Катеначчо (итал. Catenaccio) — тактическая схема в футболе с акцентом на оборону и совершаемых тактических фолах. В переводе с итальянского языка означает приблизительно следующее: дверь, которую невозможно пройти или дословно «дверной засов». Катеначчо подразумевает высокую организацию игры и эффективную защиту, что позволяет свести к минимуму возможность прохождения через нее игроков соперника.
В наши дни слово «катеначчо» стало синонимом оборонительного футбола, или так называемого "антифутбола". И самое главное стало синонимом всего итальянского футбола.Кто же изобрел «катеначчо»?
Во времена когда практически все клубы в мире использовали тактику «М-W» или «2-3-5», Карл Раппан изобрел особую тактику – так называемую "тактику для слабых". Суть тактики заключалась в том, что один из защитников располагался максимально глубоко, перед самим вратарем. Впоследствии эту позицию начали называть "чистильщик" - "sweeper" (от английского "sweep" - подметать). Такую схему начали называть: "Замок Раппана", "болт Раппана", "засов Раппана", популярно название: "Швейцарский замок". Сам автор пользовался термином verrou - "цепь".
Целью «замóчной» системы было создание команды, которая будет численно превосходить оппонентов и при атаке, и при обороне. При атаках, «замóк» принимал форму 3-3-4 включая в себя атакующего полузащиту, включая трех защитников, также значительно выдвигавшихся вперед.
Когда мяч терялся, все 10 игроков отходили. Задачей четырех форвардов было мешать оппонентам и замедлять движение атаки. Остальные шесть игроков стремительно отходили на свою половину поля. Атакующая полузащита теперь становилась центральной защитой, в то время как занимавший эту позицию игрок отступал и занимал самую глубокую позицию позади всех. Оттуда он мог двигаться из стороны в сторону поперек поля, прикрывая трех центральных защитников и функционируя как «замóк» для противника.
«Замóчная» система требовала идеальной физической готовности от игроков. Они должны были быстро бегать и иметь в то же время способность действовать и как нападающие, и как защитники. Данная схема не использовалась широко, но она привнесла с собой две идеи: защита путем отступления и один игрок, действующий глубже всех.
Нерео Рокко вошёл в историю мирового футбола как тренер, который внедрил в Италии тактическую схему «катеначчо». Эта тактика, изобретенная Карлом Раппаном в Швейцарии в 1930-х годах, начала активно применяться лишь в 1960-х годах в итальянском чемпионате, оказав значительное влияние на последующее развитие как итальянского, так и мирового футбола. Рокко начал экспериментировать с катеначчо сразу после войны, тренируя команду «Либертас» из Триеста (одновременно играя там на позиции либеро); ему удалось одержать сенсационную победу в товарищеском матче против значительно более высокой классом «Триестины», главным тренером которой он стал в уже следующем году. «Триестина» закончила сезон 1946/47 на предпоследнем месте и искала выход из кризиса, усиленного затруднительным положением всего города (до 1954 года город находился под международной оккупацией, пока за владение им спорили Италия и Югославия).
Тактика Нерео Рокко, которую также называют «чистым» катеначчо, была впервые продемонстрирована в 1947 клубом «Триестина»: наиболее общая схема сводилась до 1-3-3-3, иногда она модифицировалась в 1-4-4-1 и 1-4-3-2. Благодаря новому молодому тренеру и новой прогрессивной тактике в следующем сезоне 1947/48 «Триестина» осуществила невероятный рывок и заняла в чемпионате второе место, уступив лишь «Торино», безоговорочному лидеру итальянского футбола послевоенной эпохи. Вспыльчивый, суровый и, по слухам, никогда не бывавший доволен своими игроками, Рокко стал для футболистов чем-то вроде сурового отца, в чём-то эксцентричного, но чрезвычайно любимого; благодаря своей привычке разговаривать на колоритном триестском диалекте он почти сразу получил прозвище «El paròn» («хозяин», «патрон»), которая сопровождала всю его последующую жизнь.
Эленио Эррера, или «Сеньор Э.Э», был дотошным человеком. Не говоря о досье на всех самых сильных игроков мира, он проверял любые мелочи – качество оливкового масла на выезде или даже вес мяча. Кроме умения контролировать всё и всех, Эррера всегда смотрел в будущее и редко пропускал талантливых игроков. Еще Эррера много сил отдал на то, чтобы его подопечные были одним коллективом. Например, раз в неделю вся команда ужинала вместе за круглым столом. Эррера требовал от игроков безоговорочной дисциплины и послушания. Он настаивал, чтобы перед матчем все футболисты его команды клали руку на мяч, как на Библию, и клялись в верности друг другу. Строптивых «звезд», которые не желали исполнять подобные ритуалы, продавали в другие клубы, невзирая на их популярность и успешные выступления. Конечно, "королем Артуром" был только сам тренер – предводитель чемпионов, главная звезда команды. Кроме того, Эррера никогда не опускался до критики команды и даже после больших поражений – как против "Селтика" (в финале Кубка чемпионов в 1967 году), брал вину на себя за свое "недалекое" понимание тактики.
«Сеньору Э.Э» никогда не зацикливался на одних тактических схемах. Он любил экспериментировать. В 1950-х годах экспериментировал «Сеньор Э.Э» в «Барселоне», использовав инсайдов на позиции крайних полузащитников для активизации игры. А в миланском «Интере» его атакующая тактика показала себя неэффективной, и Эррера разработал схему очень жесткого варианта защитной системы катеначчо. Он детально изучил все имеющиеся наработки по оборонительным схемам, и вместо слепой копировки наилучшей идеи, Эррера подстроил "замок" под себя.
В версии Эрреры каждый из защитников также отвечал за определенного игрока нападения соперника. То есть, была введена персональная опека игроков.
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости