чем рассказывать. Собственно говоря, все историю прихода в «Динамо» и взлета ВВЛ мы все хорошо знаем.
Но не пожалел, что пошел. Этот фильм, помимо просто обычной хроники, обладает тем, что мы называем «художественная ценность». Это не просто показ известных видео и разговор под них, тут есть режиссура, есть все элементы сюжета и есть финальная точка, которая поставлена жирно, категорически и по-режиссерски мастерски.
Фильм построен на трех ключевых тезисах, которые, по-моему, прозвучали впервые так краеугольно.
Первый, это мнение бывшего главного редактора «Франс Футбол» Жака Феррана, который видит величие Лобановского в том, что, единственный кто, добивался выдающихся успехов и как тренер клуба и как тренер сборной. Этот факт никогда раньше никем не подчеркивался. Я начал перебирать в уме тренеров и понял, что это правда. Гельмут Шен, Ринус Михелс, Карлос Билардо, Луис Менотти, Энцо Беарзот, Эме Жаке, Йоахим Лев — это сборные; Алекс Фергюсон, Жозе Моуриньо, Хосеп Гвардиола, Эленио Эррера — это клубы. Можно, конечно вспомнить, например, Отто Рехагеля или Гуса Хиддинка. Но у первого успехи в клубе скромнее, а у второго — в сборной. Как и у Висенте Дель Боске, у которого, при всех успехах в сборной, в активе лишь два сезона в «Реале», пусть и успешных. Дело тут не в результате, дело в игре. Лобановский создал три великие клубные команды и одну великую сборную, и все это на протяжении двадцати лет! И таким, действительно, не может похвастаться ни один тренер.
Второй тезис заключается в ответе на вопрос, почему же ни разу не получилось сделать еще один шаг наверх. В частности, речь шла о 1/8 ЧМ в Мексике, финале Евро 1988 и полуфинале ЛЧ 1999. Сюда можно еще приплюсовать полуфиналы КЕЧ 1977 и 1987 годов. Чего не хватило, чтобы забраться на ступень выше?
Ответ на этот вопрос дает нам Андрей Шевченко: это, по его мнению, менталитет. Шева, конечно, так политкорректно сказал «просто менталитет», а мы понимаем — совковый менталитет. И вот тут главная трагедия Мэтра — он мог подготовить команду физически, тактически, психологически, функционально, но так и не смог сделать из своих подопечных настоящих европейцев. Потому что сам был продуктом советской системы, несмотря на революционные, опережающие время, взгляды. Потому, только один его подопечный по-настоящему заявил себе в Европе — Андрей Шевченко — и, потому, он имеет право это говорить. Он один впитал в себя все, что ему дал Лобановский и перенес это на западную почву и добился выдающихся успехов.
Мы часто не могли найти объяснений и проигрышу в полуфинале «Баварии», и двум поражениям от «Порту», и вылет сборной от бельгийцев, и поражению в финале от Голландии. Похоже, Шевченко его нашел. Это слышать неприятно, но это правда. Внутреннее чувство, что ты все равно хуже в чем-то, чем твой западный соперник не позволило сделать что-то последнее для победы. Вбить этот гвоздь туда куда нужно, а не постоянно попадать по пальцам. Пройти последнее препятствие. Кубок обладателей кубков это, конечно, очень хорошо, а Суперкубок и того лучше, но потенциал у тех команд был несоизмеримо выше. Кубок чемпионов так и остался недостижимым для Мэтра, разве что, в лице Андрея Шевченко он получил его посмертно.
Наконец третий и последний тезис, автором которого является сам Лобановский и он вынесен в заголовок. В финале фильма вспоминается последний матч Лобановского в Запорожье, когда за две минуты до конца игры, он произнес последнюю, так сказать, рабочую свою фразу. «Готовь замену!». Анатолий Демьяненко переспросил: «Васильич, зачем, осталось две минуты?». Мэтр еще раз повторил требование. А потом случился инсульт... На этой, фразе картина и заканчивается. Там еще идет объяснение Игоря Суркиса о том, что Лобановский увидел, как игрок недорабатывает, и, оставаясь профессионалом до конца, указал на замену. Но я понимаю эту фразу, как завещание Мэтра, который почувствовал, что уходит... Так, мне кажется, ее и подает режиссер, и только ради нее одной можно было снимать целый фильм...
К сожалению, это завещание не исполнено, и вряд ли может быть исполнено. Такого, как Лобановский, быть уже не может, такие люди в жизни каждого человека встречаются только один раз. Он был личностью такого масштаба, что после него, на его месте работать невероятно сложно. Наверное, должно пройти еще больше времени, чтобы мы смогли нашего дорого ВВЛ «отпустить». Но сделать это суждено, видимо, другому поколению — уже не нам, не тем, кто его знал, видел его работу и наслаждался такой возможностью.
Артем ЖОЛКОВСКИЙ, для Dynamo.kiev.ua
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости
Читать все комментарии (75)