Я уже давно собирался рассказать о бельгийском футболе, но все как-то руки не доходили. Но после прочтения большого интервью с Ващуком, который плотно занимается детским футболом а также последнего интервью с Зозулей, который пророчит нашему Динамо опроеделенные финансовые проблемы – я все же приступил к составлению моего опуса о «Бельгийском футбольном чуде».
Приготовьтесь, получилось очень много букв )Еще где-то в 2009-ом ничто не предвещало резкого подъёма футбола в Бельгии. Клубы из страны, где производят самый вкусный в мире шоколад, регулярно проваливались в Лиге чемпионов, а сборная Бельгии занимала 66-е место в рейтинге ФИФА. Но уже в 2015-ом сборная Бельгии впервые в истории возглавила список лучших сборных мира – и это удивило многих. Всё-таки Бельгия не выиграла ни одного турнира в истории, просто отобралась на второй турнир кряду. Говорят, что рейтинг ФИФА необъективен и рассчитывается по непонятной схеме. Однако за всю историю его существования лишь восемь стран возглавляли его – и никаких случайных гостей в нём не было. Только гранды (Германия, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Аргентина, Бразилия, теперь ещё и Бельгия). Так что говорить о слепой случайности здесь глупо.
А начиналось все это восхождение довольно давно – Бельгийская федерация футбола ощутила под собой дно, когда в 1998-ом не вышли из группы на чемпионате мира, пропустили вперед Голландию с Мексикой и ни разу не победили.Интересно, что на том турнире они ни разу не проиграли: все три игры бельгийцев завершились вничью ( они считают этот результат неудачей, я тут же вспомнил об успехах нашей сборной на Евро-2016). В 2000-м бельгийцы совместно с голландцами проводили чемпионат Европы. «Красные дьяволы» на домашнем чемпионате выступили просто ужасно, но зато подзаработали немного денег, которые помогли провести кардинальную реформу футбола в стране.
По инициативе федерации был организован съезд 30 тренеров со всей Бельгии, которые в ходе общения должны были определить, что именно нужно изменить. Мишель Саблон (действующий технический директор федерации футбола) стал главным инициатором изменений , он смог уговорить выше сидящих в необходимости инвестирования части заработанных средств от Евро на развитие футбола в стране. В результате федерацией футбола Бельгии был построен огромный многофункциональный центр, который стал футбольным сердцем страны. Сегодня там проводятся около 89 процентов всех тренировок, сборов, контрольных матчей сборных всех возрастов. 5 больших футбольных полей, поля небольшого размера, манеж, площадки для теннис-бола, мини-футбола и пляжного футбола — там же расположен офис федерации футбола. Еще одним важнейшим решением стало открытие набора на бесплатные тренерские курсы — по оценкам бельгийцев число желающих научиться тренерскому ремеслу тогда увеличилось в десять раз.
При этом реформы не были инициированы бездумно, на эмоциях и чутье — фундамент был научным: федерация обратилась к университетам за помощью в анализе и разработке тренировочной концепции для спортивных школ. Сотрудники высшего учебного заведения Лувена проанализировали записи полутора тысяч матчей различных возрастных групп. Один из самых важных выводов исследования заключался в том, что в Бельгии слишком большое внимание уделялось результату. Похожие исследования проводились и при университете Брюсселя, где по случаю даже была создана компания Doublepass, цель которой заключалась в аудите всей молодежной системы и выработки рекомендаций. Эта компания существует до сих пор — ее услугами успели воспользоваться более 500 клубов, а также федерации футбола Германии и Англии. Специалисты Doublepass способны проанализировать вертикаль воспитания футболистов в клубе, лиге и даже стране.
Главный вывод всех научных исследований заключался в том, что в Бельгии детские тренеры в подавляющем большинстве уделяют внимание результату, а не развитию молодых футболистов. Исследователи выработали программу, порекомендовав как можно больше играть на маленьких площадках и в небольших составах: 1 в 1, 2 на 2, 3 на 3 и так далее. Подобные упражнения поощряют развитие индивидуального мастерства — в особенности дриблинг и культуру паса, так как чем больше поле и больше количество игроков, тем меньше дети касаются мяча.
Какие тренерские практики были признаны негативными и ошибочными:
- тренировать детей как взрослых, поддерживать «чемпионское» поведение»,
- не давать каждому ребенку одинаковое игровое время (кстати в США до определенного возраста команды по регламенту обязаны давать одинаковое игровое время всем детям)
- постоянно упрекать менее талантливых игроков, заменять молодых игроков, когда те делают ошибки на поле
- мешать игроку принять решение постоянным криком, что он должен делать.
Фокус на игроке: позволить игроку принимать своё собственное решение, и получать опыт (его опыт), поддерживать игрока, быть терпеливым к нему, и взращивать в нем уверенность. Помогать игроку принимать правильные решения, помочь найти правильные ответы с позитивным коучингом.
В Бельгии уже тогда существовали неплохо развитые академии при профессиональных клубах, однако совместно с правительством с 1998 по 2002 годы по стране было открыто восемь высших спортивных школ, которые занимались тренировкой ребят 14–18 лет. Такие школы специализировались на дополнительном образовании для подростков и делали акцент на развитии исключительно технического мастерства. В рамках этого в 2007 году «Андерлехт» запустил программу Purple Talents: в двух брюссельских школах ввели часовое занятие, в ходе которых у детей развивали технические навыки. На такие занятие ходили братья, Ромелу и Джордан Лукаку. Вскоре схему «Андерлехта» перенял «Генк» (Дефур, де Брюйне, Куртуа).Создание таких школ стало некой площадкой для сближения между небольшими спортшколами и крупными академиями и здорово помогало ребятам не просто улучшать индивидуальное мастерство, но и преодолевать переходный период между детско-юношеским футболом и профессиональным.
Важный момент – в Бельгии стараются растить не только футболистов, но и умных людей. Например, в «Андерлехте» за успеваемостью своих учеников следят так же тщательно, как и за технической подготовкой. Все занятия в школе начинаются с приветствия тех, кто исправил оценки после пропущенных тренировок. «В нашем клубе каждый день 220 учеников в возрасте от 6 до 21 года мечтают о профессиональной карьере футболиста. А осуществит мечту максимум каждый десятый, – рассказывает Жан Киндерманс, директор детско-юношеского футбола в «Андерлехте». – Наши игроки знают: они могут не стать профессионалами из-за травмы, отсутствия уверенности в себе, проблем в семье, медленного развития. Но если они будут как можно дольше оставаться в «Андерлехте», они получат хорошее образование, которое позволит им найти работу и быть образованными людьми».
Сейчас в Бельгии с общим населением в 11 миллионов футболом занимается 400 000 детей. И это без учета взрослых! Стоит ли говорить, что у нас в Украине этот показатель в разы хуже. У них принята комплексная стратегическая программа развития. В каждом регионе, городе, дворе играют в футбол. К примеру, бельгийские провинции в среднем в 2–3 раза меньше наших украинских областей. Но у них только в провинциях имеется несколько сотен футбольных полей. И это не просто мини-футбольные маленькие площадочки. Это полноразмерные футбольные поля с вечерним освещением, на которых играют с утра до вечера и дети, и взрослые. Все это финансируется в основном за счет муниципалитетов. Естественно, у профессиональных клубов также есть свои футбольные школы.
Результата пришлось ждать долго: бельгийцы после 12-летнего перерыва отобрались на чемпионат мира в 2014-м, и на чемпионат Европы в 2016-м — после 16 лет отсутствия. Терпение, увлеченные люди в федерации, поддержка со стороны государства и грамотный подход — залог успеха бельгийской сборной, которая сейчас занимает в рейтинге ФИФА второе место даже не смотря на не совсем удачное выступление на Евро.
Я прекрасно понимаю, что претворить что-то подобное в нашей стране сегодня – это практически нереальная задача. Но тем не менее, много из изложенного может быть взято на вооружение в одной отдельно взятой школе или даже в пределах одного города. Я сам закончил школу олимпийского резерва по футболу и могу с уверенностью сказать, что многое из вышеизложенного очень далеко от наших реалий.
А у нас всю жизнь не хватает чего то, чтобы сделать (или даже просто скопировать) что-то хорошее и умное. Поэтому мы вечно в Ж....
Я там выделил текст в середине статьи - это же элементарные вещи, которые даже не требуют никаких серьёзных денег, просто стоит это понять и взять на вооружение.
Согласитесь, ведь подобные методы можно ввести в отдельно взятой школе Динамо.
С другой стороны, Лужный считает, что сначала надо искоренить взяточничество в детском футболе.
А я тут рассказываю, про фан и удовольствие для детей... !
А бельгийцы отнеслись к этому серьёзно и
==В рамках этого в 2007 году «Андерлехт» запустил программу Purple Talents: в двух брюссельских школах ввели часовое занятие, в ходе которых у детей развивали технические навыки.==
Сейчас это уже далеко не в двух школах и не только в Брюсселе. Причем это дополнительное занятие - пацан закончил занятия в школе - и сразу после занятий попинал мяч с тренером, потренировал финты и передачи. И потом пошел домой.....
Азар и де Брюйне (главные звезды Бельгии) все же родились и выросли в Бельгии. А ведь есть еще и Тома Мёнье и Янник Карраско (родился в Португалии).
Просто там детей тренируют, воспитывают и учат играть в футбол, обучают технике футбола в первую очередь.... А у нас ... - вот почитайте коммент ниже bsg lis(bsg.lis) == физуха, физуха и еще раз физуха игры в конце тренировки после кроссов и отжиманий и ступенек ==.
Ну и конечно же ==гроші батьків== - это жесть, надо удалять калённым железом.
Но я в принципе надеялся донести мысль, что подобные методы можно воплотить в одной отдельно взятой школе, такой как Динамо Киев. И это может дать долговременный (не единоразовый) результат для нашего клуба.
---------------------
Очень сильно понравилось организационное решение.
Какие тренерские практики были признаны негативными и ошибочными:
- тренировать детей как взрослых, поддерживать «чемпионское» поведение»,
- не давать каждому ребенку одинаковое игровое время (кстати в США до определенного возраста команды по регламенту обязаны давать одинаковое игровое время всем детям)
- постоянно упрекать менее талантливых игроков, заменять молодых игроков, когда те делают ошибки на поле
- мешать игроку принять решение постоянным криком, что он должен делать.
------------------
Мои личные впечатления от двух футбольных школ моего района в несколько фраз укладываются :
- физуха, физуха и еще раз физуха игры в конце тренировки после кроссов и отжиманий и ступенек
- советы тренера - попроще, пошире, мяч к земле, получил открылся, не финти , вынос , вынос !!!!
Вообщем 2 лет занятий хватило : перешел в дворовой футбол играю в свое удовольствие до сих пор и с 10 лет в спортшколы ни ногой
Там людей по настоящему не допускают к тренировкам, за плохую успеваемость ! В моей спортивной школе, которую я закончил, основной упор делался на спорт - то есть если ты хорошо играл в футбол, то на все остальные косяки учителя закрывали глаза.
Меня порвало про Ваш опыт посещения футбольных секций - жестко там.
2."много из изложенного может быть взято на вооружение в одной отдельно взятой школе или даже в пределах одного города" - в Україні таке намагаються запровадити в межах всієї країни... Зусиллями ФФУ; так, лише ФФУ - бо уряд нині далекий від цих проблем... Поки що не до цього, поки що війна... А попереднім урядам було "не до цього", бо потрібно було бабло косити... Да, запровадження йде мінімальними темпами; але завдяки ГМСу - розпочалось давно, ще з показушного (а ніде правди діти... було, було...) т.зв. "уроку футболу". Всі ці ростки мало не припинила коньковщина - в т.ч. кошенням бабла "пакистанськими м'ячами", наприклад.
А дитячих тренерів відповідної кваліфікації та, головне, з відповідними моральними принципами - не вистачає, це очевидний медичний факт... Я маю на увазі навіть таку сторону проблеми, як пияцтво, як мат на тренеруваннях юних, тощо...
А у нас всю жизнь не хватает чего то, чтобы сделать (или даже просто скопировать) что-то хорошее и умное. Поэтому мы вечно в Ж....
Я там выделил текст в середине статьи - это же элементарные вещи, которые даже не требуют никаких серьёзных денег, просто стоит это понять и взять на вооружение.
Согласитесь, ведь подобные методы можно ввести в отдельно взятой школе Динамо.
С другой стороны, Лужный считает, что сначала надо искоренить взяточничество в детском футболе.
А я тут рассказываю, про фан и удовольствие для детей... !