Загруженное изображениеШкола киевского «Динамо» и в советские времена была одной из сильнейших в стране, а сейчас, в независимой Украине, и вовсе почти не имеет конкурентов. О том, как построена работа в Киеве, рассказал старший тренер динамовской команды 1995 года рождения.

— Не могли бы вы для начала в общих чертах обрисовать работу вашей школы?

— Если раньше тренер набирал себе группу и вел ее девять-десять лет, то сейчас мы перестроились, и все учащиеся разделены на четыре большие группы. В группу набора дети приходят в возрасте шести-семи лет и занимаются три года. Затем идут две промежуточные группы, по два года в каждой, а затем академическая — для трех старших возрастов. Сейчас это ребята 1995, 1994 и 1993 годов рождения. По новой системе мы работаем уже четвертый сезон. Есть у нее и плюсы, и минусы. Все-таки тяжело полностью перенять все, что делают в школах «Аякса» и ПСВ. Там видение футбола немножко другое. Там дети сначала просто играют в футбол, а у нас заинтересованы в том, чтобы быстрее появлялись собственные воспитанники. Так что мы постарались найти некую середину между «Аяксом», чью школу взяли за основу, и нашей, динамовской школой. В чем-то мы берем пример с «Милана», тем более что там играл Андрей Шевченко и работал Резо Чохонелидзе, и они могут что-то подсказать. У нас появляются тренеры по технической подготовке, как в Милане, появляются тренеры по физподготовке, которые занимаются развитием у детей физических данных. Посмотрим, какие все это принесет плоды. Сейчас в основном составе «Динамо» играют Гармаш, Зозуля, Кравец, вратарь Бойко — это всё наши воспитанники. Значит, школа работает не зря.

— Сколько тренеров работает с каждой командой?

— В академической группе у каждой команды в тренерском штабе пять человек: старший тренер, его помощник, врач, массажист и администратор. Есть еще отдельный тренер по вратарям, который занимается со всеми голкиперами из группы. Такие тренеры есть и в младших группах. У нас работают Геннадий Тарасюк, Евгений Рудаков, недавно пришел Вячеслав Кернозенко. Есть тренер по аэробике, который занимается акробатикой, координацией.

— Сколько раз в неделю проходят занятия в школе?

— Малыши начинают с трех тренировок. Причем не только футбольных, поскольку у ребят должно быть и общее развитие. Есть, например, занятия по плаванию. У детей постарше четыре тренировки в неделю, а в академической группе пять. Шестой день — это игра. И один день выходной. Для ребят проводятся экскурсии, их водят в кино. Если мы зациклим их на футболе, это будут роботы, а не футболисты.

Занятия трех младших групп проводятся на базе «Динамо» в Конча-Заспе, а для академии построен отдельный комплекс прямо в Киеве. Но вокруг нас — парк, природа. Там ребята живут, питаются, рядом находится общеобразовательная школа. Мы специально не стали приглашать учителей приходить в академию, потому что хотим, чтобы дети общались со своими сверстниками в школе, но у нас там есть свои спецклассы. Помимо учащихся академических групп, мы берем на проживание и наиболее перспективных мальчиков младших возрастов. Сейчас, например, принимаем уже ребят 1998 года рождения. Вообще живут у нас только дети из других регионов — киевских мы стараемся не отрывать от семей.

У нас два больших поля для занятий, одно из них синтетическое — новое покрытие уложили буквально месяц назад. Есть площадка поменьше, тренажерный зал, восстановительный центр, небольшой бассейн. Если нужно, вывозим ребят в большой бассейн поплавать. Младшие, как я сказал, работают в Конча-Заспе. Там есть еще одно синтетическое поле, есть манеж. Детей привозит и увозит автобус от метро. Зимой для занятий арендуются спортзалы. А к нам в академию они приезжают поработать, если поля в какое-то время не заняты академическими группами.

— В России ребят в академии, подобные вашим, тоже собирают из разных регионов. Но никаких компенсаций их прежним школам не выплачивают...

— Наша селекционная группа отслеживает ребят по всей Украине. А среди игроков 1994 года рождения есть даже приезжие из ближнего зарубежья, в том числе из России — есть один мальчик из Дагестана. А что касается компенсации, то в Украине есть такое правило: если мы взяли игрока не младше 12 лет из другой команды, то за его подготовку мы должны заплатить. С 12 до 15 лет — 15 тысяч гривен в год, это примерно две тысячи долларов. А с 15 лет — две с половиной тысячи долларов. Тем самым мы как бы благодарим школы и тренеров, занимавшихся с ребятами до нас, чтобы они знали, что работали не зря.

— А если парень позанимался у вас год-два, а затем вернулся в прежнюю школу?

— Это не отменяет компенсацию. А вот если мы кого-то из своих ребят — если они не прогрессируют, например, — отдаем в другие клубы, то мы компенсацию не берем. Но если ими впоследствии заинтересуются какие-либо команды, то чтобы заявить этих игроков, они должны будут нам заплатить за подготовку.

— Это так называемый механизм солидарности?

— Да. И я считаю, что это правильно.

— Большой ли отсев среди тех, кто приезжает из других регионов?

— Большой. Детей приезжает много. Мы их берем не сразу, а сначала просматриваем — для этого есть специальные подготовительные сборы, назначаются дни для просмотра самых маленьких. Учитывается не только мнение тренера, у которого мальчик будет затем заниматься, но и мнение тренерского совета. Решения принимаются коллегиально.

— Много ли требуется времени, чтобы определить, подходит ли вам игрок?

— В таком возрасте — а я сейчас работаю с пятнадцатилетними — уже видно, насколько парень технически оснащен. Да, он может физически еще быть не очень развитым, но зато обладать мыслью на футбольном поле и хорошо работать с мячом. Приходят иногда мальчики, которые еле на ногах стоят, но мы видим, что головы у них светлые, и есть все, что нужно для футболиста.

— Занимаетесь ли вы с такими ребятами индивидуально?

— У нас есть даже требование — заниматься индивидуально, этому посвящается часть тренировок. Бывают и дополнительные занятия. И я думаю, они идут на пользу: если мальчик хочет — моя задача ему помочь. Бывают ведь и просто фанаты — они приходят к нам, чтобы надеть динамовскую футболку и ходить в ней. Такие люди нам просто не нужны.

— Их легко вычислить?

— Посмотрев на человека, на его отношение к работе, такие вещи сразу увидишь.

— Сколько ребят занимается в группе?

— В команде 16-18 полевых игроков, мы полностью занимаем все поле. Плюс отдельно работают вратари со своим тренером, а к нам присоединяются, когда нам нужно отрабатывать удары по воротам. А мы больше заняты именно полевыми игроками.

— А как построена работа в младших группах?

— Самых маленьких, в группах набора, делят на четыре группы примерно по пятнадцать человек. Но также есть тренеры, которые работают в других клубах, по районам, но при этом работают на киевское «Динамо». Мы помогаем им экипировкой, с методиками. А лучших игроков они затем передают нам. Можно сказать, это наши филиалы. В прежние годы эта система была очень развита, потом все это куда-то ушло, а сейчас мы стараемся это возродить. Ведь Киев большой, и не может ребенок из другого конца города все время ездить. Он будет тренироваться там, где живет, а вот когда подрастет немножко, станет более самостоятельным, тогда вольется в общую группу.

— Большая ли нагрузка на тренеров в вашей школе?

— Я, например, работая с академической группой, почти все время провожу на базе — с утра до вечера. И даже в выходные мы с коллегами по очереди дежурим.

— В каких соревнованиях вы принимаете участие на постоянной основе?

— В чемпионате Киева, который проводится по системе «весна-осень», и чемпионате Украины, по системе «осень-весна».

— В городском первенстве есть еще сильные школы, кроме вашей?

— Например, киевский интернат, который входит в систему «Динамо».

— А не из динамовской системы?

— Много отдельных неплохих команд есть в разных школах. Но есть и школы, которые строят себе стадионы, кладут новые поля и тем самым создают условия для работы. Это и «Смена», и «Арсенал», и ДЮСШ-15. К сожалению, у многих клубов и школ просто не на чем работать. Много стадионов было отдано под застройку — там теперь или теннисные корты, или дома. Сейчас власть у нас поменялась, и можно надеяться, что этот процесс остановится. Но многие стадионы и самобытные команды уже канули в Лету.

— Насколько высок в таком случае уровень чемпионата Киева? И как он организован? Есть ли у вас серьезные конкуренты?

— Он разделен на три лиги. В высшей и первой по десять команд, вторая разбивается на две-три подгруппы. Играют ребята, начиная с десятилетнего возраста. А конкуренцию нам составить очень тяжело — у нас и лучшие условия для работы, и лучший подбор игроков. Но мы ведь еще участвуем в чемпионате Украины, который проводится в четырех старших возрастах. И у меня есть возможность тех, кто в чемпионате страны получает меньше игровой практики, задействовать в городском первенстве.

— Сколько клубов в чемпионате Украины?

— Есть высшая лига, есть первая. Высшая разделена на четыре территориальные группы по десять команд. Играем друг с другом в два круга, дома и на выезде, по две лучшие команды выходят в финальную часть, где младшие два возраста проводят стыковые матчи, а старшие разбиваются на две подгруппы и затем играют полуфиналы и финал. Наша команда 1995 года рождения в своем возрасте выиграла два чемпионата подряд.

— И здесь как раз конкуренция, наверное, есть?

— Сильные школы у «Шахтера», «Металлиста», «Карпат». У них развита инфраструктура, построены стадионы, есть база для проживания. Там очень внимательно относятся к школам и рассчитывают на них в плане подпитки кадрами своих главных команд.

— Одна из больных тем в России — низкая зарплата детских тренеров. А как у вас?

— Смотря с чем сравнивать. Если с Россией, то у нас зарплата, наверное, поменьше. Но есть клубы, которые платят своим тренерам, а есть такие, которые живут за счет денег, собранных с родителей. Большинство так и выживает. За счет родителей покупается и форма. А в «цивилизованных» клубах у тренеров есть ставки, есть премиальные за турнирные успехи, за людей, которых мы подготовили для главной команды и даже для второй. Так что есть к чему стремиться.

Максим Березницкий

Комментарии (37)

  • maximus83
    maximus83 02.09.2010 22:43 #
    pirogel тебе сколько лет??? в 7 лет простой статестический ребенок не думает кому пас отдать, он просто выносит мяч подальше. А этот тренер перед игрой говорит малышам розигриш на 3 либо еще что то, и показует кто где стоит и как двигается. По началу была жо....., спору нет а через год это другие ребята которые на поле уже думают. Они успевают поднять голову и посмотреть кто где!!! Вот так, а ты пишиш. Я стобой не спорю просто привожу факты то что я видел своими глазами.
    • 0
  • NUR
    NUR 02.09.2010 10:07 #
    papakey
    Всегда,пожалуйста!Знаю одно точно,знакомые мои из Дагестана предпочитают,в первую очередь,отвезти своих талантливых детей именно в Академию Коноплёва.Хотя,в дальнейшем будет возможность уже в Каспийском Училище Олимпийского резерва.
    • 0
  • NUR
    NUR 01.09.2010 18:03 #
    papakey ,вот ссылка на их сайт(тут не запрешено давать ссыки?) :- http://www.afbk.ru/
    Не собираюсь ничего рекламировать ,человек поросил и решил подсказать.Наши дети туда ездили на турнир в 2006-м году,кажется, и привезли награды.Тренер и врач команды отозвались очень хорошо.Лично там никогда не побывал.
    • 0
  • papakey
    papakey 01.09.2010 22:59 #
    NUR 01.09.2010 18:03
    Спасибо за ссыль. Сайт неплохой, поизучаю на досуге. Это Шахтёр там.молодую звёздочку, Романа Емельянова, купил. Серьёзно ребята работают.
    • 0
  • NUR
    NUR 31.08.2010 22:51 #
    Dushes- http://nurfootball.info/index.php?option=com_content&view=article&id=20:2010-08-28-11-03-46
    • 0
  • NUR
    NUR 31.08.2010 22:48 #
    Dushes,-сколько лет пацану?Замечательные условия созданы в Егорьевске(Подмосковье)-Училище Олипийского резерва(УОР)"Мастер-Сатурн".Но,в первую очередь набирают граждан России.Самой лучшей считается в России-Академия им.Коноплёва: 445142, РФ, Самарская область, Ставропольский район, пос. Приморский, ул. Советская, 23Б.Телефон: 8 (8482) 72-72-15.Вот-вот должны открыть училище олимпиского резерва в г.Каспийске,возле берега Каспийского моря.
    • 0
  • papakey
    papakey 01.09.2010 15:11 #
    NUR 31.08.2010 22:48
    Позвольте Вас спросить и чем, Академия им.Коноплёва, лучшая в России?
    Кто ещё, кроме Вас, так считает?
    Кто из выпускников играет в топ-командах России или в др.странах?
    Какие места команды разных возрастов занимают в чемпионатах России?
    p.s. Эти вопросы, - не подкол, а из интереса познакомиться с инфраструктурой, менеджментом и т.д.
    Есть или у академии свой сайт.
    • 0
  • vlast87
    vlast87 31.08.2010 22:21 #
    Через спецкласс !
    • 0
  • Polugoevskiy
    Polugoevskiy 31.08.2010 20:35 #
    НЕТ. Перед основой ,многие прошли через интернат!
    • 0
  • Polugoevskiy
    Polugoevskiy 31.08.2010 17:01 #
    Школа киевского «Динамо» и в советские времена была одной из сильнейших...-
    -Ошибочка!!!-Сильнейшим в СССР была не школа ДК,а республиканский спортинтернат.
    Юноши ДК были на много слабее!
    • 0
  • pirogel
    pirogel 31.08.2010 17:10 #
    Согласен. Только,если взять период,например, с 1965 года по 1991,то выяснится,что в основе ДК выпускников ДЮСШ ДК и Республ. интерната было не более10-15 человек,остальные приезжие,установившиеся мастера.
    • 0
  • strelok
    strelok 01.09.2010 14:03 #
    Абсолютно согласен. Посмотрите на ДК 70-80х. Не много там было воспитанников динамовской школы. Блохин, Яремчук, Онищенко, Мунтян. Может кого-то забыл. Даже в Днепре своих воспитанников всегда играло больше. (не беру нынешние времена)
    • 0
  • vlast87
    vlast87 31.08.2010 22:20 #
    Питерская "Смена" тоже имеет хорошую школу.(Правда советских времен...)
    • 0
  • Dushes
    Dushes 31.08.2010 16:28 #
    посоветуйте пож-ста инстранную школу (только не заоблачную по средствам).... не хочу сына отдавать в нашу...
    • 0
  • prutyan
    prutyan 31.08.2010 13:03 #
    Результаты работы ДЮФШ для всех очевидны.
    Так может что-то в консерватории подправить…? (М.Жванецкий)
    • 0
  • pirogel
    pirogel 31.08.2010 13:13 #
    Надо подправлять весь организм.под названием Украина.
    • 0
  • NUR
    NUR 31.08.2010 11:37 #
    Azamens
    Да,точно ужасно,выбирать тех кто быстрее пробежал не только на две .а -на 0,02 секунды.За вот этих 0,02 секунды !!! мой сын не попадал в основную команду,но на замену выходил то же не всегда.За 8 лет занятий сына в Динамо К ни копейки не платил,и не собирался платить.Когда пришёл Сан Саныч, распустил половину ребят,потому что ему нужны были высокие и скоростные.Сын ушёл в другой клуб в Киеве и до 17 лет играл в основе и без замен.Прежде,чем уйти,накопал в интернете телефоны москоских клубов и интересовался.Нигде нет таких требований по скорости,как - в Динамо К.Директор Локоматива мне ответил дословно:-нам главное не скорость,а видение поля игроком,его сообразительность Да,"блатные" были,есть и будут!Может тренер и не хочет с таким ребёнком заниматься, НО ему сверху УКАЗЫВАЮТ,и от этого никуда не денешься.
    Сыну сейчас 18 лет и играет в дубле ПЛ России и ничуть не жалею,что отправил его в Россию.
    • 0
  • pirogel
    pirogel 31.08.2010 12:06 #
    Хм..." высокие и скоростные"!?-что-то "интересное" придумал Сан Саныч....Не повезло бы тогда Месси, всей сборной Испании.кроме пару человек, попади они к "великому" Сан Санычу.
    • 0
  • YARY
    YARY 31.08.2010 14:02 #
    Да, Месси - не физкультурник и не легкоатлет :)))
    • 0
  • vvs05
    vvs05 31.08.2010 10:31 #
    За год через Динамо в среднем проходит до 15тыс дитей, а вДинамо остаются единицы, я не верю что за 15-20мин можно определить в ребёнке будующего хорошего игрока. Да есть дети яркие, но основная масса когда приходят на отбор начинаю волноваться и т.д., ведь им всего 7-10лет! И ещё придите на игру Динамо 96-98г и посмотрите на каких машинах их привозят и тогда очень многое станет понятно, как проходит отбор в Динамо и почему у нас мало хороших молодых играков! А поповоду конкуренции Динамо в первенстве Киева, так её предостаточно, не смотря на купленное судейство (это ж Динамо, оно не может проигрывать!) и Зирка, и Смена, и Атлет, ДЮШ15, да многие детские школы играют на равных с Динамо и часто выигрывают.
    • 0
  • pirogel
    pirogel 31.08.2010 10:54 #
    Все верно. Я сомневаюсь,что сейчас в ДЮСШ ДК найдется сын бухгалтера детского сада и прапорщика( уважаемые родители Шевы). Как сейчас говорят :" В жизни все нормально-хорошая квартира,машина,работа ,да и сына УСТРОИЛ в Динамо."Спросите у любого родителя,сын которого в ДК, сколько у них уходит денег в месяц на это.И даже мальчишка,который туда попал,благодаря таланту.но имеющий родителей среднего достатка,будет сломлен психологически навороченным "новоукраинским ребенком", либо невозможностью родителей оплачивать увлечение сына. Это модно сталов киевской тусовке,когда отпрыск в школе ДК
    • 0
  • Carlos
    Carlos 31.08.2010 11:00 #
    Да ладно выигрывают,знаю играл мой сын против Динамо,сборная Украины в миниатюре,да и тренера по профисиональнее..А с этих команд, выше перечисленные,может только Смена пободатся.............Для Динамо и судей не надо покупать,а вот для простых команд,кто больше заплатит,что бы не убивал игру..........
    • 0
  • pirogel
    pirogel 31.08.2010 11:22 #
    А что Вы имеете ввиду фразой "..сборная Украины в миниатюре...." В смысле так плохо играют или наоборот.
    • 0
  • BessArabkin
    BessArabkin 31.08.2010 02:46 #
    "...
    Приходят иногда мальчики, которые еле на ногах стоят, но мы видим, что головы у них светлые, и есть все, что нужно для футболиста.
    ..."
    - Так что не только физика.
    • 0
  • pirogel
    pirogel 31.08.2010 10:11 #
    Особенно у мальчиков,которые еле на ногах стоят, мамы и папы с тугими кошельками и тугими должностями,конечно будут светлые головы
    • 0
  • JumpeR
    JumpeR 30.08.2010 23:44 #
    Завидую тем ребятам,которые играют за ДК....За Динамо я готов рвать землю на поле.
    Самому 17 лет,мечтаю связать свою жизнь с футболом.
    В 13 лет пошел на лтбор,было все сдорово,но из группы 10 человек отобрали только двоих,которые пробежалт быстрее всех,а я был третий...меня опередили всего на 1-2 секунды...Было печально.
    Надеюсь,что Динамо от этого только выиграло:)
    • 0
  • Azamens
    Azamens 30.08.2010 23:51 #
    Это ужасно,выбирать тех кто быстрее пробежал на две секунды.Так можна и потерять перспективных ребят
    • 0
  • maximus83
    maximus83 30.08.2010 23:33 #
    Azamens а вот я не согласен с тобой, моему сыну 7 лет он ходит в ДЮСШ 15 (Киев) к тренеру у которого старшие в этом году выиграли Киев и тренировочный сбор в Белоруси. Так у него не только физика, там и тактика и техника, уже в этом возрасте. Очень перспективный тренер. Если бы у нас было по больбше таких тренеров и таких же полей как в ДЮСШке через лет 15 мы бы свободно конкурировали с любой европейской страной.
    • 0
  • pirogel
    pirogel 31.08.2010 09:28 #
    Какй тактике надо обучать ребенка в 7 лет? Смотришь иногда на 10-летних,а они играют как взрослые-никакой импровизации. Обучение технике должно производится в матче, а это,грубо говоря, игра в дворовый футбол-полная свобода действия. А обучение техники на отдельном занятии-чепуха- это можно сравнить тренировку боксера без спарринга. И этим мальчикам уже с 7 лет внушается ,что потеря мяча-это преступление, отсюда-быстрей освободиться от мяча,вынести его за пределы поля и т.д.Посмотрите на молодежь ДК,выступающей в основе ДК или других клубах-технарей-то нет-только бегунки и бойцы. Шеве повезло,что попал в ДК позже, играя в дворовый футбол и за команду ЖЭКа, он не потерял свою индивидуальность. А тактике можно обучить уже состоявшего технически футболиста. , т.е. технаря тактике обучишь, а тактика -технике нет.
    • 0
  • YARY
    YARY 31.08.2010 09:43 #
    "технаря тактике обучишь, а тактика -технике нет." ++++
    • 0
  • NUR
    NUR 30.08.2010 23:26 #
    Yury__,система Аякса действует уже,наверное-года 3-4.Помню.когда Алексей Евгеньевич пришёл в Динамо из ФК Киев.Сначала был помощником у Киношенко,потом ему дали выпускной(1988)год,После них опять успел выпустить ребят 1992 года.Спасибо,Дроценко! Побольше-бы таких тренеров Динамо
    • 0
  • Yury__
    Yury__ 30.08.2010 22:53 #
    Когда перестроили на систему Аякса - кто знает.
    • 0
  • alessandro74
    alessandro74 30.08.2010 22:21 #
    100%
    • 0
  • pirogel
    pirogel 30.08.2010 22:35 #
    +++
    • 0
  • YARY
    YARY 31.08.2010 09:39 #
    Azamens
    +1.000.000.000 %
    • 0
  • Azamens
    Azamens 30.08.2010 21:55 #
    Нужно стоить работу с детьми так как это делает школа Аякса,Барсы и ряда других европейских клубов.Их с детства учат игры с мячем,детям ставят индивидуальную технику,а потом уже физику.А у нас в Украине наоборот,с раннего возраста дети мучаются бегая кроссы.Да физика в юношеском футболе играет великую роль,по этому украинские сборные младших годов еще может конкурировать с еврпейскими сборными,именно за счет физики.Но когда украинские игроки вырастают и переходят в взрослый футбол,то их приходиться учить елементарным вещам в технике работы с мячем.
    • 0
  • vvs05
    vvs05 31.08.2010 10:16 #
    100%, Динамо давит в основном физикой, т.к. для них важен результат, любой ценой выиграть первенство Киева! В Германии, Голандии, Дании такого нет, там в первую очередь видят ребёнка и направляют его желание играть в нужное русло, т.е. обучают и подсказывают, потому что цель не выиграть, а воспитать нормального человека, а уж потом вырастить футболиста. Ну и по поводу материальной базы правельно сказано, что очень много стадионов, стадиончиков, футбольных площадок застроили и детворе негде сейчас играть в футбол!
    • 0
Для того, чтобы оставить комментарий, пожалуйста.

Новости футбола

RSS
Loading... Все новости футбола →