Список открытий

Темы:
Динамо

Думаете, речь о каких-то открытиях в составе или игре киевского Динамо? А вот и нет: речь об именах команд, которые вереницей прошли в нынешнем цикле предсезонной подготовки.

На днях тренер Шкендии похвалился тем, что его команде удалось сыграть вничью с самим киевским Динамо. Его восторг живо напомнил эпизод из давно забытого телесериала "Опасный поворот" по пьесе Джона Бойнтона Пристли.

В конце фильма одна из героинь заявляет главному герою: "Вы влюблены не в меня. Вы влюблены в кого-то, кого не существует".

Кстати, прекрасная игра актеров в старой театральной традиции. Но лишь для ценителей искусства - наподобие искусства игры в футбол. Привожу ссылку лишь потому, что упомянул об этом фильме (1972 год):

Смотреть необязательно - тем более, что это еще и "лонгрид".

А теперь вернусь к футболу. Желая сделать комплимент и заодно поднять самооценку, тренер Шкендии похвалился "достойным противостоянием". Но не с этим, реальным Динамо, а с тем, которое было когда-то.

Можно было бы развить тему сравнения Динамо с Динамо в контексте нынешних представлений о мифическом противостоянии "устаревшего" и "эволюционного" футбола - ведь яростные поборники второго, требуя от киевского Динамо именно прежней игры и прежних результатов, желают невозможного. То есть "устаревшего" футбола в "эволюции". Тратить время и место на разъяснение нелепости и принципиальной невозможности реализации подобной идеи никакого смысла нет. Поэтому ограничусь повторной цитатой: "Вы влюблены не в меня, вы влюблены в кого-то, кого не существует".

Так вот, об открытиях. В этом тренировочном цикле киевское Динамо открыло для многих болельщиков имена команд, о существовании которых они даже не подозревали. Разумеется, кроме тех, кто более пристально изучает те национальные чемпионаты, где эти команды функционируют.

Да, собственно, в этот ряд включаются и хорошо известные имена. Болельщики моего поколения хорошо помнят тот Пахтакор, с которым Динамо не справилось даже в самые звездные свои сезоны 1974-75 гг.: серьезная была команда, составленная из игроков с ногами, очень даже умевшими играть в футбол. Не говоря уже о классике футбола прежних времен, то есть о тбилисском Динамо.

А что это за Петрокуб такой - многие ли видели его в игре? А что это за РФШ такое? Лиепая, какие-то Балкани - не говоря уже о Легии и Левски.

Тут еще не раз напишут массу нелепостей. Например, таких, согласно которым это поколение игроков Динамо не может продемонстрировать достойный уровень техники потому, что сильно удручено войной. Правда, эта удрученность совсем не мешает игрокам снимать "ПТСР" в ночных клубах и мягких объятиях силиконовых девиц. Но эту тему развивать не стану: в конце концов, это их личное дело - лишь бы на поле отдавались не меньше, чем в объятиях. Прежние игроки тоже не были ангелами, ведя борьбу с зеленым змием, в которой побеждали далеко не всегда. Однако на футбольных полях болельщики получали от них открытия совсем другого порядка.

Вот, например, сегодняшнее очередное "открытие": этот самый Петрокуб. Румынское название. Современный румынский язык основан на латыни, в которую во времена Священной Римской империи вошло немало греческих слов. "Петрос" (Πέτρος) по-древнегречески означает "камень" или "скала". Не могу знать, действительно ли название этого клуба связано с древнегреческим словом. Но если это действительно так, то Динамо даже не пыталось "лупати цю скалу" ("Каменярі", Иван Франко). Зато повесило на ней мемориальную табличку - вроде той, которой предусмотрительно обзавелся тренер Шкендии.

Речь идет не об отсутствии стремления и техники у нынешнего поколения динамовских игроков: они давно являются общим местом. Речь о том, что киевское Динамо превратилось в памятник, постамент которого хулигански метят названиями команд, не имеющих никакого отношения к истории того Динамо, в которое были влюблены миллионы.

Они, эти миллионы, были влюблены в реально существовавшую команду - со всеми ее достоинствами и недостатками. А теперь им приходится влюбляться подобно герою того фильма: в команду, которой на самом деле не существует.

Сюжет фильма был построен на сладкой лжи, которой жила компания его героев. И вот однажды ложь распалась: она всегда рано или поздно распадается. Распалась и компания, а главный герой вообще застрелился.

Это Динамо по отношению к тому Динамо тоже ложь.

В советском футболе существовал ряд символических призов за те или иные достижения в чемпионатах СССР. Всех их я уже не помню (надо искать в статистике). Но среди них был один: назывался "За волю к победе". И присуждался команде, которая одерживала больше всех побед, проигрывая по ходу матча. Так вот: рекорд принадлежал именно киевскому Динамо.

Воля к победе. Это былой символ былого Динамо. От него сегодня остался лишь памятник, постамент которого испачкан надписями типа "Здесь была Шкендия и др."

Не имею ничего против перечисленных команд: не отрицать же, в самом деле, их право на самоутверждение. Но не за счет же команды, которой давно нет: нелепо, в самом деле.

И кто виновен в этой нелепости?

Когда "руссотуристо" "украшает" памятники по всему миру известной формулой "Икс+Игрек=Йод", он рекламирует не шедевры Праксителя, Микеланджело, Матисса, Родена и других: он повышает себе самооценку. Ибо другие средства ему недоступны.

Динамо не имеет права быть постаментом для надписей, углы которого метят и другим, менее почетным способом.

Глядя на действия сегодняшних игроков, совсем не верится, будто бы они сильно изнурены какими-то тренировками по системе В.В. Лобановского: они их и не нюхали, они бы их просто не выдержали. Та система была предназначена для стремившихся к победам, для умевших их добиваться. А эти просто стоят на постаменте.

Автор:

Статус: Эксперт (14591 комментарий)

Подписчиков: 47

4 комментария
Комментировать