Копія відкритого звернення компаній-учасників ВААІД до Президента України, Прем’єр-Міністра України, Голови Верховної Ради України
Представлені укр. та рос. версії документу
ТЕКСТ ОРІГІНАЛУ:
В даний час на розгляді у Верховної Ради України знаходиться проект Закону України «Про внесення змін до підрозділу 5 розділу ХХ „Перехідні положення“ Податкового кодексу України щодо стимулювання розвитку ринку вживаних транспортних засобів (№ 3251)».
Хочемо повідомити Вас про наслідки у разі прийняття даного Законопроекту.
Від імені 528 компаній — учасників Всеукраїнської Асоціації Автомобільних Імпортерів та дилерів (ВААІД) інформуємо Вас про поточний стан автомобільного ринку України:
-
Обсяг кінцевих продажів легкових і комерційних автомобілів за підсумком 2015 р. становитиме за попередніми оцінками близько 50 000 од. Це в 4 рази менше, ніж було в 2013 р. і менше в 12 разів, ніж у 2008 р. При цьому, обсяг виробництва всередині країни за підсумком 2015 р. складе близько 7000 од., що становить 77% падіння у порівнянні з попереднім, також невдалим роком.
-
Поточна кількість заводів-виробників автомобільного транспорту в Україні - 12, з них майже половина повністю або частково знаходяться у законсервованому стані в очікуванні позитивних змін на ринку та більше 300 виробників авто- компонентів і комплектуючих, з яких близько трьох десятків спільні підприємства з іноземними інвестиціями.
-
Кількість компаній офіційних імпортерів складає 40, які представляють на ринку 60 автомобільних брендів. Кількість офіційних дилерських центрів сягає близько 1000.
-
Обсяг інвестицій з боку резидентів України та іноземних компаній за останні 20 років у будівництво автосалонів, СТО, виробничих майданчиків — понад 2,0 млрд. Євро.
-
Кількість зайнятих в автомобільній галузі (офіційний імпорт і дистрибуція, офіційні дилери — продаж і сервіс, заводи-виробники і постачальники комплектуючих) — більше 50 000 робітників.
-
Обсяг сплачених основних податків (ПДВ, мито, акциз) офіційними імпортерами нових легкових автомобілів за 9 міс. 2015 р. склав — 4,2 млрд. грн., а за підсумком 2015 р. перевищить 5,5 млрд. грн. (дані надані Міністерством Фінансів України).
Варто зазначити, що у країнах ЄС частка офіційного («білого») ринку становить 80%-90%. В Україні ж сьогодні «білий» офіційний ринок складає 50%. Друга половина імпорту в країну припадає на неофіційних юридичних осіб імпортерів автомобілів, які поставляють автомобілі, що були у вжитку. При цьому такі поставки здійснюються здебільшого з цілим рядом порушень законодавства, зокрема:
— в рази занижується митна вартість товару, розмір сплаченого ПДВ та мита мінімальний;
— розмір сплачених державних податків і зборів компаній імпортерів б/к автомобілів також мінімальний;
— в країну масово імпортуються автомобілі екологічних стандартів Євро-0, Євро-2 та Євро-3 шляхом маніпулювання сертифікатами, при тому, що в Україні, згідно чинного законодавства, дозволений імпорт автомобілів не нижче Євро-4, а з 01.01.2016 р. має відбутися перехід на стандарт Євро-5.
Фактично, єдине, що сьогодні отримує держава від таких «бізнесменів», які працюють на ринку б/в авто — це акциз на імпорт б/в автомобілів. Розмір сплаченого акцизу від імпорту легкових б/в автомобілів за 9 міс. 2015 р. склав 0,75 млрд. грн., решта зборів (ПДВ, мито) — 0,5 млрд. грн., разом — 1,25 млрд. грн. (дані надані Міністерством Фінансів України). Він же (акциз на б/в) є обмежувальним фактором, аби не перетворити Україну на європейське звалище автомобільного металобрухту. Незважаючи на це, як було зазначене вище, кожен другий автомобіль в Україні це б/в імпорт. Причина такої ситуації — нерівні конкурентні умови роботи на ринку.
Ринок б/в авто працює фактично в обхід бюджету. До прикладу, оператори білого офіційного ринку платять до бюджету близько 40% від роздрібної ціни автомобіля! А цим часом, як оператори сегменту б/в імпорту платять 15%-20% від роздрібної ціни автомобіля, що і відображається на більш вигідних цінових пропозиціях.
У разі прийняття Законопроекту № 3251 ми прогнозуємо катастрофічну ситуацію на автомобільному ринку. Імпорт б/в автомобілів стане практично неоподатковуваним видом бізнесу в Україні!
Ніхто з покупців не стане переплачувати 40% від ціни нового автомобіля, які сьогодні йдуть до держбюджету. Основна частина покупців зробить покупку в сегменті б/в імпорту, де не потрібно платити податки. Також під виглядом б/в автомобілів в Україну почнуться поставки нових автомобілів з метою уникнути сплати податків.
Підсумком цього буде смерть офіційного автомобільного ринку:
— іноземні представництва та українські компанії імпортери будуть закриті;
— основна частина дилерських центрів буде закрита, несуттєва частина перепрофільована;
— заводи будуть закриті і порізані на металобрухт;
— без роботи залишаться десятки тисяч людей;
— корупція на митниці продовжить процвітати;
— бюджет країни не отримає надходжень ні від сегмента нових автомобілів, ні від б/в сегмента, що з урахуванням усіх складових (зростання ринку не менше 20%), всі податки і збори від усіх учасників ринку в 2016 р можуть скласти близько 10 млрд. грн.
Україна перетвориться на звалище європейського автомобільного металобрухту, як це сталося з низкою країн: Вірменія, Грузія, де не існує офіційного автомобільного ринку.
Принагідно звертаємо Вашу увагу на вкрай важливий факт, а саме на те, що Міністерство фінансів України та Міністерство економічного розвитку та торгівлі України вже зробили негативну оцінку наслідків даного Законопроекту, надавши негативні висновки до проекту закону.
Нам не хотілося б стати заручниками ситуації, коли на хвилі дешевого популізму в результаті страждають всі зацікавлені особи — і імпортери, і виробники, і державний бюджет, і в кінцевому підсумку, автовласники.
Просимо Вас підтримати позицію всіх учасників автомобільного ринку і не допустити прийняття цього та інших деструктивних законів, що гальмують розвиток і модернізацію країни в європейському напрямку.
З повагою,
Генеральний директор ВААІД
О.Ю. Назаренко
РОСІСЬКОМОВНА КОПІЯ:
В настоящее время на рассмотрении в Верховной Раде Украины находится проект Закона Украины «О внесении изменений в подраздел 5 раздела ХХ» Переходные положения «Налогового кодекса Украины относительно стимулирования развития рынка подержанных транспортных средств (№ 3251)».
Хотим сообщить Вам о последствиях в случае принятия данного законопроекта.
От имени 528 компаний — участников Всеукраинской Ассоциации Автомобильных Импортеров и дилеров (ВААИД) информируем Вас о текущем состоянии автомобильного рынка Украины:
1. Объем конечных продаж легковых и коммерческих автомобилей по итогам 2015 составит по предварительным оценкам около 50 000 ед. Это в 4 раза меньше, чем было в 2013 г. и меньше в 12 раз, чем в 2008 г. При этом, объем производства внутри страны по итогам 2015 г. составит около 7000 ед., что составляет 77% падения по сравнению с предыдущим, также неудачным годом.
2. Существующее количество заводов-производителей автомобильного транспорта в Украине — 12, из них почти половина полностью или частично находятся в законсервированном состоянии в ожидании положительных изменений на рынке, более 300 производителей авто компонентов и комплектующих, из которых около трех десятков совместные предприятия с иностранными инвестициями.
3. Количество компаний официальных импортеров — 40, которые представляют на рынке 60 автомобильных брендов. Количество официальных дилерских центров составляет около 1000.
4. Объем инвестиций со стороны резидентов Украины и иностранных компаний за последние 20 лет в строительство автосалонов, СТО, производственных площадок — свыше 2,0 млрд. Евро.
5. Количество занятых в автомобильной отрасли (официальный импорт и дистрибуция, официальные дилеры — продажа и сервис, заводы-производители и поставщики комплектующих) — более 50 000 сотрудников.
6. Объем уплаченных основных налогов (НДС, пошлина, акциз) официальными импортерами новых легковых автомобилей за 9 мес. 2015 составил — 4,2 млрд. грн., А по итогам 2015 превысит 5,5 млрд. грн. (данные предоставлены Министерством финансов Украины).
Стоит отметить, что в странах ЕС доля официального («белого») рынка составляет 80% −90%. В Украине же сегодня официальный рынок составляет 50%. Вторая половина импорта в страну приходится на неофициальных юридических лиц импортеров автомобилей, которые поставляют автомобили, бывшие в употреблении. При этом такие поставки осуществляются в основном с целым рядом нарушений законодательства, в частности:
— в разы занижается таможенная стоимость товара, размер уплаченного НДС и пошлины минимальный;
— размер уплаченных государственных налогов и сборов компаний импортеров б/у автомобилей также минимальный;
— в страну массово импортируются автомобили экологических стандартов Евро-0, Евро-2 и Евро-3 путем манипулирования сертификатами, при том, что в Украине, согласно действующему законодательству, разрешен импорт автомобилей не ниже Евро-4, а с 01.01.2016 г. должен произойти переход на стандарт Евро-5.
Фактически, единственное, что сегодня получает государство от таких «бизнесменов», которые работают на рынке б/у авто — это акциз на импорт б/у автомобилей. Размер уплаченного акциза от импорта легковых б/у автомобилей за 9 мес. 2015 составил 0,75 млрд. грн., остальные сборы (НДС, пошлина) — 0,5 млрд. грн., итого — 1,25 млрд. грн. (данные предоставлены Министерством финансов Украины). Он же (акциз на б/у) является ограничительным фактором, чтобы не превратить Украину в европейскую свалку автомобильного металлолома. Несмотря на это, как было указано выше, каждый второй автомобиль в Украине это б/у импорт. Причина такой ситуации — неравные конкурентные условия работы на рынке.
Рынок б/у авто работает фактически в обход бюджета. К примеру, операторы белого официального рынка платят в бюджет около 40% от розничной цены автомобиля! В это же время операторы сегмента б/у импорта платят 15%-20% от розничной цены автомобиля, что и отражается на более выгодных ценовых предложениях.
В случае принятия законопроекта № 3251 мы прогнозируем катастрофическую ситуацию на автомобильном рынке. Импорт б/у автомобилей станет практически необлагаемым налогами видом бизнеса в Украине!
Никто из покупателей не станет переплачивать 40% от цены нового автомобиля, которые сегодня идут в госбюджет. Основная часть покупателей сделает покупку в сегменте б/у импорта, где не нужно платить налоги. Также под видом б/у автомобилей в Украину начнутся поставки новых автомобилей с целью избежать уплаты налогов.
Итогом этого станет смерть официального автомобильного рынка:
— иностранные представительства и украинские компании импортеры будут закрыты;
— основная часть дилерских центров будет закрыта, несущественная часть перепрофилирована;
— заводы будут закрыты и порезаны на металлолом;
— без работы останутся десятки тысяч людей;
— коррупция на таможне продолжит процветать;
— бюджет страны не получит поступлений ни от сегмента новых автомобилей, ни от б/у сегмента, с учетом всех составляющих (рост рынка не менее 20%), все налоги и сборы от всех участников рынка в 2016 г. могут составить около 10 млрд. грн.
Украина превратится в свалку европейского автомобильного металлолома, как это произошло с рядом стран: Армения, Грузия, где не существует официального автомобильного рынка.
Также обращаем Ваше внимание на крайне важный факт, что Министерство финансов Украины и Министерство экономического развития и торговли Украины уже сделали негативную оценку последствий данного законопроекта, предоставив негативные выводы к проекту закона.
Нам не хотелось бы стать заложниками ситуации, когда на волне дешевого популизма в результате страдают все заинтересованные лица — и импортеры, и производители, и государственный бюджет, и в конечном итоге, автовладельцы.
Просим Вас поддержать позицию всех участников автомобильного рынка и не допустить принятия этого и других деструктивных законов, тормозят развитие и модернизацию страны в европейском направлении.
С уважением,
Генеральный директор ВААИД
О.Ю. Назаренко
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости