Диего Марадона фото Reuters
12.08.2009 00:14 | Советский спорт
МАРАДОНА В РОЛИ ПРИМАНКИ
Рынок коммерческих футбольных матчей в последние годы здорово разросся и прогрессирует как средство дохода для клубов и национальных федераций. Для приглашающей стороны это зачастую способ популяризации футбола в стране и серьезная имиджевая составляющая.
«Манчестер Юнайтед» уже который год отправляется в предсезонные турне по Азии. Примеру манкунианцев следуют «Челси», «Ливерпуль», «Реал»… В этом году впервые в своей истории итальянская лига провела матч на Суперкубок страны за пределами Апеннин – «Лацио» и «Интер» сыграли на знаменитом «Птичьем гнезде» – олимпийском стадионе Пекина, где год назад открывались и закрывались китайские Игры.
Первопроходцем в бизнесе коммерческих матчей среди национальных сборных стала Бразилия, которая еще в 2004 году провела ряд товарищеских игр с желающими «отвалить» за приезд чемпионов мира во главе с Роналдо, Кака и Роналдиньо порядка миллиона евро. За последние три года пентакампеоны не провели ни одного (!) товарищеского матча дома, преимущественно играя в Скандинавии или в Лондоне.
Аргентина спохватилась спустя два года, однако конкуренции со стороны соседей не выдерживала – раскрученных суперзвезд тогда в составе команды было немного, да и на чемпионатах мира дальше четвертьфинала аргентинцы уже не хаживали целых 20 лет.
Однако в потенциал «альбиселестес» поверил российский бизнесмен Виктор Вексельберг, который в том же 2006 году заключил с Аргентинской ассоциацией футбола (АФА) крупный контракт, согласно которому подконтрольная ему компания «Ренова» получила полное право на организацию 24 товарищеских матчей национальной сборной. За каждый матч российский предприниматель обязался выплатить аргентинцам 750 тысяч долларов, а общая сумма контракта оценивалась в 18 миллионов.
Согласно договору компания получила эксклюзивные права на продажу телевизионной картинки с товарищеских матчей сборной Аргентины, эксклюзивные права на выбор места проведения матчей и тренировок, права на выбор гостиницы, где будут проживать игроки, права на размещение рекламы на всех матчах аргентинской команды. А кроме того, оговорила список из тридцати футболистов, как минимум семь из которых будут обязаны появляться на поле в каждом матче. Также наличествовал пункт, по которому в 10 из 24 встреч главный тренер обязан выставить на поле основной состав команды.
Назначение главным тренером сборной Аргентины Диего Марадоны в ноябре прошлого года во многом объяснялось как раз коммерческой привлекательностью национальной команды под руководством легенды мирового футбола. Тренер-то Марадона никакой (в 1994-м и 1995-м Диего пробовал себя в роли коуча, но успехов с аргентинскими «Расингом» и «Текстилем» не снискал). Но если дать ему в ассистенты классных специалистов, а самого Диего использовать в качестве приманки, то можно получить классный продукт. А тут еще и звезды в лице Месси, Тевеса и Агуэро поспели! Кто ж на такой продукт не клюнет?
РФС НА АРГЕНТИНУ СДЕЛАЛИ СКИДКУ
Однако если с результатами у Аргентины после назначения Марадоны еще не полная катастрофа (несмотря на плачевное четвертое место в латиноамериканской отборочной группе, время от времени команда выдает сильные игры – например, в феврале с Францией), то вот во всем остальном…
Назначая Марадону главным тренером, АФА не учла одной «мелочи» – Диего на дух не переносит журналистов, а грамотно выстроенные взаимоотношения с медиа – как мы знаем – одна из ключевых составляющих успеха в футболе. За примером далеко ходить не стоит – хватит и нашего Гуса Хиддинка, благодаря открытости которого сборная России стала очень популярна на Евро.
Если прежде Диего в буквальном смысле отстреливался (когда папарацци стаями дежурили у его виллы), то, став главным тренером, был вынужден умерить свой пыл. Но если есть хоть малейшая возможность избежать общения со СМИ, он не преминет ей воспользоваться.
Теперь о нашем случае. Приезд в Москву сборной Аргентины обошелся Российскому футбольному союзу сравнительно недорого. По информации «Советского спорта», из источников, близких к организаторам сегодняшнего товарищеского матча, РФС заплатил компании Вексельберга намного меньше номинала в 750 тысяч долларов. Узнав, что именно Аргентину Гус Хиддинк хочет в качестве спарринг-партнера в преддверии ноябрьской битвы с Германией, бизнесмен пошел на серьезные уступки федерации и существенную часть расходов по проведению матча взял на себя. Своим, как говорится, скидка.
Стороны договорились в момент. Марадону, понятное дело, не спросили – контракт есть контракт. Однако чем ближе был матч, тем недовольнее казался Диего, который начал говорить о том, что визит в Россию для него обуза и чем разъезжать по дальним уголкам света, лучше собраться и провести подготовительный сбор к важнейшему сентябрьскому матчу с Бразилией.
Никакого дополнительного контракта специально к матчу с Россией «Ренова» и АФА не подписывали – согласно ранее озвученному соглашению у компании и так было достаточно прав по организации всех матчей. Посему россияне, которые и так платят солидные деньги аргентинцам, рассчитывали на их порядочность в Москве.
ДИЕГО ПРОСПАЛ
Интересно, что РФС свои обязательства принимающей стороны по отношению к сборной Аргентины выполнил на ура. Встреча, размещение, уровень безопасности – все это сами гости оценили как беспрецедентный случай. Даже то, что аргентинцы в последний момент поменяли московский аэропорт (вместо делового терминала «Домодедово» самолет приземлился во «Внуково-3»), сошло им с рук.
Но как только Марадона и компания сошли с трапа, любезности наших «дорогих» гостей и след простыл. Согласно джентльменскому соглашению между РФС и АФА в рамках визита сборной Аргентины в Москву должны были состояться следующие мероприятия:
а) совместный мастер-класс для детей от Гуса Хиддинка и Диего Марадоны;
б) их совместная пресс-конференция по итогам мероприятия;
в) пресс-конференция Марадоны перед матчем;
г) встреча футболистов сборной Аргентины с молодыми игроками;
д) культурная программа (например, в виде прогулки по Красной площади).
Но ничего этого не произошло.
В Москву должен был прилететь и президент АФА Хулио Грондона, однако он решил остаться дома, чтобы урегулировать разногласия с другим коммерческим партнером.
В итоге из всего, что аргентинцы обещали сделать в Москве, они выполнили пока один пункт – провели в понедельник открытую тренировку, которая, правда, в связи с их поздним прилетом началась в 21.00.
Отдельная история касается самого Марадоны – Диего опять выпендрился перед журналистами. Пресс-конференция, возможность которой гости по прилету сразу отвергли, вроде бы «наклевывалась» вчера в «Swissotel», где они остановились. Но когда сорок журналистов собрались в обозначенное время в холле гостиницы, к ним вышел пресс-атташе сборной и сказал, что пресс-конференция отменяется: «Диего отдыхает».
Как выяснилось, Марадона пресс-конференцию банально проспал. А потом как ни в чем не бывало отправился пить чай.
…Надо думать, что с таким отношением к делу аргентинцы еще долго не смогут тягаться с Бразилией. По крайней мере если не на футбольном поле, то на маркетинговом уж точно.
Лисин А. Советский спорт
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости