Счет в пользу стиля

Темы:
Чемпионат Испании, Жирона, Реал, Виктор Цыганков, Валентин Кастельянос, Динамовцы, Украинский футбол, Валерий Лобановский

Случаются такие игры в футболе, в которых зеркально отражаются как уровни индивидуального мастерства игроков, так и причины побед с поражениями, прямо вытекающие из мастерства. Такой игрой, на мой взгляд, стал знаковый (в определенном смысле) матч между Жироной и Реалом. Причем отразивший не только связь между умением игроков исполнять обязательный для профессионального футболиста набор технико-тактических приемов, но и кое-что другое, о чем речь пойдет ниже.

Победа Жироны, да еще с таким счетом, лишь на первый взгляд может показаться некой "заслугой" Реала, о которой в конце матча упомянул его комментатор: мол, "мотивация не та", "чемпионат давно проигран", "все усилия сосредоточены на оставшихся кубках" и так далее: о мотивации самих болельщиков у меня говорится давно. Но сейчас речь не о них. А игроки Реала, между прочим, отыграли вчера в изрядном "мыле": уж не знаю, куда там смотрел комментатор, если не заметил столь очевидной картины.

В игре Жироны следует особо отметить четко отлаженную структуру взаимодействия между игроками. Причем не просто структуру, но еще и обладающую определенным диапазоном скоростных режимов. Трудно, правда, определить пределы самого диапазона: вполне возможно, что при более высоком, нежели вчера, темпе, структура игры могла бы выглядеть не столь отлаженной. Рассмотреть ее через телеэкран полноценно невозможно. Однако очень хорошо видно, что игроки не ищут друг друга после получения мяча, а сразу же направляют его в заранее обусловленные зоны. Это, пожалуй, самое яркое впечатление от игры Жироны.

И теперь о том самом другом: Жирона демонстрировала свои игровые связи не сама по себе, но под прессингом. Причем прессингом не кого-нибудь, а самого Реала, в нынешнем составе которого преобладают игроки силового плана - по крайней мере, в линии защиты и в середине поля. Впрочем, "силовики" вообще едва ли не главная примета современного футбола. Но вот еще один пример: при наличии структуры в игре проще справляться и с прессингом соперника.

А самое главное заключается в том, что игра Жироны не результат чудодейственного и даже магического влияния тренера, на которое так надеются современные болельщики киевского Динамо: она отражение традиционного испанского стиля - как в плане технико-тактической оснащенности игроков, так и мышления тренера. Конечно, в наши времена, когда самыми сильными командами почему-то считаются те, куда скупили всех формально сильных игроков, тема национальных стилей как фундамента игры ушла на какой-то десятый план. Однако при желании не так уж сложно заметить принципиальную разницу между структурой игры Жироны и Реала в этом конкретном матче: если первые передавали друг другу мяч, зная, что партнеры обязаны были находиться в данной точке и в данный момент, то вторые вовсю демонстрировали все "прелести" нашего "современного плотно-скоростного" - когда игрок получает мяч для того, чтобы в паузе искать свободного партнера. Вот на этой разнице структур и возникла изумившая всех разница в счете - как некое чудо.

Чудес не бывает: есть незнание или непонимание процессов. Так что 4:2 в пользу стиля.

Здесь очень не любят обращений к истории киевского Динамо и вообще футбола. Но в данном случае без параллелей не обойтись: начиная еще с времен Олега Ошенкова и Вячеслава Соловьева, в киевском Динамо последовательно отрабатывалась исключительно такая игра, которая отвергала любые варианты стоячего поиска свободного партнера, с неизбежно возникающими в подобных случаях паузами. Кто имел возможность наблюдать хотя бы поздние периоды работы Виктора Маслова, кто был свидетелем работы в Динамо Александра Севидова, тот понимает, о чем я толкую. Конечно, расцвета такой игры Динамо достигло уже при Валерии Лобановском. Но эту тему в данном случае я развивать не стану: она всего лишь параллельная иллюстрация к контексту.

Словом, столкнулись вчера два принципиально разных подхода к построению игры: сугубо испанский, классический и традиционный, против скупки "всех лучших", да еще под ментальным управлением классически традиционного итальянского тренера. А ведь испанский и итальянский стили - они в кое в чем прямо противоположны, мягко говоря.

Испанский стиль не впервые переиграл условный итальянский: вспомним хотя бы финал чемпионата Европы 2012 года. А условным этот стиль Реала я называю потому, что сам Реал давно забыл, когда был испанским.

Варианты "сборных мира" хороши для выставочных матчей. Но для любого тренера они чаще всего головная боль: как соединить в одной структуре игры часто прямо противоположное. Вспомните, с какими проблемами столкнулся Валерий Лобановский, когда в киевское Динамо конца 90-х годов стали массово приходить легионеры из очень разных футбольных школ. И решать такие проблемы "чудесными указаниями" тренера можно только в фантазиях тех, для кого тренер всего лишь очередной говорящий автомат, изрекающий установки.

В конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века в нашей тогдашней спортивной прессе и литературе развернулась дискуссия о том, как могла бы выглядеть игра команды в образе "одиннадцати Пеле": мол, вот если бы собрать всех лучших из самых лучших. Что же, современный футбол дает наглядный ответ на данный вопрос. Впрочем, и в те времена быстро поняли, что обед не может состоять из одних только пирожных, а питание прежде всего должно быть сбалансированным и полноценным, включающим в себя как витамины, так и клетчатку с калориями. Ну, о гастрономии мы уже поговорили вчера, поэтому вернемся к футболу.

Теперь о Валентине Кастельяносе: принципиально подчеркну, что он, как и его тренер, никаких чудес не творил. А просто реализовывал возможности, прямо вытекавшие из той самой национальной структуры игры. Ну, тут очень любят цепляться за всякую формальную ерунду, уводя обсуждение от темы, поэтому специально для этой группы знатоков футбола подчеркну: да, у Кастельяноса аргентинский паспорт. Но в этой точке придется пуститься в историю самой Аргентины, где основную нацию с ее ментальностью основали все те же испанцы, так что зацепку для фигни устраняем сразу. И тот же Лионель Месси тоже сформировался в испанской национальной школе футбола.

Вот еще один аспект: Жирона балансирует в нижней части турнирной таблицы Примеры. Почему? А вот вам пример влияния уровня среды - ведь здесь очень многие полагают, что можно выращивать великих игроков вне такой среды и только за счет очень умных указаний тренеров. Ага: нынешняя молодежь киевского Динамо как раз тот самый и живой пример такого выращивания цыплят в инкубаторе. Только вот курица, выращенная на вольном выпасе, куда более жизнеспособнее и жизнерадостнее. А комбинаты производят тупых и ленивых бройлеров, быстро набирающих вес для его поедания. Им достаточно пробежаться до ближайшей кормушки.

Конечно, нельзя обойти и тему Виктора Цыганкова. То, что было видно в его исполнении, есть продолжение игры за киевское Динамо: иначе и не скажешь. Это и узкий диапазон действий на все том же правом фланге, это и типичные для него смещения влево для обводящих ударов, это и те самые паузы для поиска свободных партнеров. Но выносить ему приговор пока рано: адаптироваться в типичную испанскую игру трудновато даже некоторым звездам Реала. Так что посмотрим хотя бы через сезон: по крайней мере, технически от коллектива он отрывается не сильно - проблемы лишь с тактикой, но они естественны для новичка, да еще на более высоком уровне.

А уровень у Жироны такой, что в нашем чемпионате она шла бы на первом месте, причем с тем же отрывом, что и у нынешней Барселоны: такова глубина нынешнего провала исполнительского мастерства в украинском футболе. Еще раз напомню, что характеристика мастерства футболиста исключает какие-то отрывы техники от тактического мышления: футболист не цирковой жонглер. Что и демонстрируется игрой Жироны. Я ни в коем случае не превозношу ее качеств: просто на их примере очень удобно проанализировать проблемы нашего футбола.

Национальный стиль футбола есть вечный фундамент для построения игры любого национального футбола в целом. Увы, у нас он давно и безнадежно утрачен. А ведь не так сложно вспомнить, чем и как Динамо громило Атлетико и Барселону: мастерством украинского национального стиля игры в футбол. Отвергаю с порога некий "советский" стиль: тогдашний наш футбол отличался огромным разнообразием стилей (об этом чуть ниже). Но особо следует подчеркнуть, что индивидуальное мастерство игроков намертво сцеплено с национальной школой: именно поэтому тренерам так сложно при обилии легионеров в команде.

Мысленно перенесем этого испанского тренера на почву нашего нынешнего динамовского футбола: да разве сможет он добиться чего-то с игроками, с детства не имеющими представления о том, что они обязаны постоянно находиться в точках для исполнения технико-тактических приемов так, как делается это в традиционном испанском футболе? Можете представить себе такую игру в исполнении Буяльского, Гармаша и Сидорчука, например? Или уже обожаемого всеми Царенко, с футбольных пеленок усвоившего, что в футболе следует таскать мяч и чего-то там искать - вместо исполнения структуры игры? Или кто-то всерьез думает, что этому можно научиться за какой-то десяток тренировок? Нет, господа: это ментальность национального футбола. Над нею у нас работали десятками лет. А профукали все наработки за последние лет пятнадцать: скупая "всех лучших" и воображая себе, что именно так и строятся классные команды.

На пример Реала в этом случае сослаться можете. Но лишь после того, как УЕФА и особенно его судейский корпус возглавят наши павелки :). А вот в Примере его пример не столь убедителен.

И потому пишется в комментариях моего блога фантастическая чушь: будто бы у Валерия Лобановского игра была построена на беге без техники игроков. Не стану допытываться, как именно подобные комментаторы представляют себе бег в футболе без исполнения технико-тактических приемов: ведь чем больше и быстрее бежишь без мяча (а это и есть игра Жироны), то тем больше техники и соображения и требуется. Ну, эта группа моих оппонентов выросла именно на том футболе, где техникой считаются стоячие передачи. Так что и спрос с нее соответствующий.

Нынешний украинский футбол проигрывает именно по причине утраты своего стиля. Кто помнит чемпионаты СССР, тот знает, что стилем там обладали не только футболы национальных республик, но и отдельные команды. Украинская же школа вообще стояла особняком - оттого и выделялась. Конечно, следует упомянуть и о таком самородке, как тогдашний грузинский футбол, из-за которого его иной раз называли "советскими бразильцами". Да, собственно, двух похожих команд в том футболе не бывало вообще - даже в пределах одного национального стиля.

Коммерциализация футбола стили убивает. Но это тема для другого обзора, поэтому на сем закругляюсь. Замечу лишь, что стиль всегда обыграет его отсутствие.

Автор:

Статус: Эксперт (14541 комментарий)

Подписчиков: 47

16 комментариев
Лучший комментарий
  • Валерий Сикорский(VTS) - Эксперт
    26.04.2023 17:15
    По поводу взгляда на игру Царенко согласится трудно. Первое, что бросается в глаза это хорошая техника владения мячом по сравнению с другими динамовцами, при том на скорости. Подчеркиваю динамовцами. Поэтому, на мой взгляд, он старается извлечь из этого максимум. Во всяком случае не входит в ступор, когда перед ним игрок и не ищет способа отделаться от мяча, как большинство игроков команды. По поводу тактических прорехов, так это проблема не только его одного. Рауль, в свое время, обращал внимание на пробелы в тактике молодых игроков Динамо. С того времени ничего не изменилось - школа такая, увы. По вопросу тактики, Вы мне напомнили рассказ одного из игроков сборной союза, когда он попал в сборную возглавляемую В.Лобановским. В одном из эпизодов он не побежал на дальнюю штангу соперника во время атаки. На вопрос Лобановского: "почему не побежал", тот ответил, что он не думал, что туда будет дан пас, так как игроки не успевали за ним. На что Лобановский ответил, ты беги туда куда надо, а с игроков я сам спрошу, почему они так бежали. Похожая ситуация была с Ловчевым, он не понимал, зычем бежать с мячом к лицевой линии. После нескольких таких ляпов В.В,Л. объяснил, что таким образом он разворачивает игроков соперника лицом к своим воротам и те не видят, что у них делается за спиной. Смотришь на игру нынешнего Динамо и думаешь, им в "школе" такое говорят?
    • 5
Комментировать