Футбол. «Динамо». Детский вопрос

Загруженное изображение
Зайти на чужую территорию вынудил случай. В спортивной школе «Динамо» занимается сын. Малолетка, собственно, — группа 2003 года. Но так целый год он становился мужиком! По ночам, как и положено, — сны про Шеву, днем — на тренировку как на праздник, работа до седьмого пота, сборы в Крыму, ну, и любимый тренер, конечно. Но тут уволили тренера! С этого места, собственно, и началась сия почти детективная история. С родительскими протестами, хамством администрации школы, откровениями педагогов, удивленными глазами высоких клубных функционеров, а также далеко идущими выводами.

Ведь автор, как и все любители «почитать в Сети», давно стала жертвой перманентной медийной дискуссии на актуальную тему: почему плохо играет сборная Украины? Евро же на носу! И вдруг озарило: так, может, не с того бока копаете, уважаемые президенты, главные тренеры, мировые звезды, эксперты и возмущенные болельщики? Может, вот с этой самой детской скамейки (как выяснилось, мало кому интересной и недоходной) и начинается славная (или не очень) история национального футбола? И вообще:

 — как отбирают этих мальчишек в многочисленные клубные школы и академии? (В «Динамо», к примеру, раньше приходили на сезонные просмотры более полутора тысяч ребят, сейчас — 150 от силы);

 — какие там созданы условия для того, чтобы открыть и удержать таланты (в той же ДЮФШ только две базы на весь Киев, поэтому сами дети туда не ходят — их возят няни или машины. Или не возят);

 — тренеры-педагоги какого уровня выращивают будущих блохиных и шевченко? (На матчах детско-юношеской лиги грубость и давление тренеров — обычное для пацанов дело);

 — кто и зачем с детства делает ребят рабами его величества Результата? (Откуда-то ж берутся в 16 лет перегоревшие и сломавшиеся?)

Да много еще о чем пришлось пораскинуть мозгами в ходе этого буквально свалившегося с неба на голову рассле­дования. В любом случае хочу выразить признательность своим многочисленным и разноплановым собеседникам: Игорю Суркису (президенту «Динамо»), Александру Ищенко (недавно назначенному главному тренеру ДЮФШ им. Лобановского), Анатолию Кро­щенко (главному тренеру ДЮФШ с 2002 по 2011 г.), Владимиру Жарикову (замес­тителю директора ДЮФШ по учебной работе), Александру Шпа­кову (старшему тренеру ДЮФШ младшей возрастной группы), Евгению Рудакову (тренеру ДЮФШ по вратарям), Ва­лерию Николаенко (заведующему кафед­рой футбола Национального университета физической культуры и
спорта), Евгению Венгеру (арбитру первой национальной категории) и еще многим-многим родителям и тренерам, знающим детскую футбольную кухню изнутри.

Особая благодарность генеральному директору клуба «Динамо» Резо Чохонелидзе. За откровенность: «Вы выполняете заказ. У вас ничего не получится. Все спортивные медиа пойдут против вас. У вас слишком горячая голова и вы не разбираетесь в футболе. Хорошо подумайте, прежде чем ввязываться в эту историю».

Честно говоря, после этих слов маститого и уважаемого футбольного функционера, одиннадцать лет отвечавшего за селекционную политику в европейском «Милане» (!), я окончательно прозрела. И утвердилась в мысли, что ситуация на первый взгляд банального и ничем не примечательного увольнения одного из тренеров детской школы «Динамо» (по сути сильнейшей в стране) стоит того, чтобы о ней рассказать. И на ее примере таки поискать ответы на вышепоставленные вопросы.

Начнем по порядку.

Об увольнении, системе ротаций и профессиональной этике

Итак, когда Игорь Суркис снял трубку, ему пришлось выслушать примерно следующее: «Игорь Михайлович, надежда только на вас. Новое руководство школы вынудило тренера Вале­рия Шабельникова написать заявление об уходе. Обвинив в том, что он несколько лет назад якобы отчислил из клуба двух перспективных вратарей, которые сейчас играют в «Шахтере» и «Арсенале». Но разве можно принимать такие решения, не разобравшись? Поймите, за плохого тренера не встали бы горой все родители. В этой истории не все так просто (Когда Шабельников прощался с ребятами и родителями, он был подавлен и предельно откровенен. — Авт.)». «Знаете, моя дочь тоже занимается… балетом, и как отец я вас понимаю, — ответил Суркис. — Более того, уверен, что на вашем месте я поступил бы также и боролся. Но, поймите, у нас спортивный клуб, а не кружок по интересам. Все, что я могу вам пообещать, так это выслушать тренера и справедливо разобраться, в чем и кто виноват. И если произошла ошибка, я ее исправлю. И я это обещаю вам не как журналисту уважаемого издания, а просто как человеку».

Скажите, какие могли быть аргументы у вменяемого родителя после таких действительно вызвавших уважение слов президента? Встреча состоялась. Шабельников аргументировал свою позицию. И был услышан. Суркис пригласил нового главного тренера ДЮФШ Александра Ищенко, который, собственно, и принял решение об увольнении, и дал совет: отбросить все амбиции, сесть, еще раз поговорить и принять решение с пользой для школы. (Уточню, что о пользе, которую принес школе тренер Валерий Шабельников, внедривший экспериментальную методику отбора детей и подготовки групп младшего возраста, подняв главную проблему для ДЮФШ, поговорим далее). И здесь опять — зачет Игорю Михайловичу!

Однако на следующий день Ищенко своего решения не изменил. Тренер, отдавший клубу 16 лет жизни и наказанный почему-то аж через три (!) года после якобы совершенного проступка (вратарей отчислили в 2008-м), так и остался за бортом. Где-то в этом самом месте закончились банальные родительские эмоции и началось общение автора с футболом через диктофон.

Итак, два бывших динамовца — Богдан Сарнавский и Ярослав Ставицкий — оказались в числе соперников клуба. Что действительно неприятно. Для «Динамо». (Для украинского футбола в целом — не факт. Но об этом позже). В прошлом году на одном из матчей юношеской лиги турнира Банникова присутствовал Игорь Суркис. В воротах «Шахтера» стоял Ставицкий. Хорошо стоял. Что за вратарь? Наш. Ушел в 2008-м. А в июне 2011-го в финале чемпионата Украины (детско-юношеской лиги) «Динамо» пришлось просить помощи (вратаря) у «Арсенала». Те вредничали. Переговоры вел как раз Ищенко. (На тот момент уже главный тренер ДЮФШ). Потом все-таки одолжили и… Сарнавский был признан лучшим вратарем турнира. В прошлом году динамовская верхушка сожалела о потерях, однако никаких разборок — кто виноват и что делать — тогда почему-то устраивать не стали. В 2011-м решение было принято сразу. Без предупреждений. Да вроде бы и все правильно. «Динамо» в СМИ часто упрекают, что растит себе конкурентов. Но есть нюансы. Поначалу буквально пунктиром о системе подготовки в школе и формировании возрастных групп.

Набор в младшую возрастную группу начинается с семи лет. Каждый тренер ведет две группы три года. Потом передает ребят специалистам средней возрастной группы. Этот прекрасный возраст длится аж четыре года и разбит на два этапа. То есть два года у ребят один наставник, следующие два — другой. С 15 лет юные футболисты попадают уже в академические группы, где обучаются в течение трех лет. Естественно, у другого тренера. (ДЮФШ уже несколько лет работает по голландской системе.) Важно, что в 12 лет при переходе ко второму тренеру из двух групп формируется только одна. Также жесткий отсев своих (не оправдавших надежды) и пополнение чужими (перспективными из других клубов) идет и на этапе формирования академических групп.

Так случилось и с вышеупомянутыми вратарями. До 12 лет Ставицкий и Сарнавский занимались с тренером Александром Шпаковым (он когда-то нашел Шеву на жэковском турнире «Кожаный мяч»). Шпаков передал две свои группы в руки тренера Евгения Рудакова (о нем таким дилетантам, как я, советую почитать — легендарная личность) и его помощника Валерия Шабельникова. Те, приняв две группы, через несколько месяцев должны были сформировать одну. Так работает система. Оба вратаря были заявлены во втором составе (по традиции в более слабой второй группе). Следовательно, числились третьим и четвертым. Нужно было оставить только двоих. Таким образом, и Ставицкий, и Сарнавс­кий продвигались по уже налаженной на тот момент схеме лишь как эпизод в череде десятков подобных случаев.

В то же время отчислить из ДЮФШ всегда непросто тут и моральная травма воспитанника, и ответственность тренера за свое решение. Поэтому не удивительно, что принимается оно исключительно коллегиально. То есть в этом случае тренеры группы (Рудаков, Шабельников) должны был написать служебную записку на имя директора школы (Шепель). Написали. Однако директор мог ее подписать только в случае, если решение тренера поддерживает главный тренер школы (на тот момент Крощенко). Здесь как раз об этике. Анатолий Крощенко признал свою ответственную роль в этой истории только после того, как автор предъявила ему его же подпись на служебной записке по Сарнавскому. А также озвучила позицию завуча ДЮФШ Жарикова, который готовил приказ на отчисление нынешнего вратаря молодежной команды «Шахтера» Ставицкого, «получив команду главного тренера Крощенко». (Вратарь в 2008 г. был отдан в аренду в ФК «Киев», где получал игровую практику. Откуда и ушел к «горнякам»). По-моему, все предельно ясно. Если захотеть пройтись по этой цепочке и поискать ответы на вопросы: кто виноват и что делать?

…В принципе Александр ИЩЕНКО как вновь назначенный менеджер школы должен был самостоятельно пройтись по этой цепочке, чтобы иметь на руках собственные аргументы, а не пользоваться чужой «информацией». И в итоге — не подвести президента клуба. Я, наверное, даже готова была ему в этом помочь, когда мы столкнулись после общения с работниками ДЮФШ. Но была демонстративно изгнана с территории школы:

«— Какое право вы имеете ходить по территории школы?! Кто вас пустил? Я всех уволю! Охрана, если еще хоть раз, хоть кто-то сюда…. Это частный бизнес. Я вас предупреждаю: не прекратите лезть не в свое дело, вы сильно пожалеете… (И это говорит заслуженный тренер Украины, призванный сеять доброе и вечное… Авт.)

Может, вы все-таки успокоитесь и мы поговорим?

Покиньте территорию. Это частный клуб, а не проходной двор. Кто вы такая, чтобы я с вами разговаривал?

— Я бы хотела взять у завуча Жарикова телефоны родителей, отчисленных вратарей…

Если он или кто-нибудь еще вам их даст, будет уволен! До 15 лет вообще невозможно определить талант!

— Так ведь вы же за это уволили человека! Абсурд!..»

Что в итоге имеем? Бывший главный тренер Крощенко лукавит, новый главный тренер Ищенко, опираясь на непроверенную информацию, увольняет и откровенно угрожает представителю массмедиа. К тому же, тренер и прославленный вратарь Евгений Рудаков, которому помогал Шабельников, — остался в строю. И в недоумении. От того как поступили с его коллегой. Как-то это все дурно пахнет… Похоже на сведение личных счетов. Кого с кем — вопрос к клубу. Может, и правда, как откровенно заметил в телефонном разговоре Игорь Суркис, «это болото давно пора всколыхнуть»?.. Тем более что дело-то не только в банальном увольнении малоизвестного тренера.

Об отборе, мониторинге и ключевой роли тренера-педагога

Теперь, собственно, о главном. К чему весь этот сыр-бор? Ну, мало ли было и будет увольнений? Мало ли обиженных тренеров? А на этого столько газетной площади!.. Знаете, и еще больше не жалко. Ради будущих побед любимого клуба и сборной. Поясняю.

Вот многолетний куратор ДЮФШ со стороны клуба в прошлом известный футболист Владимир Онищенко общаться с автором деликатно отказался. Просто перестал снимать трубку. Однако не так давно заявил на одном из сайтов: «К сожалению, урбанизация лишила наш профессиональный футбол естественного притока исполнителей, прошедших школу „дикого“ футбола... Исчезновение „двора“ больнее всего ударило по странам, входившим в Советский Союз: я ведь сам родом из массового футбола — нас отбирали в различные секции, которых тогда было много, во дворах... Если раньше на набор в «Дина­мо» приходило по шестьсот человек, то сейчас — от силы сто...» Улавливаете? Речь о качестве отбора ребят. И это одна, как мы уже успели заметить, из главных проблем всего детского футбола в Украине. Школы «Динамо» в том числе.

Более того, тот же Анатолий КРОЩЕНКО добавил:

«Помимо отбора нужно безотлагательно совершенствовать всю структуру младшей возрастной категории. Две базы ДЮФШ на Нивках и в Конче-Заспе не решают проблемы. Ведь дети сегодня действительно в школу не идут, их везут. Мамы и папы на машинах. Те же, кого привезти не могут, остаются неохваченными. Надо организовывать базы в районах. Создавать сеть тренеров, которым будет платить клуб и которые не будут зависеть ни от родителей, ни от школ. Тем самым мы не только привлечем малоимущих детей, но и создадим многоуровневую сеть, где можно будет отслеживать профессиональный рост ребят, не упускать их из виду и в итоге пополнять своими основные команды. Более того, мы получим возможность изменить репутацию „Динамо“, прекратив „переманивать“ к себе 12–13-летних из других клубов. Ведь удержать своих ребят в младшей категории трудно: у кого-то меняются возможности родителей — деньги кончились, у кого-то пропадает интерес. Столько соблазнов — компьютер, улица… И здесь на первый план выходит фигура тренера-педагога, способного увлечь ребят. Это тоже проблема. Когда я уходил, то говорил об этом Александру Ищенко как о первоочередной задаче. Я, собственно, и рекомендовал Ищенко на этот пост.»

То есть можно сделать вывод, что на этапе младшей возрастной группы перед школой «Динамо» (впрочем, как и любого другого клуба) стоят следующие задачи: найти ребят (т.е. организовать правильный отбор) — удержать (создать сеть секций по месту жительства) — заинтересовать (ключевая функция педагога) — научить первым навыкам (профессионализм тренера).

А теперь самое интересное.

Владимир ЖАРИКОВ, заместитель директора ДЮФШ по учебной работе:

«То, как провел набор своих двух групп 2003 года Шабель­ников, стало маяком для всей школы. Именно так нужно набирать детей. Вместе с Виктором Карбовским (ассистировал Шабельникову и участвовал в методической работе. — Авт.) они поставили набор на научную основу. Была компьютеризирована вся система набора и учета детей. Разработана система тестов. Ро­ди­тели не ждали традиционного времени отбора — сентября и мая, а заполняли анкету на сайте и получали приглашение на просмотр.

Если сравнить, как у нас это до сих пор делалось и, к сожалению, делается сейчас, с тем, как это реализовали они, то «Дина­мо» — в каменном веке. Лучшее, что у нас было, — объявление на стадионе и на ТВ. В результате проходит на четыре возраста
12 человек в день. В общей сложности — 90–150. Самотек. Ша­бель­ников и Карбовский 90% школ Киева оповестили листовками. Кстати, изготовленными за свой счет. На каждой был телефон тренера. Дозвониться ему в ту пору было практически невозможно. Шел набор.

В результате было просмот­рено около 700 детей. Важно, что никому из них не отказали — все дети были распределены по подгруппам в районах. Там опять-таки была личная договоренность с учителями физкультуры, которые вели абонементные группы. Они брали заниматься просмотренных у нас детей по месту жительства. Каждый ребенок был занесен в компьютерную базу. Велся мониторинг: есть ли прогресс. Шабельников регулярно посещал эти группы. В спорте очень важно не то, что ребенок умеет сейчас, а сколько он прибавляет и в чем. У каждого свое время раскрытия. Самое ценное — это возможность роста.

(Факт в тему от Виктора Карбовского. Три года назад у УЕФА был лозунг: всем детям, которые хотят заниматься футболом, не должно быть отказано. Вопрос только — на каком уровне. Эти уровни друг с другом взаимосвязаны. Они находятся в мониторинговой системе. Во многих европейских странах игроки сборной — это дети, которые не попадали в основные команды, а обучались в небольших клубах. И внимание на них обратили достаточно поздно. Этот показатель доходит порой до 87% — почти абсолютная величина. В Англии же вообще до 13–14 лет не приветствуют участие игрока в официальных турнирах; только тренировки и товарищеские игры. — Авт.)

На самом деле сегодня в школе нет единой системы на этот счет. Все зависит от личной активности тренера. Шабельников был активен. Он хотел показать, что можно организовать процесс по-другому: сделать качественный отбор — рассредоточить детей по группам (сильнее-слабее), периодически меняя их местами. Скажу больше, если бы такая пирамида у нас действовала в группах среднего возраста, мы бы не потеряли тех вратарей. Важным аспектом деятельности тренера стал сайт групп (http://dynamokids.kiev.ua/), аналогов которому нет в Украине. Таким образом удалось обеспечить активную прямую связь между тренерами, родителями и детьми. (Показательным в этой связи является тот факт, что на официальном сайте ДК в разделе ДЮФШ вообще не представлена информация о младших возрастных группах. Создается впечатление, что им, равно как и качеству набора детей, не придается никакого значения — Авт.) Перед учебным годом планировалось сделать публичный анализ эксперимента и предложить школе комплексную программу обучения групп младшей возрастной категории. (Я была удивлена, когда узнала, что такой программы в «Динамо» не су­щест­вует. — Авт.)

Эксперимент дал результат. Группы оказались не только сильные, но и сплоченные вокруг тренера. Он нашел подход к детям. Как специалист, как человек. Последнее в детском возрасте важнее всего. Тренер на этом этапе должен помочь ребенку полюбить футбол. Научить трудиться. И побеждать, и проигрывать. Это по силам только педагогу. (В этой связи арбитр первой национальной категории Евгений ВЕНГЕР, судивший сотни матчей как высшей, так и детско-юношеской футбольной лиги, в комментарии ZN.UA отметил: «Детско-юношеская лига (320 команд), где мальчишки начинают играть уже с 9-летнего возраста, — особая сфера. Я долгие годы наблюдал не только за тем, что происходит на поле, но и вне его. Хороший детский тренер, требовательно и в то же время уважительно (без «крепкого словца» и давления) относящийся к своим воспитанникам, большая редкость. Их таких, если человек десять во всей Украине наберется, то уже хорошо. Шабельников — один из них».)

На самом деле я убежден, что в итоге Шабельников нашел свою нишу, — продолжил Жари­ков. — Он очень долго ее искал. Имел проблемы в других возрастных категориях. Однако ж нашел. Сожалею, что все так получилось… Я неоднократно говорил его ассистенту Карбовскому о том, что если он все-таки захочет с нами сотрудничать, со своей стороны я сделаю все возможное. Всячески буду содействовать, чтобы система заработала во всей школе». (Если, конечно, сам Жариков не будет уволен новым главным тренером Алек­сандром Ищенко. За честность с журналистом. — Авт.)

И что, уважаемый читатель, вы ничего ни у кого не захотели уточнить? Отож:

«— Анатолий Николаевич (уточнила я у бывшего тренера Крощенко, при котором все это происходило и который, мягко говоря, не слишком объективно проинформировал нового главного тренера Ищен­ко), получается, вы и о происходящем в школе эксперименте тоже ничего не знали?

 — Шпаков отвечает за этот возраст. Он мне ничего не докладывал.

— Но Шпаков это опроверг. Вопрос поднимался и по сайту, и по отбору.

Ничего подобного. Шпаков пусть что угодно говорит. А я говорю иначе. И вообще, я Они­щенко неоднократно информировал, что Шпаков, отвечая за наборы, ни разу на тренерском совете не доложил о ситуации. Я неоднократно говорил также о качестве набора. Набираем 200 человек, на выпуске один-два… Посмотрите на результаты тестирования…

— Но вы же могли наказать Шпакова — вы его руководитель.

Я не мог. Он старший тренер на младших группах, я — на старших.

— Вы ничего не перепутали? Вы были главным тренером школы.

Дело в том, что распределили обязанности, и я туда не хотел вмешиваться.

— Странно… а сами говорите, что основная проблема именно в организации системы этой возрастной категории…

Мы говорили с Шабель­никовым как-то… Что надо базы в районах создавать…тренерский состав подготовить и финансирование обеспечить. Нужно менять структуру и младший возраст. Но это должен финансировать клуб, а не родители.

— Ну так и лоббировали бы у президента свои идеи!

Я обо всем докладывал Онищенко».

Хочется надеяться, что Вла­ди­мир Онищенко слова своего бывшего подчиненного все-таки когда-нибудь кому-нибудь подтвердит. Может, Игорь Михай­лович даже поинтересуется у него успехами ДЮФШ?.. И поищет ответы на вопросы:

почему младшая возрастная группа в «Динамо» в загоне? Потому что малоперспективная и малодоходная? (О существовании неофициальных финансовых отношений в ДЮФШ откровенно рассказывают родители уже более старших динамовцев, не относящихся к разряду везунчиков, за которых «договорились с тренером» или «позвонили президенту». Кстати, о начале героической борьбы с «фонариками» (тренерскими протеже) на поле публично заявил сам Александр Ищенко. Тем самым подтвердив наличие коррупционной составляющей в школе);

 — почему главный тренер школы Крощенко десять (!) лет не занимался младшим возрастом, оправдывая безучастность тем, что якобы «не мог добиться от старшего тренера Шпакова ни одного отчета»? Что это за менеджмент вообще такой?

 — почему новый главный тренер Ищенко не захотел разобраться в ситуации, выставил за дверь педагога, каких в Украине «не больше десяти», отказался от методик отбора и мониторинга, которые в перспективе могли бы удовлетворить главную амбицию (не его, но клуба) — повысить качество подготовки воспитанников школы?

 — делом какой такой важности занимается высокий клубный куратор ДЮФШ г-н Они­щен­ко, который за две недели не смог найти и 10 минут, чтобы ответить на вопросы журналиста, напрямую касающиеся сферы его профессиональной компетенции?

О битве за результат, потерях и внутреннем кризисе

С 9-летнего возраста динамовцы начинают принимать участие в турнирах детско-юношес­кой футбольной лиги. Постепен­но начиная жить по взрослым правилам. О них мы говорили с уже известным вам Александром ШПАКОВЫМ, которого, кстати, разбушевавшийся Александр Ищенко тоже пообещал уволить. За лишние разговоры. Тренер убежден, что:

«Во-первых, необходимо перестать быть рабами результата. Мы потеряли философию «Дина­мо». Стиль потеряли. В школе час­то идет не обучение, а натаскивание. Потому что важен результат. А если нет результата, то руководство может спросить. Идет нагнетание ситуации, нервозность… В итоге мы научили детей настраиваться на победу и выигрывать турниры. Но мы не даем им школу, которая обеспечит победу взрослой команде. Посмот­рите на нашу игру. Срав­ните ее с европейской. Там игроки владеют мячом. Если нет техники, нет тактики. Нет глобальной стратегической победы клуба.

Надо остановить эту гонку. Хочется сказать президенту: не требуйте от нас результата соревновательного, а требуйте результата подготовки футболиста. И не мешайте. Прислушивайтесь к тренерам. На самом деле школу может возродить тот, кто будет об этом думать. Общаться с людьми. Слушать их. Когда информация идет через кого-то — эффекта нет. Президент пришел — здесь сказали одно, а там окружение — другое. Результата нет…

(«К сожалению, клубные функционеры „Динамо“, переняв голландскую систему частой сменяемости тренеров в школе, проигнорировали философию голландского (европейского) футбола: важнее учить, чем побеждать, — уточнил на этот счет в комментарии ZN.UA и заведующий кафедрой футбола Нацио­нального университета физической культуры и спорта Валерий НИКОЛАЕНКО. — В итоге, как и большинство школ отечественных клубов, зациклились на сугубо тактических победах, начиная с юношеской лиги, где над ребятами довлеет исключительно результат, а не возможность получать практику и профессионально расти. Отсюда неоправданные нагрузки на тренировках до ночи и формирование комплекса проигравшего. Что наносит серьезные психологические и физические травмы воспитанникам. Ни здорового духа тебе, ни здорового тела… И это проблема не только «Динамо». Как известно, от подобной практики давно отказались известные европейские и некоторые российские клубы. Ради ведения успешного бизнеса в том числе. Ведь психически сильного, самодостаточного и технически грамотного футболиста всегда можно выгодно продать. А не списать еще в детстве, как перегоревшего и второсортного».)

В-вторых, необходимо менять подходы к формированию тренерского состава, — продолжил Шпаков. — Раньше все тренеры здесь были «динамовцы». Бышовец, Онищенко, Кондра­тов… Кумиры, которые прошли школу «Динамо» и вернулись работать с детьми. Так происходит в Европе. Да, сегодня действительно вместе с Ищенко в школу пришли Федоров, Дмитрулин, Беженар, Николаенко… Это лю­ди, которые прошли клуб. Хоро­шо это? Конечно. Но ведь ушли Герасименко и Коновалов. Смо­гут ли теперь эти ребята задержаться в такой обстановке и при такой зарплате? Вопрос. Как, впрочем, и то, каждый ли из них сможет стать настоящим детским тренером? Здесь нужен тонкий баланс между молодыми и опытными педагогами.

В-третьих, важно оценить труд детского тренера. Профес­сионально, прежде всего. Детс­кий футбол — особая сфера. Дети — большая ответственность. У нас же экономика съела ответст­венность. Мы потеряли свое лицо по отношению к детям. (Зав. кафедрой университета физкультуры Николаенко привел в пример Алекса Фергюсона. Ус­пешный тренер в своей книге «Ме­неджер на 90 минут» рассказал, как восемь(!) лет выстраивал структуру школы «Ман­честер Юнайтед» и чуть ли не по дворам искал тренеров, способных работать с детьми. В то время, как у нас купленная лицензия тренера открывает дверь любому желающему в любую школу.— Авт.) Ведь начинаться клуб должен с самых маленьких. С качественного набора, с того — перспективный ли ребенок пришел в школу. Или мама с папой позвонили. Чего скрывать… Фору­мы почитайте. Надо так организовать систему, чтобы привлекать детей и не упускать.

Выполнение этих условий позволит школе повысить качество подготовки футболистов, тренерам увидеть результаты своей работы, а клубу оценить наших ребят. Которые, я уверен, могут играть за основной состав не хуже легионеров», — заключил Шпаков.

И хотела бы я посмотреть на представителя спортивного медиа, который пойдет против тренера, открывшего Украине и миру Шевченко…

Итак, что имеем? С одной стороны, внешне вывеска ДЮФШ им.Лобановского по-прежнему начищена до блеска. Головастые эксперты отмечают, что даже в ситуации, мягко говоря, слабой наполняемости основного состава «Динамо» выпускниками ДЮФШ, при всех сущест­вующих сбоях системы внутренней селекции ДЮФШ, постоянные ротации в школе на этапе средней и академической возрастных групп (отчисление своих воспитанников и приглашение игроков других клубов) стимулируют развитие украинского футбола. Безусловно, в итоге единицы выпускников академии остаются в «Динамо». (Это проб­лема всех клубов украинского и мирового футбола, разве что кроме «Аякса». Выяснять причины — не тема нашего разговора.) Однако важно, что даже не пригодившиеся клубу, но дотянутые до высокого уровня выпускники не исчезают. ДЮФШ в итоге не только «зарабатывает» для клуба (в 2009 году — 18 млн. грн.), но и достаточно серьезно подпитывает украинский футбол в целом (32 воспитанника «Динамо» — игроки Премьер-лиги).

В этой связи можно отчасти объяснить и позицию Резо ЧОХОНЕЛИДЗЕ, искренне возмутившегося желанию автора разобраться в произошедшей истории:

 — Какой младший возраст? Какие проблемы в школе? Чьи методики? Выпустить в течение 10 лет одного Шевченко для любой школы — геройство! Каждые десять лет школа давала имя. Я поднял все бумаги. Сначала Бло­хин, потом Литовченко и Про­тасов, позже Шевченко, теперь целая плеяда молодых звезд — Ярмоленко, Кравец, Зозуля, Гар­маш, Рыбалка, Калитвинцев. Су­пер! И это дал период развала. Да в мире нет такой школы, которая бы дала столько футболис­тов!!!! Они все из школы «Дина­мо». (Правда, Литовченко и Про­та­сов — все-таки воспитанники «Днепра», а «свои» из плеяды новых только Кравец, Зозуля (уже продан тому же «Днепру») и Ка­литвинцев. Остальные пришли в «Динамо» из других клубов — после 17 лет. Кстати, Калитвинцев — ученик Шабельникова и Руда­кова. — Авт.)

С другой стороны, абсолютно очевидно, что сильная и авторитетная футбольная школа «Динамо» (как, впрочем, и вся система подготовки футбольных кадров страны) переживает глубокий внутренний кризис. Кото­рый как лакмус проявила вышеописанная ситуация. Отсутствует научно организованная система набора; не разработана глобальная программа методической и воспитательной работы, выстроенная по всей вертикали: передвижение детей по возрастным этапам должно являться процессом, где все его сегменты (смена тренеров, формирование групп, исключение или привлечение игроков в команды и т.д.), были бы частями логически связанной концепции последовательного и постепенного воспитания игрока. Без надрыва в погоне за результатом, психологических стрессов, семейных драм.

Я убеждена: безотлагательное вложение менеджерских мозгов в систему работы ДЮФШ и концентрация президентского внимания на проблемах детской школы принесет только пользу. И «Динамо». И украинскому футболу.

Ну а вновь наз­наченному руководству ДЮФШ можно долго и нудно преподавать журналистам теорию о новых подходах, молодых тренерах, борьбе с коррупцией, даже пересчитывать победное количество своих выпускников в Премьер-лиге и в сборной... Однако допускать подобные вопиющие ситуации на практике, не искать компромисс и ответы на обозначенные вопросы, — только усугуб­лять этот кризис.

…Однако разговор получился не только об этом. Глубже все где-то… Сегодня часть ребят тренера Шабельникова продолжает занятия в «Динамо». Часть ушла за ним. Это более 20 мальчишек. (Шабельников тренирует группу и ведет переговоры с другими клубами.) Что само по себе для школы беспрецедентно. А вдруг среди них есть и будущий Шева?.. Вот интересно, если лет через десять президент «Динамо» на очередном матче узнает о такой потере, кто будет назначен виноватым?

Но это — посыл в завтра. Сегодня же тяжело всем. И новому тренеру во всех смыслах экспериментальной группы 2003 года. Потому что пришел на конфликт. И ребятам, которые остались: тренировки проходят без «Сани и Дии», а ведь сдружились и сыгрались... И тем ребятам, кто ушел: форма любимого «Динамо» почему-то лежит на полке в шкафу… И уволенному тренеру, ведь 16 лет в клубе — не один день... И родителям: до сих пор продолжаю подбирать слова, чтобы ответить на прямой вопрос сына «почему так произошло?».

Инна Ведерникова

«Зеркало недели. Украина»

Автор: (AWAW)

Статус: Эксперт (11228 комментариев)

Подписчиков: 395

58 комментариев
Лучший комментарий
  • Nik Tor(tornik) - Старожил
    01.10.2011 20:55
    Важлива стаття, давно хотілося що б журналісти звернули увагу на цю тему. Всі ці школи це частина життя дітей, що там і як там важливо для всіх. Головне почати дискусію. Ми почули тільки одну сторону. Було б добре що б інша сторона (клуб) висловив свою версію подій. Може там і справді було за що звільняти.
    Цікаво було почитати про порядки в школі, досить вони специфічні. Також можна зробити висновок що "враг не дремлет", підбирає все що погано лежить. Тобто конкуренція зростає.
    Резо просто хотів зупинити появу статті будь-яким способом, але не на ту попав. :)
    • 6
Еще комментарии
Комментировать Еще комментарии