Вчера главный тренер московского «Локомотива» Юрий Семин заявил, что в самое ближайшее время украинский полузащитник «железнодорожников» Александр Алиев получит российское гражданство.

Любителей футбола на­шей страны Юрий Пав­лович тут же успокоил: «На его карьеру в сборной это никак не повлияет: он как иг­рал, так и продолжит играть за украинскую команду». Как Алиев станет надевать сине-желтую майку с трезубцем на груди и российским паспортом в кармане, Семин не уточнил. А зря. Потому что законодатель­ство Украины двойное граж­данство запрещает. Однознач­но и безоговорочно.

При этом отметим, что оп­робованная на практике поли­тика российских клубов по мас­штабной русификации ино­странцев из республик бывше­го СССР зародилась отнюдь не вчера. Понятно, что речь идет не о том, чтобы натурализовать варяга для сборной России. Суть в том, чтобы такой футбо­лист не считался в своем клубе легионером. А лимит на ино­странцев в премьер-лиге на­ших северо-восточных соседей в сравнении с нашим более же­сткий. После состоявшейся год назад встречи экс-президента РФС Виталия Мутко с руково­дителем УЕФА Мишелем Платини, количество легионеров, имеющих право одновременно находиться на поле в матчах чемпионата России, сокраще­но до шести. Что ставит в куда менее выгодное положение тренеров ведущих клубов - та­ких как «Локомотив»,

Нельзя не признать, что уро­женец Хабаровска Алиев право на получение российского пас­порта имеет. Тем более, если этот самый паспорт Александр получил еще в 14 лет. Но, со­гласно букве закона, при этом ему придется отказаться от гражданства Украины, цвета которой на уровне сборных он защищает с юниорского воз­раста. Чем 25-летний хавбек лучше Олега Ящука, отказав­шегося от вызова Олега Блохина после того, как получил бельгийский паспорт? Или гол­кипера донецкого «Металлур­га» Владимира Дишленковича, поставившего крест на поездке на ЧМ-2010 в составе сборной Сербии после получения укра­инских документов? Что говорить о звездах украинского футзала - Сергее Коридзе, Але­ксее Кудлае и Сергее Сытине, согласившихся на условия рос­сийских команд и отказавших­ся от перспективы играть за сборную родной страны...

Поигравший почти десять лет в «Спартаке» Максим Калиниченко на мой вопрос о том, предлагали ли ему в России оформить новый паспорт, отве­тил: «Конечно, и не раз. Но я от­казался, потому что это автома­тически ставило крест на моих выступлениях за сборную Ук­раины. Играть за нее по закону с двумя гражданствами я не мог. Другие же варианты даже не рассматривал».

Не будем лукавить и делать вид, что в истории украинского футбола не было других преце­дентов, когда наши футболисты приезжали в сборную с россий­скими паспортами, а тему двой­ного гражданства в общении с прессой старательно избегали. Самый свежий пример такого совмещения - полузащитник на­шей молодежки Егор Пугачев. Хотя полузащитник «Спартака» с украинской родословной еще год назад откровенно признал­ся в интервью «СЭ», что у него есть российский паспорт, это не мешает ему выступать за ко­манду Павла Яковенко.

Получить квалифицирован­ный комментарий по этому по­воду в ФФУ автору этих строк вчера не удалось. Первый вице-президент федерации Алек­сандр Бандурко попросил обра­титься к своему более компе­тентному в этих вопросах колле­ге Сергею Стороженко, но шеф юридического корпуса ФФУ, к сожалению, оказался вне зоны досягаемости. Зато один из представителей нового тренер­ского штаба сборной подчерк­нул, что он и его коллеги будут держать руку на пульсе событий и обязательно посоветуются с юристами федерации, доско­нально знающими, что гласят об этом соответствующие положе­ния УЕФА и ФИФА.

Правоведы, с которыми я проконсультировался при под­готовке этого материала, выда­ли резюме: «Украинское зако­нодательство не признает свя­зей своего гражданина с други­ми державами, считая приоритетным паспорт своей страны. Наличие двойного гражданства у нас нелигитимно. В случае волеизъявления субъекта о полу­чении второго паспорта он мо­жет быть лишен гражданства Украины специальным указом президента. Если, конечно, пос­ледует такое ходатайство. Тем не менее, в нашей стране нема­ло людей с украинско-канад­ским, украинско-израильским и, разумеется, украинско-рос­сийским гражданством, исполь­зующих двойственную ситуа­цию в своих интересах».

По поводу «интересов» все в общем-то понятно. Но я бы предложил обратить внимание на другую ключевую фразу: «ес­ли последует ходатайство». Очень хочется верить, что буду­щие соперники сборной Украи­ны не будут пользоваться заку­лисными способами,переписы­вая спортивную историю в каби­нетах юристов, и в глубину ще­котливого вопроса о двойных стандартах копать не будут. Но повода для таких действий им лучше не давать.

К слову, сам Александр Алиев на соответствующий вопрос корреспондента «СЭ» Галины Еременко отреагиро­вал лаконично: «В первый раз об этом слышу». И, честно го­воря, не удивил. Ведь, как уже давно было замечено кем-то из моих коллег, о многих важ­ных событиях из своего бли­жайшего будущего Александр узнает от... журналистов. Или, по крайней мере, умело созда­ет такое впечатление.

Согласен: если в недрах за­конодательных фолиантов или ячейках паспортных столов су­ществует легитимная лазейка для решения этой проблемы, ею нужно пользоваться, в про­тивном случае - «но пассаран»! Ведь паспорт твоей страны - это не контрамарка на концерт рок-группы: хочу - иду, не хочу - сдаю... Впрочем, это личный гражданский выбор тренеров, футболистов и функционеров. Первым пожелаю не соблаз­нять, вторым - не соблазняться, третьим - контролировать.

Хотя, как показывает пример того же Калиниченко, пусть фут­бол и не трамвай, но лучшим контролером и здесь остается совесть...

Михаил СПИВАКОВСКИЙ

Спорт-Экспресс в Украине

Комментарии (0)

  • Matej
    Matej 19.03.2010 02:13 #
    А в самой статье "смешались люди, кони..."
    Несвязные бредни переплетаются со вполне адекватным материалом.

    Начнём с того, что журналист мог бы и разобраться (прежде чем писать статью по теме), что "двойное гражданство" и "два гражданства" - это совершенно разные вещи, и у господина Алиева как раз "два гражданства".

    Потом.
    Сперва утверждается, что "что уроженец Хабаровска Алиев право на получение российского паспорта имеет" (конечно имеет, он там родился), а потом следует какая-то непонятка "Тем более, если этот самый паспорт Александр получил еще в 14 лет".
    Так всё-таки СПИВАКОВСКОМУ нужно определиться, получил Алиев рос.паспорт в 14 лет или получает сейчас???

    Пример с Дишленковичем - вообще ни к селу, ни к городу (писал об этом выше).
    Так же как и про футзал - там такие же точно правила "спортивного гражданства", как и в футболе?

    Очень хочется верить, что Калиниченко действительно такой сознательный и не получал рос. паспорт. Но, положа руку на сердце - мне не верится. Об этом мы знаем только со слов самого К. и не знаем, как оно на самом деле :)

    Про "ходатайство будущих соперников" тоже высказался выше - редкий бред и отсебятина.

    Ну и последнее.
    Сперва автор уверенно заявляет, что "законодательство Украины двойное гражданство запрещает. Однозначно и безоговорочно", а в конце следует реплика "если ... существует легитимная лазейка для решения этой проблемы, ею нужно пользоваться".

    Так что получается, всё-таки не совсем уверен, что "однозначно и безоговорочно"??? :)))
    • 0
  • Tink
    Tink 18.03.2010 11:51 #
    Да зае..ли уже про этого балабола писать, что больше нет про что?
    • 0
  • divor
    divor 17.03.2010 20:55 #
    Да всё просто - на время сборов/игр СбУ - отказ от гражданства РФ, на время игр ЧРФ - принятие гражданства :)
    • 0
  • A.S.
    A.S. 17.03.2010 18:35 #
    Если Маркевич сможет создать сборную,то она будет и без этакого гения от футбола,а если нет ,то и Кака не решит проблемму.
    • 0
  • DinamoandUkraine
    DinamoandUkraine 17.03.2010 17:21 #
    to Brut

    Калиниченко- личность, его просто так не перешибёшь. Лично мне хотелось бы и его вновь видеть в сборной. Мне он импонирует как игрок и как характер. Так что 100% support.

    Алиев же никак не повзрослеет, мальчишка, которого не в состоянии осадить ни жена, ни друзья. Глупый- не значит плохой. Чужая душа- потёмки. Тут вопросы педагогики и психологии, в которых уверен, способен разобраться опытный наставник такой как Маркевич

    • 0
  • DinamoandUkraine
    DinamoandUkraine 17.03.2010 15:51 #
    Хочу обратить ваше внимание на то, что отдельные попытки прессы сделать на Алиеве материал, а также неумение Александра давать удобоваримые для общественности интервью, не служат поводом для того чтобы отказываться от услуг вполне талантливого и в руках нужного наставника достаточно квалифицированного игрока. По моему, для нашей сборной это непозволительная роскошь.
    Это первое.
    Когда Олег Блохин вызвал Ящука это была драма- игрок хотел за нас играть, но руководство клуба закатило истерику, подняло архивы и выяснило факт наличия двух паспортов. Почему в конце концов Ящук так и не стал играть за Украину- скорее всего опасался, что к нему возникнут вопросы у иммиграционных служб Бельгии, например по лишению его бельгийского гражданства. Плюс- видимо отдал приоритет клубной карьере и, в общем-то, не прогадал как показало будущее. Это подводит нас к другому персонажу последних недель- Дишленковичу. Этот опытнейший кипер по его же словам в одном из интервью испытал некоторые сложности в сборной, где он не сидел в глубоком запасе и потому он сделал жест, отдав предпочтение интересам клуба. Всё это подозрительно похоже на конфликт и видимо поясняет столь однозначный шаг отказа от чемпионата мира в ЮАР, куда он наверняка бы поехал в составе сборной Сербии.
    Это второе.

    По словам автора статьи очевидно, что само по себе обретение Алиевым российской ксивы, не в состоянии воспрепятствовать ему играть за нашу сборную. Украина как государство должна проявить активность в отказе Алиеву в праве на гражданство, либо проблемы должны быть со стороны России.
    Россия- не Бельгия и не Сербия, позицию клуба внятно озвучил Сёмин.
    Это третье.
    Конфликтов в сборной у Саши не наблюдалось, желания не играть за Украину он ни разу не высказывал.
    Это, пожалуй, четвёртое.
    О его эффективности в составе сборной- автору и остальным хотелось бы напомнить штрафной по воротам сборной Англии на Уэмбли, после которого Шевченко сравнял счёт. Кто его подавал? Уж не дух ли святой? Англия после этого пережила 20 самых неприятных для себя минут во всём отборе, лихорадочно пытаясь забить второй мяч. Увы, им это удалось. Но это уже из другой оперы.
    То есть, это было пятое.

    Вывод- Алиев будет играть в сборной Украины, если Мирон Маркевич сочтёт его вызов в сборную нужным для команды.
    • 0
  • evroremont
    evroremont 17.03.2010 16:01 #
    Есть же умные люди . Спасибо за пост .
    • 0
  • Brut
    Brut 17.03.2010 16:33 #
    надеюсь не сочтет..! роскошь не роскошь, уважать себя нужно и страну, я о нас с вами а не кочевнике каком то,..
    а Калина вырос в глазах однозначно)!
    • 0
  • evroremont
    evroremont 17.03.2010 16:43 #
    Та да , использованные кондомы от Годуляна , можешь приобрести у своего нового кумира . ) Привет семье . ))))
    • 0
  • Brut
    Brut 17.03.2010 18:30 #
    однако мало чего в разумел, семья ? а ты кто строитель:)?
    • 0
  • A.S.
    A.S. 17.03.2010 18:31 #
    Brut 100%
    • 0
  • supertramp
    supertramp 17.03.2010 18:43 #
    А компот ?
    • 0
  • Brut
    Brut 17.03.2010 18:55 #
    руки по мой сначала)
    • 0
  • supertramp
    supertramp 17.03.2010 19:22 #
    Марек , я ж для тебя стараюсь стервеца . )
    • 0
  • Brut
    Brut 17.03.2010 20:05 #
    Вальдык я уж сам как то)
    • 0
  • supertramp
    supertramp 17.03.2010 20:21 #
    Считаю до пяти. Да или нет?.. Раз...
    • 0
  • Brut
    Brut 17.03.2010 22:35 #
    ты с адин) попробуй начать!
    • 0
  • Matej
    Matej 19.03.2010 01:56 #
    В основном согласен, вот только ситуация с Дишленковечем и Алиевым - совершенно разные по сути.
    Есть большое подозрение, что Д. отказался от своего гражданства, поэтому там для него никакой сб. уже и не пахнет.
    А у А. гражданства при себе, даже 2 :)))

    Думаю ещё, что не вызовет Мирон Маркевич Алиева в сборную.
    Даже если и подумывал, то сейчас (после поднявшегося шума) точно не станет.
    • 0
  • iharbar
    iharbar 17.03.2010 15:35 #
    Якщо в ньго буде рос.паспорт я би не визивав його в збірну.
    З нього і так толку було не багато. А так взагалі буде не приємна історія.
    • 0
  • Garrok
    Garrok 17.03.2010 13:41 #
    Справа в тому, що є юридичне громадянство, а є - спортивне. Прикладів багато. Той же Одемвінгіє з Локомотива, у який народився в Узбекистані, тренувався в ЦСКА , а грає він за Нігерію. Тут казус в тому, що москалі пропонували у визначенні статусу футбольного легіонера винайти "велосипед з квадратними колесами" - якщо хочеш вважатися ісконним москалем - відмовляйся від гри за свою збірну. При цьому треба було б підписати якийсь папірець з відмовою. Судячи за все після дискусій з УЄФА це поки що не прокатило. Але поки що. А щодо Алієва, то пора вже про нього потроху забувати. Не вартий він такої уваги до себе.
    • 0
  • sgn33
    sgn33 17.03.2010 13:11 #
    Но я бы предложил обратить внимание на другую ключевую фразу: «ес­ли последует ходатайство». Очень хочется верить, что буду­щие соперники сборной Украи­ны не будут пользоваться заку­лисными способами,переписы­вая спортивную историю в каби­нетах юристов, и в глубину ще­котливого вопроса о двойных стандартах копать не будут

    Три ха-ха, Миша, да у нас в стране найдется немалое кол-во людей, которое это самое ходатайство и напишут, надоел этот Алиев, прямо ключевой игрок сборной Украины, а если внимательно присмотреться, то в сборной просто ноль без палки!
    • 0
  • Matej
    Matej 19.03.2010 01:50 #
    Про "ходатайство" мистер СПИВАКОВСКИЙ вообще какой-то нелепый бред написал...
    Даже если кто-то гипотетически подаст ходатайство президенту - пока оно рассматривается Алиев остаётся ГРАЖДАНИНОМ УКРАИНЫ.

    А когда президент подпишет указа о лишении Алиева гражданства - это не станет сюрпризом ни для него, ни для ФФУ, т.е. Алиева без укр. гражданства уже никто вызывать в сб. не будет.

    Так что "будущие соперники сборной Украины" могут отдыхать, нишиша они не высосут из этой ситуации.
    • 0
  • Ded
    Ded 17.03.2010 13:08 #
    В Израиле не менее 400 тысяч громадян Украины живут с двумя гражданствами, и об Украинском вспоминают только для того, чтобы за визу к родственикам и друзьям в Украине не платить. А так пользуются всеми благами свободного мира. Кому помешает, если Алиева сочтут возможным привлечь в сборную новые тренеры? Некоторым горе-болелам как Брут? ,Так усрутся и подотрутся.
    • 0
  • A.S.
    A.S. 17.03.2010 18:28 #
    Ded -Паспорт-это документ подтверждающий твои законные отношения с Родиной,а если у человека две родины-у него нет ни одной!Почему наша сборная должна пользоваться услугами чужеземцев?И какой патриотизм будет у этого хлопчика выступающего за чужую страну?
    • 0
  • Alexdk
    Alexdk 17.03.2010 21:14 #
    Паспорт - это отношения к правам. Больше паспортов - больше прав. Смотри ВЫШЕ. Для всех умников написал.
    • 0
  • Matej
    Matej 19.03.2010 01:43 #
    Паспорт - это документ, подтверждающий твои законные отношения со страной твоего рождения/проживания/и т.п.
    Является ли эта страна одновременно и Родиной человека - решать ТОЛЬКО ЕМУ САМОМУ.

    Если так переживаете за 2 паспорта - начните с того, чтобы заставить депутатов законодательно "позакрывать" лазейки в законах о гражданстве (которые они сами для себя и пооставляли).

    Алиев только пользуется ЗАКОННОЙ (на данный момент) лазейкой - that is.
    • 0
  • Vla_d
    Vla_d 17.03.2010 13:05 #
    Shurik сколько можно о нем уже писать ? Пусть пишут в России, а у нас и своих игроков немало о ком можно написать.
    • 0
  • Brut
    Brut 17.03.2010 12:58 #
    да успокойтесь х..с ним с этим дауненком маленьким, не кто его в сборную приглашать не будет, у Маркевича я уверен будет свой аутентичный погляд)
    • 0
  • Grenka
    Grenka 17.03.2010 12:51 #
    ++++++++++++++++
    • 0
  • Funt
    Funt 17.03.2010 12:46 #
    Надоел этот Алиев хуже горькой редьки! Не хочет играть в сборной - скатертью дорога. Только возни из-за него не хватало!
    • 0
  • ProFFesor
    ProFFesor 17.03.2010 12:14 #
    Я не знаю, чи є в російському законодавстві така обов'язкова умова (як, наприклад, в українському), що при отриманні громадянства необхідно відмовитися від громадянства іншої країни. Якщо росіяни визнають подвійне громадянство, то питань немає - формально Алієв може грати за збірну України (адже він не відмовлявся від громадянства нашої держави).
    ПіСі. Одне турбує. Згідно військової доктрини РФ, російська армія може бути використана президентом РФ за кордоном для захисту прав російських громадян. Уявіть: матч Україна - Ізраїль. Сашу б'ють по ногах, порушуючи право громадянина РФ. То чи не буде на трибунах цього матчу якогось російського десанту? (пишу для всіх - це ЖАРТ)
    • 0
  • Alexdk
    Alexdk 17.03.2010 20:22 #
    Давайте сразу некоторые бредовые посылы уберем из обсуждения.
    1. Чтобы служить в ВС России недостаточно иметь паспорт РФ. Для этого нужно еще и жить там. Даже граждане РФ, имеющие ЕДИНСТВЕННОЕ гражданство, но не проживающие на территории РФ постоянно, НЕ имеют права служить в ее ВС.
    2. Украина подписала европейскую Конвенцию о множественности гражданства (именно так правильно, а не "двойное". ведь может быть и три, и семь..). Практически все страны Европы подписали эту конвенцию. Цель: взаимопроникновение культур, облегчение передвижения и т.д. - т.е. - БОЛЬШЕ СВОБОДЫ.
    3. Сравните списки стран, которые разрешают двойное гр-во и те, которые его запрещают, ооочень не полные, просто примеры:
    разрешают - Австралия, Германия, США, Канада, Панама, Израиль, РФ, Бельгия, Голландия, Люксембург.....
    запрещают - Бирма, Кения, Северная Корея, Нигерия, Пакистан, Зимбабве, Украина и т.д....

    так что меньше нужно 3,14здеть, господа, типа, патриоты.
    Поможет ему второй паспорт? Ну, Бог в помощь! Главное, чтоб это не было попыткой хирурга помочь танцору.
    • 0
  • Matej
    Matej 19.03.2010 01:38 #
    Cо многим согласен, резонно.
    Но и на патриотов не нужно наезжать :) обидятся :)
    • 0
  • grigorenko
    grigorenko 17.03.2010 21:34 #
    По закону России - гражданин России имеет право быть гражданином другой страны. При этом, это не снимает с гражданина никаких обязательств перед государством.
    • 0
  • Doomsday
    Doomsday 17.03.2010 12:10 #
    Спиваковский в нашей стране запел про совесть ) .
    Чого ти скубеш потилицю, Міша? Расскажи про совесть президентов и вершителей судеб нашей страны .
    • 0
Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста.

Новости футбола

RSS
Loading... Все новости футбола →