То что изложено ниже не претендует на окончательную инстанцию которая рекомендует как надо тренировать детей, на эталон пути их футбольного развития, но скажу, что по этому пути идут некоторые довольно продвинутые детские футбольные академии.
принципы работы и будни детской футбольной академии, партнера футбольного клуба «бавария» мюнхен
1.
индивидуальная работаДетей нужно развивать индивидуально. Конечно, они вовлечены в группу, но вы всегда должны работать над их индивидуальными потребностями. Даже тактики должны быть предоставлены индивидуально. Когда они станут старше, вы сможете работать над коллективными формами и системами
в отличие от взрослых игроков и юношей, детям не хватает воображения представить командную игру в целом, поэтому тактику на игру и роль каждого в ней надо объяснять не на командном собрании, а вич-на-вич с каждым из игроков индивидуально. прямо как в оксфордском и кембриджском университете, где нету лекций, а студенты приходят к профессору в оффис и общаются с ним тет-а-тет чтобы выучить предмет.
этот процесс конечно, требует много времени дополнительно от тренировок, поэтому тренером детских команд становятся энтузиасты, те, кому интересно общаться с детьми, среди которых встречаются интересные "кадры".
2. "дворовой" футбол
помимо стандартного тренировочного процесса, желательно еще залучать и заохочивать детей в околофутбольные игры "дворового характера" до начала или после тренировки. для теx, кто приходит раньше например:
тренер становится на ворота, а дети бьют по ним с расстояния по очереди - тренируем хлесткий и точный удар. "мазилы" бегают за своими мячами сами за ворота и пропускают свою очередь.
играем в "каждый за себя", на вылет, где тренер за вратаря, а игрок должен забить гол пройдя своих партнеров по команде - забивший игрок выходит в следующий раунд и ждет пока это не сделают все остальные на поле, по очереди, кроме одного, так и не забившего, который вылетает. финал между двумя игроками проходит до двух забитых голов.
если есть на тренировочной базе большая стена - игрок бьет в нее различными способами (внутренней, внешней стороны стопы, "с пыра") и закручиванием мяча, смотрит и учится как мяч от нее отскакивает, тренирует остановку мяча и подработку для последующего удара или на ход. особенно полезно oстанавливать мяч не давая мячу опуститься после удара на землю - таким простым способом тренируется правильная обработка мяча после длинных передач, чтобы не отскакивало "как от дерева", и пробрасывание себе на ход пока соперник еще не оговтався. такое упражнение похоже на дворовую игру "минус пять"
теннис бол: полезен для лучшей координации движений и чувства мяча - это как дворовая игра в “квадрат”, только с сеткой
3. играть, играть и еще раз играть
в "дыр-дыр" на маленьком поле с портативными воротами без вратаря, в футзал, на полях баскетбольного размера где можно "обыграться" со стенками вместо игроков.
помимо оффициальных игр, устраиваем им внутри-командные спаринги с играми на вылет, плей-офф, когда "пан или пропал" - учит собранности, правильной психологическом настрое к важным играм и воле к победе.
внушать детям что футбол после тренировки не заканчивается, а может продолжаться в другом его виде: с друзьями дома, в школе - удобные обстоятельства тренировать новые финты, отрабатывать сложные движения, экспериментировать "на кошках" если против своих партнеров по команде это пока не проходит. главное заохочувать детей находить возможности и играть как можно чаще.
4. веселые тренировки с выдумкой
в конце сезона или перед новогодними каникулами проводить последнюю тренировку необычно:
например - матч родителей пап против игроков детей, или несколько тренеров против всей детской команды.
если база большая, сыграть с ними в гольф футбольными мячами - понатыкать флажков в парковой зоне и переходить от одного флажка к другому когда кaждый игрок должен попасть по нему в наименьшее число ударов.
повесить мишени на воротах в районе "девятки" или "шестерки", или поставить что-нибудь на перекладину, и бить по ним. или кто забьет с углового и сколько раз из 10 попыток. или играем в "американку": гол с пеналя 10 очков, штанга 50, перекладина 100, крестовина 150. гол от штанги или прекладины - очки умножаются на два.
таким образом, у детей развивается понимание, что тренировки это не только работа, но и удовольствие, появляется потом раскованность на серьёзных занятиях.
5. универсализм
детей желательно наигрывать и пробовать на различных позициях на поле: это развивает их футбольный интеллект и навыки, а также универсализм. плюс лично для них: в будущем, в профессинальных клубах, они могут быть задействованы на разных позициях, значит получать больше игрового времени на поле среди еще тридцати игроков в команде, тоесть быть более конкурентно-способными.
к примеру: быстрых цепких хлопцев можно ставить как страйкерами, чтобы те на ходу получая мяч убегали от защитников или темы же центральными защитниками, противодействующими быстрым форвардам соперника. крайних полузащитников задействовать по всему флангу: созидать вместе с центрфорвардом и помогать центральным защитникам. страйкеру, чтобы он не выпадал из игры, пока ждет пас он своих партнеров по команде (это может быть очень долго, если соперник сильнее вас), предлагать отходит назад и помогать обороне, чтобы чувствовать мяч. это также полезно, когда у форвардов не идет игра - если они неплохи в отборе (разрушать легче чем созидать), то им предлагается играть немного глубже, отбирая мяч и восстанавливая свою уверенность.
6. многоуровневость и конкуренция
создать несколько уровней команд в клубе и в чемпионате, (хотя бы три, но желательно больше): например,
"чалленджер" (претенденты) -занимающиеся футболом как хобби и может быть чего нибудь из этого выйдет или стремящиеся выйти на уровень выше,
"селект" (избранные) - для которых футбол это больше чем хобби, а возможная карьера к которой надо стремиться
и "элитa" - те кто самые лучшие, которые будущее футбола страны, которых мы готовим к профессиональной карьере
так чтобы у детей развивалось чувство конкуренции и стремление к совершенствованию все время, не останавливаться в развитии, потому что всегда есть еще один уровень выше, на который можно и нужно выйти. самых лучших переводить в команды на год старше
7. свобода, выражение себя на поле, воображение и креативность
мы определяем все что дети делают на тренировках, стуктурируем их футбольную жизнь. а потом удивляемся, что они не могут импровизировать на поле когда это необходимо, когда трeнерский план на игру не работает.
поэтому важно дать детям свободу выбора и самостоятельность, возможность делать что-то от себя по своему усмотрению и в соотвествии с их инстинктами и интуицией.
8. интеллект и хитроумие
и последнее: учить детей думать на поле, развивать их интеллект, умению подмечать особенности игры соперника по ходу игры - именно онo вместе с технической подготовленностью и разнообразием выигрывает матчи.
По перше, дитина сама бачить що конкуренція серед його однолітків є шаленою: у його клубі є три чи чотири команди його року народження за різним рівнем технічної майстерності і вона прагне чи перейти у команду рівня що вище або не хоче щоб її перевели на рівень нижче, тому й намагається тренуватися найкраще
По друге, Кожна команда клуба данного року народження бере участь у чемпионаіонаті свого рівня, але таких рівнем може бути десять чи навіть дванадцять. Чим краще грає його команда у чемпіонаті, тим більше йомовірність що наступного року його команду підвищать на один, два або навіть три рівня, а отже дитина буде грати проти сильніших команд та розвивати свою майстерність
По третє, на внутрішньо командних змаганнях академії, дитина звикає до ігор плей-офф, на виліт та частенько ще діє правило золотого голу (тобто, хто забиває першим, йде далі по сітці плей-офф), у фінальній грі треба забити два голи. звичайно також бʼються пеналі якщо час вичерпаний і нічия. при тому ми не заважаємо дітям стояти за воротами та відволікати хлопців з іншої команди бити ті пеналі: вони завжди весело кричать тим, хто бʼє - «гей, чувак, чи ти можеш впоратись з тиском (стрессом) бити ті пеналі»?
Що це дає? Те, що дитина змалечку розуміє що:
1. є конкуренція всюди: у її команді, у рівні команд у її клубі, у рівні чемпіонату у якому вона грає, і все у її руках чи ногах щоб грати краще, підвищувати свою майстерність, завжди є інший вищий рівень на який треба вийти, є мета у її футбольному житті
2. дитина вже навчена грати матчі де «пан або пропав»: плей-офф, золотий гол, пенальті на виліт. тобто коли справа дійде до найважливішого матчу у турнірі, як наприклад Бельгія грала з Україною двічі (на євро їм треба була хоча б нічия, у лізі нації перемога у три мʼячі), то дитина впорається з нервами й стрессом та видасть таку гру, яка досягне потрібного результату.
Звичайно, при такому рівні конкуренції та тиску, має місце душевне вигоряння у дитини, тому задача її тренера цього не допустити. А отже, є «веселі» тренувальні сесії та просто інші вправи, щоб дитину трохи попустило. Те саме робиться на перед ігрової розминці - вона легка й весела щоб зняти напругу
Але, ще раз наголошую, такі діти завжди готові до стресових ситуацій де є тиск досягти результату у одному даному матчі , виходять й досягають його, без базікання як вони там будуть битися на полі за честь клуба, прапора та країни. Для них то виходить природно, рефлексивно
Та їм не треба розказувати про конкуренцію та невпинне вдосконалення своїх технічних можливостей - вона сама усе бачить та розуміє що до чого, що нема ліміту її вдосконаленню та усе залежить саме від неї.
Це у ДНК хлопців, що пройшли усі рівні та стали професіоналами на Заході.
Со своей стороны скажу: мне кажется, что причинами тех проблем взрослых игроков нашего футбола, которые озвучены вами выше, являются:
- довольно малое количество детских команд на душу населения нашей страны, что порождает низкую конкуренцию: не из кого выбирать просто топ игроков для национальной сборной
- отсутствие многоуровневости в футбольных командах, футбольных команд и соревнований: детям просто некуда стремиться наверх, выходить на новый уровень, усердно работая над собой повышая свое мастерство, чтобы перейти на уровень выше
- отсутствие уважения к тренерской работе с детскими футбольными командами которое отражено в зарплате этих тренеров. вероятно , стоит подумать о переходе некоторых детских академий на коммерческую основу, когда официальные взносы родителей частично идут на оплату труда их тренеров.
- и последнее, тут я не уверен что прав: насколько застарелой являются методика тренировок детских команд в Украине? мировой футбол не стоит на месте, развивается, подстраиваются под него а также и усовершенствуются методы работы с детьми, будущим футбола. Насколько отстаем от этого мы?
ИНДИВИДУАЛЬНО следует обучать той технике, которая работает на КОМАНДНУЮ игру. В прежние времена детей обучали все делать только в движении и в минимум касаний к мячу. А все остальное, описанное автором блога, вытекает из этой парадигмы.
Сегодня техникой считается умение постоянно держать мяч на ноге. Но это парадигма не профессионального, а дворового футбола: "мотаться". То есть командная игра стоит на месте - зато игроки очень сильно дергаются вокруг мяча. У некоторых современных наблюдателей при этом возникает иллюзия высоких скоростей игры, но это именно следствие "мотания". Иллюзией является даже якобы высокая техника Винисиуса, из которого лепят какой-то "мировой образец" - хотя он сильно уступает своим бразильским предшественникам очень большой давности. Но теперь такие критерии.
Система "мяч на ноге" должна быть исключена из школьного образования: в ней корень зла. Игроки боятся оторваться от мяча, чувствуя собственную техническую несостоятельность - особенно в плане ударов по воротам, из-за чего теперь все таскают и жуют мяч, чтобы каким-то образом затолкать его в ворота. А о том, чтобы принимать мяч на ходу и бить по воротам с первого же касания, теперь даже речи нет.
Это бесконечный разговор. Однако нужно дело. А вот его-то делать некому.
Все делать в движении - именно так и обучаем при выполнении упражнений.
Минимум касаний по мячу - во время внутрикомандного спарринга или с командой академии на уровень ниже частенько выставляется такое требование: максимум когда два, когда три касания или запрет на пасы назад и поперек, только вперед. Если правило нарушается, игра останавливается и мяч отдаются разыгрывать сопернику. Без ограничений в таких случаях играем только перед важным матчем.
Сегодня техникой считается умение постоянно держать мяч на ноге. Но это парадигма не профессионального, а дворового футбола: "мотаться". То есть командная игра стоит на месте - зато игроки очень сильно дергаются вокруг мяча: отвечаю, парадигмой командной игры является поиск свободного пространства в движении по направлению к воротам соперника - создать это пространство когда мы атакуем и врываться в него и наоборот, сузить до минимума площадь поля, которую надо оборонять при атаках соперника.
Это бесконечный разговор. Однако нужно дело. А вот его-то делать некому: делаем что можем, чтобы ублажить вас :)
Де він першим пунктом поставив те, що вони ростять розумних освічених людей. А вже на це накладається футбольна майстерність.
Контекст: Хто в школі не вчиться, в футбол може грати, але буде тупим. А їм треба розумні ігроки.
Ещё Вы написали, что это "принципы работы и будни детской футбольной академии, партнера футбольного клуба «Бавария» Мюнхен". А как это понять ? Что это за детская футбольная академия - партнёр футбольного клуба "Бавария" Мюнхен ?
« структура занятий и упражнения, проходят по методологии и принципам разработанным в главной детской футбольной академии в мюнхене с учетом местных реалий (индивидуальности игроков в данной команде и будущих соперников на выходные).
летом тренера академии ездят гостевать в главной клуб "баварию" и перенимать опыт у своих коллег в мюнхене, а также посещают тренеровки взрослой команды профессионалов в подготовительной части и начале сезона.»
То есть эта футбольная Академия - как бы филиал Академии мюнхенской "Баварии". Это так ?
А Клауса Аугенталера, конечно, помню.
А сколько учебно-тренировочных групп в этой Академии и какие возрастные категории она охватывает ? И в каких соревнованиях участвуют ребята ?
2. Возрастные категории: с 6 до 17 лет (от U7 до U18)
3. Уровней региональных чемпионатов: двенадцать, это значит что, например, команда А может играть среди команд первого уровня, команда Б среди команд пятого уровня (и перейти например в четвертый на следующий сезон), команда В на восьмом уровне (и опуститься на девятый) в зависимости от качества продемонстрированной игры в сезоне, турнирной таблицы и рейтинга который выставляет региональная Федерация футбола
Есть также общенациональные соревнования, куда надо пробиться через региональные. При этом, однозначно повышается рейтинг команды на общенациональном уровне.
Если детально ответить на вопросы, то смотрите мою ссылку в начале на предыдущий блог.
Думаю также, вам будет интересно как специалисту (детскому тренеру, я так понимаю), посмотреть мой комментарий в самом верху о том каким способом у детей развивается чувство конкуренции и умение справляться с стрессом и достигать нужного результата в решающих матчах.
Так эта Академия не в Украине ?
Вы написали, что "Самый известный ее выпускник подписал как-то контракт с одним из топ клубов английской премьер лиги". А кто это ? И с каким топ клубом АПЛ и когда он подписал контракт ?
По выпускнику: чтобы сохранить приватность и «не получить по мозгам» за раскрытие кое какой инсайдерской информации про такую академию, я воздержусь от имен, а клуб - любители футбола все о нем прекрасно слышали, некоторые даже болели или болеют за него. этот клуб был беззаперечным лидером английского футбола в 90-х годах например.
Вашу "ссылку в начале на предыдущий блог" я не увидел, а сам предыдущий блог раньше пропустил и пока так сразу не нашёл. Просто у меня со временем сейчас напряжёнка.
А Ваш "комментарий в самом верху" я прочитал.
Мне интересно всё, что связано с детско-юношеским футболом, но я в свои приближающиеся 80 по профессии уже не работаю. А за свою тренерскую деятельность я сделал семь выпусков.
Я поначалу с изумлением подумал, что Вы написали об Академии, которая с подачи "Баварии" уже открыта в Украине, и хотел спросить и о базе, и о финансировании, и о том, какое отношение к этой Академии имеете лично Вы. Но оказалось, что всё это - не об украинской Академии.
Вы написали, что процесс пошёл, и ФФУ сейчас проводит набор в школу под своим патронатом. А если это так, то это не может быть секретом. Поэтому, скажите, пожалуйста, на какой базе открылась эта школа ?
https://sportarena.com/football/uaf-obyavila-o-nabore-detej-2018-19-godov-rozhdeniya-v/amp/
Украинская ассоциация футбола (УАФ) объявила о наборе детей в Центр развития футбола.
Обучение в Центре развития футбола УАФ будет бесплатным. В Ассоциации подчеркнули, что сейчас открыт набор на мальчиков и девочек 2018/19 годов рождения.
Тренировочный процесс будет осуществляться по методикам ведущих европейских академий, в частности, английского Манчестер Сити. Возглавят процесс украинские тренера, успешно прошедшие практику в европейских футбольных клубах.
Напомним, что в начале 2025-го 20 украинских специалистов ознакомились с системой Горожан: как в детской школе, так и в первой команде. Данная программа предусматривает дальнейшее кураторство украинских тренеров, благодаря чему мировые практики будут внедряться в детско-юношеский футбол нашей страны.
В июне прошлого года УАФ заключила договор о сотрудничестве соглашение об обучении и стажировке украинских тренеров в футбольной системе Манчестер Сити: спустя полгода первая группа коучей отправилась в Англию. Также украинские специалисты пройдут стажировку в двух клубах Лондона — Челси и Арсенале.
Ранее УАФ подписала меморандум о сотрудничестве с Немецким футбольным союзом. Первый совместный проект будет сосредоточен на организации летних лагерей по оздоровлению детей из Харьковской, Запорожской и других областей Украины, а также на поддержке детских тренеров в процессе обучения.
В мае 2024-го УАФ подписала подобный документ с Федерацией футбола Франции (ФФФ). В феврале прошлого года глава УАФ Андрей Шевченко заключил меморандум о сотрудничестве с президентом Итальянской футбольной ассоциации Габриэле Гравиной.
Спасибо за информацию !
Процесс действительно пошёл !
Шевченко - большой молодец !
На достигнутом оставаться не стоит, и продолжать дальше идти в этом направлениии заручась также поддержкой со стороны государства.
Вон, недалеко вышеуказанной академии, есть такая же у ФК «Ливерпуль», голландцы тоже что о подобное открыли «по соседству».
Нужна массовость в футболе, тогда будет выше конкуренция и как следствие мастеровитость выпуск ков
На мою думку, ваш пост буде цікавий ентузіастам футболу, які намагаються бодай щось робити, незалежно від обставин та місця