Загруженное изображениеКиевлянин Алексей Михайличенко неплохо потрудился на футбольном поле, собрав коллекцию золотых медалей сразу трех престижных национальных чемпионатов, став триумфатором Олимпийских игр, серебряным призером чемпионата Европы-1988… А завершив карьеру, решил вкусить тренерского хлебушка.

Ассистировал Валерию Лобановскому в «Динамо», затем, после смерти мэтра, возглавил команду, дважды приведя ее к чемпионскому титулу, результативно поработал с «молодежкой» (второе место на Евро-2006), а накануне квалификации ЧМ-2010 принял национальную сборную Украины. Осенью прошлого года «сине-желтые» под руководством Алексея Александровича одержали историческую победу — над Англией. Но тренерская судьба непредсказуема — в стыковых матчах за путевку в ЮАР подопечные Михайличенко уступили грекам, и вот уже полгода как тренер без работы.

«Роль жертвы — не для меня»

— Алексей Александрович, вы ведь даже после проигранного грекам поединка в Донецке заявили, что готовы дальше возглавлять сборную.

— А что, мне нужно было сразу заявить: все, я ухожу?! Это было бы проще всего — сыграть роль жертвы, чтобы тебя все жалели. Приняв сборную, я начал строить новую команду. Этот процесс еще не был завершен, но результат, по большому счету, был. Поэтому я не ушел. Меня сняли. Хотя тот же Славен Билич остался на своем посту, несмотря на то, что Хорватия даже в плей-офф не попала. В России Гуса Хиддинка тоже просили остаться. У нас же, наверное, решения принимают больше на эмоциях. Правильное это было решение или нет, жизнь покажет. Мне же остается помнить изречение одного из коллег: если ты приступил к новой работе, твой чемодан всегда должен стоять собранным возле двери.

— Второе место в такой отборочной группе — это был потолок вашей сборной?

— По моему мнению, здесь не нужно говорить о втором месте. Нужно говорить о позиции, которая позволяла продолжить борьбу за путевку в ЮАР. Конечно, первое место намного лучше. Но сказать, что мы были сильнее Англии, как-то не поворачивается язык. Мы лепили свою команду по ходу турнира. У нас, наверное, ни разу полностью не повторился состав на игру. Не потому, что мы что-то хотели изменить, просто все время находились в поиске. Да, на определение состава влияла тактика на предстоящую игру, уровень соперника. Но в основном мы старались создать команду.

— Вы первый тренер сборной Украины, который сумел обыграть сборную топ-уровня. Победа над Англией — повод для гордости?

— Приятно, конечно. Но в тот момент куда приятнее было, что благодаря этой победе мы заняли второе место. Да и обыграли англичан мы по делу. А все разговоры о том, что лишенные мотивации британцы приедут в Украину отбывать номер, просто бред. Отголоски нашего менталитета. Игра ведь была настоящей — боевой и динамичной. И штурм, который англичане устроили на последних минутах, — лишнее свидетельство их характера. Вот, кстати, принципиальное отличие между нами и ими — мы бы, решив все свои задачи, могли выйти и сыграть в последней игре спустя рукава. А они так просто не умеют.

— За кого болели на чемпионате мира?

— Ни за кого. Просто хотел почерпнуть из поединков этого турнира что-то для себя. Смотреть матчи ЧМ-2010 мне было очень больно. Я отказался ехать в ЮАР, хотя друзья приглашали слетать в Южную Африку. Сказал, что должен был там быть с командой, а один туда отправиться не могу.

Самое тяжелое упражнение Лобановского

— Считалось, что в «Динамо» Лобановского для футболистов год идет за три. Вы с такой постановкой вопроса согласитесь?

— Самое главное, что у Лобановского год шел за «золото». Потому что команды, которые тренировал Валерий Васильевич, не только ставили перед собой самые высокие цели — они их добивались. Да, у Лобановского была не физкультура, а тяжелейшая физическая работа. Но тот, кто хочет, чтобы было легко, чаще борется за выживание.

— Обладатель «Золотого мяча»-1986 Игорь Беланов как-то сказал, что футболисту дается шесть сезонов, которые он может провести на пике…

— Думаю, что, например, Олег Блохин с этим утверждением не согласился бы — потому что он провел на пике 15 сезонов. Мне кажется, у каждого игрока своя футбольная судьба. Кто-то за год оставляет такой яркий след, что его потом очень долго не могут забыть.

— Еще один ваш легендарный партнер по киевскому «Динамо» и сборной СССР, Владимир Бессонов, как-то сказал, что водки выпил больше, чем журналисты съели борща. Нынешний наставник «Днепра» был вне конкуренции среди вас в этом плане?

— Бессонов не является автором этого крылатого выражения. Он просто его использовал. Ангелов в «Динамо» не было. Мы не только умели работать, но могли и хорошо расслабиться. Только напропалую никто не пил. Нюансы, конечно, возникали разные, от этого никуда не денешься. Рестораны были только в гостиницах. И обычно на утро Валерий Васильевич Лобановский знал, где и как мы расслаблялись — надсмотрщиков тогда хватало. В таких условиях особо разгуляться мы не могли. Да и времени, чтобы привести себя в порядок после какого-то застолья, хватало, ибо на базу нас увозили за два дня до игры, а неженатых и вовсе за трое суток.

— Какое было самое тяжелое упражнение у Лобановского?

— Когда мы играли на полполя в квадрат — один в один, в одно касание, обратной передачи нет. Ты персонально отвечаешь за своего игрока, должен за ним бегать как привязанный. Это тяжело. Зато благодаря таким упражнениям в «Динамо» появлялись индивидуально сильные и прекрасно оснащенные технически футболисты. Сейчас в современном футболе очень плотный график матчей, приходится играть чуть ли не каждый третий день. При таком сумасшедшем ритме речь о тренировочном процессе не идет. Мне кажется, что в некоторых моментах этo потеря. Потому что качества, которые есть у того или иного исполнителя, нужно не только поддерживать, но и развивать.

— Вспомните самый смешной разбор игры у Валерия Васильевича.

— Смешных разборов не было никогда, даже в самых удачных матчах тренер находил какие-то наши ошибки и огрехи. Мне запомнился эпизод, когда мы были в Голландии, готовились к матчу с «Утрехтом». Просматривали свою последнюю игру. Тогда игры записывались на кассету с телевизора. Для нас поединок получился откровенно неважным. Лобановский долго молчал, но затем не выдержал и спросил: «Ну вот сколько мы сыграли?» Как раз в этот момент на видеозаписи отчетливо раздался голос диктора на стадионе: «Идет 30-я минута матча». Мы смеялись несколько минут.

«Деньги память не заменят»

— Кто из игроков «Динамо» боялся летать в самолетах?

— Виктор Чанов и я. Помню, как-то летели на АН-24 в Ланчхути, попали в грозу. Как начало трясти, бросало из стороны в сторону. Было жутко. Мы как с Витей взялись за полки, так с ними и вышли.

— Сейчас летать не боитесь?

— Еще больше боюсь. В этом плане сказочными были пять сезонов, проведенных в «Рейнджерс» — самый дальний выезд покрывался клубным автобусом за полтора часа. За год там у меня случалось всего пару перелетов. Затем, когда вернулся в Киев и стал работать в «Динамо», вновь пришлось полетать на АН-24. Я садился рядом с Лобановским. Валерий Васильевич, глядя на меня, шутил: «Что, жалко терять то, что наработал?». Намекал на то, что у меня был хороший контракт в «Глазго Рейнджерс».

— Вы играли в Глазго, но дом купили в Лондоне. В Шотландии жить не понравилось?

— Покупка дома не была спонтанным решением. Шотландия — уникальная страна. Но Лондон есть Лондон. По своему размаху он все-таки затмевает и Глазго, и Эдинбург. Я помню многочисленные уик-энды, которые с семьей проводил в столице Великобритании. Когда выступал за «Рейнджерс», у меня было много свободного времени. Два-три выходных дня мы с семьей традиционно старались провести в Лондоне. Плюс туда удобно добираться — есть прямые авиарейсы Киев — Лондон. В Шотландии же хорошо встречать старость.

— Один из самых известных шотландцев, киноактер Шон Коннери, 25 августа встретит свой 80-летний юбилей. Но живет Шон не в родном Эдинбурге, а преимущественно на своей вилле в испанской Марбелье. Коннери говорит, что переедет жить в Шотландию только тогда, когда она станет полностью независимой от Великобритании. Вы за пять лет карьеры в «Рейнджерс» прочувствовали националистические взгляды соотечественников Шона?

— Не могу сказать, что это противостояние носило ярко выраженный враждебный характер. Тем более, в нашей команде тогда бегало немало англичан. Но какие-то проявления были — надписи на заборах, лозунги. Шотландцы — свободолюбивая нация, которая отличается от англичан не только диалектом. Мне это даже в чем-то напоминает различия между русскими и украинцами — в характерах, в поведении, во взглядах на те или иные вещи.

— Олега Саленко жизненная ситуация заставила накануне мундиаля заняться продажей «Золотой бутсы», которую он получил как лучший бомбардир чемпионата мира-1994. У вас не возникало мыслей продать свою золотую олимпийскую медаль?

— Слава богу, меня такая жизненная ситуация миновала. Я считаю, что никакие деньги не заменят память, которая останется моим детям, внукам и правнукам.

— Ну, о правнуках вам еще рано думать. Поди, серьезно настроены вернуться к тренерской работе. За минувшие месяцы у вас были какие-то предложения?

— Были. Но ни одно из них меня не устроило. Потому что для меня главное — не только размер заработной платы, но и задачи, которые ставит перед собой команда.

Константин Мальцев

Комментарии (0)

  • altvit
    altvit 05.08.2010 14:07 #
    Михайличенко- выдающийся, в масштабах СНГ игрок, но тренировать ему можно было попробовать и сделать правильный вывод- не мое это дело. Его как назначили в сборную, сразу было ясно, что сборной гаплык. Уровень нашего чемпионата был (сейчас что-то меняется) низок еще 6 лет назад и игроков, в связи с этим, сильных было очень мало, и, при этом Блохин пообещал выйти в финальную часть с первого места. Нахал, но он это сделал и в чемпионате вошел в восьмерку, хотя без везения здесь не обошлось, но везет сильным. И чего его сняли со сборной?-вопрос к "Суркисам". А Михайличенко, при всей слабости команды, игрока, который в бундеслиге вытянул Герту, если мне память не изменяет, в призеры или что-то рядом, не ставит в основу на игры, а ставит совсем бесперспективного Ярмоленко.
    Ну нельзя его ставить на Волынь, там Кварцяный РАБОТАЕТ, в Кр.Роге Максимов способный и т.д. Не надо портить себе репутацию выдающегося игрока, надо выводы делать во-время.
    • 0
  • florin
    florin 04.08.2010 17:20 #
    Мне Миха очень импонирует как тренер, зря его выгнали из сборной, он получше Маркевича, на мой взгляд. За два года работы он провалил только игру с греками, так стоит ли увольнять человека, который давал результат, да и смену поколений начал проводить, активно привлекая молодежь?
    Удачи Вам, Алексей Александрович! Надеюсь увидеть Вас на тренерской скамье Динамо в ближайшее время, так как терпеть газзаева уже давно не могу.
    • 0
  • crepdeshin
    crepdeshin 04.08.2010 16:06 #
    Да, Лёсик, нужно было уходить.
    И не потому, что проиграл грекам. Игра сборной вызывала тотальное отвращение - поэтому.
    А ты ничего не понял, жертва ты наша.
    • 0
  • pup
    pup 04.08.2010 11:53 #
    Никто и не спорит с тем,что это была команда Лобановского.Но по крайней мере он смог удержать команду на том
    уровне на котором её получил.При том,что он только начинал свою тренерскую карьеру,этот результат уже можно было
    считать не плохим.Тогда Михайличенко мне виделся тренером перспективным.Как раз ему то и нужно было давать
    время поработать с командой.Три-четыре года ситуацию бы прояснили.И тогда можно было-бы адекватнее судить
    о его квалификации.Как показала практика,при этом мы ничего бы не потеряли.
    • 0
  • dormachin
    dormachin 04.08.2010 10:34 #
    Михайличенко принял команду, которую сделал ВВЛ и выиграл 2 ЧУкра на багаже Мэтра. А сам, как тренер, не ахти. ИМХО
    • 0
  • ASSA-D56
    ASSA-D56 04.08.2010 09:23 #
    Не портібен. А ні ДК, а ні збірній.
    Не зовсім адекватний. По сьогодніщній день вважає, що він в усьому правий, кругом всі придурки, його просто не оцінили і ще прийдуть до нього з поклоном. 100відсоткова позиція ображеного хлопчика.
    Нехай бере гуртом з колегами Чорноморець. Або Ниву Вінницьку, або Десну.
    • 0
  • YARY
    YARY 04.08.2010 08:40 #
    Надо же, наконец оценили! Наконец вспомнили о заслугах!
    Как же быстро меняются вкусы и привязанности у болельщиков!
    • 0
  • bill_brestlitovsky
    bill_brestlitovsky 04.08.2010 04:37 #
    Я согласен с предыдущими высказываниями:при Михайличнеко - Динамо было сильной командой!
    Был роковой фактор последних минут.Психологическая проблема,которую можно было преодолеть.
    Но и в чемпионате, и в Европе, команда играла сильно.Не помню чтобы после Михайличенко Динамо
    играло сильнее.Только при Газзаеве в прошлом сезоне ДК сыграло достойно в Лиге.Не хватило концентрации
    чуть-чуть и опыта некоторым игрокам.Плюс, отдельные индивидуальные ошибки игроков (не будем
    говорить кто - все помнят) перечеркнули все надежды.Таких серьезных ошибок на таком уровне не прощают.
    Впрочем,это тоже тренерская головная боль.А Алексею Александровичу однозначно надо было дать
    работать в Динамо дальше.С таким помощником,как Демьяненко,они создали бы очень сильную
    динамовскую команду.Впрочем, кому-то может нравится определенный стиль больше другого.
    Мне,например,нравится Динамо,в котором играют представители Отечественной школы
    (реально талантливые и реально желающие играть в динамовский футбол).Это даже не
    чувство патриотизма.Я получаю от этого реальное футбольное эстетическое удовольствие,
    как болельщик.Мне этот футбол нравится.Я его считаю одним из ведущих в мире,наряду
    с самими великими командами,имеющими свое лицо.Ненадо никого копировать.Надо
    лишь адаптировать какие-то тенденции.Учиться,перелагая на свою почву.Мне представляется,
    что разумнее потратить хорошие средства на несколько подлинных звезд-легионеров
    в "детородном возрасте". :-))) Может я чего не понимаю, но,по-моему,и с точки зрения
    нормального цивилизованного бизнеса продажа своих представителей за рубеж,
    за звонкие пиастры, - повыгоднее будет, при условии нормальной подготовки новых
    кадров и успеха команды.Но, этот успех за один год не строится.Не строится и за два.
    Слишком долго разрушали.Я не президентов команды имею ввиду.Они то как раз делали
    все возможное, чтобы сохранить команду,которая не развалилась, в отличии от того
    же СМ.Но, постулат "болельщики" хотят успеха каждый год - давайте безличь легионеров,
    мне кажется глубоко устаревшим.Могу сказать о себе, что меня подобное никак не радует.
    Заставляет только футбольно сожалеть.В Динамо есть практически все, пока есть, чтобы
    сломать эту тенденцию и вернуться к старым-новым большим футбольным временам.
    Успехов.Здесь нельзя мелко истерить насчет того, что "Шахтер" может выиграть несколько чемпионатов.
    Это все ерунда.Команда не за день строится.Если бы можно было гипотетически добавить тогда
    в тренерский состав Блохина, то создается впечатление - команда европесйкого класса состоялась
    бы.На подходе уже и молодое тренерское поколение.Не стоило так огульно хаить свое динамовское
    наследие и разбрасяваться кадрами.Опыт показывает, что и с приглашенными тренерами надо
    терпение.Еще не факт что у них действительно выйдет, и что они этого реально захотят.
    Допустим, глубокоуважаемый Юрий Павлович не захотел.И не пдонимется рука упрекнуть.
    "Локомотив" - его Родина.ДК таковой не стало.Жаль футбол давным-давно используют,как политическую коньюктуру.
    Гоняясь за этими призраками,в Киеве не добавляют себе спортивных результатов и удовольствия.Этого ненадо делать.В Киеве всегда и так был настоящий футбол.Все должно быть в меру,чтобы не навредить своей аутентичной школе, а лишь развивать.А то, что Динамо лучший клуб Украины - мы и так знаем! :-)))
    • 0
  • bill_brestlitovsky
    комментарий удален
  • uauaua
    uauaua 04.08.2010 02:09 #
    Его проблема - неумение говорить, заводить, мотивировать. Сборная - не его. Помните ничью с Беларусами в Минске? Что он сказал тогда после той бледой игры? "Ребята, постойте! Да, мы не выигрываем у Белорусов. Но мы и НЕ ПРОИГРЫВАЕМ им". Нашей сборной нужен эдакой Блохин за настроем и подходом к делу, и хороший тактик на вроде Калитвинцева.
    • 0
  • pup
    pup 04.08.2010 01:37 #
    Просто его проблема на то время-это недостаток опыта.Но дело это наживное. И если бы Суркисы его не трогали,
    то за эти годы,я так думаю,мы бы уже хоть раз да вышли из группы.Теперь же имеем полностью разрушенную
    команду.Через пару месяцев функционалка у ребят подсядет,и вся эта разруха вылезет наружу.Тогда надеятся
    придется только на фарт-как в последнем матче с Интером,где продули только 1-2 ,хотя по делу,должны были
    лететь где-то со счётом 1-5.
    • 0
  • emilio
    emilio 04.08.2010 00:27 #
    Многоратный чемпион Шотландии и , конечно, СССР, а не Украины. Сорри, ошибся.
    • 0
  • RealPVol
    RealPVol 04.08.2010 00:26 #
    Ситуація аналогічна, як у Віталія Кличка. Поки чудак чемпіон, він кумир. Але коли він же починає займатися невластивою для себе роботою, результат - як у лоха.
    Вніманіє, вопрос: нафіга псути собі ім'я, невже все вимірюється у грошах?
    • 0
  • emilio
    emilio 04.08.2010 00:00 #
    Он был одним из лучших (если не лучшим) полузащитников мира в свое время. Уникальный футболист с невероятным диапазоном: от центрального зашитника до форварда последнего касания. Мог ирать плэймэйкером, отдающим пасы на 50 -70метров. Обладал своебразным дриблингом, позволявшим обыграть на входе в штрафную 3-4 человек. От Владивостока до Вены , за последние 30 лет сравнтиться с ним в игре головой может только великий Шева. Чемпион олимпийских игр, вице -чемпион Европы, чемпион Италии, многократный чемпион Шотландии и Украины. Легенда шотландского и украинского футболов.

    Лесик мы тебя помним, благодарим тебя и гордимся тобой!
    • 0
  • bravery
    bravery 03.08.2010 23:21 #
    Согласен, что игра при Михе была очень хорошего уровня, гораздо лучше чем с Демьяненко у которого кредит доверия был просто немеряный. Не везло и все. А кто кроме Сабо, не считая ВВЛ, может похвастаться такими результатами как у Михайличенко 0-0/2-0 с Фейенордом, 2-0 с Ньюкаслом, 2-0 с Локомотивом, 2-1 с Арсеналом, теже 1-2/ 1-1 с Интером с ошибками судей + 4 победы в 4 матчах последней квалификации ЛЧ (до 04 года, конечно) ?
    • 0
  • ololo42
    ololo42 03.08.2010 20:59 #
    Хороший тренер, с украинским паспортом лучше, пожалуй, и нет. Результаты Динамо при нём - сёминско-газзаевского уровня. Только невезучий очень - хамское судейство с Ньюкаслом и Локо, последние минуты с Интером, греки...
    • 0
  • YARY
    YARY 04.08.2010 08:36 #
    Мичурин? Как это вам удалось скрестить Сёмина с Газзаевым? )))
    • 0
  • pup
    pup 03.08.2010 20:32 #
    Да.И самое интересное,что при всех последующих тренерах,игра команды выглядела хуже,а в некоторых случаях,
    и значительно хуже той,которая была при Михайличенко.
    • 0
  • sowin
    sowin 03.08.2010 20:12 #
    Лично мое мнение-хороший тренер. И Динамо было сильное при нем.Интеру поосто повезло в конце матча.
    • 0
  • amodyn
    amodyn 03.08.2010 19:05 #
    Зачем его убрали из Динамо?
    Воистину кого Б-г хочет наказать лишает разума,
    так и маемся с 2004 года.
    Что много заработал през_идент
    на Родольфо и Нани,
    которых заставил выпустить с Трабзонспором?
    • 0
  • kolovorot
    комментарий удален
  • kolovorot
    комментарий удален
  • kolovorot
    комментарий удален
Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста.

Новости футбола

RSS
Loading... Все новости футбола →