Обладатель "Золотого мяча" в сезоне 1964 года.
В те времена телевизоры были далеко не в каждом доме. А промышленность выпускала вот такое чудо техники, разработанное в 1949 году (на фото одна из модификаций 1958 года):
Экраны, как видим, были маленькими: всего лишь 180 мм по диагонали, при тогдашнем стандарте отношения сторон 3:4, поэтому в комплект входила увеличительная линза, наполняемая глицерином.
При стандарте разложения в 625 строк она заметно понижала резкость изображения. Но вот смотреть футбол все эти проблемы с тогдашней техникой не сильно мешали: когда на экранах появлялось волшебное действо, все остальное уходило на второй план.У нас в доме тоже был такой телевизор. Правда, обзавестись им удалось лишь в 1967 году, да и то из комиссионного магазина: в светлом советском прошлом доходы населения были чересчур темными по отношению к реальной покупательной способности. Но сейчас речь не об этом.
Дело в том, что аналоговое телевидение не имело технической возможности для современных способов передачи сигнала, позволяющих регулировать скорость трансляции и подавать изображение с задержкой. Поэтому футбол мы тогда смотрели исключительно с теми скоростями, на которых в него играли. То есть и сам футбол, и его отображение были полностью реальными.
Можно до хрипоты спорить о современных методах оцифровки старых кинокадров, о применении к ним различных вариантов аппаратного ускорения. Однако при любом варианте рассмотрения и оценки как скорости исполнения технико-тактических приемов, так и ударов по воротам лучшим футболистом Европы 1964 года Денисом Лоу ну никак не удастся списать на технические ухищрения ни его ускорения с мячом, позволявшие обходить соперников как стоячих, ни тем более минимальное количество контактов с мячом перед выполнением ударов. Ну ничего не поможет: ни та линза с глицерином, который является вязкой жидкостью, механические скорости тормозящей, ни модератор или какой-то техник, управляющий компьютерными системами передачи стримов: они по чисто физическим причинам не смогут ни прибавить, ни убавить скорость исполнения технических приемов - хоть ты плачь. Потому не могут, что удар в одно касание из любого положения и с любой дистанции остается таковым при любых способах его отображения.
Кстати, о контактах с мячом в том далеком 1964 году: я не знаю точно, какими мячами тогда играли в английском футболе - то ли со шнуровкой, то ли уже ниппельными. Но в любом случае, на качество исполнения технических приемов, особенно в плане скорости исполнения, это практически никак не влияло - в чем несложно убедиться из предлагаемой видеоподборки:
При той яростной борьбе, которая ведется на данном сайте с техническим оснащением мастеров футбола былых времен, все средства хороши - вплоть до полностью нелепых. Пресловутое аппаратное ускорение в режиме "1,25" уже как-то не шибко эффективно. Поэтому сегодня была выдвинута совсем уж оригинальная версия: мол, те мячи были специально приспособлены для точных ударов по верхним углам ворот - вот так, ни больше, ни меньше! Да, борьба с умением играть в футбол приобретает все более и более креативные формы, доходя до полного абсурда - ведь любую светлую идею можно довести до этой высшей стадии. Впрочем, ничто не ново под луною. Поэтому данную идею уже воплощали в тонком художественном образе, причем в те самые годы, когда КВН-49 еще не спешили выбрасывать на помойки:
Наверное, многие узнали эпизод из знаменитого фильма "Белое солнце пустыни", 1969 год.
Да, чуть не забыл: и качество тогдашних футбольных полей, хорошо заметное в подборке эпизодов игры Дениса Лоу, тоже полностью адаптировалось к качеству обработки мяча на скорости для нанесения ударов в доли секунды. Не могу, правда, судить о размерах сисек у тогдашних болельщиц. Но в целом знаю, что англичанки в основном довольно сисястая порода. Словом, абсолютно все тогда подстраивалось под создание иллюзий очень быстрого футбола - начиная с вязкого глицерина в линзах телевизоров и заканчивая специально перепаханными полями, по которым метались тяжелые и набухшие от влаги мячи из толстой воловьей кожи.
Так что теперь мы точно знаем, отчего нынешние футболисты своими мелкими и стоячими передачами, выполняемыми после приема и обработки мячей в три-пять касаний, на порядки превосходят тогдашние скорости. Ну так все очень просто: отправьте их играть на поля, напоминавшие огороды весной, дайте им те мячи - и мы увидим как реактивные скорости, так и сплошные "девятки" при забивании голов.
Я вынужден удалять из своего блога подобную дурь почти бредового содержания: ну надо же, в конце концов, знать хоть какую-то меру в местном стремлении превращать созерцание футбола в непрерывный срач. К сожалению, футбол из причины давно превратился в повод. Вот убили очередного болельщика, вот всякие "ультрасы" опять готовят какие-то "махачи". А здесь их отражением как раз и является превращение некогда интереснейшего дискуссионного ресурса в трамвай для склок, ползущий в никуда по давно разбитым рельсам украинского футбола.
Впрочем, ничего удивительного: каков футбол, таковы и приоритеты интереса к нему.
Наверное, мастерство Дениса Лоу таки устарело :).
Я иногда вспоминаю те старые черно-белые телевизоры с некоторой ностальгией: футбол в них был намного интереснее нынешнего.
Почему я обратился к образу телевизора КВН-49 и вообще к теме отображения футбольной действительности? Потому, что в 21-м веке мастерство игроков оценивается не в реальности, а в ее отображении - через всякие там "аппаратные ускорения" и прочие технические штучки.
Конечно, футбол как живое действие лучше всего смотреть в его "первой свежести": телевизор - это уже консервы, тем более спустя 60 лет. Но сегодняшний футбол большей частью просто тухлятина - если в качестве критерия использовать образцы высшего мастерства. А оно в прошлом, к сожалению. Если бы сегодня мы могли наблюдать на полях такие удары по воротам - стал бы я рыться в старых видеозаписях? Да восхищался бы нынешним футболом! Но чем сегодня восхищаться - вот этим тасканием мяча, вот этими подкатами в ноги, вот этим отсутствием ударов? А когда заглядываешь в старые записи, там все наоборот.
Замечу, что линзы не входили в комплект, а появились позже и приобретались отдельно, как и глицерин, который вливали вручную. Такой телевизор имели мои родственники, которые допускали меня к футболу весьма неохотно.
Вспоминаю, что смотрел "серебряный матч" 1960 года с Торпедо с великолепным голом Турянчика через себя.
А потом позже у моей тёти появился телевизор "Знамя" и я ездил к ней из центра на Подол специально смотреть футбол. Впоследствие этот телевизор "Знамя" перешел к нам по наследству.
Могу рассказать ещё много интересного и именно про футбол, послевоенный Киев и спортивную жизнь Украины тех лет.
К сожалению, местной публике история неинтересна.
У меня есть текстовый файл, обновленный несколько раз.
Можно послать мне в личку адрес электронной почты и я вышлю.
Гарантирую, что это не потянет за собой никаких спамов, реклам и прочей гадости.