ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ
Напомню то, что в своём комментарии, в такой же день декабря, лет пять тому назад, написал в моём блоге один из вас, уважаемые форумчане:
"Я еще причисляю себя к молодым, но в жизни бы не сказал кто такой М.Г. Водяной...а вот "Попандопуло" совсем другое дело:)"
Михаил Григорьевич ВОДЯНОЙ
(23 декабря 1924, Харьков.
— 11 сентября 1987, Одесса.)Между прочим, обратил внимание, что в Википедии, на страничке о М.Г. Водяном, - словно бы прочитали комментарий коллеги-форумчанина! - фотография актёра в роли с соответствующей текстовкой:
Михаил Водяной в роли Попандопуло («Свадьба в Малиновке»)
Это было в 1966-ом.
Михаил Водяной в роли Альфреда Дулитла в оперетте «Моя прекрасная леди» был занят в первом и третьем актах. А во втором - взял у него подробнейшее интервью для газеты "Советский спорт". После спектакля мы вместе вышли из театра, у Михаила Григорьевича под мышкой был пакет. Заметив мой любопытный взгляд, Водяной оживился:
- Это туфли, в которых я играю Мишку Япончика...
- На починку?
- Нет! Представляешь, меня пригласили на одну из главных ролей в фильме "Свадьба в Малиновке"?! Завтра уезжаю на съёмки, буду играть в этих туфлях Попандопуло...
По роду своей профессии мне довелось не раз брать у актёра интервью и наше знакомство постепенно переросло в крепкую мужскую дружбу. Но прекрасно помню, как во время первой встречи, проходившей ещё в старом здании театра, в его маленькой душной гримёрке, беседуя о спорте и культуре физической, услышал:
- Не представляю себе нашего брата, актера, без спорта, - говорил Михаил Григорьевич. - Мы его не только любим, но и многим ему обязаны. Ведь ежедневно приходиться работать на сцене по одиннадцать-двенадцать часов. Репетиции, спектакли. В течение дня совершаешь сотни прыжков, поворотов, различных движений. Как бы это все можно было выдержать без хорошего тренинга?!
В том же первом интервью спросил его:
-
А на сцене Вам приходилось играть спортсменов?
-
Да, еще в 1946 году, когда наш театр начал свою деятельность спектаклем "Одиннадцать неизвестных", я играл короля футбола сэра Стенли Макплюта. Эта оперетта была написана после возвращения московских динамовцев из Англии. Мне тогда на сцене неплохо удавалось исполнять "ножницы".
И после небольшой паузы:
- Между прочим, эта роль мне пригодилась, когда я принимал участие в настоящем футбольном матче,- улыбаясь, продолжал Водяной.- В 1957 году актеры Одессы решили собрать средства в фонд Московского фестиваля. Матч проходил при переполненных трибунах стадиона в парке имени Шевченко. Тогда я показал одесситам, как исполняется "сухой лист", и горжусь тем, что сделал это раньше Валерия Лобановского. Поставив мяч на угловую отметку, я ударил по нему просто в поле. Мяч высоко взмыл и оттуда пулей влетел в ворота. Трюк объяснялся просто: мяч был на длинном нейлоновом шнуре. Мы тогда еле-еле сравняли счет благодаря одной "тактической новинке". Когда я овладел мячем, меня плотным кольцом окружили партнеры. Взявшись крепко за руки, кружась вокруг меня, они начали продвигаться к воротам. Нас тогда бы, наверное, не смогла остановить ни одна защита мира. Весело напевая "ладушки-ладушки", команда оперетты вместе с мячем вкатилась в ворота соперников.
- К слову, Михаил Григорьевич, я очевидец того матча, но это футбол комический, а как Вы относитесь к настоящему?
- Я рядовой болельщик,- ответил Водяной.- Люблю бывать на стадионе, иногда нравится находиться в самой гуще одесских болельщиков, где становишься свидетелем рождения анекдотов...
И Водяной рассказал одесскую "хохму" еще тех времён, когда он сидел на матче вместе с Юрием Тимошенко (увы, и ему Царствие небесное).
- Было это еще в те времена, когда любимец одесситов Котя Фурс считался грозой вратарей, - рассказывал Водяной. - В один из моментов кумир трибун овладел мячом, прошел вперед, при этом потерял по дороге бутсу, в доли секунды обработал мяч и красивым ударом забил гол. Плотный мужчина, который сидел впереди нас, вскочил и стал кричать: "Проверьте паспорт! Паспорт проверьте!". Мы не понимали в чем дело. А он продолжал: "Паспорт проверьте! Это же бразилец!". Ну разве можно не любить такого болельщика?! Я иногда по-доброму завидовал футболистам, которые имеют многотысячную аудиторию сопережевающих.
Отдаю себе отчёт в том, что молодым украинцам трудно себе представить уровень почётного звания "Народный артист СССР". И уж тем более, подлинную сенсацию 1976-го года, когда Михаилу Водяному, - впервые в истории советского искусства! - высочайшее звание присвоили - первому среди артистов оперетты! А ведь этот жанр был не в почете у властей, которые считали его даже "идеологически вредным".
Но публика так обожала актера, которого журнал "Театр" в одной из своих публикаций назвал "королём оперетты" (!), что чиновникам пришлось уступить перед подлинной народной любовью.
В июле 1987-го года
Одесский театр оперетты был на гастролях в Киеве. Я в это время работал над рукописью книги о футболе, и когда мы с Водяным встречались или перезванивались, много на эту тему говорили. Иногда читал ему готовые отдельные фрагменты и с интересом выслушивал его мнение о прочитанном. Он любил бывать на футболе. Болел, естественно, за одесский «Черноморец» и симпатизировал киевскому «Динамо».
Однажды, прочитанный мною эпизод, рассказывал о матче в Одессе, на котором мы вместе с Михаилом Григорьевичем оказались свидетелями «договорной» игры. Даже весёлый счёт 3:3 не обманул тогда одесситов, метко окрестивших тот матч "жмурками" . Освистав обе команды задолго до финального свистка, они покидали трибуны. Был в том уже написанном набело фрагменте и наш диалог относительно увиденного.
- Это очень серьёзно,- с грустью в голосе сказал Михаил Григорьевич, когда я закончил читать отрывок из рукописи. – Поэтому, думаю, весь юмор и некоторые жаргонные словечки из репертуара Мишки Япончика, мне кажется, лучше убрать. Оставь только Водяного-человека, которого всё увиденное возмутило до глубины души. И это будет правда, которая очень нужна нам всем...
Я тогда учёл советы друга. Помнил об этом и когда рукопись в 1991-ом году стала книгой:
Он не кривил душой, когда говорил, что в любом спектакле настоящий актёр играет с полной отдачей, выкладываясь без остатка. М. Г. Водяной сыграл более ста ролей и каждую из них (в любом спектакле или кинофильме!) на пределе.
Так он играл и в июле 1987-го на гастролях в Киеве, в мюзикле Джерри Бока «Скрипач на крыше» роль Тевье-молочника. По единодушному мнению критиков эта роль была вершиной в творчестве актёра.
В Киеве за пятнадцать дней он сыграл в шести спектаклях (замечу, что после перенесенных им инфарктов врачи разрешили лишь четыре спектакля в месяц...). И сердце, частицу которого в каждом своём спектакле он щедро отдавал людям, не выдержало: в погожий сентябрьский день, когда он уже был в отпуске, случился третий инфаркт. 11-го сентября 1987-го года, на 63-м году жизни, его не стало.
В середине лихих девяностых зритель Александр Антоновский прислал "Стихи приглашенного на "Бал в честь короля" в день открытия сезона 29 сентября 1995 года." Они заканчиваются такими строками:
"...Вот кончен бал,
Погасли свечи...
Аплодисментов шум умолк.
А он остался вместе с нами,
Как будто вышел на часок..."
Остался вместе с нами...
Удивительно точно сказано! Перечитываю это в 303-й день вероломной и агрессивной рашистской войны в Украине. Крупнейшие мировые агенства уже сообщили о том, что Сенат Конгресса США одобрил пакет помощи Украине на 45 млрд долларов в рамках утверждения госбюджета США на 2023 год.
А на официальном сайте:
Одеський академічний театр музичної комедії імені Михайла Водяного
Можно познакомиться с работой театра в условиях военного времени и расписанием спектаклей. Жизнь, слава Богу, продолжается...
Дэви АРКАДЬЕВ,
23 декабря 2022,
Филадельфия.
х х х
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости