Ну, вот и отгремел футбольный Майдан. Справедливость восторжествовала. Все с оптимизмом смотрим в будущее. А что там? Чего мы ждем от революционных изменений последних дней? Естественно побед, – ответит каждый.
Но «Динамо» всегда славилось не только самими победами, но и тем, как эти победы достигались. Славилось своей философией, почерком, своим курсом в футболе. Президент «Динамо» сделал два решительных и стремительных шага, чтобы вернуть клубу этот курс. Однако на волне перемен востребован и логичен был бы и третий шаг. Но он пока сделан не был.
На ноте ожидаемых изменений к лучшему я хочу оставить без обсуждения спортивную составляющую. Думаю, что Олег Блохин уже переполнен планами. Давайте не будем ему и новому тренерскому штабу мешать, а пока Олег Владимирович станет заниматься невидимой глазу болельщика работой, поговорим о другой стороне медали побед «Динамо». Поговорим об этом третьем шаге.
Киев всегда опережал время. В «Динамо» неизменно исповедовалась философия футбола будущего. На этом и строилась стратегия побед. Клуб был своеобразной лабораторией, где рождались идеи, где они проходили апробацию, оттачивались и внедрялись в жизнь. Зритель шел на стадион именно за этим. За спектаклем, где за внешне видимой легкостью и артистизмом стояла многолетняя и кропотливая работа сценариста и режиссера.
В последние годы, в погоне за турнирными показателями эта, невидимая зрителю часть работы как-то сошла на нет. Но без нее не будет «Динамо». Вопросы, которые накопились необходимо решать. И когда, как не теперь, на волне изменений, приступать к покорению новых вершин.
Начнем танцевать от печки. Начнем со структуры. То, о чем говорил Лобановский еще тридцать лет назад, сегодня переварено и воспринято футбольным миром в лице Мишеля Платини. Речь идет о финансовом «фейр-плей». Да, безусловно, изменились дефиниции, да и само время и выдвигаемый Валерием Васильевичем футбольный хозрасчет и самоокупаемость футбольного клуба вроде ничего общего не имеет с модным течением. Но это по форме, а по сути, эти требования зародились еще тогда в лаборатории «Динамо».
Конечно, за эти тридцать лет многое изменилось. Но смысл остался прежним. Клуб должен быть самоокупаемым. А, что такое вообще футбольный клуб? Почему мы его так называем? Чем он отличается от АО или ООО? Да ничем. А отличаться должен. Футбол уже давно стал бизнесом. Может поэтому и АО (акционерное общество)? Но футбольный продукт – это своеобразный продукт. Это не колбаса и не кирпичи. В его создании участвует как производитель (читай собственник), так и потребитель. Последние события, вызванные сменой тренерского штаба, это наглядно показали.
Значит, клуб должен иметь несколько иную организационно-правовую форму? Форму, позволяющую объединить крупный частный капитал и деньги мелких инвесторов. И все это должно работать на развитие клуба, которое определяется не только количеством побед. Но в бизнесе, а в отечественном, как ни в каком другом, такое невозможно. У нас у кого контрольный пакет – тот и хозяин. А контрольный пакет всего один. Значит, призывы Суркиса к отечественным бизнесменам подключаться к финансированию клуба ни к чему не приведут. Никто не отдаст свои деньги, чтобы ими распоряжался другой. Но выход есть.
Вот тут-то и всплывает лаборатория «Динамо». Именно на ее базе, с динамовским брендом, финансово самостоятельная, но входящая в структуру клуба, это подразделение позволит привлечь не только финансовый, но и интеллектуальный капитал. Под руководством научно-спортивного совета. В каждом уважающем себя оборонном предприятии существовали научно-технические советы. Они решали не только текущие задачи, но и занимались перспективными делами. Связывали междисциплинарные направления и рождали уникальные идеи, которые вне совета вряд ли были бы реализованы.
Время настало заняться разработкой организационно-правовой модели футбольного клуба. Модели базовой. Для всей Европы. Но обкатать ее должно «Динамо». Нынешняя форма не стабильна и в какой-то степени порочна. Вон уже Берлускони заявляет о продаже «Милана». Клуба с такой историей может не стать на футбольной карте только потому, что деньги у хозяина кончились. Или «Зенит», накупивший халков, и задравший финансовую планку до небес останется хотя бы в первой лиге, если с «Газпромом» что-то случится? Или что будет с «Шахтером», когда у хозяина возникнут другие интересы или проблемы? Ответы очевидны. За примерами далеко ходить не надо, они у нас в отечестве. «Харьков», «Десна», «Львов».
Чтобы клубы не только не умирали, а наоборот росли и развивались, необходимы изменения. Одно из них лежит просто на поверхности и просит о реализации. Почему футболисты наемные работники? Их контрактные зарплаты позволяют не только кормить семью, но и направлять излишки на строительство собственного бизнеса. У кого строительство, у кого рестораны, список длинный. Но ведь главный бизнес футболиста это футбол? Или я ошибаюсь? Так почему бы при подписании контракта не оговаривать то, что скажем (для начала) десять процентов от суммы идет на покупку акций клуба, в котором играет футболист. А через три или пять лет, игрок, если покидает клуб, может продать свои акции. И клуб их выкупит. По более высокой цене, чем они были куплены. При условии, что игрок, за эти три или пять, лет рвал жилы, выкладывался по полной и принес клубу качественный рывок. И так вся команда. Тогда история клуба, его имидж, задачи и т.д. не будут пустым звуком. Ну а если все будет как сейчас, то игрок потеряет по завершению контракта в деньгах. Думаю, что такой подход справедлив.
Но для реализации такого простого и понятного шага необходимо, чтобы вся Европа следовала таким критериям. Тогда это будет финансовый «фейр-плей». Вот об этом надо просить Игоря, чтобы занялся этим вопросом, а Григоря Суркиса, чтобы лоббировал новшества (после обкатки) в УЕФА.
Но для того, чтобы акции меняли свою стоимость, необходима футбольная биржа. Нет, сегодня, безусловно, уже существует механизм котировки футбольных клубов. Но он заточен под обычный бизнес и никак не учитывает футбольную специфику. Там в первую голову считаются материальные активы. Инфраструктура, бюджет, потенциальная ликвидная стоимость команды. Это все должно остаться, но дополниться сотнями новых позиций, по которым можно вывести реальную стоимость футбольного клуба. Даже уровень и квалификация арбитров национальных чемпионатов вполне реально влияет на стоимость клуба.
Вот разработкой такого шаблона, матрицы расчета стоимости футбольного клуба необходимо заниматься уже сейчас. А дальше основание футбольной биржи с ежедневными котировками. Где после каждого матча любой игрок мог понимать, как развивается его бизнес. Что тот же Тайво быстро сообразил, что после «Ворсклы», «Шахтера» и ПСЖ не клуб ему должен, а он уже пожизненный должник. И в последнем матче в Донецке он уже начал расплачиваться.
Этим клубу необходимо заниматься уже сейчас, ибо завтра это будет требование времени. В Европе, если мне не изменяет память, что-то около семисот футбольных клубов играющих в высших дивизионах своих стран. А есть еще первые, вторые лиги. Рынок огромный. И тот, кто первый предложит его оптимизацию в накладе не останется. Ему всегда найдется место под финансовым солнцем, даже при условии, что основные рычаги управления футбольной биржей, заберет под себя УЕФА.
Вопросов для лаборатории «Динамо» очень много. Все в рамках короткой записки не изложишь. Мы коснулись только одного. Но еще один нельзя оставить без внимания. Это подготовка молодой смены.
Можно сколь угодно долго сетовать на то, что раньше все было не так, а лучше, но реалии сегодняшнего дня диктуют свои подходы. Уже никогда не будет тех дворов и полян где пацаны гоняли в футбол. Где росли Базилевич, Мунтян, Буряк и дальше по списку. Их застроили, эти площадки. Плюс катастрофическое положение со здоровьем детей. Выбирать скоро будет не из кого. Поэтому надо дать шанс каждому хлопцу который хочет играть в футбол.
Путь только один. Создать искусственное пространство и продлить лето. А это детские тренажеры. Тренажеры, на которых отрабатывается техника приема мяча (которая, кстати, очень хромает у некоторых наших талантов основного состава), умение работать головой (как в прямом, так и в переносном смысле), осмысленная игра в одно касание и т.д. При нынешнем развитии IT технологий, просто вопиет вопрос о создании компьютерных программ развивающих понимание и усвоение тактики современного футбола. Ведь тот же Головко сетует по поводу того, что разбуди испанского мальчишку, и он заспанный расскажет о том куда бежать, что делать с мячом и где ускоряться. А наши спросонок пробубнят что-то типа: «Бороться, искать. Найти, не сдаваться!» И опять в спячку.
«Где деньги, Зин?» Справедливо задаст вопрос пытливый болельщик. А вы спросите об этом у андре, эскобаров, майклов и других. Они вам расскажут. Пару таких «динамовцев» если бы не оказались на берегах Днепра, могли бы спонсировать бюджет лаборатории клуба. Поэтому тренажерами, симуляторами надо заниматься. Даже авиаторы ими не брезгует. А у них тоже игровое время на вес золота. И цена ошибки не менее фатальна.
Опробовав такие инструменты в детской школе «Динамо», дальше их можно патентовать и продавать. Помните о семистах европейских клубах? А это уже капитализация «Динамо». Это уже опережение «фейр-плей».
Можно еще долго перечислять темы, над которыми должна поработать лаборатория «Динамо». Все они уже давно витают в информационном пространстве. Не хочу это делать, чтобы не «спалить» новизну. Но, если эти темы не освоит «Динамо», то со временем их застолбит какой-то другой клуб.
Ведь каждый клуб выбирает свою дорогу сам. Одни вкладывают деньги в примитивные футбольные телевизионные шоу, другие работают над стратегией и долгосрочными профессиональными программами.
Кстати об искусстве. На мой взгляд «Динамо» уже давно задолжало своему болельщику. Вот уже двадцать лет как «Динамо» частный клуб, а это уже история. Настало время допустить в команду писателя, сценариста или режиссера, который бы подготовил материал для художественного фильма о «Динамо». Конечно, это должен быть человек с первой группой допуска и самозабвенно влюбленный в клуб. Ибо время уходит, и не хотелось бы учить историю по донецким учебникам.
Сегодня первая игра после перемен. Мы жаждем только побед. А как там сложится, увидим. Но завтрашние победы должны коваться в лаборатории «Динамо» сегодня. Тем более, что время ставит такое количество вопросов, которое уже переросло лабораторию и вышло на формат КБ. А конструкторское бюро – это уже совсем другой уровень. Так как, Игорь Михайлович, будет у нас КБ по имени «Динамо»?
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости