ПАМЯТИ ЛЕГЕНДАРНЫХ
В.И. Каневский, капитан легендарного состава "Динамо", Киев - первый из немосковских клубов! - выигравший чемпионат СССР 1961-го года. Сегодня ему исполнилось бы 86 лет, Царствие небесное, земля пухом.
Виктор Израилевич КАНЕВСКИЙ
(3 октября 1936, Киев — 25 ноября 2018, Бристол, Коннектикут, США)
Представляете, каково было долгих десять лет пребывать в советских "отказниках", когда капитана заретушёвывали во всех коллективных фотографиях динамовцев-1961, а в справочниках замалчивались забитые голы лучшего бомбардира команды!? Но почему он решил уехать?
В одной из моих книг:
В главе:
Вашему вниманию некоторые откровения Виктора.
А напоследок из моего You Tube канала
За этот видео-сюжет я благодарен своему другу - легендарному капитану "Динамо", Киев-1961 Виктору КАНЕВСКОМУ и его блистательной игре в подлинно динамовском стиле. Стихи КАНЕВА написал Анатолий Колоша в год 70-летия Виктора, музыка композитора Геннадия Тататрченко, моего друга, который сам же исполнил песню, а клип мне помогли сделать в декабре-2012-го года в Киеве, в студии Динамо ТВ.
Вспоминайте его...
Дэви АРКАДЬЕВ,
3 октября 2022,
Филадельфия.
х х х
Когда в СССР развернулась борьба с космополитизмом, известному дирижёру Борису Хайкину предложили сменить фамилию. Он отказался: «Фамилию менять не стану, но готов на компромисс — согласен заменить вторую букву; тогда моя фамилия будет звучать совсем по-русски».
https://www.inpearls.ru/
учетная запись этого пользователя была удалена
Приукрашивать конечно себя это хорошо, добавлять годы гонений и слежки,а вот скажите почему он в строители то подался, типа как у Ильфа и Петрова: не получиться переквалифицируюсь в управдомы) А между прочим приемник Лобановского в Днепре и там 4 сезона и командочка была там не подарок. Английский так и не выучил, а так мог тренировать команды МЛС? В Союзе не сложилось ,когда пошел на принцип, но отчество сменил на Ильич,странно. Тем не менее именно здесь лучшие годы, в США все таки карьера не сложилась.
Табу не табу, но сменил- сменили, его не без его желания-согласия,, а выбрал он именно Ильичь, а не какой нибудь Яковлевич.
Начало конфликта с арабами в 48-ССР подержал,,6 дневная война в 67м-не поддержал, как то не совпадает по датам,тренером Каневский стал в 65.
Когда в СССР развернулась борьба с космополитизмом, известному дирижёру Борису Хайкину предложили сменить фамилию. Он отказался: «Фамилию менять не стану, но готов на компромисс — согласен заменить вторую букву; тогда моя фамилия будет звучать совсем по-русски».
https://www.inpearls.ru/
"Атакующая вершины", вышедшей в 1980г., где ни словом не упомянут В.И.Каневский.,в т.ч.
в списке всех, кто играл в основном составе "Динамо" вплоть до сезона 1979г.
Впрочем, чему удивляться?
ме. Скорее, последнее,если после прочитанного, Вы пишете "в Союзе не сложилось..."Хотя в нынешние времена, легко и просто прочитать в Интернете о всех знаменитых,в т.ч. футболистах советского прошло
го,коль в силу возраста не могли знать того,что было 50 лет назад, а Виктор Израилевич (а не Изралье-вич, как написали Вы) Каневский был именно таким в годы своей футбольной карьеры игрока и известен немало лет как тренер разных команд. Пока не столкнулся по настоящему с советской действительно-стью. И все,что он поведал, действительно происходило и с ним, и с другими людьми. Для того,чтобы этому не удивляться, надо быть знакомым с повседневной жизнью в СССР, а не только читать советские газеты...Поэтому не вижу повода для Вашей иронии. Каневский сменил Лобановского в "Днепре" по пре- дложеннию последнего до того,как началась вся его "история" с отъездом из СССР. И откуда Вы знаете насколько Каневский освоил английский или полагаете, что в МСЛ только и ждали его, приехавшего в 52 года в США.
В Союзе как раз сложилось, не сложилось в США. Это с позиции биографов и его самого ,типа не сложилось. Про язык грешен, прочел в википедии. Да, в честь Иакова, который потом стал Израилем. КГБ не ЦРУ, за всеми не могло следить физически,а следило за подозреваемыми и в разработке.
Кстати в украинской вики он получил зтр Украины.Все из за банальной обиды, настолько обиделся, что даже не вернулся в независимую Украину.
Что касается звания,то В.И.Каневскому не присваивали звания заслуженного тренера Украины.
А вот звание засл.тренера УзССР(Узбекистана) он получил за работу ассистентом тренера в
"Пахтакоре"(Ташкент) в 1972-73г.г. И не решайте за кого-то(в данном случае, за Каневского), где
и что у него сложилось-не сложилось.Вы не жили в те времена,не знаете той действительнос-ти. В какой цивилизованной стране человека 10 лет не выпускали бы из страны и не давали ра- ботать по специальности тренером? Вы далеки от этой темы, потому Вам и непонятны многие
вещи.
"МОЯ КВАРТИРА - ЭТО ПЕНЗА"... ПЕНЗЕНСКИЕ СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ БОРИСА ЭММАНУИЛОВИЧА ХАЙКИНА, известного дирижера, Народного артиста СССР (26 октября 1904- - 1978), КОТОРЫЙ ГОТОВ БЫЛ ЗАМЕНИТЬ ВТОРУЮ БУКВУ В ФАМИЛИИ, ЧТОБЫ ОНА ЗВУЧАЛА СОВСЕМ ПО-РУССКИ.
Он родился в Минске. А потом все его биографы сразу перескакивают на окончание им в 1928 г. Московской Консерватории, куда он поступил 17 лет от роду. А Пенза где в его судьбе? А ведь жила старая Пенза в его памяти, о чем он писал незадолго до смерти в Пензенское музыкальное училище с благодарностью.
С 1915 по 1919 г. Хайкин обучался в музыкальном училище Пензы в классе Л.С. Шора. В экзаменационном журнале запись в январе 1916 г. : "СПОСОБНОСТИ ПРЕКРАСНЫЕ. АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ. ПРЕКРАСНАЯ ПАМЯТЬ".
Семья вынуждена была в годы Первой мировой войны эвакуироваться в Пензу. И старший брат будущего дирижера Семен Хайкин (1901-1968), будущий доктор физико-математических наук, тоже учился в Пензе - в реальном училище.
Близким людям Борис Хайкин любил говаривать: «Я ведь в театре зайка серенький. На собраниях сижу в последнем ряду. При голосовании воздерживаюсь. Мне бы после спектакля рюмку пропустить с хорошей закуской и «Юманите» почитать. Для счастья больше ничего не нужно».
При этом Борис Эммануилович Хайкин доверительно улыбался, протирал очки и всячески давал понять, что человек он домашний, далекий от грандиозных свершений и резких поступков. Насчет резких поступков это была совершенная правда. Он их не любил. Слишком был занят.
Фактически тянул на себе работу то оперных театров в Ленинграде, то Большого театра в Москве.
Работа грандиозная. Приходилось ставить спектакли, когда ведущим солистам не было замены. Приходилось укрощать строптивых режиссеров и интригующих оркестрантов, последнее можно считать особо вредной работой, чем-то вроде дрессуры без страховки.
Помимо колоссальной силы воли, яркого музыкального дарования Хайкин обладал уникальным интеллектом и чувством юмора. Он прекрасно понимал, что спокойное выживание в оперном театре для дирижера невозможно. Однако он своего добивался. И негромко, всегда с иронической улыбкой осуществлял в оперных труппах железную диктатуру. Причем, это замечали очень немногие.
Необходимо учесть также, что в последние два десятилетия своей жизни Хайкин не имел полномочий главного дирижера, не стремился к ним, но всегда был лидером там, где работал. Его лидерство, его воля, его музыкальное превосходство ощущали все. Никто никогда этого не оспаривал, даже не говорил об этом вслух, а принимал как должное.
Хайкин был самой авторитетной фигурой среди руководства Большого театра, начиная с середины 1950-х годов и до самой смерти.
Его деятельность была тончайшей художественной, дипломатической, режиссерской, театральной игрой, которую он вел ловко, почти незаметно. Он очень легко устанавливал контакты с любыми солистами.
А оркестру и хору внушал страх, хотя никогда не повышал голоса. Он отшучивался, но близкие-то знали, сколько он затрачивал энергии.
Дирижировать он начал еще в оперной студии консерватории, а затем был приглашен Станиславским для работы в его оперной студии. Поначалу отношения между молодым дирижером и великим режиссером складывались как нельзя лучше. Но из-за досадной случайности они расстались. Станиславский, который писал и говорил о том, что многому научился у молодого Хайкина, не смог простить ему, что тот явился дирижировать утренний спектакль в пиджаке. По международным нормам это абсолютно нормально. Но Станиславский усмотрел в поступке Хайкина неуважение к театру и к себе лично. Пришлось расстаться.
Борис Эммануилович переехал в Ленинград. И это, конечно, был счастливый поворот судьбы. Он стал дирижировать в Малом оперном театре, а после переезда главного дирижера театра в Москву возглавил коллектив. Работа в бывшем Михайловском театре оказалась решающей для Хайкина. Здесь он окончательно сложился как мастер оперного и балетного дирижирования — ставил спектакли классические и современные. Театр при Хайкине процветал. Уже во время войны он стал главным дирижером Кировского, бывшего Мариинского театра. Параллельно он преподавал в Ленинградской консерватории.
Во время войны Хайкин в Челябинске одним из первых дирижировал Седьмой «Ленинградской» симфонией Шостаковича. Автор специально прилетал на концерт и был так растроган исполнением, что на титульном листе своей партитуры написал целое благодарственное письмо Хайкину.
Но наступил 1948 год. Началась «охота» за космополитами — очевидный приступ государственного антисемитизма. Начались придирки, выговоры за пристрастие к музыке Шостаковича и Прокофьева, которые были гонимы. После «ждановского эссе» об опере Мурадели «Великая дружба» Хайкин явно назло поставил оперу Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» — партитуру, явно написанную по принципу «нате вам». Теперь Хайкин попал под обкомовский пресс.
Когда в СССР развернулась борьба с евреями, Борису предложили сменить фамилию.
Он ответил "Фамилию менять не стану, но готов на компромисс
- согласен заменить вторую букву; тогда моя фамилия будет звучать совсем по-русски".
Легкая непристойность этой остроты никак не скрашивала ее явного политического смысла. После знаменитого «дела врачей» Хайкина отстранили от работы в Кировском театре. В тот же вечер ему позвонил из Москвы Николай Семенович Голованов, старший товарищ по консерватории. Разговор этот, своего рода исторический, Хайкин неоднократно пересказывал автору статьи. «Боря, — спросил Голованов, — ты, говорят, теперь абсолютно свободен?» — «Примерно так», — ответил Хайкин. Голованов продолжал: «Ты можешь завтра быть на репетиции в Большом театре к 10 часам утра?» На следующее утро Хайкин был в Москве и с тех пор не расставался с Большим театром до самой смерти. Я нарочно подробно привел эти воспоминания Хайкина, так как знаю ходячее мнение о неприязни Голованова к евреям.
Трудно писать о деятельности Бориса Эммануиловича Хайкина в Большом театре. Фактически он руководил его музыкальной частью, хотя официально главным не был. Дирижировал рекордное количество спектаклей. Его «Хованщина» и «Борис Годунов», «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» шли на таком художественном уровне, который сейчас в Большом театре представить невозможно, осуществил постановки в оперных театрах Рима, Парижа, Лейпцига. Его мастерство и юмор оценили и иностранные артисты.
Агамиров Анатолий вспоминал: Мстислав Ростропович дебютировал в Большом театре как дирижер в опере «Евгений Онегин». Хайкин осуществлял музыкальное руководство спектаклем. На премьере зал неистовствовал. Автор этих строк слушал спектакль в оркестре. После конца спектакля долго не смолкали овации. Ростропович пригласил Хайкина из директорской ложи выйти на сцену. В зале аплодисменты усилились, а на сцене раздался общий гомерический хохот. Мне, естественно, любопытно было узнать, что же там произошло. Я поспешил в дирижерскую комнату и, пользуясь короткостью знакомства, спросил Хайкина о причинах веселья на сцене. Он ответил мне, иронически улыбаясь: «Толенька, публика увидела седого человека в пиджаке и, очевидно, приняла меня за Чайковского». Он сказал эту фразу на сцене в самый торжественный момент, сбил пафос. В этом подлинный Борис Эммануилович Хайкин.
(Агамиров Анатолий. Буква из фамилии)
https://vk.com/wall-118304678_3749
ка в "товарище" Гитлере и напомнил последнему о "дружбе, скрепленной совместно
пролитой кровью", когда многое закрывалось, отменялось и т.п., в послевоенный пери-
од превратилось в государственную внутреннюю и внешнюю политику и продолжалось
вплоть по сути до развала СССР в 1991г. Попытки руководства нынешней России вос- становить территориально СССР - это звено для возврата и к его политике. Все давно
известно...
А заслуженный тренер Узбекиста уже не достижение? Я и не пытался за кого то решать, просто мнение.
пнули не в возрасте 5-7 лет от соседей(?!).Но Каневский,в отличие от Идзковского,Тру- севича и др., начал играть в "Динамо" во второй половине 50-х г.г. и до 1964г.г. А затем был известен широкой общественности, как тренер. Но несмотря на то,что работал в
таких командах,как "Металлист"(вывел из второй лиги в первую),"Днепр"(высшая лига)
"Таврия"(вывел из второй лиги в первую),тренер сб.молодежной Украины(до 20 лет),
выигравшей первый всесоюзный турнир "Переправа", так и не удосужился получить от
Госкомспорта Украины звание засл.тренера УССР. А,получив приглашение от Вяч.Со-
ловьева(бывшего наставника Каневского в "Динамо" в бытность игроком), начавшего работать в "Пахтакоре", вместе с ним вывел "Пахтакор" в 1972г. из первой в высшую
лигу.Т.е. для спортивного начальства Узбекистана,в отличие от украинского, не суще-
ствовало такого понятия,как антисемитизм?
То,что я пишу сейчас, было известно всем и во все годы. От того и история о смене отчества и т.п. О чем намекают и другие комментирующие. А Вы ищете какие-то "объ-
яснения", "обиды" Каневского и т.п. История В.Каневского - это один из многочислен-
ных приговоров той власти, которая рухнула в СССР в 1991г.,в т.ч. в Украине, и кото-
рую пытается восстановить нынешняя Россия своими варварскими методами.
-
нона, который понятия не имел о советской действительности, устами Мегрэ. А можете рассказы-
вать анекдоты о Штирлице и Мюллере. Это куда забавнее,чем Мегрэ...
Кстати, Сименон и антисемитизм - близнецы братья... :-)
Весьма интересна появившаяся недавно новость и о Жорже Сименоне — авторе многочисленных полицейских романов. В бельгийской «Льежской газете» молодой писатель также «прославился» публикацией 17 статей с 19 июня по 13 октября 1921 года под весьма оригинальным» названием «Еврейская опасность». Автором статей, как указано в газете, был 18-летний «историк Сим Симсон» (под таким псевдонимом были опубликованы эти статьи).
Он и не скрывал, что основным источником этого «сериала» ему послужили уже известные к тому времени «Протоколы сионских мудрецов», а также «труды» французских антисемитов конца XIX века Марраса, Дюмона и других.
http://www.isrageo.com/2019/03/16/antisi297/
странах, участвовавших в коллаборационизме в годы оккупации(той же Франции и т.д.)
была свернута денацификация и никем другим,как де Голлем.Что уж говорить о стра- нах бывшего Варшавского договора и о самом СССР, В последнем не происходило люстрации. А потому "кадры решали все", включая "вчерашних антисемитов". Но мы отвлеклись от темы. Ведь были конкретные люди, занимавшие те или иные посты, своими действиями и решениями издевательски отнесшиеся к В.Каневскому и ему подобным. А ныне, новые поколения во многом даже не знают кто такой Каневский...
Человек с еврейской фамилий-антисемит, это конечно не часто бывает.Были среди еврее и фашисты и истинные коммунисты вообще евреи есть везде и это нормально потому как это великая нация.
Кстати Эдит Пиаф во время оккупации спала с немецким офицером-из сс,но это не отменяет ее таланта и гениальности, при чем на века! И кстати такая связь помогал ей спасать французких военнопленных из лагерей, устраивая им побеги.
меренно лгали, а когда рухнул СССР,все это вышло наружу, было огромное коли- чество людей, осознавших,что верили лжи.
Но все,что Вы написали в последнем комментарии, не имеет никакого(!)отноше-
ния к судьбе ныне покойного В.И.Каневского.