Академия АЗ - фактически основа существования главной команды, в частности, да и клуба, в целом.
Как утверждают результаты исследований нескольких местных медиа, бюджет алкмарского коллектива в прошлом сезоне - 5-й по величине в Эредивизие (25,5 млн. евро). И если отставание от "Витесса" незначительное (полмиллиона), то представители исторической большой тройки страны тюльпанов "оторвались" гораздо существеннее: у "Аякса" 110 млн.
евро, у ПСВ - 78,5, у "Фейенорда" - 68.В такой ситуации мечтать оказаться в "призах" Эре, а то и попасть в квалификацию Лиги чемпионов со второго места, конечно, можно и нужно, но в реальности это практически невозможно. Даже не так... Было бы невозможно, если бы не эффективная работа собственной академии, дающая основной команде около 5 - 7 игроков в год да и позволяющая получать отнюдь не плохие деньги за переходы футболистов в другие клубы. И цель клуба - иметь "своих" 50% основного состава. Успех такой стратегии и позволил АЗ полноценно претендовать на "золото" Нидерландов, но сезон не завершился...
Собственно, из прошлогодней статистики: 45% процентов игроков на тренировках основной команды АЗ - его же воспитанники, тогда как у "Аякса" и ПСВ - по 34%. Выпускники академии "забрали" в матчах "основы" сезона 19/20 43,3 % общего игрового времени, и это - №1 в Нидерландах и №15 - в Европе (семеро из них регулярно выходили на поле с первых минут).
Из европейской топ-пятёрки чемпионатов АЗ по этому показателю опередили лишь испанские "Атлетик" (48,3%) и "Сельта" (44,3%).
Единственный шанс к выживанию?... Нет! К успеху!
Академия, расположенная менее, чем в двух километрах, от стадиона главной команды (AFAS - арены), без преувеличения, стала спасением для клуба, когда он почти потерял шансы на адекватное существование. Это случилось после банкротства бизнесмена Дирка Схеринга. При том, что именно период его владения АЗ в конце 90-х - 2000-х и финансовые вложения спровоцировали новое возрождения этой футбольной структуры вплоть до "бронзы" чемпионата с Ко Адриансе (2005) и 1/2 Кубка УЕФА, а еще "золота" Эредивизие + попадания в плей-офф Лиги чемпионов с Луи ван Галом (2009).
После банкротства Схеринга несколько лет истории были "вложены" в реструктуризацию и поиск устойчивой модели дальнейшей работы клуба. Не имея необходимых финансов, АЗ сконцентрировался на своих воспитанниках: в условиях денежной экономии старался давать им необходимые знания и максимально разнообразный "контент". Именно поэтому и был как консультант приглашён Билли Бин, которого в фильме "Moneyball" (также известном как "Человек, изменивший всё") сыграл Брэд Питт: об успешном благодаря статистическому анализу проекте бейсбольного клуба с небольшим бюджетом.
АЗ выбрал стратегию долгосрочного планирования, эффективного управления и правильного видения. Все части общей структуры синхронно движутся в одном направлении: каждый чётко знает свои задачи и общие цели. Как правильно описал происходящее Марейн Бейкер (руководитель отдела эффективности и развития АЗ) на Всемирном футбольном саммите в Мадриде - 2019: "Мы не покупаем успех, мы его создаём.... Мы не можем конкурировать в финансовом отношении, поэтому должны думать иначе... Мы верим в то, что наши программы, видение, факты и знания имеют возможность изменить всё к лучшему".
И таки да: если бы не остановка сезона, то АЗ, возможно, и смог бы опередить "Аякс" в борьбе за "салатницу", особенно после уже добытых двух побед над ним в личных встречах.
Философия академии.
Тренеры академии стараются не ограничивать своих подопечных в решениях на поле, но при этом они должны сознательно принимать на себя ответственность за свои действия и действительно понимать игру, её тактическую сущность + уметь реагировать на изменения.
Здесь нет агрессии или даже криков от наставников: во время практики они предлагают задания, "проблемы" и другие вызовы для ребят в упражнениях на поле, даже не давая "инструкции", как именно нужно их преодолеть.
Это и помогает искать решения, развиваться быстрее, учит самостоятельности, запускает личную креативность и уверенность, вынуждает мыслить, рождать волю к победе. Они должны сами следить за режимом и питанием.
Далее действия игроков оцениваются статистикой и другими методами: подобный фактаж позволяет ребёнку увидеть и осознать свою ошибку, опять же приняв ответственность за результат. Передовая футбольная аналитика, все изыски современной спортивной науки, структуры психологической и социальной поддержки, - всё это активно используется в академии АЗ.
Но важный нюанс: поощряется инициатива самого игрока. Например, при постоянно повторяющейся той или иной травме ему доступны все ресурсы для восстановления и нахождения способа избегать её в будущем, но он сам, а не тренеры, должен искать встречи со специалистами, показывая свою заинтересованность и самостоятельность. И так во всём: ответственность за своё же развитие, осознание своих сильных сторон и возможностей их улучшения.
Скрупулёзно изучаются мельчайшие данные каждого футболиста: в том числе, с помощью аналитики биологический возраст (а не тот, который в паспорте). Работники академии должны понять, как наилучшим образом тренировать каждого игрока. Здесь доминирует терпение: они знают, что будущий топ-игрок может развиться несколько позже ожиданий скаутов больших клубов страны или активно мониторящих местный "рынок" талантов английских команд. Не впечатляют физические или игровые данные? Ок, а футболист всё равно получит шанс продолжить дальнейшее развитие, что только сыграет на пользу АЗ: если раскроется, то сможет помочь основной команде и уедет за границу по гораздо бОльшей трансферной цене.
Оценка сильных и слабых сторон любого игрока выполняется без эмоций: он рассматривается как человек, в целом, а не только во время тренировок на поле. Логическое мышление и рациональное видение, объективный и разносторонний анализ на основе данных - "основа" изучения юного футболиста.
Тактика.
Построение 4-3-3 доминирует и здесь, но ради развития интеллекта во время занятий и поединков схема меняется достаточно часто. Игроки должны уметь дорожить мячом, играть аккуратно, но при этом, насколько это возможно, максимально быстро переходить в контратаку или разыгрывать мяч в последней трети поля, если речь о позиционном владении. Интенсивный прессинг в попытке оперативно восстановить владение - это тоже аксиома.
Например, среди принципов игры в атаке, которые идентичны для всех возрастных групп академии и основной команды:
для движения мяча, прежде всего, использовать передачи, но не дриблинг или индивидуальные рывки,
быстро отдавать мяч партнёру (максимум, двумя касаниями),
"составлять" треугольники на поле,
стараться занимать позицию позади своего оппонента.
Тактические упражнения выполняются, чаще всего, в компактном пространстве, а на технику - со многими повторениями, постоянными сменами темпа и других обстоятельств.
Вторая часть статьи (о тренерах, системе отбора игроков, оригинальные отличия занятий с разными возрастными группами) по этой ссылке (почему-то уже второй раз, если большой текст, то его часть не отображается на сайте, - именно поэтому пришлось его разделить напополам) ЧАСТЬ 2...
Если понравилась статья, - "проголосуйте", друзья, как и ранее, нажатием на "одобряю" под ней, давая понять, что такие материалы тоже интересны. Если нет: напишите в комментариях под ней, о чём хотелось бы прочитать лично Вам.
И да: какой Вам лично подход по душе - если клуб имеет финансовые возможности для покупки любых "звёзд", или всё же когда академия даёт, возможно, не самый сильный состав в мире, но зато свой и боевой? Вопрос нейтральный в отношении любых команд, хотя можете писать о своих личных примерах и предпочтениях!
И ещё: удивило ли что-либо в работе академии АЗ, или ничего особенного для Вас лично?
Всем спасибо за внимания и всего наилучшего, други, каждому из вас!
У нас долгое время было патерналистское государство, поэтому народ в основной массе отучен делать все самостоятельно - ему кто-то постоянно должен...:-/
И мы - с восстанавливающимися травмированными , тоже без игрового тонуса, хотя и с поединком против "Десны" перед встречей с алкмарцами, тоже с многими "сборниками"..
И, конечно, очень многое будет зависеть от тактики ТШ.
С одной стороны этот АЗ точно не сможет разбегаться так, как делал это в оптимальной форме в феврале - марте до карантина, с другой - его нынешних скорости и сил может хватить всё равно на очень смелую атакующую игру... Поэтому матч будет очень интересным, и очень надеюсь на хорошее настроение для всех нас от его результата, чего нам всем и желаю!
Причем не только в отношении будущего соперника Динамо...
Очень рационально и при этом эффективно.
Да, когда углублялся во все нюансы и принципы функционирования всех возрастных групп у них (даже самых юных), немного не ожидал, что всегда, даже для тех же 11-летних тренеры дают задания в упражнениях или матчах, но не помогают в их решении. Они мягко, без крика, но приучают с детства игроков понимать и принимать ответственность на себя за все решения. Казалось бы: даже в питании и режиме ученики "сами по себе", но им дают понять, что взрослые топ-игроки этому уделяют много внимания, и этого достаточно, чтобы и игроки академии сами осознанно становились дисциплинированными.
Так и происходит у них естественный отбор: они выбирают тех, кто готов к самостоятельности, кто организован, хочет работать и владеет задатками техники и потенциала. Фактически получают смелых на выходе игроков, уверенных, которые могут быть лидерами.
И ещё в академии пытаются выжать максимум из инноваций, цифр статистики и т.д., - особенно после прошлого сезона, когда впервые с 2009-го АЗ с почти половиной своих молодых воспитанников мог выиграть "золото" в Нидерландах, - это впечатляет ИМХО.
У нас долгое время было патерналистское государство, поэтому народ в основной массе отучен делать все самостоятельно - ему кто-то постоянно должен...:-/