Опять моменты истории футбола. Но на сей раз - не такой давней.
Речь о знаменитом Тьерри Анри (ссылка на Википедию для освежения памяти любителям сравнивать статистику).
Точнее говоря, речь о маленькой и в нынешние времена не очень заметной, но все же принципиальной разнице в скорости дриблинга. Возникает она потому, что футболист, идущий в обыгрыш, не снижает скорости и тем более не останавливается - подобно нынешним образцам.
Вот в этом застревании перед обводкой и сидит та самая принципиальная разница: не останавливаться, даже если приходится снижать скорость бега и, главное, не сближаться с ногами соперников. Именно в умении не сближаться с ними и возникают те самые моменты скорости.Для этой принципиальной разницы необходима принципиально иная техника работы с мячом в движении. Говорить о ней приходится постоянно, особенно в нынешние времена.
Мастера дриблинга любых прежних времен так или иначе обладали подобным мастерством - в той или иной степени. К сожалению, не так много видеоматериалов сохранилось из примеров игры киевского Динамо 60-х годов. И если примеры с игрой Анатолия Бышовца еще удавалось найти, то аналогичные с участием Виталия Хмельницкого, например, найти практически невозможно. Поэтому приходится просто упоминать об этом его умении обыгрывать соперников "на пятачке". А основой такого обыгрыша опять же служило умение не сближаться с ногами соперников до такой степени, чтобы те могли дотягиваться до мяча. Можно было бы обратиться к примерам Олега Блохина, но они разбирались здесь в таком объеме, что уже нет необходимости обращаться к ним вновь.
Это просто школа того футбола. Практически полностью утраченная сегодня.
Как это достигалось? Да вот же примеры действий Тьерри Анри: скорость, скорость и еще раз скорость. Ничего подобного вы сегодня не увидите в исполнении самого лучшего и вообще несравненного Винисиуса. Да и вообще в исполнении кого бы то ни было.
Можно сколько угодно уговаривать себя и других, убеждая мир в превосходстве современного футбола. Но в футбол играют футболисты. И кто из них быстрее в футбольном смысле (не бега, который то и дело принимают за скорость игры), оценить не так уже и сложно - особенно глядя на эти кадры.
Не вижу в современном футболе игрока, способного заложить вираж на такой скорости и под таким углом (см. в самом начале первого ролика). Может, он где-то и прячется от большого футбола, но тогда искать его тем более бесполезно.
Пробросить мяч на скорости мимо опорной ноги соперника, чтобы обежать его, пока он отрывает ее от газона, было обычным и даже типичным маневром нападающих былых времен, причем еще не так давно. О чем и свидетельствует данная подборка: ведь Тьерри Анри закончил играть в футбол в 2014 году, то есть всего лишь десять лет назад. Но наблюдая за его скоростями и сравнивая их с нынешними, кажется, будто бы минула целая эпоха футбола. Может, оно так и есть: десять лет назад в нынешнее таскание и топтание еще не играли.
Тьерри Анри так и не признали лучшим футболистом. Возможно, ему не повезло: по причине очень высокой конкуренции среди лучших из лучших в тот период: Анри по разу уступал Зинедину Зидану и Роналдиньо (Роналду ди Асис Морейра). Но в памяти он остался именно лучшим. А она порою важнее формального признания - особенно на фоне нынешней грызни и торговли вокруг титула.
Еще раз напоминаю: использовал пример его техники для иллюстрации принципиальной разницы в дриблинге того времени и нынешнего. Что и является темой данного поста.
Почему у Анри не сложилось в итальянском футболе? Это не уникальный случай - когда игрок выходил из привычной для себя среды и не смог включиться в другую. В наши дни заметна такая разница в игре Довбика в испанском и опять же итальянском футболе.
Конечно, можно докопаться до негатива даже у Пеле, Эусейбио, Марадоны, Месси и многих других. Другой вопрос - зачем это делать.
Скандальная история с игрой рукой - это другая тема, подробно освещенная в различных источниках. Словом, кого и что интересует.
Сравнивать Анри с нынешними могут только те, кто из среднего Холанда лепят звезду мировой величины.