Тут недавно шановний наш блогер Саша Бесарабські Ворота нагадав про суддівське свавілля у вирішальному для нас матчі за золото 60р з Торпедо М. Я був на стадіоні і багато чого врізалось у память. Протокол: ДК-ТМ 1-2 \ 1-1 \ 70т.гл. Макаров,Єрохін,Турянчик,Сучков,Войнов \ Каневський, 31 \,Ануфрієнко,Базилевич,Серебряніков,Лобановський,Сабо,Зайцев.
Поліканов,Медакін,Шустіков,Островський,Воронін,Маношин,Метревелі,Іванов,Гусаров,Батанов,Сергеєв \ Доронін,26 . Суддя М. Крилов \ К-шев . Одразу скажу, що у тому році ТМ було сильніше киян по грі , яка за кілька років відмінно була поставлена Масловим, і заслужено стали чемп. та виграли кубок. Але очевидне бажання ФФ за явною партійною вказівкою зверху допомогти ТМ призвело до скандалів у кінці чемпіонату. Я абсолютно упевненний, що ні Маслов, ні гравці про цих допомогачів не знали, так як допомога ім була не потрібна- вони самі були сильні грою. Але ідеологічне колесо закрутилося, у серпні пішли статті про віру робітників заводу- гіганта у перемогу ТМ у чемп., інтервю якихось передовиків та інше бла-бла, а потім пішли скандали. Спершу за десять днів до Києва, ЦСКА подав протест, як записав Бобров за те, що суддя не зарахував забитий гол у своі ворота торпедівцями, а показав поза грою і взагалі провалив суддівство у останні 30хв. гри. Дійсно, глядачі біснувалися, все летіло на поле, солдати ледь утримували людей, а Хлопотін поплив- на полі почалися бійки, вилучення тощо-гри вже не було. Ось з таким шлейфом і приіхало ТМ в Киів. Думаю, що і тут ФФ підстрахувалась, призначивши молодого 30-річного Крилова, який відзначався швидкими переміщеннями по полю і не завжди продуманними рішеннями. До речі, саме при ньому, апе не за його вини, 14.05.57р в кінці матчу Зеніт-ТМ \1-5 \почалися на 100тисячнику найкривавіші подіі, які закінчилися тисячами потерпілих і великими кримінальними справами. А у матчі ДК-ТМ точилася запекла боротьба, але нам не щастило, одразу пропустили , зрівняли, знову пропустили на початку 2т, а далі мяч просто не йшов у ворота ТМ. Наші з великим трудом грали у захисті проти торпедівців, де царював Іванов, крім того у нас випадали номери 6та 11, а у них слабким виглядав тільки воротар. Наш Макаров кілька разів здорово виручив команду. Грали жорсткувато і почалися суддівскі дива. Спочатку після чесноі боротьби з Єрохіним зашкутильгав та був замінений Сергеєв і почалися грубощі з сторони ТМ, особливо відзначалися Маношин з Медакиним, а Шустиков і особливо Батанов просто розпоясалися. Суддя робив гарну міну. Три рази грубо збивали Войнова, поки Батанов по хамськи не засадив йому у коліно. Стадіон разом з тренерами та гравцями вимагали вигнати хама з поля, але Крилов мабуть не мав права цього зробити. Холуйська преса назвала цей епізод зіткненням. На 43хв. Базилевич у жорсткій боротьбі з майбутнім куміром киян Островським чисто замкнув діагональний на 20-25м сильний пас від Сабо і забив красень гол. Захисники нічого судді не сигналізували,а почали між собою лаятися. І тут здалеку підбіг суддя, який точно нічого не бачив, свиснув і показав,що поза грою. На полі і на трибунах люди просто захлинулися від упередженності.Мабуть за це Крилпова в кінці сезону включили у 10 кращих суддів. Епізод був перед моєю трибуною, як і підсудок. Всі ми бачили, що у момент пасу Льоха був бпижче до воріт ніж Базиль. Поза грою не було, це бачив і підсудок, супроводжуючи вздовж лініі поля ривок Базиля і нічого не сигналізуючи. Тілки після свистка і коли до нього підбігли наші гравці , він на догоду свому патрону, раптом підняв прапорець\ ! . Гру поломали, люди лютували і після матчу кілька тисяч людей щільно окружили мавританський двір. Приіхали війська і брутально всіх порозгоняли. Наш шановний блогер Євген Солдатенко був тоді серед протестуючих і чудово розповів про це на минулій неділі у своєму коменті. А закінчилося все так. Партійне начальство грюкнуло і ніхто, незважаючи на відмітку Комана у протоколі, протесту не подавав, а журналісти, як по команді, разом з киівськими фахівцями все замазали. ТАРС повідомило, що киівський протест- це чутки, а ФФ протест ЦСКА не задовольнило. Повний ажур. Ніхто не хотів повторення подій з переграванням гри знову з ТМ у Києві, як було у 1956р. Тільки Коваль з Молоді Украіни написав правду. П.С. Крилов перестав судити у 44 роки після суддівського скандалу у Єревані-Арарат-Спартак М. 2-1, как пишуть сьогодні у Самарі, під якимсь тиском. Зараз йому 87 років, бажаю йому здоровя. Ось така історія.
-
volodymyr vasyliev(volodymyrvasyliev)
- Наставник
12.12.2018 21:43
Да уж, не только футболисты, но и болельщики есть легендарные личности! Здоровья!
- 0
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
12.12.2018 15:24
Кроме судейского скандала вспоминается ещё одна особенность этого матча - Лобановский на позиции центрфорварда. С тех пор - в чемпионском 1961 - он в основном играл на позиции левого крайнего. Так что "выпадавшие из игры 6-й и 11-й" это Ануфриенко и Зайцев. И ещё один момент - я уже плохо помню детали этой игры, но как-то непохоже, что Батанов был в том матче одним из самых грубых игроков - Батанов вообще-то грубой игрой не отличался...
- 1
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
12.12.2018 15:29
И конечно спасибо автору за то, что помнит и рассказывет тем, кто этого не знал, и тем, кто знал, но забыл..:)))
- 1
-
історик
- Наставник
12.12.2018 18:37
Уважаемый Michael, боялся места не хватит и не все написал. Игра сначала пошла по центру и все свалились туда. Вы вспомните, как по центру начал ломить Лобан, а у Юры пошел распас. Медакин бросил никакого Зайцева и смещался в центр помогать против Лобана. Войнов и Батанов держали друг друга, причем Борис, не будучи беком, чаще проигрывал. Игра стала везде,как я мягко написал, жестковатая т.к Крылов либеральничал. И если для одних, например, Шустикова или Ерохина это было нормальным состоянием, то другии, как Борис, могли понестись и ненароком сорваться. А в целом я с Вами согпасен, он не был грубияном. Добавлю, что он был отличным полусредним, на мой взгляд лучше Бубукина. Ну а в том матче так разложилось. Кстати, Вы не обратили внимание, что Болбат чем-то как по манере игры, так и по внешности напоминает Батанова.
- 1
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
12.12.2018 19:01
Спасибо за ответ, мне тогда было почти 14 и я уже был заядлым болельщиком ДК. Помню ту игру смотрел по телевизору, тогда они у нас в городке только появились, настраивали наружные антенны, но картинка всё равно была со "снегом", но кого это тогда волновало...Мне тоже казалось, что Батанов был получше Бубукина. А Болбату по-моему до уровня Батанова ещё расти и расти. Но как говорится то таке :))) Ещё раз спасибо!
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
13.12.2018 13:15
Батанов, насколько помню, относился к техничным игрокам и вполне вписался в торпедовский стиль,
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
13.12.2018 13:50
То, что В.Д.Соловьев именно тогда определил место Лобановского как левого крайнего, а не центрфорвар-
- 1
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
12.12.2018 15:24
Спасибо автору за такие замечательные очерки: старых болельщиков с каждым годом все меньше и меньше, а кинохроника той эпохи не сильно жаловала отечественный футбол.
- 0
-
історик
- Наставник
12.12.2018 18:51
Да, с кино у нас ужас. Остался об этом матче на 50с ни о чем сюжетец из местного киножурнала, а зато на другой стороне видно где-то в середине 90-х смастерили на 5мин. фильм, как тогда ТМ раскатало Киев. Обидно, что на подобное у нас нет ни денег, ни желания.
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
12.12.2018 14:33
Московское "Торпедо", о котором вспоминает автор блога, в 1960г. по праву было сильнейшей командой страны.
- 0
-
Евгений Солдатенко(borrisovich)
- Старожил
12.12.2018 13:32
Как тогда умели молчать!Вспомните матч ЦСКА-Динамо.По телевизору было видно как на поле понеслась толпа.Экран погас и тишина...Как все ждали программу" время"может, скажут. О погоде и всё,тишина.А дома на игре,каким рёвом встретили команду!
- 1
-
історик
- Наставник
12.12.2018 18:55
А еще вспомните, как умели затыкать! Во мастера были.
- 1
-
L F(Leonard)
- Эксперт
12.12.2018 12:14
"...суддя не зарахував забитий гол у своі ворота торпедівцями, а показав поза грою" так само як і у грі зшахтою. Ісмаілі забив у власні ворота, а суддя побачив в тому епізоді положення поза грою.
- 1
-
історик
- Наставник
12.12.2018 18:58
Абсолютно точно, дякую що нагадали.
- 0
-
Павел Pavel58(pavel58)
- Эксперт
12.12.2018 10:17
Сколько лет прошло , а по сути ничего не меняется...Ну разве что , партийное начальство сменилось на олигархическое .
- 1
-
misha pevzner(mishap.51)
- Наставник
12.12.2018 08:36
Тем более важна была победа в следущем году,назло кремлядям!
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
12.12.2018 14:44
Полагаю, что победа киевского "Динамо" в 1961г. в чемпионате СССР была заслуженной и не назло, а бла-
- 2
-
історик
- Наставник
12.12.2018 19:03
Да, редко этих людей вспоминают даже ученики. Например, В.Ф. Качанова.
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
13.12.2018 12:55
Забвение - страшная человеческая болезнь. И если недавно Хацкевич в одном из интервью при-
- 0
-
історик
- Наставник
13.12.2018 18:35
Ну что Вы хотите, это же надо что-то читать, чем-то интересоваться, а это отвлекает от подсчета бабок.
- 0
-
Саша Бессарабские ворота(ss15061954)
- Наставник
12.12.2018 05:44
Действительно, та торпедовская не нуждалась в помощи судей. Не знаю, что там в столице империи произошло, может "хрущёвская оттепель" подействовала, но заводская команда (пусть и ЗиСа) обошла МВД-КГБ, армию и профмясо. Но надо отдать им должное (это была ведикая команда, даже без Стрельца). Спасибо,коллега!
- 2
-
історик
- Наставник
12.12.2018 19:08
С ними было интересно сражаться. Классный был футбол. Спасибо Саша за тему.
- 1
-
Саша Бессарабские ворота(ss15061954)
- Наставник
12.12.2018 19:37
Спасибо Вам. Припомните 1965 год. Опять "Торпедо", матч в Киеве 3:2, первый тайм 3:0, но уже со Стрельцовым. А потом наше позорище в Кутаиси.
- 0
-
історик
- Наставник
13.12.2018 18:47
Да, Стрелец во втором тайме растоптал наших, особенно Васю, решившего с подачи тренера сыграть персонально. В конце у нас была паника, даже Банников дрогнул, еле отбились. А насчет Кутаиси, то хотя я и не любитель острых грузинских блюд, но что-то не помню, что там начудил судья.
- 0
-
Raphael Lantsman(raf1952)
- Эксперт
13.12.2018 14:00
Действительно, игры с "Торпедо" были, как правило, особенными, борьбой тактик и техники обеих ко-
- 0
-
історик
- Наставник
13.12.2018 18:21
Согласен. В те годы все площадки, дворы, пустыри были забиты пацанами, игравшими в футбол. Мои окна выходят на школьный стадион, на котором есть поле, баскет. щиты, ганд. и футб. ворота и где проходят уроки физ-ры. Так я вижу, что половина детей освобождены от занятий, а чтобы побегать с мячом, то и понятия нет. Откуда взяться футболистам.
- 0
-
ігор ільчук(bukovuna26)
- Наставник
12.12.2018 04:29
Історію,треба пам‘ятати!Дякую!
- 2
-
Олег Олег
- Эксперт
12.12.2018 00:16
Спасибо за экскурс в историю.
- 2
-
A G(Toha111)
- Эксперт
11.12.2018 22:31
Дуже важко усвідомлювати, що прийшлося зростати у тотальній брехні кпрс.
- 1
Еще комментариихотя "Зенит", откуда он перешел в "Торпедо" в преддверии сезона-60, отличался данной московской команды.Ну, а в сборную ему трудно было пробиться из-за серьезной конкуренции. Да и взгляды то-
гдашнего тренера сборной играли роль.
да, вопреки настойчивым призывам А.Р. Галинского, сыграло большую роль в успехах команды в 1960-61г.г.
Согласен, что Батанов был приверженцем техничного стиля игры.Был ли он лучше Бубукина? - трудно ска-
зать. Выбор был тогда большой и многое зависело от взглядов тренера сборной.
Да и в 1961г. оказалось основным конкурентом киевлян. Заслуга в этом, конечно, тогдашнего тренера "Торпедо"
В.А.Маслова, вернувшегося в клуб в 1957г. и создавшего блестящую команду и игроков.
Что касается судейских историй, о которых пишет автор, то в стране, где умудрились переиграть полуфинал Куб-
ка СССР после(?!) финала(1939г.), может что-то удивлять?
Минуло майже шістдесят років, а нічого не змінилось. Завжди когось тягнуть за вуха, а іншого топлять.
годаря - тем тренерам, в юношеских командах которых выросло первое послевоенное поколение футболи-
стов, особенное, коренных киевлян и тем игрокам, кто тогда играл в "Динамо" под руководством ныне по- койного В.Д.Соловьева.
знал, что нынешнее поколение игроков( от себя добавлю - и болельщиков) навряд ли знает имена победителей-61(и не только), то что можно добавить к этому?
.
А соперничество с ними было куда интересней, чем нынешнее десятилетнее побоище с Шахтой.
манд. Да и в составах ведь, с 50-х г.г. были первоклассные игроки. Где они?..
При чому, на всіх рівнях і масово!