путешествие по италии. часть вторая: полосатая мафия

Темы:
Мировой футбол

стадион "сан-сиро" или "джузеппе меацца"

итальянске классичне:

полосатой мафией называют в италии три ее главных клуба - "ювентус", "интер" и "милан": по количеству завоеванных скудетто остальные итальянские клубы и близко не стояли. пройдемся вкратце по истории двух последних, и чтобы уже совсем в "древние" времена не забираться, начнем с 30-х годов, когда сборная италии стала чемпином мира дважды.


в эти далекие предвоенные года, "интер" однозначно был ведущим клубом милана, а тезка названия города редко попадал в тройку лучших клубов италии. основная борьба за скудетто велась между "интером", "ювентусом" и "болоньей". матчи первых двух команд с тех пор называются "дерби д'италия" - итальянское "эль классико".

футбольный клуб "интернационале" милано в те времена переименовали в "амброзиану" - предводителю итальянских фашистов муссолини не нравилась ассоциация первоначального имени клуба с коммунизмом.

балилла:

звездой "интера" в те времена был ее непререкаемый лидер джузеппе меацца, по кличке "балилла" (так называлась "пионерская" организация при диктатуре муссолини, не путать с болелой). меацца рос без отца, который погиб в первую мировую на австрийском фронте, болел за "милан", но его боссы отвергли "балиллу" за слабую физичекую статуру.

меацца вырос из новичка серии A, забившего больше всех в свой дебютный сезон, в топ бомбардира "интера" во все времена. "балилла" также рeкордсмен по количеству забитых голов в кубке митропы - предвестнику лиги чемпионов в европе в 30-х годах и он дважды становился чемпионом мира в составе сброной италии, капитаня "скуадру адзурру" во втором ее чемпионстве.

как звезда итальянского футбола меацца любил жизнь во всех ее проявлениях - женщины, шампанское: видимо сказалось бедное детство. его любимым трюком на поле было качнуть защитника в одной сторону, а самому уйти в другую. вратерей он также старался обмануть - показать что бьет в один угол, а направить его в другую.

закончив свою карьеру в "милане", и застолбив себе четвертое место в списке лучших бомбардиров серии А, теперь он стал "человеком-стадионом" - альтернативное имя для "сан сиро", которое устроило болельщиков обоих клубов.

"гре-но-ли":

в 50-е года ситуация в клубном итальянском футболе поменялась, и за скудетто боролись "ювентус" и "милан", в то время как "интер" пока отошел на второй план (тем не менее став чемпионом дважды).

дело в том, что у "милана" появилась тройка шведов - атакующих полузащитников и нападающих, олимпийских чемпионов: гуннар грен, гуннар нордаль и нильс лидхольм - гре-но-ли. нордаль до сих пор является не только лучшим бомбардиром "милана" всех времен, но и третьим по количеству забитых голов в серии A с рекордными пятью титулами "капоканониере" - лучшим бомбардиром чемпионата италии в сезоне.

в сочетании с чемпионом мира, уругвайцем итальянского происхождения, атакующим хавом и форвардом хуаном скьяффино, "милан" выиграл четыре скудетто, впервые за пол-века и в два раза больше чем их главный соперник "интер".

“великие 60-е”:

после доминирования мадридского "реала" в европе во второй половине 50-х, столица футбола в европе переместилась в милан. в оба клуба пришли два легендарных тренера, которые завоевали пару тройку скудетто для своих клубов и выиграли кубок европейских чемпионов по два раза каждый.

оба этих тренера провели в миланских клубах больше всего игр в качестве их тренеров и считаются лучшими на все времена согласно опросам болельщиков.

"маг:"

в "интер" милан пришел звездный аргентинец эленио эррера, тщательно скрывающий свои настоящий возраст - как девица на выданье. в испании он выиграл примеру когда тренировал мадридский "атлетико" и "барселону" - дважды для каждого клуба, дойдя с последним до финала кубка европейских чемпионов, выбив по дороге мадридский "реал".

с собой он привел обладателя золотого мяча испанца луиса суареса (не путать с нянькой для месси, кусючим уругвайцем) в додачу к другим звездам в "интере".

эррера требовал много денег от руководства и соблюдения строжайшей дисциплины от игроков на поле и вне его. для этого он организовал совет жен игроков и объявил им, что скоро их мужья будут зарабатывать не просто много, а очень много, только если их "спозаты" будут присматривать за правильным режимом и питанием мужей "вне рабочего времени".

в свой первый сезон эррера боролся внутри команды сo своим соотечественником, звёздном нападающим инсайдом антонио анджелилло. анхелильо, как его звали в аргентине, имел бунтарский нрав и вел гедонистический образ жизни вне поля, которые привели к многочисленным разногласиям между ними. в конце концов, владельцы команды пошли на уступки тренеру и продали того.

для эрреры матч начинался с психологической подготовки его футболистов перед игрой и психологической войной, нападками на соперника в медиа. его крылатые фразы, такие как: "бороться или играть? - играть и бороться!" или "мы выиграем у вас не выходя из автобуса" отлично характеризирует стиль работы этого тренера.

гранде интер:

эленио никогда не был скромным и утверждал, что защитный стиль, который так подходит по ментальности к итальянцам, по имени "катеначчио" (дверной засов по итальянски) выдумал именно он: левый крайний защитник "интера" джачинто факетти любил и частенько ходил в атаку, подстраховываемый центральным защитником тарчизио бурньичем - засов отпирался. когда контратака "интеристи" заканчивалась, тот быстро возвращалася на свою позицию - тем самым засов запирался (на самом деле, система катеначчио немного сложнее).

впереди у интера были креативный вингер марио корсо, который ленился много бегать, вытаптывая боковую линию, а предпочитал двигать мяч по полю своими дальними пасами и навесами. эррера и с ним имел терки по поводу его работоспособности, но поскольку "супер марио" был любимцем владельцев клуба семьи моратти, те его категорически отказывались продавать.

в атаке "нероадзурри" вместе с испанцем суаресом, маньячил сандро маццола: сын знаменитого валентино, звезды сборной италии и "великого торино". когда "интер" встретился в победном для себя финале кубка европейских чемпионов с "реалом", молодой сандро подошел к пидстарковатому уже по футбольным меркам ференцу пушкашу, и спросил правда ли что тот играл еще против его отца в сборной венгрии. получив утвердительный ответ от "очи бачи" (дядя восьмерка, кличка пушкаша среди мадьярских болел), пообещал тому камня на камне не оставить от "реала" в финале, что и было достигнуто.

"рок-энд-ролл:"

в "милане" был нерео рокко - полная противоположность по характеру к "магу" эррере в "интере". спокойный, вдумчивый и держащий все свои чувства при себе, он на матчах всегда был в бутсах, как бы показывая своим игрокам что он один из них.

рокко родился в самом восточном городе италии триесте, в то время на территории австро-венгерской империи. поговаривают, что его настоящая фамилия звучала по немецки "рёк", которую он поменял на итальянскую во времена муссолини.

игру своей команды нерео строил тоже от обороны, смешивая стиль "катеначчо" с зональной защитой и персональной опекой. дружил с легендарным футбольным журналистом тех лет джанни брера, с которым устраивал посиделки в любимом ресторане за пастой, обсуждая современный футбол и философию игры итальянцев в него.

по мнению обоих, поскольку итальянцы не отличаются атлетизмом и габаритами как их северные соседи немцы да англичане, игра от обороны в сочетании с быстрыми контратаками идеально подходило для итальянских команд и ее игроков.

"иль абатино - золотой мальчик":

а игроки у нерео рокко тоже были звездные. начиная от защитника и капитана "милана" чезаре мальдини, папы еще более знаменитого паоло, от которого тот наследовал номер 3 в команде: он в защите умел все - и работать в центре, и опекать персонально и идти в атаку. единственной слабим местом чезаре были очень редкие но глупые ляпы в обороне, которые итальянская пресса окрестила "мальдинати". первый капитан милана, поднявший над собой "ушастый" кубок чемпинов.

бессменным атакующим полузащитником на протяжении почти двух декад в милане был "золотой мальчик", или "иль абатино", как его называли в италии, один из немногих итальянских обладателей золотого мяча - джанни ривера. он был креативным, техничным и эффектным полузащитником, который в принципе мог играть на любой позиции в центре поля, но предпочитал быть плеймейкером.

как франк лэмпард не мог играть вместе со стивом джерардом в сборной англии, так и ривера с маццолой не могли ужиться на одном поле в составе скуадры адзурры - они были антагонистами, поэтому главный тренер сборной часто давал играть каждому по тайму. но нападающий всех времен и народов сборной италии джи-джи рива все-таки предпочитал играть в паре именно вместе с джанни, который больше работал на команду.

а в нападении "милана" сначала всем заправлял бразилец жозе альтафини (по кличке маццола!), с которым легендарный пеле находился не в очень хороших отношениях, так как оба были лидерами команд сражавшихся за первенство штата сан паулу в стране, "где много диких обезьян" (цитата из фильма, ничего расистского). и если ривьера является третьим за всю историю бомбардиром "милана", то альтафини за относительно коpoткую карьеру в этом клубе на четвером месте (а также делит четвертую сходинку с меаццои в списке лучших бомбардиров серии А, поиграв еще за другие итальянские клубы).

после альтафини в "милане" много забивал пьерино прати, который наколотил сотню голов за клуб. удивительно, но такой талант очень мало использовали в сборной италии - видимо довольно глубока была скамейка нападающих в скуадре адзуре.

после ухода обоих тренеров у обоих миланских клубов начались темные времена (а у "ювентуса" наоборот - светлые :) на следующих лет так 20: всего одно скудетто у "милана" и два у "интера" против целых 9 у "юве" - именно в 70-е, а также в начале и середине 80-х член полосатой мафии из турина вырвался далеко вперед по количеству завоеванных скудетто.

(далі буде)

Автор:

Статус: Наставник (2363 комментария)

Подписчиков: 3

1 комментарий
Комментировать