Предлагаю вашему вниманию фрагмент отчёта одного футбольного матча. Специально не указываю, какой это матч, о какой команде идёт речь и кто автор этого отчёта.
+++++++++++
"...Итак, преимущество "ХХХХХХ" (здесь и далее мною скрыто название команды) в этом матче было полным и безоговорочным... В чем же выразилась разница в классе игры ''ХХХХХХ'' и ''УУУУУУ''?
Я, разумеется, остановлюсь лишь на наиболее характерных чертах. Потеряв мяч, "ХХХХХХ" немедленно, не тратя лишней секунды, коллективно приступали к его отбору. Если это не удавалось одному игроку, его подстраховывал другой, а к месту поединка (имеется в виду участок поля, на котором происходит отбор мяча) в это время устремлялись третий и четвертый. И так в течение всего матча. Конечно, для подобной игры, помимо высокой техники, нужна огромная физическая выносливость. Но ведь оба эти компонента как раз и главенствуют в современном футболе..."+++++++++++++
А теперь парочка вопросов. О какой команде идёт речь? Можете ли вы хоть приблизительно назвать временной период, когда состоялся этот матч? Вопросы, конечно, непростые, может быть, даже глупые:-)) но мы же понимаем, что в приведенном фрагменте речь идёт о коллективном прессинге.
В общем, даю вам время подумать:-)) А через часок-другой я "открою карты":-))
Итак, прошло почти три часа.
Ну, что сказать... В общем-то, "фокус" не удался. И не потому, что факир был пьян, а потому, что среди посетителей сайта нашлись слишком нетерпеливые и слишком догадливые:-)) Я рассчитывал на дискуссию и различные версии, но вышло так, что некоторые посетители, "не мудрствуя лукаво", просто забили в поисковик пару цитат из написанного текста, и Гугл выдал им первоисточник. В общем, "будет мне наука", что нечего тут, на сайте, устраивать разные конкурсы и викторины:-))
Ну, а теперь обещанные ответы. Речь идёт о киевском "Динамо" (тренер В.А.Маслов), а матч этот ("Динамо" - "Зенит") состоялся в 1968 году, за несколько лет до того, как голландские и немецкие клубы и сборные явили футбольному миру "новинку" - коллективный отбор мяча, а если короче, прессинг.
Показательно, что автором отчёта об этом матче был Олег Базилевич. Почему показательно? Ну, потому, что вряд ли Базилевич питал особые симпатии к Маслову. Ведь именно Дед отчислил из ДК находящегося в расцвете сил правого крайнего Олега Базилевича (кстати, как и его партнёра по нападению Лобановского). Но это нисколько не помешало Базилевичу оценить работу Маслова. А кроме того, Базилевич, по идее, первым из тренеров, экспертов и журналистов Союза обратил внимание на этот элемент. А через несколько месяцев после этого матча, уже сам Базилевич приступил к тренерской работе - в 1969 году он возглавил черниговскую "Десну". А позже, осенью 1973 года, он, вместе с Лобановским, пришёл в ДК. Ну, а дальше всем всё известно, к чему это привело.
Вот такая история, проливающая свет на истоки выхода ДК в гранды советского и европейского футбола. И в этой истории огромная заслуга Виктора Александровича Маслова, который внёс и свою лепту в развитие мирового футбола. Ведь помимо прессинга, зонная защита и схема 4-4-2 - это тоже новинки от Деда.
Чемпионаты Чемпионат СССР 1968 23 сентября 1968 (пн) Динамо (Киев) - Зенит (Ленинград) 5:2
"Динамо" (Киев) - "Зенит" (Ленинград) 5:2 (2:0)
23 сентября 1968. Киев. Центральный стадион. Облачно. Временами мелкий дождь. 13 градусов. 50000 зрителей.
Cудьи: Э.Азим-Заде, Э.Давидашвили, А.Балаян (все - Баку).
"Динамо" К: Е.Рудаков, Ф.Медвидь, В.Соснихин, В.Левченко, С.Круликовский, В.Турянчик, В.Мунтян, Й.Сабо (С.Шкляр, 62), А.Пузач (А.Бышовец, 79), В.Серебряников, В.Хмельницкий.
"Зенит": Л.Белкин (Г.Вайда, 31), В.Булавин, В.Копин, М.Лохов, Р.Юмакулов, П.Садырин, С.Погосов, Г.Вьюн, Л.Бурчалкин, В.Гончаров (В.Голубев, 73), Г.Унанов.
Голы: 1:0 В.Серебряников (8), 2:0 В.Серебряников (30), 3:0 Ф.Медвидь (46), 3:1 Г.Унанов (48), 4:1 Й.Сабо (52), 5:1 В.Серебряников (76), 5:2 Г.Вьюн (81).
Чемпион как чемпион
"... Иначе, как вдохновенной, игру динамовцев в матче с ""Зенитом"" не назовешь. На мой взгляд, это определение наиболее точно характеризует непрекращающийся массированный натиск прекрасно сыгранного, ровного во всех звеньях ансамбля. Забить в ворота соперников пять мячей, пропустив в свои лишь два, - какие, казалось бы, еще нужны свидетельства игрового преимущества? И все же результат этот, как мне кажется, не отражает истинного хода встречи. Ведь он говорит пусть о неравной, но все же о борьбе. А ее-то не было. На поле видна была только одна команда - ""Динамо"". А два мяча, забитые ленинградцами, целиком и полностью на совести Рудакова, не среагировавшего на два единственных в матче удара по его воротам. Если же говорить о лучшем игроке матча, то им был Серебряников. Три мяча в одной игре - такое теперь нечасто встретишь даже у форвардов, а тут отличился полузащитник. А как тут не сказать, что в последнее время в Киеве поговаривали, что Серебряников, мол, уже ''не тот'', ''выдохся'' и т.д. И вот что странно: говорили это не просто болельщики, черпающие свои знания о футболе на трибунах, но и некоторые специалисты, которым лучше, чем кому-либо другим, известно о временных спадах, которые нередко случаются в игре любого футболиста. В матче с ''Зенитом'' Серебряников дал совершенно недвусмысленный ответ о своих возможностях. Итак, преимущество ''Динамо'' в этом матче было полным и безоговорочным... В чем же выразилась разница в классе игры ''Динамо'' и ''Зенита''? Я, разумеется, остановлюсь лишь на наиболее характерных чертах. Потеряв мяч, динамовцы немедленно, не тратя лишней секунды, коллективно приступали к его отбору. Если это не удавалось одному игроку, его подстраховывал другой, а к месту поединка в это время устремлялись третий и четвертый. И так в течение всего матча. Конечно, для подобной игры, помимо высокой техники, нужна огромная физическая выносливость. Но ведь оба эти компонента как раз и главенствуют в современном футболе. Вторым решающим фактором, склонившим чашу весов в пользу ''Динамо'' в этом матче была великолепная игра средней линии команды: Мунтяна, Серебряникова, Сабо. Именно их импровизации позволяли динамовцам всякий раз находить оригинальное, неизбитое, а поэтому неожиданное для соперников продолжение начавшейся со стереотипа атаки. Кроме того, это трио показало себя в этом матче самым грозным звеном ''Динамо'' и в завершении атаки. Ведь не случайно они забили четыре гола. Кстати, и пятый мяч был проведен Медвидем, часто подключавшимся к этим игрокам. К сожалению, не проявляли целеустремленности и такой же склонности к импровизации Хмельницкий и Пузач''.
О. БАЗИЛЕВИЧ, мастер спорта. Газ. ''Советский спорт'', 1968, 25 сент.
http://fc-dynamo.ru/champ/prot.php?id=624300
-
Юрий Моисеенко(MYY)
- Наставник
30.08.2020 17:18
Если не брать в расчет продвинутых футбольных гурманов, зацикленных на тики-таку, то тотальный прессинг + вертикальный футбол "людЯм" всегда нравился. Это футбол сборных Голландии, ФРГ, Италии, ВКДК лучших их лет. Все успехи сборной Италии основывались на традиционном"катеначчо" помноженному на, в лучшие (счастливые) годы, кинжальные контратаки. Если команда может себе позволить, и что не менее важно, готова в ЭТО играть, то это всегда заслуживает уважения. В этом посыле Седой прав.
- 1
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
30.08.2020 09:01
Да Седой, интересную эпоху ДК Вы наблюдали.
- 1
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
30.08.2020 09:19
Тогда никто не знал, что он будет настолько смутным.
- 0
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
30.08.2020 13:45
Эх, вернуть бы смутное время Динамо 80-х...
- 0
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
30.08.2020 13:55
Зачем? Чтобы некоторые сравнили Яремчука и Ярмоленко?:-))
- 0
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
30.08.2020 13:59
Они здесь не просто сравнивают - они еще и поучают. Объясняют, какие книги старикам следует читать.
- 0
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
30.08.2020 14:27
Если читаются.
- 1
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
30.08.2020 14:36
Я долгое время сидел на Стене. И эти же самые "читатели" запросто обзывали Олега Петровича Базилевича старым маразматиком.
- 0
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
30.08.2020 16:01
Ладно, не будем о грустном.
- 2
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
30.08.2020 17:55
Плохо мы воспитываем нашу молодежь , Седой.
- 1
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
30.08.2020 18:22
Я вот тут подумал... А может, рано мы распустили пионерию и комсомол?
- 2
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
31.08.2020 00:06
Абсолютно. Мы мыслим в унисон.
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
31.08.2020 00:10
А комсомольцы - бывшие пионеры.
- 2
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
31.08.2020 00:13
интересно в 60-70х были футболисты Динамо члены партии.
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
31.08.2020 00:57
А Вы не спрашивайте, были или нет.
- 2
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
31.08.2020 10:26
Не буду.
- 1
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
31.08.2020 10:30
Я думаю, ретрофутболисты хранят партбилеты в надёжных местах. Также, как и погоны.
- 1
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
31.08.2020 11:05
Это рациональный подход.
- 1
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
31.08.2020 11:38
При совке на слуху были два "Колоса": никопольский и полтавский. И там, и там платили неплохо, особенно, в Никополе. Говорят, зарплаты там были на уровне высшей лиги.
- 1
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
31.08.2020 12:52
Думаю это было что-то вроде коллектива физкультуры.
- 1
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
31.08.2020 12:57
Есть мнение, что главное - счёт на табло. При этом, принято ссылаться на авторитетов.
- 1
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
31.08.2020 23:56
Согласен.
- 1
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
01.09.2020 09:20
И "заграница нам поможет".
- 1
-
виктор петров(kulon)
- Наставник
29.08.2020 22:54
Помню тогдашний комментарий (к сожалению забыл автора),который излагал тактику команды "Динамо"(Киев):" Если охарактеризовать вкратце методику и тактику команды,то она выражается в том,что она с первых минут матча начинает трясти соперника как грушу: до тех пор ,пока сам плод в виде победы не свалится им под ноги".
- 1
-
Борис Бор(Borya111)
- Эксперт
29.08.2020 15:13
В 1963 году тактику истинного прессинга, но в совершенно оригинальном, собственном варианте — исключительно на чужой половине поля! — применили в чемпионате страны московские спартаковцы. Потеряв мяч поблизости от штрафной соперника, они тотчас стремились вновь возвратить его себе. И, если это им удавалось, ситуации молниеносно образовывались острейшие. А не удавалось — что ж! Зато и нервишки соперника потрепали, и собственной защите оставляли время, чтобы изготовиться к отражению атак.
- -1
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
29.08.2020 15:46
Ни разу не встречал материалов, свидетельствующих о спартаковском прессинге первой половины 60-х.
- 0
-
Борис Бор(Borya111)
- Эксперт
29.08.2020 16:26
Галинский, Не сотвори себе кумира (цитата понятно оттуда)
- 0
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
29.08.2020 16:42
Спасибо, просмотрю.
- 0
-
виктор петров(kulon)
- Наставник
29.08.2020 23:07
Не согласен.
- 1
-
Борис Бор(Borya111)
- Эксперт
30.08.2020 22:11
цитата взята у Галинского, одного из самых компетентных аналитиков тогдашнего футбола. По объективным причинам я лично в 63м футболом еще не интересовался.
- 1
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
29.08.2020 12:46
Обидно все-таки, мы изобрели прессинг, а пользуются им другие , а мы сами нет.
- 1
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
29.08.2020 12:51
Подождите, вернутся все травмированные, купим классных легионеров и прямо из автобуса начнём прессинговать.
- 1
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
29.08.2020 18:23
Говорят Михайличенко планировал применить прессинг в ЛЧ. Но не дали. Прервали полет.
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
29.08.2020 18:29
И тем самым спасли.
- 0
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
29.08.2020 18:40
Он вернется более сильным.
- 1
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
29.08.2020 19:00
"Э, нет! Торопиться не надо - важно вернуть обществу полноценного человека". (с.)
- 2
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
30.08.2020 08:57
Ну быстро и не получится.
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
30.08.2020 09:15
Статисты были, есть и будут.
- 2
-
SCORPIO SCORPIO
- Наставник
29.08.2020 11:48
Матч был прекрасен! Лавки на стадионе просто ходили ходуном и трещали!..
- 1
-
Володимир Даник
- Наставник
28.08.2020 23:08
Ну, що тут можна додати... Що у знаменитого тренера гостре перо, яке у повній мірі виявляє і його уважний, аналітичний погляд на гру, і його немалий суто футбольний досвід.
- 2
-
Володимир: з Динамо назавжди(gvaavg)
- Эксперт
28.08.2020 22:30
Ошенков, Маслов, Севідов, а далі - дует Базилевич-Лобановський, один Лобановський... Імена, з якими пов'язана славна історія Динамо, його найкращі часи... А далі... "славних прадідів великих правнуки погані"? Може, ще все-таки не все позаду? Може, ... знову? Так хочеться вірити!
- 3
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
28.08.2020 22:34
Соловьёв...
- 3
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
28.08.2020 22:27
Только сейчас открыл этот пост, поэтому в догадках не участвовал. Но с первых строк сразу догадался, что речь будет идти о Динамо очень большой давности - не столько по футбольным, сколько по психологическим признакам :).
- 0
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
29.08.2020 18:33
А что, в прошлом тысячелетии отбор мяча был запрещен?
- 0
-
Зеленка™ (со Стены) *
- Эксперт
29.08.2020 19:00
А оно вам надо, то прошлое тысячелетие? Для вашего поколения футбол начался с левой ножки ярмоленьки.
- 0
-
DK30000 DK30000(DK300000)
- Эксперт
30.08.2020 01:10
Ярмола мой кумир!
- 1
-
Didus' Gorox
- Опытный писатель
28.08.2020 22:13
Да, Маслов - это глыба... Вроде как и не имел даже "нормального" среднего образования - дополучал его в ФЗУ (кто не в курсе - фабрично-заводское училище). Про прессинг - так здесь недавно была статья, в которой англичане именно его признают родоначальником... А вот про систему 4-4-2 я точно не помню. Англичане так заиграли летом на ЧМ в 1966-м. Но и в ДК с весны играли так же. Я никак не мог привыкнуть к номеру 2 на футболке Медвидя. Но носился он от одной к другой лицевой линиям знатно - вроде и не замечал, что там были соперники :)
- 3
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
28.08.2020 22:19
Медвидя называли человеком с двумя сердцами. А оно у него было одно, да и то долго не выдержало:-((
- 4
-
L F(Leonard)
- Эксперт
28.08.2020 21:36
Странно, конечно, но мне из этой игры запомнился гол Вьюна в ворота Рудакова из дальней дистанции и сам счёт 5:2 в пользу Динамо.
- 6
-
Nika Ивонов
- Эксперт
28.08.2020 21:07
Я этого не мог знать, т.к.в Союзе меня уже не было. Не видел, не читал, не слышал. Картотеку не вёл, вырезки с газет не делал. Но мне больше подходит то , что я написал:))
- 1
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
28.08.2020 21:09
Попытка не пытка:-)) Да и я юмор заценил:-))
- 1
-
Igor Korot(ONEEYEMAN)
- Старожил
29.08.2020 00:25
Ne byl, ne sostojal, ne uchastvoval. ;-)
- 3
-
Nika Ивонов
- Эксперт
28.08.2020 21:04
Это было во вторник 25 августа 2020 г. Команды: Динамо Киев - Шахтёр Донецк.
- 2
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
28.08.2020 21:08
Да уж, сильно похоже - один в один:-))
- 3
-
Nika Ивонов
- Эксперт
28.08.2020 21:22
Мне простительно: второй день сражаюсь с магнитными бурями - голова пустая и гудит. Спасибо за понимание.
- 1
-
sedoj седой(sedoj)
- Эксперт
28.08.2020 21:24
Не за что:-))
- 1
-
Олег Олег
- Эксперт
28.08.2020 20:58
Все, пацаны, расходимся! Призами не пахнет и сам Седой пропал...Кидалово!)))
- 10
-
Андрей Андреев(Petter5650)
- Эксперт
28.08.2020 20:14
Если меня не подводит память, то нечто подобное было написано о матче Сб СССР( Динамо К) против сборной Италии на Чемпионате Европы,,,,
- 3
Еще комментарииГоворят, она закончилась аж в 77м, когда драматично проиграли Боруссии...
После этого стало ясно, что наступает смутное время.
Вот наделали бы шороху в современном "прогрессивном футболе".
Только вот читать книги тоже можно по-разному: одно дело, когда имеешь опыт наблюдения за Яремчуком и воспринимаешь тексты сквозь призму опыта игр с Атлетико Реалом. И совсем другое дело - когда Ярмоленко громит какой-нибудь Горняк-Спорт: тогда и книги Базилевича читаются вверх ногами.
Кстати, медицинский смысл термина "маразматик" им неизвестен. И многие из них не догадываются, что находятся ближе к этому смыслу, чем некоторые старики.
Плохо. Спасибо Вам за Вашу просветительскую работу и отдельное спасибо Зеленке. Я не могу к нему обращаться напрямую, но Вы, при случае, поблагодарите его от лица коллектива.
Приятно, что мы в своих спорах всегда остаемся толерантными.
Тут прикол в том , что комсомольцы сами ушли. В банкиры.
А пионэры пошли в ж. (с)
Только не спашивайте какой
Я просто подумал, что почетное звание строителя социализма как-то дополнительно мотивировало ретрофутболистов.
Но Ваша аргументация оказалась исчепывающей и я пересмотрел свое видение.
Все-таки в этом есть коллизия, а именно,
отличные футболисты трудились за копеечку малую добывая хлеб в поте лица своего, а в Новое Время довольно посредственные мастера берут неплохую кассу...
Мой отец занимался футболом, играл за какой-то Колос и даже выигрывал что-то...
Но суть не в том.
Он рассказывал, что будучи малым бегал за селом от столба до столба и потом к следующему, и уже нет сил, но говорит пробегу еще к следующему и т д.
Интересно, что похожее что-то я потом прочитал у Беланова.
Ну дело прошлое.
Скоро Динамо выйдет на прежний уровень и затмит достижения предшественников если не результатом, то красотой игры.
это главное.
Что ж подытожим. Лед тронулся господа присяжные заседатели. Командовыать парадом буду я(с).
Этот самоотверженный спартаковский прессинг 1963 года А. Старостин, помнится, называл игрой «изо всех сил». И не ошибся: хоть страху тогда «Спартак» нагнал на соперников немало, однако и сам измотался в конце концов.
_________
в те годы прессинг был модным понятием. Причем как в условиях персональной, так и зонной защиты, как на своей половине, так и на чужой. Так что в этом направлении многие экспериментировали.
Есенин К. Московский футбол
Кстати, формулировка про "футбол изо всех сил" взята у Аркадьева, из Тактики.
Этим "прессингом" Спартак забил 65 голов,а СКА(Ростов)-4-е место 73 гола.
"Динамо"(Киев)-9-е место 68 .голов.
При этом "Спартак пропустил больше "Динамо"(Москва),"Динамо"(Минск),"Зенита","ЦСКА".
То,что Старостин это назвал "Игрой изо всех сил"-неудивительно:самореклама была и есть движущей силой "мяса" всегда.)
Собственно, речь вовсе не о спартаке и его безуспешной модели (и тем паче не о приоритете), а о том, что различные варианты прессинга тогда были в моде, и различные клубы и сборные пытались его использовать в различных вариантах. Там у Галинского целая глава о тактических поисках 60х, не исключая и масловское ДК.
Для начала надо избавиться от статистов. Итересно, в 68м были статисты?
А, к слову, Англичане тогда пользовались схемой 1-4-2-4...
Сегодня, в эпоху, когда отбор мяча стал едва ли не главным показателем командного мастерства, наше старое поколение вспоминает о лучших его образцах в исполнении киевского Динамо. К сожалению, времена те давно позади. И все дело в том, что отбор мяча требует высочайшей организации командных действий, похвастаться которыми современный футбол может лишь фрагментами.
Вы же жалуетесь,что по воротам бить разучились, а Ярмола вон как заколачивает своей левой.
Похоже, что Бавария перед игрой с Барсой посмотрела коллективно игру Динамо с Зенитом образца 1968 года и решила тряхнуть стариной.
Получается, что новое - не совсем ещё забытое старое.