ПО ВОЛНАМ НАШЕЙ ПАМЯТИ
Полагаю, что болельщики со стажем, знающие историю легендарного украинского клуба, прочитав заголовок, вспомнят добрым словом наставника не столько за те несколько лет, которые он возглавлял тренерский штаб киевского "Динамо", сколько за подлинно бережное отношение к таланту Блохина.
Александр Александрович СЕВИДОВ
(5 сентября 1921, Москва — 15 апреля 1992, там же)
Олег встретился с новым тренером, будучи дублёром, разумеется, мечтавшим поскорее выйти на поле в основном составе. И мы, в соавторстве с Блохиным, подробно рассказали об этом в нашей документальной повести:
В одной из глав посвятили целый раздел:
Вашему вниманию фрагменты, в которых узнаете подробности из уст самого Олега:
К Сан Санычу испытывал особую симпатию. Подкупала его интеллигентность, какая-то мягкая и тактичная манера общения. Однажды, будучи приглашённым на обед в его московскую квартиру, узнал о давнем хобби Севидова – меломана с огромной коллекцией пластинок от живой классики джаза до Blondie и Стиви Уандера. Помню, как подчёркнуто вежливый и скромный, когда мы слушали музыку, он не сдержался, обратив моё внимание на акустическую систему Pioneer:
–Пока у москвичей такой нет, – мягко улыбаясь сказал Сан Саныч. – Привёз из США, потратив всю валюту, какая у меня была в той командировке. Зато к а к о е звучание...
Впрочем, вернёмся к футболу. Вежливый и свободный в беседе с прессой, – Севидов, пожалуй, был единственным и неповторимым в когорте советских тренеров тех лет. В своих отступлениях в нашей с Блохиным книге, попытался коснуться особенностей в годы его работы в Киеве.
Отрадно, что сам Олег в нашей с ним книге, на мой взгляд, с пониманием и благодарностью оценил роль Сан Саныча в том, каких высот в футболе достиг Блохин.
Александр СЕВИДОВ взял своё первое "золото" в чемпионате СССР с Динамо» Киев – 1971 года.
И ещё один штрих к портрету Севидова. Фрагмент из его интервью после завоевание ДИНАМОвцами золотых медалей чемпионов страны:
«Сегодня радость победы по праву должен разделить с нами Виктор Маслов, с именем которого связаны самые громкие победы «Динамо» в шестидесятых годах. Виктор Александрович оставил нам богатое наследие, привив команде культуру игры, творческое отношение к делу всех без исключения футболистов».
Согласитесь, похвальная скромность и большое уважение к работе коллеги.
Памятуя о том, что лучше один раз увидеть, вашему вниманию одна из частей серьёзной документальной работы Сергея ДОЛБИЛОВА
На мой взгляд, талантливый кинодокументалист, как режиссёр, ведущий и соавтор сценария, снял весьма познавательный документальный 12-серийный фильм Игра в Динамо.
Подумал о том, кому дорога ДИНАМОвская история, могут быть особенно интересны документальные кадры об А.А. Севидове, которому сегодня исполнилось бы 103 года. И, как память о С.А.Долбилове, который 12 января минувшего года, в 57-летнем возрасте безвременно ушел в мир иной. Вспоминайте их...
Дэви АРКАДЬЕВ,
5 сентября 2024,
Филадельфия.
х х х
Обратите внимание на
P.S.
Из публикации (на Шурике!)
Игорь Суркис, Александр Шовковский и Виталий Буяльский от имени «Динамо» поздравили Григория Суркиса с 75-летием
https://dynamo.kiev.ua/news/606983-igor-surkis-aleksandr-shovkovskij-ivitalij-buyalskij-otimeni-dinamo-pozdravili-grigoriya-surkisa-s75-letiem?skip_infinite=1#comments
Слова, обращённые к юбиляру:
Украина получила право на проведение масштабного спортивного праздника под названием Евро-2012. Это стало возможным благодаря Вашей эффективной деятельности и профессионализму, а это мероприятие, действительно, стало наивысшим успехом в истории национального футбола.
P.P.S.
Руководители ФИФА и УЕФА поздравили Григория Суркиса с юбилеем
https://dynamo.kiev.ua/news/607443-rukovoditeli-fifa-iuefa-pozdravili-grigoriya-surkisa-syubileem
Д.А.
А руководство ФИФА и УЕФА не являются моральными авторитетами. Это продажные и весьма пророссийские чиновники.
=====================
Как говорю в подобных случаях, мысленно Вам аплодирую за подобную точку зрения, с которой абсолютно согласен (замечу в скобках, об этом не раз писал в своём блоге, иллюстрируя тест соответствующими фотографиями).
P.S.
И Коротича (в своём блоге) поздравил искренне. Увы, после мая 2008-го года, когда мы встретились в Киеве на проекте Савика Шустера «Великі українці», мы с Виталием Алексеевичем не общались. А о «его радикально антиукраинской позиции»©, к великому сожалению, узнал уже после того, как опубликовал материал, пообщавшись с нашими общими знакомыми киевлянами...
При всем уважении с Севидову, он был, судя по мемуарам, недостаточно жестким в отстаивании своей линии. И не имел поддержки в киевской власти, что привело к достаточно унизительному увольнению. Впрочем, такова судьба тренера. Маслова, несмотря на все заслуги, тоже бесцеремонно уволили.
Ну и насчет тренерской роли - отметим, что в 90х Лобановский унаследовал готовый состав от Сабо, практически ничего в нем не изменив. Но команда немедленно заиграла совершенно по-другому.
лове Е.Рудаков, В.Мунтян, В.Трошкин, В.Матвиенко, в меньшей степени В.Веремеев и В.Онищенко -т.е. все те, кто причастен к успеху 1975г. (и не только). В дубле уже играли О.Блохин,А.Дамин,В.Зуев. Кроме вышеперечисленных у Севидова в 1971-73г.г. играли "масловские кадры" - В.Соснихин(еще с времен Со-
ловьева)Ф.Медвидь,А.Пузач, В.Хмельницкий,А.Бышовец, А.Боговик. Вскоре, в 1971г., не используемый Севидовым, Онищенко ушел в "Зарю" и вернулся в "Динамо" при Лобановском-Базилевиче. В 1975г. при последних пришел Коньков. Да, при Севидове, появились В.Колотов,Л.Буряк,С.Решко,М.Фоменко, заиг-
рал в 1972г. в основном составе Блохин,стал одним из основных игроков Веремеев, возвращен из "Зари" Вяч.Семенов. Но,при всем уважении к А.А.Севидову, трудно назвать его "практически собравшим кома- нду 1975г." Перечень всех футболистов показывает,что львиную долю у Севидова составляли те, кто иг- рал или появился в команде при Маслове. Неудивительно, что, как подтверждение сказанному, является размещенная автором блога Д.Аркадьевым выдержка из интервью Севидова,в котором он справедливо благодарил Маслова за оставленное ему "футбольное наследство".
И второй момент. Нет смысла гадать, что было бы, останься Севидов в "Динамо" после кубкового матча
с "Араратом". Уже при нем(1971-73) они не играли "по-масловски"). Что уж говорить,насколько разитель-
но отличался футбол Лобановского-Базилевича от футбола Севидова. Как день и ночь.Да,и Вы сомнева-
етесь в реальности подобных достижений "Динамо" при Севидове.Разные тренеры, разные взгляды на футбол. Ну,а то,что увольнение Севидова состоялось в безобразной форме, как и перед ним Маслова -
разве кто-то подобное оправдывает? Впрочем, в московском "Динамо" в 1979г. с Севидовым поступили
в чисто "советском стиле":начальник команды "Динамо"(Москва) Родионов написал донос на старшего тренера этой команды А.А.Севидова, который во время пребывания команды в США встречался со сво-
им знакомым по Киеву, а в тот момент - эмигрантом. Крамола! Такие были времена...
Хуже другое.Отношение к тренерской работе всегда было непрофессиональным, чиновничьим. Разве,
разрушив в августе 1976г. тренерский тандем Лобановский-Базилевич партийно-государственные бонзы
во главе с В.В.Щербицким, понимали,что они делали?
А "киевская история" с А.А.Севидовым имела свое продолжение в более поздние времена, когда извест- ный журналист Арк.Галинский использовал уволнение А.А.Севидова в 1973г. для нападок на Лобановско
го, сменившего своего предшественника,искажая факты и события.
Что касается еречисленных Вами тренеров "Динамо", якобы уволенных как "не достигших результата",
то подлинные основания разные. О.А.Ошенков, вернувшийся в 1959г. в "Динамо", начал вынужденную смену поколения, формируя новую команду, кстати. в основном из воспитанников киевского футбола.Но
клуб в первенстве СССР шел на последнем месте и в середине сезона его уволили.Вяч.Соловьева никто
не увольнял. В 1962г. по семейным обстоятельствам он вернулся в Москву.Применять к Маслову выше-
упомянутую формулировку после триумфальной работы в 1966-68, да и 1964-65-69г.г. были более чем
скромными.А 1970г. иным наверно не мог быть. Что же касается поставленного Вами с упомянутыми в один ряд Блохина, то его работа в 2012-14г.г. в "Динамо" не выдерживала никакой критики. И это в УПЛ,
а не в классе "А" СССР, где работали Ошенков,Соловьев, Маслов,Севидов,Лобановский-Базилевич...
И ведь было из кого выбирать...
Сегодня такие мастера играли бы за лучшие клубы Европы.
В профибоксе это называется "кубинской болезнью".
ПС речь ни в коем случает не идет о чисто футбольном уровне, он безусловно был на высоте.
ППС не случайно легендой в Европе стал именно Шева, который ушел еще молодым и достаточно гибким психологически. Никто из опытных игроков так и не смог перестроиться на западную систему.
Кто из состава 1975 года играл в европейских клубах, чтобы пускаться в сравнения по вашей логике? Не было таких: вы подсовываете игроков из 80-х и даже из 90-х годов, а это совсем другой "коленкор".
Но отмечу, чем старше комментатор, тем более ранний период он считает эталонным.
Нет никакой нужды доказывать, что игроки Динамо полувековой давности превосходят не только нынешних, но и очень многих современных в европейских командах.
Можно сопоставлять индивидуальные качества Колотова и Заварова, Буряка и Михайличенко. А можно - командное движение и тактическое разнообразие. Любая индивидуальность, не встроенная в командную работу, уступает качественному профи в часовом механизме. Любая сборная мира 60х уступила бы качественному клубу того же времени из-за несыгранности звезд.
А еще можно тренеров сопоставлять. И Лобановский 80х очевидно превосходит себя же середины 70х, начинающего, без опыта игр на высшем уровне. Это немаловажный фактор.
Повторю, футбол игра командная. И никакая сборная звезд не победит крепкого середняка того же времени. А индивидуальное мастерство - условие необходимое, но отнюдь не достаточное.
ПС то, что нынешние киевляне бить не умеют - печальный факт. Но незачем его экстраполировать на мирoвoй футбол. ЧЕ с обилием классных голов с дальней дистанции показал, что бить никто не разучился. Смотрите футбол, успехов!
А ЧЕ показал рекордный результат по автоголам - как символ роста игрового мышления (только в обратную сторону).
Мировой футбол теперь сугубо таскательный: по причине неумения бить все стараются мяч дотащить и закатить - как футбол ни смотри (даже вашими глазами).
чем успехов, не надо было никому ничего доказывать. После событий 1976г., по вине административно-командной системы, он был поставлен в ситуацию создания новой команды, на что ушли годы. При том. что в 80-е г.г. дважды пришлось руководить сборной СССР. И не просто руко-
водить, а создавать конкурентоспособный коллектив. Тем, кто застал те времена - 70-80-е г.г.., знает о чем я.
И второе.О каком сопоставлении индивидуальных качеств упомянутых
Вами футболистов, игравших в разные эпохи, можно говорить?
1. Ви бачили гру Динамо зразка 1975 року на стадіоні?
2. Невже команда, яка виграла Суперкубок у 1975, причому, у зустрічі з клубним чемпіоном світу, чимось поступається тій команді, яка не змогла виграти у Стяуа у 1987?
ПС какой вывод можно сделать из победы зенита над Манчестер Юнайтед в Суперкубке?
Оскільки я був свідком гри команди у всі ці періоди (Ви не повірите, я навіть застав самий початок участі Динамо у єврокубках), то можу з долею суб'єктивізму (абсолютно кожна думка конкретної людини є суб'єктивною), стверджувати, що у порівнянні з рівнем футболу, який демонстрували інші клуби Європи у конкретний період часу, Динамо 1975 була найсильнішою. На другому місці Динамо кінця 90-х (просто команді трохи не повезло). З третім місцем все зрозуміло.
Я це бачу так через призму свого сприйняття. Думаю, що у моєму випадку моя позиція більш ґрунтовна. Але скільки людей, стільки й думок.
Дякую за цікаву суперечку
Но сравнивать по третьим командам очень сложно. Бавария 74-75 действительно находилась в топе мирового футбола, а 77-78 из-за смены поколений находилась в кризисе. Но Суперкубок для Баварии был полувыставочным турниром, а в 77 в Мюнхене наблюдалась смена поколений с очевидным кризисом и 10м местом Бундеслиги. Поэтому по Баварии сравнивать трудно без учета дополнительных факторов.
А вот околотоп Атлетико 86 билось за КЧ изо всех сил, но попало под динамовский каток. И Динамо в форме сб. СССР на ЧЕ-88 играло абсолютно феерично с сильнейшими сборными Европы.
Ну и по характеру игры ДК 70х было еще далеко от универсализма 80х.
Все написанное конечно имхо.
предшественников - ДК-60/61, ДК-64-69, ДК-74-78? б)назвали более веские основания пре- восходства ДК-85/88, чем просто перечень игроков и голословного утверждения,что они "явно сильнее". Я видел все перечисленные выше команды "Динамо" и даже раньше обра- зца ДК/60-61 и при всем понимании и зримом ощущении поступательного развития футбо- ла, тем более, образцы ДК/74-78 и ДК/, 85-88 зижделись на идеях Лобановского-Базилеви-
ча(хотя и прекратившего не по своей воле работать в "Динамо"), я бы не стал не только сравнивать разные эпохи, но и разных футболистов. В этом мне "помог" сам Лобановский
и я процитирую по его книге "Бесконечный матч..."(второе издание, 2009г. М.,Эксмо,под редакцией А.А.Горбунова:).Как известно, первое издание в издательстве "Физкультура и
спорт",М. вышло в 1989г.Итак,Лобановский: "Довольно часто в последнее время пытаются
выяснять:какая из команд киевского "Динамо" сильнее - образца 1975г. или 1986г.? Вопрос
неправомерен по сути своей....На мой взгляд, уровень индивидуального, технического ма-
стерства футболистов из команды,первой выигравшей для советского футбола КОК, был,
конечно, выше.Сегодняшние игроки,многие из которых,между прочим,видели предшествен-
ников, пребывая в детском возрасте,не обижаясь, признают это. Согласен с этим и О.Бло-
хин - единственный футболист,выступавший в обоих составах.Но только в индивидуальном
и техническом мастерстве. Во всем остальном - в мышлении,скорости,эффективности кол-
лективных действий, восприятии образа игры - идет постоянное совершенствоваание.
Не собираюсь заниматься сравнениием несравнимого. Для меня прошлое - это прошлое.
Я его принимаю в расчет только в качестве приобретенного опыта..Обе команды в памяти"
Такова точка зрения В.В.Лобановского.В дополнение к ней интересна точка зрения его дру-
га и коллеги О.П.Базилевича: "...в наши дни многие наивно полагают,что стоит нам только собрать в одной команде таких же выдающихся игроков, какими было то поколение дина-
мовцев,как у нас сразу получится суперкоманда, способная обыгрывать кого угодно."
Как показатель того, кто играл в команде 1975г., характерна оценка Лобановским одного из
футболистов:"У меня до сих пор нет сомнений,что Коньков - игрок уровня Ф.Беккенбауэра...
На позиции опорного хавбека равных Конькову не было".
Что касается упомянутой мной команды "Динамо" образца 1960/61 под руководством Вяч.
Соловьева, с нее началась победная эпоха клуба и появление большой группы молодых и талантливых игроков, по большей части вспитанников киевского футбола. Приход в "Дина-
мо" в 1964г. В.А.Маслова ознаменовал для "Динамо" новую эру. В плане тактических изме-
нений, так и создания коллектива, по глубине состава не имевщего себе равных, если сра-
внивать с образцами последующих тренеров. Футболисты, игравшие при Маслове, с успе- хом играли при Севидове,затем при Лобановском и Базилевиче. Так что образцы 1975г. и
1986/88 не единственные, отмеченные историей и памятью болельщиков.
___
вы читали мой текст? Я как раз утверждаю, что игроки 86-88 индивидуально сопоставимы с предшественниками, а превосходят в командном движении и тактике. Я пересматривал игры Динамо 70х. По сравнению с серединой 80х это статичный футбол.
Ну и мнение тренеров конечно важно, но существует и объективная картина. А именно результат. И если ДК 70х и 80х сопоставимы, то базирующаяся на основе ДК сборная СССР, возглавляемая Лобановским, достигла пика в 86-88.
70-х") - это то, что есть, а мнение Лобановского(!), процитированное мной в пре-дыдущем комментарии, "это, конечно, важно, но..." Вы хотя бы понимаете, о чем Вы пишете? Ладно, дискутируете со мной, видевшим в отличие от Вас(а не "про- сматривавшим"(?!)все наилучшие образцы "Динамо" от 1960/61 и далее, но Вы же пытаетесь "не соглашаться"(?!) с Лобановским(и Базилевичем,также мной проци- тированным), прямо говорящими на затронутую Вами тему. Что уж говорить о сос-
таве Маслова 1964-69г.г., состоявшим из такого количества первоклассных игро-
ков и происходившей ротации, которую ни в 70-е, ни в 80-е .и представить себе
нельзя было из-за нехватки соответствующих футболистов.Что касается Вашего
"восторга" по поводу "базирующейся на основе ДК сб.СССР и пика в 1986-88", то
Вам бы не мешало знать мнение того же Лобановского, который не раз и не два
говорил о порочной практике формирования сборной на основе одного клуба.
И не только говорил,но и писал...Что уж вспоминать в "пожарном порядке" гото-
вившуюся сб.СССР к ЧМ-86 за три недели(?!) до начала ЧМ. Или события 1983г.,
когда Лобановский сотоварищи был уволен...
Напомню, Лобановский развивался и неоднократно менял свое мнение. А уж к фразам "Коньков был игроком уровня Беккенбауэра" я вообще не отношусь всерьез. Для меня слова Лобановского не догма, как ленинизм для марксиста-начетчика.
А вот что Лобановский писал о прогрессе в футболе:
Футбол развивается в сторону силового единоборства, скорости, атлетизма и быстроты принятия решений. Задание - в чем-то опередить соперников, а на старом багаже далеко не уедешь. Где же резерв? Только в тактике! И так было всегда. Тактика - это бесконечный процесс творчества.
Тактика важнее игроков.
ского, частично процитированную в предыдущем комментарии, почитать. Впрочем, куда там.Может о подлинном футболе будете знать,если не ви- дели его ни в 50-е,ни в 60-е,ни в 70-е г.г. и не знаете даже игроков и тре- тренеров по именам, творивших историю футбола. Степенью демагогии, правда, примитивного уровня.Вы овладели. Что поделаешь, в любой профессии такие "специалисты" встречались и мне.Но в издание "Франс
футбол", где расположен перечень выдающихся тренеров международ-
народного футбола, и среди них - Лобановский, Вы все равно не попаде- те. К счастью. Жаль, что Лобановскому,Базилевичу,Маслову и т.д. дове-
лось в свои годы наслушаться разных "речей", подобных Вашим.
Цитата противоположного характера от позднего же Лобановского, куда более опытного по сравнению с собой ранним, полностью игнорируются. Поскольку противоречит его же ранним взглядам. Вы даже не попытались ее прочесть и понять.
Откуда-то берется утверждение, что оппонент не знает игроков и тренеров по именам. Если у вас найдется свободная минута, вместо бесконечной копипасты приведите соответсвующий текст, на котором основано ваше утверждение.
Ну и насчет демагогии - вынужден вернуть мяч обратно. Я еще не забыл, как вы опровергали прямое утверждение Зубрицкого о том, что новый гт приглашал его остаться в тренерском составе Динамо, но он сам не захотел, поскольку уже привык к самостоятельности.
во), не могли знать в какой футбол будут играть при новых тренерах. И если "масловские кадры", попав-
шие к Деду,были более восприимчивы к пониманию требований Лобановского и Базилевича в силу раз- нообразных тактических поисков и изменений Маслова, совпадавших или близких к идеям и планам Ло-
бановского и Базилевича, то "кадры Севидова" появились в силу кадровой потребности заменить закон-
чивших карьеру или ушедших.И почему все упирается в то, играли бы они в лучших клубах Европы? А разве киевское "Динамо" не могло быть одним из лучших клубов этой самой Европы?
Ну и сравнивать ДК с европейкими топ клубами явный перебор. Все же Киев ни разу не брал КЧ или ЛЧ. Это обязательное условие для того, чтобы числиться топом. Околотопом Динамо было безусловно, и на пике игры побеждало топ клубы неоднократно. Но для топа все же не хватило взятия вершины и стабильности результатов.Мы победителей КЧ Селтик, Ноттингем, Црвену Звезду и Стяуа никак не относим к топам, а даже и Порту.
Костяк состава был сформирован при В.А. Маслове и А.А. Севидове. В.В. Лобановский и О.П. Базилевич довели его до лучшего состояния.
его ролью в появлении в основном составе О.Блохина и росте мастерства последнего,но и в закреплении в основ- ном составе, не часто появлявшегося раньше "масловского кадра" В.Веремеева, приходе в "Динамо" в 1971-73г.г.
В.Колотова, С.Решко, М.Фоменко, Л.Буряка, возвращении в свой родной клуб из "Зари" Вяч.Семенова...И всё это
при Севидове.
От всей души желаю здравия, благополучия, и долгих лет радости от игры команды любимого клуба...