Уважаемый Skyf из Кропивницкого.
Приношу извинения. Я написал комментарий в вашем блоге, но он, как бывает, оказался слишком большим по объёму, что заставило меня оформить его в отдельный пост.
Если я правильно понял, вы в своём посте "Зацініть" делаете акцент на том, что тренеры большинства зарубежных команд делают упор на тренировках на тактические построения и отработку взаимодействия, наигрывание комбинаций, в отличие от наших, которые слишком много времени уделяют "физике.
" Речь даже не о "Жироне", я думаю, тот же Гвардиола не станет обучать того же Родри искусству паса, а Артета не станет работать с Сака над искусством дриблинга.В более раннем посте "Декілька слів не про Динамо" вы писали о сером и не интересном футболе, который исповедуют подавляющее большинство команд Украинской Премьер-лиги, где в основу закладывается та же физподготовка. В результате мы наблюдаем беготню и борьбу с элементами футбола, но не сам футбол.
Откуда тренеру взять время на тактические премудрости, наигрывание комбинаций и развитие у игроков тактического мышления и игрового интеллекта? Среднестатистический игрок не умеет останавливать мяч, не умеет сделать точную передачу даже на 20-30 метров (особенно в движении), обыграть соперника один в один, технично и точно ударить по воротам (об игре головой вообще умолчу). Что остаётся тренеру? Настрой, физика и простейшие построения на поле.
Где закладывается технический фундамент игрока? В детстве и юношестве. И опять мы вернулись к детско-юношескому футболу. Каков престиж у тренеров, которые часами возятся с мальчишками? Какие материальные стимулы? Пусть выскажутся профессионалы, но мне кажется даже от них, в первую очередь, требуют результат, а материальная сторона явно не добавляет престижа профессии. Вот и штампуются серые футболисты. Ценится скорость, ценится характер, физические данные, а техническое оснащение и умение работать с мячом... Как получится. Хорошо, если парень от рождения талантлив, хорошо скоординирован, имеет данные. Но таких немного. Остальные продолжают развиваться в среде, где главное не умение разговаривать с мясом на "ты", а опять-таки - результат. Долго и безуспешно пытаюсь обратить внимание на наши "корни", на необходимость иного подхода к "низшим" ступеням развития (которые, на самом деле, имеют громадное значение), но нашим функционерам проще не замечать проблемы, нежели её решать - хлопотно, затратно, неблагодарно. Поэтому, можно сделать вид, что всё идёт в правильном направлении, а причины можно найти всегда (тяжелейшее положение из-за военных действий, отсутствие необходимых средств, наш менталитет и даже (!) отсутствие необходимых данных при рождении). Это путь в тупик, куда мы бодро шагаем уже не одно десятилетие.
Если тренер профессионального клуба ставит только командную игру, но абстрагируется в тренировочном процессе команды от технического совершенствования игроков, то в моём понимании это не тренер. Совершенствование в исполнительском мастерстве - бесконечный процесс.
Если тренер профессионального клуба ставит только командную игру, но абстрагируется в тренировочном процессе команды от технического совершенствования игроков, то в моём понимании это не тренер. Совершенствование в исполнительском мастерстве - бесконечный процесс.
Вы спрашиваете, как именно тренер главной команды может повышать индивидуальную технику игроков. Пожалуйста, прочитайте, ещё раз мой комментарий от 06.11.2025 15:29, где я привёл конкретные фрагменты тренировки профессиональной команды с пометками "Тренер молчит". Вот Вам наглядный пример, как тренер главной команды не повышает индивидуальную технику игроков, а, наоборот, понижает уровень их исполнительского мастерства. А хороший тренер похвалил бы пацана за стремление к совершенствованию в технике, а "деда" наказал бы за его гнилой базар и за то, что он выключился из незавершённого упражнения.
это не значит что например вингер (краек) не может при атаке сместиться в центр или даже на противоположный фланг или не участвовать в оборонных действиях помогая, например, своим центр бекам - наоборот, это заохочуется. если кто-то из ребят быстро устал от работы на всю команду, его можно заменить, дать посидеть отдохнуть и выпустить снова потом.
ребятам надо предлагать разные позиции, к которым они тяготеют и наигрывать их там - больше вариантов и гибкость тренеру в тактическом построении, ну и самим им на будущее полезно уметь играть и там и там - не будут греть банку в взрослых клубах.
ну и еще очень важно найти контакт с хлопцами, чтобы они за тебя и друг за другом горой стояли, бежали на тренировку. плохая обстановка в команде, зависть, кто-то недобежал, кто-то кому-то пас недодал должны исключатся. ну а тренер, в принципе, должен быть доступным для разговоров, как для детей, как их старший товарищ, так и их родителей.
но, родители не имеют права давать указания тренеру как проводить заняться или кричать что-то своим чадам во время игр заменяя роль тренера - сначала предупреждение, потом просто исключение из клуба. родители также не имеют права обсуждать с тренером игру своего ребенка в течении 24 часов после окончания матча. если родители или их чада кричат ругательства в сторону судей, игроков соперника, их тренеров или лезут обсуждать матч с судьей - с игроком тоже, увы, приходится расставаться. это учит ребят корректному поведению и уважительному отношению к соперникам и официальным лицам.
то жлобство или хамство, которое игроки в чемпионате Украины порой демонстрируют некоторые игроки по отношению к друг другу или к арбитру удивляет. некоторые из них путают жесткую, но справедливую, игру против соперника, как это делал например олег лужный, и необоснованную агрессию после отыгранного епизода.
понедельник и четверг: 1.5 часовая тренировка - упражнения на владение мячом малыми группами, обыгрыш и отбор или перепасовка на ограниченном пятачке поля малыми группами, отработка выходов 3 на 2, 3 на 3, 4 на 3 и так далее, удары по воротам сходу по катящемуся мячу, отработка длинных передач в движении, игра 1 на 1 или 2 на 2 (реже 3 на 3) на детские складные ворота до первого гола, разные защитные действия и так далее. это длится примерно час.
никто жонглирование мячем не тренирует - этим занимаемся факультативно, дома. больше нас интересует техника перекатывания мяча с одной ноги на другую из стороны в сторону, вперед-назад, по-диагонали и назад. чувство мяча в ногах, чем например владел в совершенстве роналдинью.
последние полчаса - игра хлопцев 7 на 7 на поле футзального размера и с такими же воротами: тренером формируются две команды, а ребята уже сами общаются между собой выбирая позиции на которой они будут играть. тренер может только дать указание, например - бить по воротам только если сделано энное количество пасов, или пасы только вперед, либо есть нейтральный игрок который играет за то команду, которая владеет мячем, или кто-то стоит за боковой линией и включается в игру в определенные моменты (тренируем атаку на флангах).
вторник: 1 час, отрабатываем только индивидуальную технику, обычно у каждого игрока по мячу и, например, после паса на ход он делает дриблинг между стойками, расположенными наугад с меняющимися кенфигурациями с выходом на ворота и ударом по ним без остановки; прием мяча после навеса в штрафную и удар, прием мяча в различных позициях - на ход вперед, стоя боком и спиной к воротам: отрабатываем маневр после получения. заканчивается это все спарингом 2 на 2 или 3 на 3 на маленьком пятачке поля с малыми воротами (дыр дыр)
среда: игра с командой одногодок внутри клуба (А, Б или В), либо с командой из группы на год старше или младше. при этом у старших есть ограничения, наложенные их тренером чтобы тем был сложнее забивать. поле обычно или футзальное или со стандартными воротами.
пятница: разгрузочный день перед официальными играми - тренировка вратарей. ребят заохочують приходить и бить по воротам, отрабатывать стандарты с участием вратарей (угловые, навесы, штрафные удары - прямые и непрямые). но это по желанию.
выходные - официальные игры в лиге, по одной, иногда две (если турнир) в день. если в субботу нет игры - устраиваем футбольный "фестиваль" - спарринги внутри клуба, при этом смешиваем футболистов из команд А, Б и В в разные команди, чтобы те кто попроще набирался опыта у крутых, а крутые отдохнули перед официальным матчем в воскресенье но держали себя в тонусе, или отрабатывали какие-то экспериментальные свои выдумки на "кошках".
возьму пример с команды хлопцев У-10 (девятилетние), имеющих за своими плечами уже 2-3 года тренировок в академии.
"тренеры большинства зарубежных команд делают упор на тренировках на тактические построения и отработку взаимодействия, наигрывание комбинаций, в отличие от наших, которые слишком много времени уделяют "физике".
физика действительно, как таковая, не ставится в этом возрасте - хлопцы и так "залюбки" бегают до упаду, готовые играть в футбол до упаду днем и ночью. к физике мы подходим ближе в период их пубертатности (полового созревания), когда у них формируется сила на уровне взрослых мужиков.
в возрасте до 14 лет ребятам важно поставить технику, потому как если к 14-15 лет у них ее не появится, то уже и не будет. поэтому акцент делается именно на этом. даже командные действия они могут схватывать и реализовывать на лету в таком возрасте если есть задатки техники.
это не значит, что командная игра не отрабатывается. это тоже имеет место быть, потому что хаотическая беготня ребят в оффициальных матчах наказуема проигрышем, и репутацией тренера :)
(дали будe)
Вот берут моих воспитанников в команду мастеров. После первой же тренировки пацаны приходят ко мне и говорят : то что вы от нас требовали, в команде требуют в точности до наоборот. Приезжаю к ним на тренировку и вижу упражнение в парах : мой пацан ускоряется по правому флангу, а его партнёр, авторитетный в команде игрок, из центрального круга даёт диагональ ему на ход и предлагается для ответного паса в радиус штрафной площади. Пацан на полной скорости первым касанием выполняет ответную передачу, но не точно. "Дед", вместо того чтобы завершить упражнение рывком к мячу и ударом по воротам, останавливается и пихает пацану : "Та куда ты палишь в касание ?! Подработай и подай нормально !" Тренер молчит.
В следующей попытке партнёры меняются функциями. Пацан даёт диагональ, "дед" подрабатывает мяч и подаёт на радиус. Пацан летит на полной скорости и с ходу засаживает выше ворот. "Дед" пихает : "Та шо ты палишь с ходу ?! Обработай и пробей нормально !" Тренер молчит.
Я привёл в пример это примитивное упражнение для простоты восприятия его содержания. Но подобные нюансы происходили и во всех других упражнениях. Вот другой мой пацан, которому мяч опускался за голову, не пробил с лёту по воротам с разворотом на 180 градусов левой ногой, а обработал мяч, подправил его под правую и пробил правой. Тренер ничего ему не сказал. Я после тренировки спрашиваю у него : "Ваня, ты знаешь, что было бы, если бы такое безобразие ты сотворил на нашей тренировке ?"
- Знаю, - говорит он.
- Так чего ж ты это сотворил ?!
- Но здесь ничего этого не требуют, - сказал он.
Я мог бы привести массу подобных примеров. Но, думаю, достаточно и этих.
Зато в сегодняшнем футболе всё больше голов забивается в касание, сходу потому, что "подработка" убивает время и темп атаки, что на руку обороне. Поэтому мы сегодня всё больше отстаём в этом компоненте.
Всё-таки жаль, что здесь, у Шурика, не принято обозначать пользователя к которому обращаешься. Мне-то ясно, что Вы обратились именно ко мне, но кто-то мог посчитать, что обратились Вы к TIVу, так как Ваш комментарий расположен под его комментарием. Правда, в данном случае разобраться, к кому Вы адресовались, не так уж и сложно, но когда комментариев на ветке много, то сделать это бывает очень непросто.
В моём комментарии (06.11.2025 15:29) дан самый примитивный анализ фрагментов тренировки. Но если копнуть глубже, то даже в выполнении этих элементарных заданий содержится масса важных для технического совершенствования нюансов, мимо которых прошёл промолчавший тренер. А что уж говорить о сложных упражнениях, например, об упражнениях на выбор действия или о двусторонках с заданиями и условиями, в ходе которых постоянно возникают моменты для срочного анализа "не отходя от кассы". А многие тренеры просто не видят этих моментов.
И не только в старших возрастных группах, но и вообще в футбольных школах основная работа идёт на результат. Даже в элитных Академиях. Вот пример. Играет моя команда (это был 2011 год) в юношеском первенстве Украины (U-16) с "Шахтёром" на их базе в Киршах. Их форвард метров с восьми с лёту пробивает выше ворот. Тренер орёт : "Куда ???!!! Останови, спроси фамилию у вратаря и закати в угол !"
Бесспорно, работать на результат тоже необходимо. Без этого невозможно воспитать у ребят бойцовских качеств. Но в большинстве наших школ такая работа является сугубо приоритетной.
Ранее вы написали, что тема эта огромная и для одного обсуждения неподъёмная. Но, может быть вы обозначите хотя бы основные позиции, с которых, по-вашему, следует начинать?
Я не знаю, с чего следует начинать. Вот TIV постоянно подробно рассказывает, как выстроена система подготовки резерва на Западе, начиная со школьных соревнований и заканчивая совершенствованием мастерства лучших из лучших в топовых Академиях. Украине сейчас не до этого. Остаётся надеяться только на то, что талантливые мальчишки попадут в хорошие руки. А беда в том, что хороших рук очень мало. Мой друг ныне покойный Пётр Андреевич Пономаренко, воспитавший целую плеяду известных футболистов (братья Чановы, Звягинцев, Щербаков и многие другие), ещё во времена Союза отмечал, что в детско-юношеском футболе хороших тренеров гораздо меньше, чем плохих. Чем это было обусловлено, он объяснял так : в любом деле по-настоящему хороших специалистов всегда мало, а в сложном деле - ещё меньше. Как есть, например, хирурги от Бога, так есть и тренеры от Бога. А воспитание таланта - это очень сложное и тонкое дело. Вот потому и мало тренеров, способных не загубить талант, а полностью его раскрыть.
Продолжу позже.
Свой предыдущий комментарий я писал урывками, а Ваш комментарий 09.11. 2025 11:41 увидел вот только что.
Вы предположили, что "ноги растут ещё с подготовки методистов, которые готовят тренеров". Но данных методистов раньше подготавливали другие методисты, а их в свою очередь ещё раньше подготавливали третьи методисты и так далее, и так далее. Так что откуда ноги растут - это вопрос. Но откуда в данном контексте ни росли бы ноги, Ваш вопрос "Тогда почему бы не пересмотреть саму методику подготовки ?" логичен только при условии, что слабая квалификация наших тренеров действительно проистекает именно из-за слабой методической базы подготовки и методистов (преподавателей), и, как следствие, тренерских кадров.
Однако у меня никогда и мысли не возникало о слабости и пересмотре этой методики. Да я как-то и не понимаю, что в чистом виде представляет из себя эта методика. На кафедре футбола в институте физкультуры у нас был предмет "специализация", и мы изучали его четыре года. В итоге каждый из нас достиг определённого уровня тренерского мастерства, а в последующие годы моё понимание и футбола, и содержания тренировочного процесса становилось всё глубже. Я стал видеть то, чего раньше не видел. Но мне повезло ещё в институте. На четвёртом курсе куратором нашей группы стал Герман Семёнович Зонин. Он тогда вернулся из Бирмы, где три года тренировал сборную страны и сделал её чемпионом Азии. Для маленькой Бирмы это было грандиозное достижение. В Ленинграде Зонин должен был принять "Зенит", но помешало чрезвычайное закулисное обстоятельство, и он на учебный год переключился на преподавательскую деятельность. За этот год он дал нам в понимании футбола на порядок больше, чем мы получили за предыдущие три.
Нет, не правильная или неправильная методика имеет решающее значение в становлении будущего специалиста, а футбольный интеллект и педагогическое мастерство конкретного преподавателя.
Скиф в своём посте "Зацініть" высказал мысль, что Зонин в своей работе делал акцент на физику. Да нет же ! Это миф ! Да, были у него на вооружении и затяжные кроссы со сменой темпа и ритма, и тест Купера, но все без исключения упражнения на поле даже в подготовительном периоде обязательно выполнялись с мячом. Физика, техника и тактика были на его тренировках слиты воедино и совершенствовались синхронно.
Так и я не спорю. Не вижу здесь и предмета спора. Вот меня сейчас вообще не волнует, как и в каком направлении меняется футбол и какие появляются методики. Я просто смотрю футбол и наслаждаюсь футболом. Мне больше ничего не надо. Ну и всегда обязательно за кого-то болею. Без этого для меня футбол не футбол.
А на безнаказанные толчки в спину, на борцовские захваты и на другой современный беспредел перестал обращать внимание. Как Наталью Могилевскую когда-то любили такой, какая она есть, так и я люблю футбол таким, какой он есть.
Хочу ещё сказать о таком аспекте. Весной 1975 года моего воспитанника Володю Пархоменко (1957 года рождения) взяли в команду мастеров второй лиги "Локомотив" Жданов, но после двух сыгранных им матчей отчислили как бесперспективного. Он был просто убит. Я сказал ему : "Ничего, Вовчик, будем готовиться. Поедем в Ленинград на просмотр". А "Зенит" как раз играл с "Шахтёром". Я поехал в Донецк и говорю Зонину : "Есть хороший мальчик".
- Привози его на вступительные экзамены, - сказал Зонин, - протащим его в Лесгафта и посмотрим.
У меня тогда была группа 1961-62 г.г. рождения. Вовчик тренировался в этой группе, а после тренировок я работал с ним индивидуально. Наши опытные тренеры смотрели на это и посмеивались : "Та даром ты с ним колотишься. Он медленный, тягучий. Ничего из него не выйдет".
- Но у него золотая голова ! - говорил я.
На это они всхохатывали и безнадёжно махали рукой.
В конце июля мы с Вовчиком прилетели в Ленинград. Зонин написал записку в приёмную комиссию. Возможно, Вовчик, умный парень, и без записки поступил бы, но было бы проблематично, потому что в том году много ребят поступало из дубля "Зенита" и ленинградского "Динамо". В институт Вовчик поступил, но в "Зенит" не прошёл. Но заиграл в "Буревестнике" (студенческая сборная Ленинграда), а затем - в ленинградском "Динамо" (первая лига Союза). В 1982 году его пригласили в "Шахтёр", в составе которого он был обладателем Кубка СССР 1983 года, обладателем Суперкубка СССР 1984 года, финалистом Кубка СССР 1986 года, финалистом Суперкубка СССР 1986 года.
А если бы не было у меня возможности показать его в Ленинграде, скорее всего, оборвалась бы его футбольная карьера на корню. А сколько талантливых ребят пропало у нас для футбола ! На моего воспитанника Сашу Спивака в родном городе не обращали внимания. А потом он играл в "Черноморце" (серебряный призёр чемпионата Украины), в "Шахтёре" (обладатель Кубка Украины), в сборной Украины при Буряке, в питерском "Зените" (входил в число 33 лучших футболистов России и вошёл в число 33 лучших футболистов "Зенита" за всю историю "Зенита").
И была ещё подобная история с моим воспитанником Сашей Волковым. Его отчислили из команды второй лиги, а потом он много лет играл в высшей лиге.
P.S. Когда в 1975 году я ездил в Донецк на встречу с Зониным, то во время матча сидел рядом с ним. Так потом мне многие говорили : "Слушай, там на зенитовской лавке сидел чувак, ну точная копия тебя !"
Там можна не напружуючись.
Справа державного рівня.
Нон-стоп розважально-гумористично-стендаперовські програми по телебаченню. Шоу за шоу.
Спортивні (а тим більше чисто футбольні) - рандомно. І плюс ще й за додаткові гроші (І-го-го, сектанти).
Монатік - тисячами молодь збирається. Футбол - ніззя!
Здоровий спосіб життя не в моді. В тренді - показушно-ржачний спосіб життя.
Перекос десь значно вище, аніж з/платня дитячого тренера.
Наскільки я знаю по чутках Чернігівська школа (чи клуб, чи секція) ще й досі не змогли отримати заслужені гроші за Ярмоленка. Якісь там адміністративні мутки.
Але просто наробити спортивних майданчиків - не вирішення проблеми.
Знову ж таки - проблема державного рівня, пріоритетів.
Поясню.
За спортивним майданчиком треба наглядати, облаштовувати. Причому на постійній основі. Це дуже клопітка праця. зараз за це треба платити. Сьогодні в будинкоуправліннях не вистачає працівників на догляд за прибудинковими територіями, на вивезення побутових відходів, на ліквідацію наслідків прильотів, на аварійні ситуації (навіть з урахуванням того, що в них є бронювання).
ОСББ цим також займатись не буде. Знову ж таки - треба платити. Мешканці заборговують по пів-року, по року за квартплату, за комунальні. Вони будуть платити за утримання спортивних майданчиків?
Сходіть в будь-яку "качалку" (навіть не Спортлайф, а стихійно-дворову. Треба платити. Або погодитись на те, що з тебе зроблять "тітушку" (частина "качалок" профілюється саме на цьому. А "тітушки" за свої акції заробляють пристойні гроші. І утримують ці "качалки" досить часто "серйозні" люди (навіть ті, кого Ви досить часто бачите по ТБ - в них свій інтерес).
Ентузіасти - ???
Станом на сьогодні переважна більшість ентузіастів на "передку". Або ще гірше - під прапорами на цвинтарях(((. За прапори, до речі, також примушують родичів платити (за древко, за прапор - є вже такі спеціалізовані фірми). Ну, спортивних майданчиків це не дуже стосується. Хоча - як подивитись.
Тому все не так просто - майданчики + ентузіасти.
Це політика держави.
Тут наводили приклади державних програм інших країн. Чемпіонати цих країн - ТОП, або близько до цього.
А в нас сьогодні пропагується "пожратьпоржать" і обов'язково - вкрасти (як правило - з бюджету).
Певне знайомі з матеріалом, чому один з наших гравців не поїхав грати за ближній кордон - і фінансові умови там були кращі, ніж в ДК, але там треба з усіх грошей платити податки - і вибрав Україну. А чорна/сіра зарплатня, несплачені податки - крадіжка з бюджету. Ось і нема грошей на спортивні майданчики.
А ентузіасти донатять.
Це не для дискусії, бо можна впасти в суворий депресняк. Просто висвітлення одного (досить вагомого і серйозного) боку проблеми.
Плюс, якщо хтось захоче таки організувати футбольний клуб з хлопцями (не за спасибі-дякую звичайно) - плата за аренду тих майданчиків для тренування.
А ось знайти обслуговуючий персонал на ті майданчики у парках може бути проблемою, бо багато працьовитих виїхало закордон під час війни. Отже, чекатимемо на її кінець.
Зрозуміло, що деякі керівники деяких міст і селищ зрослися з крутеликами і навряд чи будуть оподатковувати їх таким чином. Тому це вже справа місцевого панства переконати їх у зворотньому. Чи хіба скерувати кошти щ інших податків, що надходять до муніципального бюджету після загально-національної реформи майже 10 років тому.
Плюс ще ініціативність любителів футболу та їх організаційні здібності, бажання заробити на відкривши свій бізнес. Вважаю що такі ДЮФШ мають бути комерційними, інакше їх буде й далі дуже й дуже мало
Коли почнемо...
учетная запись этого пользователя была удалена
Звідти ростуть всі ноги наших негараздів.
І суть мабуть не в тому, що дитячі тренери мало отримують за свої труди.
На мою думку дай їм нині зарплату по 5 тис. євро (в місяць звичайно), то мало чого зміниться.
Позаяк у нас, на мою думку, дуже мало, крайнє мало тренерів, що зможуть з хлопчаків створити технічно підготовленого і інтелектуально вишуканого футболіста. Їх одиниці. А іщенків куча.
Передивіться відео останнього протистояння юнаків Динамо і Шахтаря в кінці минулого сезону: там крім мату, як від тренерів, так і від гравців і Ви не знайдете жодного цензурного слова.
Навіть якщо дитячий тренер і знає як виховати з дітлаха талановитого гравця то оскільки наш футбол заточений на фізику то без неї не буде перемог, не буде премій і не буде визнань. Тому і гонять вони потоком футболістів, з яких дуже мало хто залишиться в футболі, а ще менше, які залишать слід в футболі.
Вибачте за сумбур.
До речі. за бюджетом УАФ 2025 р. на розвиток масового футболу в регіонах закладено 1,9 млн.євро.
На юнацькі, молодіжні збірні, жіночий футбол і дитячо-юнацький футбол закладено 6,3 млн євро.
А на утримання УАФ, на чиновників і персонал - 5,4 млн.
Та витрати на арбітраж, навчання суддів 3,3 млн євро.
Такі от пріоритети Шеви і Ко.
.
Можно бесконечно тасовать колоды с тренерами и игроками для сборных, но без поднятия игрового уровня (а он закладывается с детско-юношеского футбола) мы обречены на прозябание, каких бы красивых слов ни говорили наши футбольные руководители. Мне кажется, что у нас не только ничего не делается в этом направлении, но даже не задумываются над этим, не считая это приоритетной задачей.