Бывают игры, не являющиеся какими-то особо знаковыми в том или ином турнире, но почему-то запоминающиеся навсегда.
Осень 1976 года. Грустный, в общем-то, сезон нашего клуба: проиграно практически все, на что надеялись и на что рассчитывали. Но вот начался очередной розыгрыш Кубка европейских чемпионов.
Динамо в первом раунде достался крепкий соперник: белградский Партизан. Что это была за команда и что она значила в тогдашнем европейском футболе, можно оценить хотя бы по ссылке на Википедию. Так что с учетом качества игры Динамо на протяжении того спорного сезона, у болельщиков закралось сомнение по возможному исходу противостояния: тогдашний югославский футбол был камнем преткновения для соперников любого класса.Но сработало качество самого состава, отыгравшего свою "лебединую песню": начиная с сезона 1978 года, в команде был запущен естественный процесс смены поколений. Собственно, начав сразу с крепкого середняка тогдашнего европейского футбола, Динамо впервые в истории советского клубного футбола дошло до полуфинала КЕЧ - уже весной 1977 года. Подчеркиваю и настаиваю: при всей масштабности фигуры Валерия Васильевича Лобановского, Динамо достигло того результата именно за счет класса игроков.
Итак, первая игра в Киеве: 15 сентября 1976 года -
Игру судил англичанин Боб Мэттьюсон. И предлагаю обратить внимание на причины назначения пенальти (третий гол в ворота Партизана): мяч попадает в руку, вроде бы прижатую к животу, но изменяет направление полета. И никаких современных спекуляций на сей счет: просто ставится пенальти. В те времена всем и все было понятно. А все потому, что никто не тянул правила, аки резину: "рука в неактивном положении", "рука в естественном положении", "голевая атака", "дал возможность закончить атаку", "первый на мяче" и тому подобная требуха, разрушающая правила игры как таковые бесконечными манипуляциями и личными предпочтениями судей. Отвлекаться на эту тему не буду, так как речь о другом: о классе игроков.
Между прочим, претензии к этому судье, причем обоснованные, имелись и у игроков Динамо: один из игроков Партизана (не помню, кто именно), персонально прикрепленный к Владимиру Онищенко, в течение всей игры и откровенно бил его по ногам сзади. В конце концов Онищенко не выдержал и ответил, причем основательно - аж до нанесения травмы. Англичанин Онищенко немедленно удалил, а дисквалификация составила аж три игры.
В те времена УЕФА осуществлял практику командного наказания за грубую игру какой-либо команды в целом: помимо штрафов, команде выносилось предупреждение о возможной дисквалификации. Представляю, как реагировали бы тогда на современные полеты ногами в головы. Конечно, можно изо всех сил уводить от них внимание в сторону методами, вроде "а у вас в ХХ веке негров линчевали", но факт остается фактом: как игроки реагировали на изменения ситуаций, как использовали их для немедленного нанесения мгновенных ударов и всякого такого прочего. И каким бы грубым ни бывал футбол того времени, но главным в нем все равно оставалось самое высокое мастерство. Которое и представлено в этих двух видеоподборках.
Ответный матч на поле Партизана игрался 29 сентября:
Здесь есть повод попрыгать вокруг "первый на мяче", но не это главное: основу игры динамовцев, определившую полное преимущество команды, составила та самая знаменитая "выездная модель". И что особенно в ней характерно, так это не современная толкотня с беготней, а подчеркнуто интеллектуальный контроль над зонами, через которые шли передачи игроков Партизана друг другу. К слову, именно тот контроль над зонами передач и был фундаментом знаменитого динамовского прессинга 70-х годов прошлого века. В этой короткой видеоподборке его не разглядеть, но живых свидетелей пока еще хватает. И особенная его эффективность заключалась в том, что при перехвате передач игроки Динамо всегда имели гандикап пространства для немедленного перехода в контатаки - вот почему у Петра Слободяна якобы "вдруг" образовалось столько свободного пространства при выходе к воротам Партизана. Это никакое не "вдруг", а зримая разница между прессингом того типа и нынешним: когда таковой состоит из беспрестанной толкотни, никто и никуда от соперника не оторвется. Обратите внимание и на маневр, которым Слободян закладывает вираж, отрываясь от группы защитников Партизана: ключевое отличие тогдашней техники дриблинга заключается в пробросе мяча самому себе - вместо нынешнего таскания, когда мяч обязательно под ногой, откуда его неизбежно выковыривают. Но для первого варианта необходим настоящий интеллектуальный расчет, помноженный на технику динамического исполнения. Коих теперь днем с огнем.
Тема разницы свободных пространств в футболе того времени и нынешнего особая, здесь я ее обсуждать не буду. Отмечу лишь один ключевой момент: скорость исполнения технико-тактических приемов при переходе от обороны к атаке - без вялых откатов мяча, причем в те времена, когда вратари имели право брать мяч в руки при пасе назад.
Словом, те 5:0 в пользу Динамо в двухматчевом противостоянии на исходе неудачного сезона полностью отражали уровень мастерства игроков. Конечно, при организации игры от В.В. Лобановского. Но ведь осуществляли ее все равно игроки.
В сегодняшних мифологических представлениях о связи между мастерством игроков и ролью тренеров первый компонент вообще никакого значения не имеет и даже не обсуждается. Но это не тема данного поста, поэтому развивать ее здесь я не буду - тем более, что сказано о ней более чем достаточно и очень много раз. Так что закончу тем, с чего начал: игры просто запомнились. И произошло это именно потому, что играли тогда за Динамо лучшие мастера за всю историю клуба. Вот и все.
Подписывайтесь на Dynamo.kiev.ua в Telegram: @dynamo_kiev_ua! Только самые горячие новости