Привет, Игорь Михайлович. Говорят, что если прикрепить эту картинку, то Вы магическим образом заходите в этот пост и начинаете читать, что пишет о Вас болельщик. Прежде всего начну с пролога и сразу сообщу, что я не собираюсь обкладывать Вас плохими словами или намекать на то, что Вы плохой руководитель или человек. Я просто хочу в силу своих знаний о предпринимательской деятельности задать несколько вопросов.
Понятно, что эти вопросы будут риторическими и если уходить от саркастического тона, то никто, кроме посетителей данного сайта их не прочтет. А значит хочу открыть дискуссию по поводу уровня управления нашим клубом. Я не претендую на правду, я просто хочу разобраться что же не так в рыбе, которая, как известно, гниет... ладно, не буду.
Начну с того, что есть такая схема "резюме" управления любым предприятием. А Динамо Киев - это предприятие, а не кружок пионеров-физкультурников с нарисованной от руки эмблемой. И у Динамо, как и у любого предприятия есть своя организационная структура, верхом которой являются Игорь Михайлович Суркис и Виталий Семенович Сивков, уполномоченный подписант (можно сказать, что правая рука Суркиса). Так вот перейдем к схеме и детально обсудим каждый сегмент.
Себестоимость
Основным продуктом нашего предприятия являются футболисты, которые заключают контракты с Динамо путем перехода с другого клуба, либо же выпуска с юношеской академии. Уровнем себестоимости этого продукта является уровень зарплаты и затраты на них. За последние годы руководство сумело понизить себестоимость продукта путем "омоложения" состава. Правда это явление, увы, стало результатом тяжелых времен и отсутствия бюджетов, а не глобальной стратегией развития компании для колоссальной денежной выручки, как школы Аякса, Порту, Бенфики и т.д.
Ни для кого не секрет, что выпускники академий никогда не получают те контракты, которые на руках игроков, перешедших с других клубов. Но если судить по нашей команде, то этот показатель нельзя назвать успешным, т.к. все молодые игроки основной обоймы (условной) уже переподписали те изначальные юношеские контракты и явно на других условиях, повысив тем самым себестоимость продукта (и Цыганков, и Шапаренко, и Миколенко, и Цитаишвили, сейчас все игроки, что подтягиваются в основную обойму имеют взрослые контракты).
Численность работников
Состоянием на 15.06.2017 численность сотрудников Динамо Киев составляла 663 человека (включительно с футболистами). Поскольку я иду по каждому пункту, не отходя от его сути, то этот сегмент является чисто информативным. Но хочу добавить, что если насчитать минимальную зарплату (4 173 грн.) на это количество людей, то получаем месячные затраты в размере 2 766 699 грн. Минимальную зарплату... (верите?). А если взять среднюю зарплату по Украине (10 783), то получаем месячные затраты в размере 7 149 129 грн. Средню запралту... (верите?). Это к слову о том, чтоб болельщики подумали какая затратная часть постоянных расходов на выплату заработных плат в месяц.
Фондоотдача
Что же такое фондоотдача? Это финансовый коэффициент, характеризующий эффективность использования основных средств организации. Что является основными средствами в Динамо Киев? Это не футболисты, это - академии, тренировочная база, стадион и т.д., то есть все то, что в собственности (или временной собственности) предприятия, а фондоотдача - это уже конечный показатель финансовой прибыли от всего процесса (академия - воспитание футболиста - контракт с футболистом - продажа футболиста; тренировочная база - подготовка/проживание футболиста - повышение профессиональных показателей футболиста - продажа футболиста; стадион - продажа билетов и т.д.).
По поводу стадиона - формула самая простая, но обычному болельщику типа меня сложно судить о фондоотдаче, потому как мы не знаем цифру договора аренды с НСК. Однако ни для кого не является секретом количество пришедших поклонников и уплаченных билетов и эта цифра, я думаю, Игоря Михайловича не радует. Тут вопрос по уровню игры команды, по отсутствию Лиги Чемпионов и работы с болельщиками, ведь я уверен, что этот показатель можно поднять.
С приходом Сергея Реброва и вертикальной "испанской" стратегией работы с юношами - неплохо заработала академия Динамо, которая воспитывает игроков, что при продаже может повысить коэффициент фондоотдачи. Самым ярким примером прошлого является Шевченко, сегодняшнего - Ярмоленко, а если говорить о будущем - скорее всего Цыганков. Однако представьте какой коэффициент этого показателя в условных Аяксах, Порту или даже Брюгге? Динамо есть куда развиваться и если многие специалисты говорят, что именно это поколение - самое талантливое в Динамо, ну что ж... Игорь Михайлович, не проспите момент, как было с Ярмоленко.
Оборачиваемость оборотных средств.
Давайте разберемся что это за понятие. Оборотные активы - это денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, а так же краткосрочная дебиторская задолженность. А их оборачиваемость - это коэффициент, который показывает сколько раз за анализируемый период организация использовала средний имеющийся остаток оборотных средств.
Мы, болельщики, к сожалению ничего не знаем о финансовых вложениях в компанию, не знаем дебиторку и не знаем как именно используют эти показатели и используют ли их вообще. Мы не знаем кассу, мы не знаем банковский счет, состояние счетов подотчетных лиц и т.д. Это уже сложный финансовый показатель, по которому я буду, как палкой по воде водить, однако хочется вспомнить времена Блохина, когда невооруженным взглядом можно было увидеть эффект этого показателя. Но на противовес хочется вспомнить и 2014 год, когда, как оказалось позже, Динамо было на грани пути Металлиста и Днепра. И именно тут мне хочется сказать спасибо Суркису, что какое-никакое, а Динамо существует и смогло оттолкнуться от финансового дна.
Выручка
Подходим к самим основным показателям. Хочу со старта пояснить разницу между выручкой и прибылью. Выручка - это денежные средства, полученные от всех видов деятельности предприятия. Прибыль - это выручка минус затраты, это чистый конечный показатель, может быть плюсовым и минусовым.
Вчера в интервью программы "Профутбол" Игорь Михайлович сказал, что непопадание в Лигу Чемпионов - это не потерянные деньги, а "не полученные". Мол с его кармана деньги никто не украл, в его карман деньги просто не зашли. И в его словах есть логика, однако не стоит так мыслить, ведь максимализм всегда приведет к большим успехам, чем финансовое равнодушие.
Выделим основные направления получения выручки:
-
продажа футболистов
-
спонсорские взносы
-
денежные вознаграждения за достижение результата
-
трансляторы
Что мы имеем по первому пункту? Я не буду сильно рыться в этом сегменте, ведь уже давно доказано, что деятельность на перепродажу в Динамо далека от успеха. Продажа воспитанников - основной вид дохода (Шевченко, Ярмоленко), все остальные движения - это +/- пару миллионов в прибыль или финансовый проигрыш, а в некоторых случая колоссальный минусовой коэффициент (Андре, Марко Рубен и т.д.). А если к этому минусовому коэффициенту добавить еще затраты на содержание игрока и его футбольную отдачу, то становится совсем грустно.
Спонсорские взносы. Это интересный момент, ведь сюда я так же хочу отнести третьих лиц, которые по различным причинам вносят неофициально капитал в команду (Фирташ в 2013 году). На данный момент, насколько я понимаю, то таких "незаангажированных" третьих лиц, кроме двух братьев, нету. Если касаться чисто спонсоров, то, увы, нету такого уровня вложений, как были от Надра Банка, ПриватБанка или даже Проминвеста и именно потому, на животах игроков красуется громкий лозунг "No to racism"
Про трансляторов мне даже стыдно говорить, ведь в условной Англии и Испании взносы трансляторов для одного клуба в несколько раз больше, чем общая сумма трансляторов в Украине.
А вот если говорить о вознаграждениях за достижение результата, то тут как раз таки надо вспомнить слова Игоря Михайловича по поводу недополученных денег. Сколько там Профутбол насчитал? 52 миллиона евро? Вот как раз таки по сегменту выручки лично у меня огромные вопросы к нашему президенту.
Прибыль
А теперь плавно переходим от выручки в прибыль. В разнице между понятиями мы разобрались, теперь давайте коснемся затратной части деятельности. На самом деле, если углубляться до самых низов, то мне еще одного такого же массированного блога не хватит, потому пройду поверхностно.
-
Зарплаты. В сегменте численности работников я коснулся этого вопроса. Точнее не коснулся, а случайно задел пальцем. Или даже не дотронулся, а так... ветерком махнул. Представьте, что если брать просто обычную среднюю зп по Украине и она уже превышает 7 млн. грн., то какие постоянные месячные затраты на заработную плату, если взять реальные цифры? А реальных цифр не знает никто, ведь к официальной зп, которая кстати и может быть по средним показателям, нужно так же добавить и неофициальную часть. Если взять по игрокам, то в 2018 году месячная зарплата футболистов колебалась от 390 тыс. грн. до 3,5 млн. грн. Оставлю продолжение этого вопроса на ваше рассмотрение.
-
Трансферная деятельность. Опять таки этот вопрос уже обсуждали от А до Я и даже в этом блоге, потому скажу, что по личным подсчетам с лета 2018 года до лета 2019 года Динамо потратило порядка 15-20 млн. евро
-
Недополученные деньги Пункт Игоря Михайловича. Куда их относить - не знаю. Отнесу сюда. Помимо непопадания в ЛЧ, вылета не на самых поздних стадиях ЛЕ, можно добавить еще все проигранные чемпионства, все проигранные кубки Украины и т.д. Так же отдельно взятые матчи против Яблонца, Астаны, которые так же приносят деньги для Динамо не глобальные, а в затраты идут. Привет Хацкевичу.
-
Остальное В этот пункт можно добавить очень много чего. Арендное соглашение с НСК, содержание тренировочной базы, развитие академий, тренировочные сборы в Австрии и Испании, соглашение с клиникой "Борис", премиирование игроков, обучение тренеров и т.д. Этих пунктов реально полно и эти растраты так же не маленькие.
Рентабельность.
Ну и последний, основной, показатель. Рентабельность – показатель экономической эффективности, комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов.
Другими словами, коэффициент рентабельности отражает успешную или отрицательную деятельность предприятия и является таким себе "резюме" всей этой схемы. Все вокруг в один голос твердят, что Динамо - неприбыльная компания и ни один человек не берется за покупку этого предприятия.
Мы можем хоть сто раз оскорблять Суркиса, мы можем не переносить его за решения назначать Динамовские сердца. У меня миллион вопросов к нему, начиная от маркетинга (реклама по Киеву, программы для работы со зрителями), заканчивая глобальным управлением Динамо. Мне хочется дать не один, не сотню и не тысячу советов. Но пока не нашлось ни одного человека с желанием купить наше Динамо, то, наверное, Суркис не у кормушки сидит. Наверное, Суркис, что-то делает и получает не один седой волосок.
Как видите, это анализ только тех сегментов, что есть на схеме, а в управлении предприятия их в десятки раз больше. Если бы кто-то знал идеальную формулу управления бизнесом, то, наверное, каждый из нас бы уже был каким-то директором. Потому ошибки были, есть и будут. Единственное, что действительно мешает Суркису - его упрямство. Ведь за 17 лет управления командой я не увидел ни разу, чтоб он отошел от своей идеологии в том или ином решении. Мне кажется, что Игорь Михайлович не видит своей вины, а находит себе оправдание и дает каждый раз себе все новую и новую попытку.
Это не касается Михайличенка. Александру Алексеевичу удачи. У меня скрытый оптимизм. Я верю, что все будет хорошо!
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости