В этой заметке ничего не будет сказано о Морозюке, его жене, Павелко, Ахметове, Тайсоне, УАФ и о прочих "горячих" темах. Так что, те, кого интересует жареное, могут перейти на какую-нибудь другую ветку. А здесь я хочу просто поделиться кое-какими воспоминаниями и интересными фактами.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Перед началом последней игры ДК на турецком сборе против тбилисских "одноклубников", на сайте Шурика, как всегда, появились составы команд.
Прочитав состав киевлян, я бегло просмотрел и состав соперника. Сразу же бросилась в глаза знакомая фамилия - Квасхвадзе. Признаться, я эту фамилию возненавидел давно, в 13-летнем возрасте, ещё в далёком 1965 году. Дело в том, что в чемпионате СССР того года, за шесть туров до его окончания, киевляне лидировали по потерянным очкам, сыграв на один матч меньше, чем их единственные на тот момент конкуренты в борьбе за золотые медали торпедовцы Москвы. Как говорится, ничто не предвещало беды, хотя играть на выезде с командами Закавказья и Средней Азии всегда было непросто. Да и с остальными соперниками легко не было. Просто в этот раз всё было на стороне ДК - команда была на вершине турнирной таблицы и демонстрировала блестящую игру, а кутаисцы, в гости к которым приехало "Динамо", находились в самом подвале этой таблицы.Но случилось непредвиденное. Пропустив в самом начале встречи гол от защитника хозяев Юзы Лосаберидзе (ещё один мой старый "любимчик"), киевляне так и не смогли даже отыграться. И хоть возможности для этого были, но где-то киевляне сами ошибались в завершающе стадии атак, а где-то хозяев выручал их вратарь... Квасхвадзе. А звали его Роин...
"Торпедо" (Кутаиси) - "Динамо" (Киев) 1:0 (1:0)
31 октября 1965. Кутаиси. Центральный стадион. Ясно. 20 градусов. 20000 зрителей.
Судьи: Е.Хярмс, И.Гуревич, Х.Таммель (все - Таллин).
"Торпедо" Кт: Квасхвадзе, Лосаберидзе, Цивцивадзе, Эбралидзе, Зария, Джаншиев, Аситашвили, Векуа, Чхартишвили, Хажалия, Г.Нодия.
"Динамо" К: Банников, Щегольков, Соснихин, Островский, Сабо, Турянчик, Базилевич, Серебряников, Медвидь (Мунтян, 70), Пузач, Хмельницкий.
Гол: 1:0 Лосаберидзе (11).
Из-за травмы поле покинул Сабо (80). Замену тогда разрешалось делать только одну.
В прессе потом писали о "кутаисской осечке" "Динамо". И только после последнего тура того чемпионата стало понятно, что это была не осечка, а самая настоящая катастрофа. И динамовцы Киева, и торпедовцы Москвы в оставшихся матчах очков уже не теряли, и в итоге, москвичи, обойдя ДК всего на одно очко, стали чемпионами СССР.
Итоговая таблица:
Вот такая грустная история...
Да, так вернёмся к "тому" Роину Квасхвадзе. Он родился в 1940 году. Я "полез" в Интернет и узнал, что "этот", нынешний Квасхвадзе, кстати, тоже Роин и тоже вратарь, родился в 1989 году в... Кутаиси! Вы верите в такие совпадения?:-)) Я - нет! Походу, "этот" Роин Квасхвадзе приходится внуком "тому" Роину Квасхвадзе, моему давнему "любимчику". Но, перефразируя классика, внук за деда не в ответе:-)) Тем более, что на этот раз, в Турции, "Динамо" выиграло:-))
Пока я восстанавливал свою память с помощью вот этого сайта: http://fc-dynamo.ru/champ/, обратил внимание на любопытные вещи. Ну, во-первых, вот выдержка из отчёта о матче "Торпедо" (Кутаиси)-"Динамо" (Киев):
Представляете, кутаисцы усилили защиту, "оставив впереди лишь трёх форвардов"!:-)) Вот такие были времена:-)) Могу предположить, что киевляне, учитывая ход матча и его важность, атаковали всей командой, оставив в обороне одного Банникова:-)) Почему предположить? В те времена матчи из Кутаиси ТВ не транслировало, и репортаж об этой игре, причём, только о втором тайме (это была обычная практика), я слушал по радио. Как тогда говорили, по тарелке. Ну, по такой, по которой передавали сообщение Совинформбюро о начале войны с Германией...
На что ещё я обратил внимание? На календарь матчей:
Смотрим на последние 6 туров. В период с 31 октября по 20 ноября ДК сыграло, как я уже отметил, 6 матчей. Игры проходили, как правило, через три дня на четвёртый, один раз через два на третий и один раз через четыре на пятый. В общем-то, вполне себе современный европейский график! А с учётом тех огромных расстояний и различных климатических зон, "тот" календарь, пожалуй, был по-круче, чем сейчас в Германии, Англии, Италии, Испании, Франции. Не говоря уже о таких "мелких" странах, как Голландия или Бельгия.
И пусть вас не смущает "перерыв" с 15 по 31 октября - в этот временной отрезок сборная СССР провела 4 матча! 17 октября со сборной Дании, 20-ого - с французской сборной, 22-ого - с "Сент-Этьеном" и 27-ого - со сборной Уэльса.
А теперь посмотрите на состав киевлян, который тренер ДК Маслов задействовал на финише этого напряжённейшего чемпионата:
31 окт 1965 (вс) Торпедо (Кутаиси)-Динамо (Киев)
"Динамо" К: Банников, Щегольков, Соснихин, Островский, Сабо, Турянчик, Базилевич, Серебряников, Медвидь (Мунтян, 70), Пузач, Хмельницкий.
4 ноя 1965 (чт) Динамо (Киев)-Локомотив (Москва)
"Динамо" К: Банников, Щегольков, Соснихин, Островский, Сабо, Турянчик, Базилевич, Серебряников, Медвидь, Биба (Пузач, 76), Хмельницкий.
8 ноя 1965 (пн) Динамо (Киев)-Шахтёр (Донецк)
"Динамо" К: Банников, Щегольков, Соснихин, Островский, Мунтян, Турянчик (Круликовский, 29), Базилевич, Серебряников, Медвидь, Биба, Хмельницкий.
12 ноя 1965 (пт) Динамо (Киев)-СКА (Ростов-на-Дону)
"Динамо" К: Банников, Щегольков, Соснихин, Островский, Сабо, Турянчик, Базилевич, Серебряников, Медвидь, Биба, Пузач (Хмельницкий, 58).
15 ноя 1965 (пн) Динамо (Киев)-Зенит (Ленинград)
"Динамо" К: Банников, Щегольков, Соснихин, Островский, Сабо, Турянчик, Базилевич (Пузач, 73), Серебряников, Медвидь, Биба, Хмельницкий.
20 ноя 1965 (сб) Динамо (Киев)-СКА (Одесса)
"Динамо" К: Рудаков, Щегольков, Круликовский, Островский, Соснихин, Левченко, Базилевич, Серебряников, Медвидь, Биба, Пузач.
Состав последнего матча выглядит несколько необычно, так как группа киевлян готовилась в составе сборной СССР к игре со сборной Бразилии, которая состоялась... 21-ого ноября.
Как видим, команда тогда играла с минимальной ротацией. Честно говоря, я даже не уверен, что тогда знали такое слово "ротация" и что оно означает (шутка).
-
sea sea(sea1)
- Старожил
19.02.2020 13:11
Две команды из Одесы в высшей лиге, бывали времена
- 1
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
19.02.2020 13:17
СКА (Одесса) это было нечто:-))
- 0
-
A G(Toha111)
- Эксперт
17.02.2020 17:38
А я тільки у 67-му почав вболівати, побачивши вперше Динамо у малесенькому екрані дядькового телевізора.
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 18:27
Значит, помните и Фарида Досаева:-))
- 1
-
Георгий -(georg1943)
- Наставник
17.02.2020 13:47
- 3
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 13:54
Не проиграй ДК в 1965 году в Кутаиси и в 1969 году в Киеве "Спартаку", ДК могло стать чемпионом 5 раз подряд. И что самое обидное, ДК не было слабее этих команд... Просто, карта не легла.
- 6
-
Георгий -(georg1943)
- Наставник
17.02.2020 13:58
- 3
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 14:00
Зато позже, с Лобановским (и Базилевичем), наверстали сполна.
- 4
-
Георгий -(georg1943)
- Наставник
17.02.2020 14:13
- 3
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 14:16
Это само собой.
- 3
-
Георгий -(georg1943)
- Наставник
17.02.2020 14:44
- 3
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 14:47
Да, право имеем:-))
- 3
-
Александр Виноградов(aleksandr-vinogradov)
- Читатель
17.02.2020 10:05
В 1968 году Торпедо Кутаиси выиграло у команды Спартак Москва. Динамо Киев стало чемпионом СССР.
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 11:27
Понимаете, в 1965 ДК отстало от чемпиона на одно очко, а в 1968 году ДК опередило "Спартак" на 5. Так что, не только проигрыш "Спартака" кутаисцам решил судьбу чемпионского титула.
- 3
-
Аматор Iamback(combat)
- Наставник
17.02.2020 08:03
Після цього смішно слухати вью від головного, що граємо через два дні на третій, це стає причиною втрати очків
- 3
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 11:13
Да при наличии двух составов:-))
- 1
-
Андрей(VokeR)
- Наставник
17.02.2020 07:54
И подозреваю что на "пресс конференциях" тренеры с игроками не лили сопли на тему как "тяжело играть в таком плотном графике.. Или ошибаюсь?))
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 11:11
Тогда, если не ошибаюсь, не было пресс-конференций:-))
- 3
-
Андрей(VokeR)
- Наставник
17.02.2020 11:48
Потому и "закавычил"))
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 11:51
Упс! Не заметил:-))
- 2
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
17.02.2020 06:47
Знали ли тогда слово "ротация" неизвестно :))), во всяком случае не употреблялось так как сейчас, но с ротацией или без, в этих последних 6 матчах (включая кутаиский) приняли участие 16 динамовцев. Только 7 игроков приняли участие во всех 6 матчах. А если бы тогда разрешались три замены?
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 11:10
Думаю, что на стартовом составе это сказалось бы минимально. Да и если бы в последнем матче не вышли дублёры Рудаков, Круликовский и Левченко, то мы бы говорили не о 16 футболистах, а о 13.
- 2
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
17.02.2020 12:50
Ну да, но на то она и ротация :)))
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 13:07
В том году основа была понятна: Банников, Щегольков, Соснихин, Турянчик, Островский, Сабо, Медвидь, Серебреников, Биба, Базилевич, Хмельницкий. Все остальные в том году на ротацию особо не претендовали:-))
- 2
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
17.02.2020 13:23
Разве что Пузач...
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 13:30
Его звёздный час наступит позже:-)) Кстати, Коман отмечал, что Пузач очень сильный игрок в тактическом плане. Тогда, в 60-х, я этого не понимал:-)) Манера игры его была неброская, забивал немного, финтами особо, как Бышовец и Хмельницкий, не блистал.
- 2
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
17.02.2020 13:52
Был чем-то похож на самого Комана :)))
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 13:57
Я Комана на поле не застал:-)) Зато посчастливилось видеть Зозулю:-))
- 3
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
17.02.2020 15:44
А я смутно припоминаю, был незаметный, но всегда оказывался в нужном месте и вовремя, часто забивал но добивании. Пузач был позаметнее.
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 15:56
О чуйке Комана "добивать" писал в своей книге Макаров.
- 2
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
17.02.2020 16:04
Я читал. Зато игру Пузача помню намного лучше :)))
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 16:15
У него были яркие матчи. С "Селтиком" в Глазго, со "Спартаком" (и в Киеве, и в Москве), в которых он забивал важнейшие и красивые мячи. Но главная его заслуга, как по мне, что он всегда был в игровом тонусе, несмотря на то, что часто сидел на лавке. И ещё. После ухода Хмеля и постоянных травм Быша и Виталия Шевченко, он закрыл проблему в нападении ДК, играя до возвращения в ДК Онищенко и прихода на тренерскую скамью Лобана и Базиля. Его вклад в золото 1968 и 1971 годов очень весомый.
- 2
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
17.02.2020 17:15
Он был из тех, кто делает играющих с ним лучше...Не совсем так, как это делал Биба, но всё таки...
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 18:14
Ну, Биба есть Биба, а Пузач это Пузач:-))
- 2
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
17.02.2020 18:24
К большому сожалению это был Пузач...Дай-то Б-г, чтобы мы ещё долго продолжали говорить "Биба есть Биба"...
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 18:29
Ну, Биба держится молодцом. Дай Бог ему здоровья! Как и Турянчику, кстати - он тоже молодец!
- 2
-
Michael Bekker(Dynamo54)
- Эксперт
17.02.2020 22:53
А Сабо? :)))
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 23:02
А как же!:-)) Кстати, самым пожилым из ныне ещё здравствующих чемпионов СССР 1961 года является Сучков - он 1934 года рождения!
- 1
-
комментарий удален
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 11:02
Да, но от того, что часть матчей была перенесена, факт остаётся фактом - график был очень плотный.
- 2
-
Aleks Chpakovski(aleks-chpakovski)
- Читатель
17.02.2020 01:36
Це було,мабуть,моє друге разочарування в житті.Мені було майже 15.Репортаж по звичайному радіо не транслювали,а точки не було.Знайшов дінамік з телефоної слухалки.один дріт до батареї опалення.а другий до телеантени.І,опа!Запрацювало!Цей пристрій робив як примітивний детекторний приймач,і по ньому було чути репортаж з Кутаїсі!Осад і досі.А потім останні ігри по снігу догравали,А ні Ростов,ні Одеса не допомогли.Ну а перший смуток навів,як не дивно,Шахтар у1963 році,коли програв у фіналі кубка СРСР Спартаку.Чому Шахтар? Тоді в Слов`янську окрім Москви та врізок з Донецька нічого не транслювали.Перший раз побачив Динамо в 1964 у фіналі кубку і зрозумів,що це зовсім інша гра по інтелекту,майстерності,яка мені більш до вподоби.Але і земляків підтримував,коли вони грали не з Динамо.Колись вони навіть приїздили в наше місто .маючи в складі Лобановського і Базилевича,пограти на нашому стадіоні з місцевою командою,де тренувався тоді ще пацан Мишко Соколовський.Так шо я був свідком живої гри майбутніх тренерів Динамо - кутові Лобана,сухий лист.зависання Базилевича в повітрі в стрибку під час подачі кутового і гол.І все це майже в де кільках метрах від мене. Ну а після 65 року був 66 - гра з німцями на чемпіонаті світу.68 - жереб після півфіналу з Італією,69 - програне чемпіонство Спартаку.і т.д.Найважче було в 86 - гра з бельгійцями та в 99 -півфінал з Баварією. А що до вождів - бачив їх ще рядком у мавзолеї.Досі ці вусаті виродки перед очами,як живі.Але найбільше дно мені подарував наш "наймудріший" український народ,вибравши в минулому році на сході мого життя президента - манкурта Такого совка я вже давно не бачив - мабуть з часів КПРС.Ну то я мабуть поліз у політику.Буду сподіватися на кращі часи і кращу гру динамівців.А на футбол більше тоді ходили .бо на стадіонах торгували пивом та і розваг небагато було у сірій буденності. І.головне!Тоді ще не було серіалів!
- 5
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
17.02.2020 00:33
Говорят, когда этот Лосаберидзе забил гол, Седой, сидя в кутаисской вип-ложе произнес с горечью:
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 01:23
Те, кто сидел тогда в ВИП-ложе, давно померли.
- 3
-
Александр Мороз(sasha4604)
- Старожил
16.02.2020 21:57
Торпедо (Кутаиси)-Динамо(Киев).20 тысяч зрителей.
- 3
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
16.02.2020 22:42
Тогда можно было округлять, а сегодня нужно точно подсчитывать, чтобы не упустить каждого болельщика:-))
- 3
-
Sender Neotesa(sender.neotesa)
- Эксперт
17.02.2020 20:11
Телевизоров в 65 не очень много было на 10 000 населения.
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
18.02.2020 11:26
Точно не помню, но у нас телевизор (КВН-49) появился то ли в 62-ом, то ли в 63-м году.
- 0
-
Никита Иванов(saburi)
- Наставник
16.02.2020 21:44
Ту злосчастную игру долго вспоминали. Но второе место было успехом.
- 3
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
16.02.2020 22:36
Всё равно, осадок остался.
- 4
-
Никита Иванов(saburi)
- Наставник
17.02.2020 08:11
Возможно не нужно было терять очки в предыдущих играх. Просто эта встреча была как бы решающей.
- 3
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 11:18
Да их и потеряно-то было немного. Я как-то уже писал, что 1965 год является рекордным для ДК по проценту набранных очков в чемпионатах СССР за все годы.
- 2
-
Никита Иванов(saburi)
- Наставник
17.02.2020 11:25
Торпедо потеряло на одно меньше. Это оказалось решающим. Если мне не изменяет память сезон Торпедо начало с поражения.
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 11:29
Я уже не помню. Хотя, это легко проверить.
- 1
-
Никита Иванов(saburi)
- Наставник
17.02.2020 11:51
У меня много спрвочников футбол различных изданий. Но не ысегда есть время искать.
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 11:55
К сожалению, вся моя коллекция справочников-календарей и еженедельников "Футбол" безвозвратно пропала. Слава Богу, многое можно найти в Интернете.
- 2
-
Олег Олег
- Эксперт
17.02.2020 12:21
Дали почитать друзьям? У меня та же фигня... Кстати с библиотекой Ивана Грозного похожая история случилась, но это не точно...)))
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
17.02.2020 12:25
Нет:-)) Переезды, ремонты, уборки... В общем, жена и тёща "постарались":-))
- 2
-
Нейтралитет _(FlyerF117)
- Наставник
17.02.2020 17:10
:)
- 2
-
Aндрiй Кравчук(AWAW)
- Эксперт
16.02.2020 21:04
Последние пять (!) туров — дома! Календарь-мечта :-)
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
16.02.2020 21:11
Его составляли не в Киеве:-))
- 4
-
Pasha wonderwall(wonderwall)
- Эксперт
17.02.2020 01:07
- 3
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
16.02.2020 20:45
Да, мир тесен....
- 4
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
16.02.2020 20:49
В рукавах:-))
- 2
-
Олександр Хмельницький(hmelnickiy)
- Эксперт
16.02.2020 19:25
Цікаво.
- 3
Еще комментарииА то в основному по радіо під коментарі Махарадзе і Озерова!
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
учетная запись этого пользователя была удалена
- Он сделал это.
И загрустил.
Эх...,как приятно читать...столько людей много ходило на матчи,тогда....
И почему то,раньше всегда во всех печатных изданиях, обязательно указывалось количество зрителей на матче,а сейчас даже в интернете на разных сайтах тяжело найти сколько было зрителей на матче.Почему так????
А сейчас не пишут статистику, чтобы народ не дразнить...
200 человек на Зоре ищ них 20 фанов...и такое было...
Олимпики в пример не ставте.
Это был фундамент успеха в сезоне 66 с большим превосходством и двух следующих.
Я тогда начинал болеть. Был в таком возрасте как и Вы.
Многое что осталось в памяти с этого чемпа.
учетная запись этого пользователя была удалена
Что тут скажешь,мы сейчас в абсолютно выиграшной ситуации по сравнению с описываемыми событиями.
Динамо укрепилось передовой тренерской мыслью, которая придумала ротацию и прочие полезные фишки, летать далеко не надо, все соперники под рукой , так сказать, с грузинами встречаемя только на сборах, вместо матерых слесарей с Пролетарской Кузницы, в соперниках слабовольныые бразильцы...
Словом все козыри у нас на руках.