В отличии от модных ныне словечек: "компактно", "терпели", "тики-така", понятие "мотивация" присутствует в спорте изначально. Собственно, не только в спорте.
Эпиграф:
"Чувства в кулак, волю в узду! Рабочий, работай! Не охай! Не ахай! Выполнил план - посылай всех в п....у! Не выполнил - сам иди на.
..й!" (В. Маяковский, поэт)Вернемся от пламенных строк бунтаря к прозе жизни. Итак, то, о чем столько говорили большевики, проклятые империалисты и футбольные тренеры всех времен и народов:
МОТИВАЦИЯ
Читаем Википедию: "мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности"
Во оно как, Михалыч: удовлетворять СВОИ потребности!
Только вот, многие сводят эти самые потребности к чисто свинячим: жрать! В смысле, давай больше бабла, зеленого или розового!
Ан нет! Как учат нас доценты с кандидатами - не все так просто..... Нет, есть мотивация простая, как вилы Ляшко и грабли Януковича: давай, паши, а то в бубен дам! Нечто, этакое шаманское.....
Такой стимул проходит, в основном, во времена нашего босоного детства, и воплощен в отцовский ремень, мамин веник, братский пендель, или сестринский уходрал.....
С течением времени, набором мотивируемым мышечной массы и наглости, - стимул сходит на нет и в дальнейшем может быть активизирован только в армейской "учебке" злобными сержантами из Закарпатья, или "дедами" с любого региона Украины...
В дальнейшем мотивация может быть неожиданно разной. И это медицинский факт, хорошо известный Козлевичу и искушавшим его мечущуюся душу, ксёндзам из костела!
В отличии от политики родных осин, с её простой до окостенения догмой: "партия скажет надо - комсомол ответит - есть!", или и того проще: "нам хлеба не надо - работу давай!", зарубежные яйцеголовые, эти зоофилы от науки, прислужники "золотого тельца", масоны и прочие рабиновичи, (а куда ж без них?), придумали всякую фигню, чтобы только уговорить народ вкалывать.
Жил в середине прошлого столетия в логове зверя - США, некий чудачок, по имени Абрахам Маслоу, психолог. Ну жил и жил бы себе, так нет - взял и придумал "пирамиду потребностей человека" - теорию мотивации.
Согласно этой теории мотивации, все потребности индивида можно поместить в "пирамиду", в основании которой располагаются наиболее важные человеческие потребности, без которых невозможно биологическое существование человека, на более высоких уровнях "пирамиды", располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность.
Иерархию потребностей по Маслову (с низу до верха), можно отобразить так:
Физиологические потребности ( жрать, пить, секс и так далее)
Потребность безопасности (чувство защищенности, "крыша", неприкосновенность, ясное будущее)
Потребность в любви ( семья, организация, банда, - где тебя любят и принимают таким, как ты есть)
Потребность в уважении.(компетентность, успех, одобрение и признание)
Познавательные способности ( знать, уметь, рассуждать)
Эстетические потребности (гармония в жизни, порядок, красота)
Потребность в самоактуализации (реализация своих способностей, мечты, развитие себя как личности)
Вот такую лабуду придумал Абрахам... Должен отметить, что это не единственная теория о составляющих мотивации.
К таковым относятся теории Альдерфа, Макклеланда, Герцберга, и других. В работах перечисленных товарищей, и не только их, не так много различий с уважаемым Абрахамом! Там, скорее, выводятся приоритеты, иерархия, тех, или иных потребностей.
Грубо говоря: толи тебе, чувак, первично принять водочки, вкусно закусить, расслабиться с блондинкой на террасе виллы, или, если ты конченый идиот, - пойти в библиотеку и вдумчиво поработать над первоисточниками - Сократом, Аристофаном, Тацитом и Монтенем..., а опосля, духовно окрепнув, рысью метнуться на прослушивание психоделических композиций и просмотр авторского кино!
Такая вот, разножка! :-)
Безусловно, мы можем предельно точно спрогнозировать какой уровень в "пирамиде" займут некоторые персонажи, именуемые "кормильцами"! Ну что ж, это далеко не маленькая часть общества...
С другой стороны, трудно представить себе гору тренированных мышц, 20-25 лет отроду, самозабвенно глотающих пыль в книжных архивах, с ужасом глядящих на ночные клубы, а весь отпуск посвящающих переводу бабушек через дорогу на трассе Крижопоь - Жмеринка!
Как говориться - "шо занадто, то не здраво!" Нужна золотая середина.
Я не собираюсь здесь развёрнуто излагать и применять вышеперечисленные теории о мотивации людей. Достаточно отметить, что они есть, и многое объясняют. Да, раньше, при Союзе, при внешних наложенных рамках - зарплаты, свободы передвижений, меры потребления, морали - можно было все эти мотивационные потребности решать довольно просто и легко, потому как, эти потребности были просты и бесхитростны......
Сейчас же - другое время. Надо учитывать не только финансовую составляющую, но и карьерный рост, уровень притязаний на известность, потребность в другом окружении, потребность в в другом отношении к тебе...
Да и сам по себе вопрос финансового вознаграждения весьма сложен. Вопрос нормирования и оплаты труда - один из важнейших в любой отрасли. Любой наемный работник стремится работать меньше, а получать больше. Это закон, а не жлобство. Именно поэтому, работодатель хочет все тоже, но с точностью наоборот!
Уговоры, призывы, лозунги и присмотр - ничего не дадут! Оплата должна быть жёстко связана с результатом, при неукоснительное поощрении (материальном и духовном) отличившихся, и таковым же неотвратимым лишении благ и подвержению остракизму, нерадивых!
Ну и, конечно, надо не забывать "играть" на слабых мотивационные струнках каждого футболиста! А то, что такие есть - бесспорно!
Мотивация, мотивация, - это архиважно!
А то помните как с Беландой: что тебе говорил тренер? - Откуда мне знать, я по - русски не понимаю...
"Камон плей!", ну, или, "терпите"!........
-
Павел Pavel58(pavel58)
- Эксперт
08.11.2016 12:34
Самые популярные словечки у нынешних тренеров : мотивация , концентрация и компактность ! Что-то не припомню что бы Лобановский особо на них налегал , ну да куда уж метру до нынешних супер специалистов ....
- 1
-
G. N.(cautious)
- Наставник
07.11.2016 22:44
Мотивация, конечно, не сводится чисто к материальной стороне ("понизить им всем зарплату до нуля, платить только премии за победу!") или к залитому в зад скипидару (что-то давно Лужного не вспоминали). Очень сильная мотивация - если твоя самоотдача вливается в общекомандную игру, и помогает обыграть сильного соперника, и стадион аплодирует, когда объявляют твою фамилию. И, наоборот, сильнейшая демотивация - если ты весь матч носишься по полю с горящими глазами, но толку от этого нет никакого, потому что кпд командной игры близок к нулю, и в итоге вся команда уходит с поля опустив голову под свист трибун. Если нет хорошо поставленной командной игры, в которой "каждый солдат знает свой манёвр", в каждой ситуации понимает, куда бежать и кого страховать, верит в то, что товарищи его не подведут, и старается сам их не подвести - молодые пацаны, на которых столько надежд, тоже очень скоро потухнут, как их ни стимулируй премиями и штрафами.
- 1
-
Georgiy Nikolaev(G_Nikola)
- Наставник
07.11.2016 22:13
Мотивация теряется еще и от того, что человек не может сделать то, что от него требуют. Или физически не в состоянии, или способностей не хватает или просто не понимает, что от него хотят. Похоже, что в Динамо сейчас совпали все эти факторы.
- 1
-
Влад Римусато(Rimusato)
- Опытный писатель
07.11.2016 22:01
В небольшом коллективе необходимо сначала исследовать мотивацию каждого.
- 0
-
sergej moroz(ste60)
- Эксперт
07.11.2016 22:09
Что значит "не факт"? Это - "как правило"!
- 1
-
Юрій FCDK
- Эксперт
07.11.2016 21:21
Андрей Шевченко, уже будучи мега-звездой говорил в напутствие молодым футболистам: Ребята, не разменивайтесь!
- 2
-
sergej moroz(ste60)
- Эксперт
07.11.2016 22:15
Ну да, а с Идейей он не мог говорить, так как не знал "нигерийского" языка...
- 0
-
smerf ważny
- Опытный писатель
07.11.2016 19:26
Все правильно написано. Но не стоит забывать и принцип, прозвучавший в картине Гайдая, кто не работает тот ест.
- 1
-
Никита Иванов(nikita-ivanov)
- Старожил
07.11.2016 18:17
Динамо не хватает совковского армейского принципа: не умеешь-научим, не хочешь-заставим.
- 1
-
AL Leol(alleol)
- Наставник
07.11.2016 16:50
Жил в середине прошлого столетия в логове зверя - США, некий чудачок, по имени Абрахам МаслОУ
- 1
-
sergej moroz(ste60)
- Эксперт
07.11.2016 17:04
Но ведь чувствуется, - чего-то не хватает! :-)
- 2
-
AL Leol(alleol)
- Наставник
07.11.2016 17:09
ох, как же ж ЕГО не хватает....)
- 1
-
sergej moroz(ste60)
- Эксперт
07.11.2016 17:20
Это да!
- 1
-
Ваня Иванов(novichok56)
- Наставник
07.11.2016 16:36
- 2
-
ROGER MILLA(V.S.O.P.)
- Эксперт
07.11.2016 11:39
А представьте себе Институт физкультуры с кафедрой Мотивации ,методические пособия, научные трактаты,профессорско-преподавательский состав мотиваторов и всё такое
- 2
-
Сергей Б(sergey27)
- Наставник
07.11.2016 12:02
Кафедра психологической подготовки спортсменов там точно есть, а мотивация является частью психологии человека..
- 4
-
ROGER MILLA(V.S.O.P.)
- Эксперт
07.11.2016 19:30
4 года обучения и перед вами не просто футболист ,который двух слов не может связать а специалист мотиватор
- 0
-
Сергей Б(sergey27)
- Наставник
07.11.2016 19:39
Вы считаете, что они там учатся...?
- 0
-
ROGER MILLA(V.S.O.P.)
- Эксперт
07.11.2016 19:58
стебусь, конечно же ))) я в курсе, как они учатся
- 0
-
Василь Дудник(betelgeuze1948)
- Эксперт
07.11.2016 11:38
Когда тактический вариант игры не оправдывает себя в достижении регулярных побед. начинают придумывать отмазки и мотивация в их числе. Мотивация, конечно, важна, но это не фундамент игры, а лишь небольшое приложение, помогающее в тех моментах, когда соперник не уступает. а силы покидают футболистов... Вот только в Динамо это слова, ничего не имеющих под собой- пыль, туман или пустопорожнее отвлечение от реальных проблем. Чуть что не так и сразу - ребята были без должной мотивации...А , может, лучше поставить игру и не спекулировать умными словами ?
- 1
-
Сергей Б(sergey27)
- Наставник
07.11.2016 12:10
Мотивация это как раз тот фундамент, на котором строятся любые человеческие достижения, будь то спорт или наука или еще что...
- 1
-
Василь Дудник(betelgeuze1948)
- Эксперт
07.11.2016 12:13
Ваше право так считать, но это ошибочное мнение...спорить не буду. но время нас рассудит
- 0
-
Сергей Б(sergey27)
- Наставник
07.11.2016 12:24
И я спорить не буду, не я это придумал, такие выводы сделали специалисты, которые многие годы изучают этот вопрос исходя из богатого опыта различных процессов жизнедеятельности человека. Так считаю потому, что видел много примеров того, как мотивация влияет на достижение результата..
- 3
-
Василь Дудник(betelgeuze1948)
- Эксперт
07.11.2016 12:31
Тогда Для Вас один пример. Представьте, что Вы очень мотивированы написать пейзаж, который решили увековечить на века...знаете, что получится, не имея элементарного образования в живописи ? Мотивация может, конечно приблизить написание картины, но не более.
- 1
-
Сергей Б(sergey27)
- Наставник
07.11.2016 12:41
Кто то где то говорил, что для достижения результата НЕ ТРЕБУЮТСЯ определенные профессиональные знания и навыки???
- 0
-
Василь Дудник(betelgeuze1948)
- Эксперт
07.11.2016 13:38
Это Вы выше написали, что мотивация как раз фундамент, на котором строятся достижения, но ошибаетесь, мотивация не фундамент, а стимул , приложение отдать все силы и не более. Просто мотивация нужна. но она не может заменить мастерство и поставленную игру.... если есть мастерство, то без мотивации можно добиваться результата . но когда есть только мотивация, ничего не получится. см. мой пример выше.
- 1
-
Сергей Б(sergey27)
- Наставник
07.11.2016 15:17
Василий, первое:
- 3
-
Georgiy Nikolaev(G_Nikola)
- Наставник
07.11.2016 22:42
А ведь Вы оба правы. Мотивация является важнейшим фактором в достижении результата, но чтобы ее поддерживать нужно видеть, что твоя работа дает результат, иначе включается мозг и говорит: "А зачем?". Говоря о Лобановском, который из обычных ребят сделал звезд и сделал команду-звезду, Вы упускаете момент, что его идеи были прогрессивны и приносили результат и это было стимулом. Футболисты видели, что в результате их работы Динамо крушит все и вся.
- 0
-
G. N.(cautious)
- Наставник
07.11.2016 22:59
Пресловутые "горящие глаза" могут помочь в отдельно взятом матче. "Предельная и запредельная самоотдача" не может быть регулярной. На длинной турнирной дистанции важнее мотивация к тому, чтобы добросовестно выполнять свою работу. Чтобы быть собранным, сконцентрированным, бежать куда надо, отдавать куда надо и страховать кого надо. А если хорошо поставленной командной игры нет, то пустая беготня, от которой нет толку, очень сильно демотивирует.
- 1
-
Georgiy Nikolaev(G_Nikola)
- Наставник
07.11.2016 22:18
Абсолютно согласен. Длительное отсутствие игры и результата убивает всякую мотивацию на корню.
- 2
-
Николай(dk61)
- Эксперт
07.11.2016 11:15
Мотивация, мотивация, - это архиважно!
- 2
-
Болела Болелов(bolela-bolelov)
- Наставник
07.11.2016 10:56
Прочитал. Получил удовольствие от написанного, начиная с самого начала от Маяковского (если это действительно он писАл)) и дальше от пера автора.
- 4
-
sergej moroz(ste60)
- Эксперт
07.11.2016 17:30
Мне кажется, что 7-ой уровень у большинства футболистов соответствует 1-му уровню.
- 1
-
How a bin(nuc)
- Наставник
07.11.2016 10:51
Эпиграф - по большому счёту квинтэссенция немотивированной, но дисциплинированной ментальности, присущей большинству футбольных и не футбольных исполнителей.
- 3
-
Вадим Устименко(CripToniT)
- Эксперт
07.11.2016 10:20
- 5
-
sergej moroz(ste60)
- Эксперт
07.11.2016 10:37
Так у Вас, Вадим, игроки на первом уровне остались: все, как один, "удовлетворенные желудочно"!
- 2
-
Вадим Устименко(CripToniT)
- Эксперт
07.11.2016 11:27
- 2
Еще комментарииЭто в больших не возможно, потому создают Системы стимулирования и мотивации (рассчитанные на усредненного мотивируемого).
Мотивация для одного, для другого будет пшиком.
Люди, изучающие науку тренировать, не факт, что умеют управлять и мотивировать.
Мотивировать - искусство, талант, это непросто. В помощь тренерам великих команд приходит селекция, отыскивая фанатов футбола. Разве нужно мотивировать Роналду?
А то помните как с Беландой: что тебе говорил тренер? - Откуда мне знать, я по - русски не понимаю...
А помните, Блохина спросили, а что выговаривал недовольно, уходя Беланда, когда его меняли? - Не знаю. Я не понимаю по-французски, ухмыльнулся Блохин.
Справка: Нигерия, 194 млн. населения, в два раза территориально больше Украины, самая мощная экономика в Африке.
Официальный язык: английский. !!!
"Нигерийский" язык НЕ существует...
Иерархию потребностей по МаслоВУ... можно отобразить так...
===================================================
оЧеПятка по Фрейду?)))
учетная запись этого пользователя была удалена
Как бы вы не ставили игру, какую бы тактику вы не применяли, какими бы мастеровитыми небыли футболисты - если у них нет желания выкладываться, ничего не выйдет. А если тренер говорит после игры, что ребята были без должной мотивации, так это он должен в первую очередь себе вопрос задавать, почему они были без мотивации...
Как пример - Динамо Лобановского конца 90-х. Там что, сплошные звезды европейского футбола были? Но у них же ш @л...ть, глаза горели...!!! А звездами оно потом стали...
Вот вы, Василий, любите умные блоги писать, хотите скажу, какая ступень пирамиды Маслоу (в редакции sergej moroz) вас на это толкает? )))
Я думаю, не совсем корректно с вашей стороны говорить о том, что я ошибаюсь, или не ошибаюсь, по той простой причине, что вы не являетесь специалистом в области психологии, поэтому не можете делать такие категоричные заявления не имея достаточной компетентности в этой области. Я,в свою очередь, не диссертацию защищаю , поэтому не нуждаюсь в вашей "экспертной оценке", я просто пишу свое мнение, вы можете с ним соглашаться, можете с ним не соглашаться, но давать ему оценку - это не ваше...
Второе -
Чтобы получить определенны навык, определенное мастерство, нужно учиться, много учиться, чтобы учеба была эффективной, нужно иметь желание учиться. Таким образом мы опять возвращаемся к мотивации, потому что желание и мотивация - своего рода синонимы..Мастерами не рождаются, мастерами становятся пройдя долгий путь обучения, а без определенного желания любая учеба сводится к протиранию штанов в школе, университете и т.д.
Все просто...
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Солидарен. Метод "кнут и пряник"- основной инструмент для мотивации в любом деле.
Действительно, можно вносить коррективы и спорить по пунктам мотивации, но хочу автору полусерьёзно, полувшутку подбросить мысль: не кажется ли Вам, что многие наши футболисты по этой классификации как раз достигли наивысшего 7-го уровня? Ну, это же на этом уровне "Потребность в самоактуализации (реализация своих способностей, МЕЧТЫ, развитие себя как личности). Похоже, что они как раз и достигают своей МЕЧТЫ, заполучив бабло?))) Причём, в продвижении их по этой пирамиде прослеживается интересная деталь - все они доходят до 4-го уровня ("Потребность в уважении.(компетентность, успех, одобрение и признание"), судя по тому как остро реагируют на критику и "неодобрение" и как любят "признание"; потом, как настоящие спортсмены, одним прыжком преодолевают, вернее перепрыгивают через пункт 5 ("Познавательные способности ( знать, уметь, рассуждать)), достигают уровня 6-го ("Эстетические потребности (гармония в жизни, порядок, красота)" преимущественно в подпункте "красоты", в своём понимании "красоты" - машины, смазливые бабы(тоже не имеющие понятия о наличии уровня 5), упомянутые ночные клубы и прочие атрибуты красоты для тех, кто перепрыгнул через уровень 5 и тут уже параллельно входят на вершину в плане "мечты (бабла)"? Причём уровни 6 и 7 достигаются практически одновременно, потому что для достижения уровня 6 в плане перечисленной "красоты" необходимо находиться на уровне 7 в плане "мечты(бабла)"?)))
Как Вам такой раскладик?))) А то многим может показаться, что футболисты совсем уж неразвитые ребята и находятся у подножья пирамиды, где чисто "пожрать".)))
Это больше подходит к теории Альдефера, по которой движение происходит не только ВВЕРХ, но и ВНИЗ!
Он называет такое фрустрацией....
Если проще, то примерно так: человек заглянул на 7-ой уровень, подумал - а на фига мне все эти "высокие материи" и самокопание? И быстренько вниз - к физиологии!
Кстати, тут и теория рефлексов Павлова работает!
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена